Правовой статус военнослужащего: проблемы обеспечения в современной России

И.В. Кудрявцев, адъюнкт кафедры ТИГП Санкт-Петербургского военного института войск национальной гвардии Российской Федерации

 

За свою историю Россия пережила немало реформ, в том числе и военных. Благодаря многим из них российская армия росла и крепла, но некоторые преобразования в итоге не оправдывали надежд реформаторов и отрицательно сказывались на общей боеготовности армии или социально-экономическом, правовом статусе самих военнослужащих.

Когда сценарий военных реформ создается по принципу: «Сначала надо ввязаться в серьезный бой, а там уже видно будет», то процесс реформирования успешным, как правило, не бывает и часто негативно сказывается на правовом и материальном положении военнослужащих. Такие преобразования не сопровождаются экспертным и общественным обсуждением, что делает невозможными своевременную проверку результатов мероприятий и исправление допущенных ошибок. Примером такого сценария можно назвать «реформу Анатолия Сердюкова», в ходе которой отдельные ее идеи были признаны ошибочными, что потребовало их серьезных корректировок, а от некоторых из них вообще пришлось отказаться.

При этом анализ результатов реформирования показал, что «успешная реализация мероприятий и достижение целей военной реформы зависит от выполнения ряда задач, одной из которых является дальнейшее совершенствование статуса военнослужащих в Российской Федерации, создание эффективной системы гарантий его реализации, в том числе конституционных прав и свобод»[1].

В настоящее время правовое положение военнослужащих в обществе может показаться достаточно стабильным. Попробуем разобраться, так ли это на самом деле, и насколько эффективно оно обеспечивается государством.

Содержание и структура различных аспектов правового статуса военнослужащих становились предметом исследования А. В. Кудашкина, Н. В. Артамонова, Ю. И. Мигачева, Н. В. Витрука, С. Г. Лысенкова, А. А. Стремоухова и др. Военнослужащий является специальным субъектом права [2]. Правовой статус военнослужащего как гражданина Российской Федерации и как специфического субъекта права включает в себя совокупность прав, свобод, гарантированных государством, а также обязанностей и ответственности, юридически закрепленных Конституцией и законодательством Российской Федерации в целях исполнения данной категорией граждан военной службы в составе Вооруженных Сил, других войск, воинских формирований и органов, указанных в Федеральном законе «О воинской обязанности и военной службе»[3]. Специфику специального субъекта права[4] характеризуют посредством категорий «специальная правосубъектность» и «специальный правовой статус»[5]. Специальный субъект права – это «лицо, которое способно обладать и пользоваться правами, а также иметь обязанности в рамках отдельных институтов отраслей права (межотраслевых институтов) и участвовать в конкретных отношениях»[6]. «Специальный субъект права – это индивидуальное или коллективное лицо, которое установлено нормами института отрасли права с целью конкретизации и детализации объема его способности обладать правами и обязанностями и своими действиями приобретать их в правоотношениях специального вида»[7]. Отличительными признаками специального субъекта права являются специальные субъективные права и юридические обязанности, которые установлены специальными нормами права[8] и составляют его правовой статус.

Несмотря на то что подавляющее большинство правоведов понятие «правовой статус личности» определяют через категории «права», «свободы», «обязанности», правовому статусу военнослужащих соответствует более широкий круг его составных частей. Так, согласно ст. 1 Федерального закона «О статусе военнослужащих» «статус военнослужащих есть совокупность прав, свобод, гарантированных государством, а также обязанностей и ответственности военнослужащих, установленных настоящим Федеральным законом, федеральными конституционными законами, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Военнослужащие обладают правами и свободами человека и гражданина с некоторыми ограничениями, установленными настоящим Федеральным законом, федеральными конституционными законами и федеральными законами. На военнослужащих возлагаются обязанности по подготовке к вооруженной защите и вооруженная защита Российской Федерации, которые связаны с необходимостью беспрекословного выполнения поставленных задач в любых условиях, в том числе с риском для жизни. В связи с особым характером обязанностей, возложенных на военнослужащих, им предоставляются социальные гарантии и компенсации»[9].

