Зачетные вопросы по дисциплине

1. Предмет философии. Специфика философского знания. Место философии среди других наук.

2. Основной вопрос философии и его две стороны. Идеализм и материализм в истории философии.

3. Структура и функции философского знания.

4. Понятие мировоззрения. Философия и мировоззрение. Многообразие мировоззрений.

5. Основные черты философии Древнего мира.

6. Особенности философии средних веков.

7. Философия эпохи Возрождения

8. Основные направления современной Западной философии.

9. Значение и место немецкой классической философии в развитии философского знания.

10. Русская философия и ее основные направления.

11. Основные положения диалектического материализма.

12. Материя как философская категория. Значение понятия материи для естественнонаучного знания. Категории бытия и существования.

13. Движение как способ существования материи. Движение и покой. Формы движения.

14. Пространство и время как формы существования материи.

15. Материальное единство мира и его обоснование. Научная картина мира.

16. Отражение как всеобщее свойство материи. Развитие форм отражения. Предпосылки возникновения сознания.

17. Сущность сознания. Структура и функции сознания.

18. Сознание и мозг. Мышление и язык. Разум и рассудок. Творческий характер сознания.

19. Проблемы моделирования мышления. Творческий потенциал человека и возможности «мыслящих» машин.

20. Понятие диалектики. Диалектика объективная и субъективная. Диалектика и метафизика.

21. Диалектика как наука: принципы, законы, категории. Логика формальная и диалектическая.

22. Проблема развития. Решение проблемы развития средствами диалектики и метафизики. Диалектика и догматизм

23. Понятие принципа. Принципы диалектики и их значение.

24. Понятие закона. Основные законы диалектики, их направленность в раскрытии содержания процесса развития.

25. Понятие категории. Категории диалектики как отражение закономерного в существовании материи.

26. Понятие познания. Объект и предмет познания. Познание как взаимосвязь субъекта и объекта познания Критика агностицизма.

27. Чувственная и рациональная форма познания. Их взаимосвязь в развитии процесса познания.

28. Уровни процесса познания. Эмпирический и теоретический уровень и их взаимосвязь в процессе познания.

29. Понятие метода и методологии науки. Философская методология.

30. Формы и методы научного познания.

31. Научный факт, проблема, гипотеза и теория. Закономерности развития научных теорий.

32. Философское учение об истине Абсолютная и относительная истина. Их взаимосвязь в процессе развития познания.

33. Свойства истины: объективность, конкретность, парадоксальность. Догматизм и релятивизм.

34. Проблема понимания в философии. Объяснение и понимание как способы постижения истины.

35. Практика и ее роль в познании.

36. Социальная форма движения материи. Понятие общества и общественной деятельности.

37. Общество как объективно-исторический процесс. Понимание исторического процесса: источник: развития и движущие силы.

38. Общественное бытие и общественное сознание. Объективные и субъективные факторы общественного развития.

39. Общественный прогресс. Историческая закономерность и сознательная деятельность людей. Общество как саморазвивающаяся система.

40. Общество и природа. Их взаимосвязь. Понятие биосферы и ноосферы. Роль географической среды в общественной жизни.

41. Экологическая проблема. Пути решения экологических проблем.

42. Материальное производство – основа общественной жизни.

43. Понятие техники. Место и роль техники в общественном производстве.

44. Общественное производство как саморазвивающийся процесс. Взаимоотношение производительных сил и производственных отношений.

45. Общество и личность. Проблема отчуждения личности. Свобода личности.

46. Проблема человека в философии.

47. Сущность человека и смысл человеческого существования.

48. Общественное сознание и его формы.

49. Идеология и общественная психология.

50. Понятие культуры. Культура как мера развития человеческого общества. Соотношение понятий «культура» и «цивилизация».

51. Культура и общество. Социальные функции культуры. Единство и многообразие культур.

52. Человек в системе культуры. Культурное творчество.

53. Наука как явление культуры

54. Политическая и правовая форма общественного сознания.

55. Происхождение и сущность глобальных проблем Приоритет общечеловеческих ценностей в решении глобальных проблем.

56. Единство и многообразие мировой истории.

 

5.УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

Основная учебная литература

1. Марков Б.В. Философия [текст] учебник для бакалавров и специалистов/Б.В. Марков. - Рекомендовано УМО. - СПб.: Питер, 2013. - 432 с.

 

Дополнительная учебная литература

Учебные издания

2.  Хрусталев Ю.М. Философия: учебник / Ю. М. Хрусталев. - Рекомендовано Научно-метод. советом. - М.: Академия, 2011. - 320 с. - (Бакалавриат).

3. Ларькова Е.П. Тесты по философии: учеб. пособие / Е.П. Ларькова. - Ростов н/Д: ЮФУ, 2007. - 128 с.

4. Ларькова Е.П. История философии: учеб. пособие / Е.П. Ларькова. - Ростов н/Д: ЮФУ, 2007. – 192 с.

5. Волкогонова О.Д. Основы философии: учебник (Гриф Минобразования РФ) / О. Д. Волкогонова, Н. М. Сидорова. - М.: ИНФРА-М, 2008. – 480 с.

6. Философия: учебное пособие (Гриф Минобразования РФ) / под ред. В.П. Кохановского. - Ростов н/Д: Феникс, 2008. - 574 с.                           

7. Губин В.Д. Основы философии: учебное пособие (Гриф) / В. Д. Губин. - М.: ИНФРА-М, 2008. – 288 с.

8. Спиркин А.Г. Философия: учебник / А. Г. Спиркин. - М.: Гардарики, 2007. – 368 с.

9. Философия: Планы семинарских занятий. Примерные учебно-методические материалы и советы к изучению курса / сост.: В.П. Баранников, В.Л. Басанец, М.М. Гуренко, Л.А. Зайцева, Л.Ф. Матронина, И.Н. Мещерякова, Е.А. Никитина, Г.Ф. Ручкина, Н.А. Широкова. М.: МИРЭА, 2008. - 45 с. – режим доступа: http://window.edu.ru/resource/645/77645  

10. Сарычев О.В. Учебно-методическое пособие по проведению семинарских занятий по курсу "Философия". Тула: Гриф и К, 2005. – 74 с. – режим доступа: http://window.edu.ru/resource/724/67724

11. Философия. Семинарские занятия: метод. рекомендации / сост.: Г.М. Дробжева, Л.А. Роом, К.В. Самохин. – Тамбов: Изд-во ТГТУ, 2007. – 48 с. – режим доступа: http://window.edu.ru/resource/741/56741

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: