Провозглашенная министром иностранных дел А. Козыревым концепция стратегического союза России и США, позже преобразованная в идею стратегического партнерства, предполагала лояльность России в отношении западных ценностей в обмен на помощь Запада в осуществлении либеральных реформ.
За первые два года либеральных преобразований в стране российской дипломатии, несмотря на ошибки и ограниченный арсенал средств, удалось решить многие проблемы, вызванные распадом СССР и определением нового международного статуса Российской Федерации. Россия заняла место, принадлежащее СССР в Совете Безопасности ООН.
3 января 1993 г. президенты РФ и США подписали чрезвычайно важный Договор о дальнейшем сокращении и ограничении стратегических наступательных вооружений (СНВ-2), предусматривающий взаимное сокращение ядерного потенциала двух стран к 2003 г. до уровня 3500 ядерных боезапасов.
В октябре 1993 г. в результате подписания Токийской декларации был сделан важный шаг к нормализации отношений нашей страны с Японией.
|
|
В концепции внешней политики, утвержденной в апреле 1993 г. президентом страны, главное внимание уделялось задачам развития отношений со странами ближнего зарубежья и Восточной Европы, и лишь затем следовал Запад и другие регионы мира. Благодаря этому стали регулярно собираться органы, координирующие и направляющие деятельность СНГ, такие как Совет глав государств и Совет глав правительств. Развивалось сотрудничество силовых и финансовых структур.
В СНГ получает развитие стратегия разноскоростной интеграции. В 1995 г. началось формирование таможенного союза между Россией, Белоруссией, Казахстаном и Киргизией, что позволило обеспечить более свободное перемещение товаров и капиталов этих государств. В марте 1996 г. страны «четверки» подписали Договор об углублении интеграции в экономической и гуманитарной областях. Параллельно шло оформление «двойки» (союза России и Белоруссии), «единого экономического пространства» центральноазиатских стран - - Казахстана, Узбекистана и Киргизии), а впоследствии и ГУАМа — объединение Грузии, Украины, Азербайджана и Молдавии (после вступления Узбекистана — ГУУАМ) в целях развития евроазиатского транскавказского транспортного коридора. Дробление Содружества на миниблоки, как показала практика, лишь усилило центробежные тенденции, способствовало ориентации части блоков на зарубежных партнеров.
С 1994 г. внешняя политика России постепенно меняет характер. В стране заметно усиливаются антизападные настроения, в основном возникающие как стихийная реакция на конкретные действия США и их союзников. В начале 1996 г. А. Козырева на посту министра иностранных дел сменил Е. Примаков, бывший до этого руководителем Службы внешней разведки. Став министром, Е. Примаков объявил приоритетом своей деятельности ближнее зарубежье, двусторонние и многосторонние отношения со странами СНГ. Реальный результат был достигнут лишь в 1997 г., когда были подписаны договоры с Белоруссией и Украиной. Договор с Украиной стал возможным благодаря достигнутому компромиссу в двух принципиальных вопросах: о статусе главной базы Черноморского флота — г. Севастополя и о разделе самого флота. В ходе визита весной 1997 г. президента Б. Н. Ельцина на Украину флот был окончательно поделен, так же как и его инфраструктура.
|
|
К середине 90-х гг. главным для российской дипломатии стал вопрос о расширении НАТО на Восток. В 1990—1991 гг. руководители государств НАТО заверяли М. Горбачева, что после объединения Германии-и роспуска Варшавского договора НАТО не будет распространять свое влияние на Восток. Лидеры Запада не сдержали своих обещаний. В конце 1994 г. США принимает решение о необходимости принятия бывших советских союзников по ОВД в НАТО, несмотря на жесткие возражения России.
В,результате упорных переговоров 27 мая 1997 г. в Париже был подписан Основополагающий акт о взаимных отношениях, сотрудничестве и безопасности между РФ и НАТО. НАТО и Россия более не рассматривают друг друга как противники. Россия получила от НАТО официально закрепленное обещание не размещать нау постоянной основе вооруженные силы на территории своих новых членов.
В целом компромисс по вопросу расширения НАТО оздоровил ситуацию в Европе и мире. Однако натовские бомбардировки Югославии, по существу, перечеркнули большинство достижений на пути сближения России и НАТО, в том числе соглашения по развитию мер доверия.
В результате целенаправленных усилий по активизации российской восточной политики в 1991—1997гг. отношения с большинством стран АТР вышли на новые рубежи. Последовательно развивались традиционно масштабные связи с Индией, возобновилось активное сотрудничество с Вьетнамом, Монголией. Много было сделано для прорыва в отношениях с КНР и Японией.
Возвращение рынка и частной собственности
Начало либеральных реформ в экономике.В ноябре 1991 г. Б. Н. Ельцин сформировал новое правительство, основное ядро которого составили молодые экономисты-рыночники: П. Авен, А. Нечаев, А. Шохин, А. Чубайс. Вице-премьером этого правительства был назначен 35-летний экономист Е. Гайдар. Молодых кабинетных ученых пригласили в правительство исключительно из-за глубины кризиса, в котором оказалась страна, из-за нежелания многих опытных экономистов и управленцев «разгребать авгиевы конюшни».