Исходя из содержания указанной нормы, предполагается, что одновременно с изменением правового статуса военнослужащих в сторону большего ограничения прав и свобод, увеличения и усложнения обязанностей, повышения ответственности должны пропорционально увеличиваться социальные гарантии, компенсации, а также льготы.

Остановимся на таких важных составляющих правового статуса военнослужащих, как права, а именно: право на отдых, право на вознаграждение за труд (получение денежного довольствия), а также обязанности, ответственность, ограничения и запреты.

О праве на отдых. В соответствии с п. 3 ст. 11 Федерального закона «О статусе военнослужащих» «боевое дежурство (боевая служба), учения, походы кораблей и другие мероприятия, перечень которых определяется министром обороны Российской Федерации (руководителем иного федерального органа исполнительной власти или федерального государственного органа, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба), проводятся при необходимости без ограничения общей продолжительности еженедельного служебного времени. Дополнительные сутки отдыха, компенсирующего военнослужащим участие в указанных мероприятиях, в счет основного и дополнительных отпусков не засчитываются и предоставляются в порядке и на условиях, которые определяются Положением о порядке прохождения военной службы. Военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, участвующим в мероприятиях, которые проводятся при необходимости без ограничения общей продолжительности еженедельного служебного времени, по их просьбе вместо предоставления дополнительных суток отдыха может выплачиваться денежная компенсация в размере денежного содержания за каждые положенные дополнительные сутки отдыха. Порядок и условия выплаты денежной компенсации устанавливаются руководителем федерального органа исполнительной власти или федерального государственного органа, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба».

К примеру, для военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации Перечень мероприятий, которые проводятся при необходимости без ограничения общей продолжительности еженедельного служебного времени военнослужащих, утвержден приказом Министра обороны Российской Федерации от 10 ноября 1998 г. № 492; для военнослужащих войск национальной гвардии Российской Федерации (ранее – внутренних войск) – приказом МВД России от 4 декабря 2013 г. № 950 (до этого действовал приказ МВД России от 3 ноября 1997 г. № 721). Примечательно, что ранее действовавшие редакции указанных перечней содержали такие мероприятия, как несение внутренней, гарнизонной и караульной служб, нахождение в служебных командировках, т. е. те мероприятия, с которыми проходящим военную службу по контракту военнослужащим в повседневной деятельности приходится сталкиваться очень часто. Действующие редакции данных перечней этих мероприятий не содержат. В 2005 г. из Перечня для военнослужащих внутренних войск было исключено нахождение в служебных командировках, а в 2013 г. (с изданием нового приказа) – несение внутренней, гарнизонной и караульной служб. В Перечне для военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации эти же мероприятия были исключены в 2010 г. Что же изменилось для военнослужащих с исключением этих мероприятий из перечней, утвержденных указанными нормативными правовыми актами?

Военнослужащий, проходящий военную службу по контракту, за месяц в среднем несет внутреннюю службу (находится в суточном наряде) три раза. Согласно приложению № 2 к Положению о порядке прохождения военной службы «время привлечения военнослужащего, проходящего военную службу по контракту, к мероприятиям, проводимым без ограничения общей продолжительности еженедельного служебного времени, учитывается в сутках. За каждые трое суток привлечения к названным мероприятиям указанному военнослужащему предоставляются двое суток отдыха»[10]. До внесенных в перечни изменений за указанные суточные наряды военнослужащему было бы положено двое дополнительных суток отдыха (выходных дня) или соответствующая денежная компенсация. Исходя из содержания действующих редакций перечней несение внутренней, гарнизонной и караульной служб, а также служебные командировки приравнены к обычному еженедельному служебному времени, нормальная продолжительность которого не должна превышать 40 часов.

Предположим, что военнослужащий находился в суточном наряде два раза за неделю. Даже если не учитывать время на инструктаж, получение и сдачу оружия, прием и сдачу дежурства, то путем нехитрых математических вычислений получаем, что положенные 40 часов служебного времени в неделю уже имели место, в связи с чем остальные дни недели этот военнослужащий должен отдыхать. К тому же за восьмичасовую «переработку» ему обязаны предоставить еще одни сутки отдыха.

Еще интереснее ситуации, когда военнослужащий несет внутреннюю службу или находится безвыездно (фактически на казарменном положении) в служебной командировке в выходные и праздничные дни. Так, за один суточный наряд, приходящийся на новогодние праздники, военнослужащему положено минимум трое дополнительных суток отдыха. Сложно представить, что такое количество выходных дней действительно предоставляется военнослужащим на практике. Денежная компенсация в этом случае им не положена, да и к основному отпуску по просьбе военнослужащих дополнительные сутки отдыха также присоединяют довольно редко.

Очевидным является не только то, что вышеуказанные нормы права не способны в полной мере обеспечить военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, реализацию гарантированного Конституцией Российской Федерации права на отдых, но и то, что внесенные в Перечни изменения значительно усложнили практическую реализацию военнослужащими этого права, делая ее порой просто невозможной.

О праве на вознаграждение за труд (получение денежного довольствия). Согласно ч. 9 ст. 2 Федерального закона «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат» «размеры окладов по воинским должностям и окладов по воинским званиям ежегодно увеличиваются (индексируются) с учетом уровня инфляции (потребительских цен) в соответствии с федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период. Решение об увеличении (индексации) размеров окладов денежного содержания военнослужащих принимается Правительством Российской Федерации»[11].

По официальным данным, инфляция в Российской Федерации за период с января 2012 г. по июнь 2018 г. составила 56,54 %[12]. Увеличение окладов по воинским должностям и окладов по воинским званиям военнослужащих с января 2018 г. на 4 % вряд ли можно назвать адекватным индексированием с учетом уровня инфляции.

Нельзя здесь не вспомнить и о том, что Федеральный закон «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат», а также Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат" и Федерального закона "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"» от 8 ноября 2011 г. № 309-ФЗ отменяли целый ряд выплат и натуральных льгот военнослужащим[13].

Существует и довольно значительная разница в размерах денежного довольствия военнослужащих, проходящих военную службу в различных федеральных органах исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная служба. Так, для военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации с 1 августа 2010 г. предусмотрена ежемесячная надбавка за квалификационный уровень физической подготовленности, которая позволяет получать выплату за успехи в физической подготовке. Вначале она была установлена на основании приказа Министра обороны Российской Федерации от 26 августа 2010 г. № 1115, затем – приказа от 21 марта 2012 г. № 500дсп, а в настоящее время – от 9 октября 2014 г. № 725дсп.

Военнослужащим мужского пола в возрасте от 30 до 34 лет согласно требованиям указанного приказа для получения ежемесячной надбавки за высший уровень физической подготовленности необходимо набрать 200 баллов, которым соответствуют следующие показатели по основным упражнениям:

1) подтягивание на перекладине – 15 раз;

2) бег на 100 метров – 13,3 сек. или челночный бег 10 х 10 – 26,3 сек.;

3) бег на 3 километра – 12 мин. 04 сек[14].

Надбавка к должностному окладу в данном случае составит 70 %. Например, офицеру, занимающему штатную воинскую должность, которой соответствует 16-й тарифный разряд, ежемесячно производится выплата указанной надбавки в размере 16 744 руб., что в сравнении с денежным довольствием в целом является значительной суммой.

Для военнослужащих войск национальной гвардии Российской Федерации (ранее – внутренних войск), как и для военнослужащих некоторых других федеральных органов исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная служба, такая надбавка не предусмотрена.