Главные экономические цели нового правительства России были изложены президентом Б. Н. Ельциным 28 октября 1991 г.: переход к рыночной экономике и достижение макроэкономической стабилизации. Программа содержала набор мер, широко известных в мировой практике: сначала отпуск цен, затем введение свободной торговли, следующий шаг — приватизация, передача государственной собственности в частные руки. Свободные цены должны были,-по замыслу реформаторов, определить реальную цену товаров и включить механизм конкуренции, заставить людей «зарабатывать деньги». А приватизация, сделав людей собственниками, была призвана создать мощные стимулы к труду.
Основой гайдаровских реформ стала либеральная монетаристская модель перехода к рынку, ориентированная на ослабление вмешательства государства в экономику, первоочередное реформирование денежного сектора экономики, достижение финансовой стабилизации в стране, ликвидацию бюджетного дефицита, укрепление рубля. По планам реформаторов, программа стабилизации российской экономики на рыночной основе была рассчитана на три года.
|
|
Предприятиям предоставлялось право самостоятельно устанавливать цены на производимую продукцию, право самостоятельного сбыта и покупки продукции и сырья. Указ вводил контроль за ценообразованием на предприятиях-монополистах, отменял запреты на деятельность негосударственных торгово-закупочных предприятий.
Стабилизационная политика правительства Е. Гайдара также предусматривала ряд важных мер по предотвращению гиперинфляции и социальной защите населения. Резкому сокращению были подвергнуты все государственные расходы (централизованные капиталовложения, дотации и т. д.). В частности, расходы на закупку вооружений были урезаны на 85%. Одновременно были приложены усилия по обеспечению конвертируемости рубля: упрощены схемы валютных операций, расширен валютный рынок и, наконец, установлен свободный курс рубля на основе спроса и предложения.
Либерализация цен и ужесточение финансовой политики привело к тому,, что российские деньги вновь обрели цену, исчезли очереди в магазинах. Реформы, связанные с именем Е. Гайдара, продолжались около года.
Прогнозируемое реформаторами пятикратное повышение цен на деле обернулось их повышением в 100 и более раз, в результате чего большинство населения страны оказалось за чертой бедности. Вызванный либерализацией гигантский рост цен почти полностью уничтожил денежные накопления населения, хранившиеся в государственных сберегательных кассах, многие из которых собирались людьми в течение всей жизни. Это стало одной из причин недовольства большей части населения правительством и лично Е. Гайдаром. Но конфискация денежных вкладов имела не только негативный психологический эффект. Когда накопления (а речь, по оценкам специалистов, идет о сумме в 1 триллион дореформенных рублей) были одним махом ликвидированы, денежная приватизация стала невозможной, и остался единственный путь — раздачи госсобственности бесплатно.
|
|
В конце 1992 г. на Съезде народных депутатов Е. Гайдар был смещен со своего поста. Главным итогом деятельности реформаторов стало возвращение страны на общецивилизационный путь развития, основанный на частной собственности и рыночной экономике. В результате либерализации цен восстановилось доверие зарубежных партнеров к России, страна начала трудный путь интеграции в мировой рынок.
Итак в соответствии с реформами произошла:
· Либерализация цен
· Установлен валютный коридор
· Рубль стал конвертируемым
· Предприятия приватизированны
Этапы и результаты приватизации.Принятый 25 декабря 1990 г. Закон о предприятиях и предпринимательской деятельности разрешил индивидуальную предпринимательскую деятельность и создание частных предприятий.
Гос. предприятия были выкуплены по низким ценам. В августе 1992 г. Президент России подписал Указ «О введении системы приватизационных чеков в Российской Федерации». В соответствии с этим Указом балансовая стоимость всех российских предприятий на начало 90-х гг. была суммирована и поделена на общее число россиян. Все граждане страны, включая детей, обрели право на получение одного приватизационного чека (ваучера) номинальной стоимостью в 10 тысяч рублей. Предполагалось, что, вкладывая ваучеры в акции приватизированных предприятий, люди смогут получать дивиденды. Фактически этого не случилось.
Обедневшее государство оказалось неспособным нести затраты бесплатного образования, медицинского обслуживания и других форм социальной защиты. За первые месяцы реформ жизненный уровень общества был отброшен на 10—20 лет назад. К 1994 г. реальные доходы населения уменьшились приблизительно в два раза. Из 148 миллионов жителей России за чертой бедности оказалось около 32 миллионов, т. е. более 24%. Их доходы не превышали 40 долл. в месяц.
Упрощение выезда за границу способствовало появлению так называемых «челноков» — людей, совершающих кратковременные поездки за рубеж для закупки товаров с последующей их продажей на рынках.
.