Об обязанностях, ответственности, ограничениях и запретах. Следует обратить внимание и на такие изменения правового статуса военнослужащих, как увеличение их ответственности, обязанностей и ограничений отдельных прав. Так, в 2016 г.[15] был расширен установленный ст. 28.5 Федерального закона «О статусе военнослужащих» перечень грубых дисциплинарных проступков, а именно были добавлены следующие:

– умышленная порча документа, удостоверяющего личность военнослужащего Российской Федерации (служебного удостоверения военнослужащего органов, указанных в п. 1 ст. 2 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» от 28 марта 1998 г. № 53-ФЗ), либо утрата документа, удостоверяющего личность военнослужащего Российской Федерации (служебного удостоверения военнослужащего органов, указанных в п. 1 ст. 2 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе»), по небрежности;

– нарушение правил и требований, устанавливающих порядок ведения секретного делопроизводства;

– нарушение порядка выезда из Российской Федерации;

– нарушение требований законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации в сфере разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, создавшее условия для нанесения ущерба безопасности личности, общества и государства либо собственной безопасности органов, осуществляющих такую деятельность;

– заведомо незаконное привлечение военнослужащего к дисциплинарной или материальной ответственности;

– нарушение командиром (начальником) требований безопасности военной службы, приведшее к гибели или нетрудоспособности, в том числе временной, военнослужащего и (или) гражданина, призванного на военные сборы.

Также в 2016 г.[16] ст. 47 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» была дополнена п. 2.1 (в 2017 г. аналогичным пунктом была дополнена ст. 22 «Порядок присвоения очередного воинского звания» Положения о порядке прохождения военной службы). В соответствии с указанными нормами очередное воинское звание не присваивается военнослужащему:

а) находящемуся в распоряжении командира (начальника);

б) в случае привлечения его в качестве обвиняемого по уголовному делу либо возбуждения в отношении его уголовного дела – до прекращения уголовного преследования;

в) в период проведения разбирательства по факту совершения им грубого дисциплинарного проступка – до применения к военнослужащему дисциплинарного взыскания;

г) в период проведения в отношении его проверки достоверности и полноты сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, соблюдения требований к служебному поведению – до применения к военнослужащему взыскания;

д) представленному к досрочному увольнению с военной службы по основаниям, предусмотренным подп. «д» – «з», «л», «м» п. 1 и подп. «в» – «е.2», «з» – «л» п. 2 ст. 51 вышеназванного Федерального закона;

е) до истечения срока, в течение которого он считается имеющим:

– дисциплинарное взыскание в виде предупреждения о неполном служебном соответствии, снижения в воинской должности, снижения в воинском звании на одну ступень, снижения в воинском звании на одну ступень со снижением в воинской должности;

– дисциплинарное взыскание, примененное за совершение грубого дисциплинарного проступка;

ж) до окончания отбывания им уголовного наказания в виде ограничения по военной службе или ареста;

з) до погашения или снятия его судимости;

и) до окончания срока испытания при его поступлении на военную службу по контракту;

к) военная служба которому приостановлена.

В 2011 г.[17] п. 1 ст. 51 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службы» дополнен подп. «д.1», согласно которому военнослужащий также подлежит увольнению с военной службы «в связи с утратой доверия к военнослужащему со стороны должностного лица, имеющего право принимать решение о его увольнении, в случае:

– непринятия военнослужащим мер по предотвращению и (или) урегулированию конфликта интересов, стороной которого он является;

– непредставления военнослужащим сведений о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей либо представления заведомо недостоверных или неполных сведений»;

– участия военнослужащего на платной основе в деятельности органа управления коммерческой организации, за исключением случаев, установленных федеральным законом;

– осуществления военнослужащим предпринимательской деятельности;

– вхождения военнослужащего в состав органов управления, попечительских или наблюдательных советов, иных органов иностранных некоммерческих неправительственных организаций и действующих на территории Российской Федерации их структурных подразделений, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или законодательством Российской Федерации».

Еще одним примером изменения правового статуса военнослужащего является обязанность не только представлять сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, действующая с конца 2008 г., но и закрепленная законодательно в 2012 г. обязанность по представлению сведений о расходах. При этом установленные ведомственными приказами перечни воинских должностей, занимая которые военнослужащие обязаны представлять такие сведения, периодически расширяются.

В 2013 г.[18] подп. «д.1» п. 1 ст. 51 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службы» был дополнен абз. 7 следующего содержания: «нарушения военнослужащим, его супругой (супругом) и несовершеннолетними детьми в случаях, предусмотренных Федеральным законом "О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами", запрета открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами». При этом понятие «иностранные финансовые инструменты» используется в значении, определенном указанным Федеральным законом.

Таким образом, несмотря на четкое закрепление правового статуса военнослужащих в специальных нормах права, в настоящее время существует целый ряд проблем по их реализации. Основной проблемой является несоответствие между закрепленными в законодательстве нормами права и реальным правовым положением военнослужащих. В связи с этим, по мнению автора, есть основания говорить о «нормативном правовом статусе военнослужащих» и «действительном правовом статусе военнослужащих». В условиях реформирования необходимо учитывать, что законы выполняют роль важных регуляторов общественных отношений в государстве, а изменения в них должны быть направлены на улучшение положения членов общества.


[1] Кудашкин А. В. Конституционно-правовой статус военнослужащих в Российской Федерации: автореф. дис … канд. юрид. наук. М., 1998. С. 3.

[2] Кудрявцев И. В. Сотрудник правоохранительных органов как специальный субъект права // Российская полиция: три века служения Отечеству [Электронный ресурс]: материалы юбилейной междунар. науч. конф., посвященной 300-летию рос. полиции. Санкт-Петербург, 23 – 25 апреля 2018 г. / под ред. Н. С. Нижник; С.-Петерб. ун-т МВД России. СПб., 2018. С. 1084 – 1085.

[3] Кудашкин А. В. В оенная служба в Российской Федерации: теория и практика правового регулирования. СПб., 2003. С. 391 – 392.

[4] Витрук Н. В. Общая теория правового положения личности. М., 2008. 448 с.

[5] Витрук Н. В. Основы теории правового положения личности в социалистическом обществе. М., 1979. С. 87 – 97.

[6] Стремоухов А. А. Юридический статус специального субъекта права (теоретико-правовой аспект): автореф. дис … канд. юрид. наук. СПб., 2002. С. 14.

[7] Стремоухов А. А. Юридический статус специального субъекта права (теоретико-правовой аспект): дис … канд. юрид. наук. СПб., 2002. С. 23.

[8] Кудрявцев И. В. Указ. соч. С. 1084 – 1087.

[9] Федеральный закон «О статусе военнослужащих» от 27 мая 1998 г. № 76-ФЗ (в редакции от 1 июля 2017 г.).

[10] Положение о порядке прохождения военной службы (утверждено Указом Президента Российской Федерации «Вопросы прохождения военной службы» от 16 сентября 1999 г. № 1237 (в редакции от 8 октября 2017 г.).

[11] Федеральный закон «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат» от 7 ноября 2011 г. № 306-ФЗ (в редакции от 29 декабря 2017 г.).

[12] Уровень инфляции в Российской Федерации. URL: /http://уровень-инфляции.рф/инфляционные_калькуляторы.aspx

[13] Результат реформирования денежного довольствия военнослужащих в 2012 году. URL: /https://topwar.ru/20767-rezultat-reformirovaniya-denezhnogo-dovolstviya-voennosluzhaschih-v-2012-godu.html

[14] Надбавка за ФИЗО военнослужащим в 2018 году. URL: /http://prizyvnik-soldat.ru/nadbavka-za-fizo

[15] Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон "О воинской обязанности и военной службе" и статью 28.5 Федерального закона "О статусе военнослужащих"» от 15 февраля 2016 г. № 20-ФЗ.

[16] Федеральный закон от 15 февраля 2016 г. № 20-ФЗ.

[17] Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. № 329-ФЗ.

[18] Федеральный закон от 7 мая 2013 г. № 102-ФЗ.

 



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: