Содержание
Введение…………………………………………………………………...3
1 Становление педагогической технологии, как самостоятельной науки………………………………………………………………………………. 4
2 Сущность педагогической технологии………………………………...7
3 Функционально-операционная разработка содержания педагогической технологии……………………………………………………..11
Заключение…………………………………………………………….... 15
Список используемых исьочников……………………………………...16
Введение
Первоначальное накопление профессиональных педагогических операций, несмотря на значительную его пользу, сохраняет квалификацию житейско-обыденных советов, пока не будет произведено научно-теоретическое осмысление и не выявится скрытый логический порядок в богатой сумме профессиональных советов.
Профессиональные советы дают педагогу родители, журналисты, политики, повара, продавцы, дворники. И советы эти почти всегда, действительно, полезны. Например: «не кричать на детей», «не забывать проверять то, что должно быть исполнено», «быть справедливым», «увлекать и упражнять» и т.д. Иногда советы эти вредны, например: «держать детей в ежовых рукавицах», «дети должны учителя бояться», «ни один проступок не оставлять без наказания» и т.п. Но ни одобрить, ни осудить инструкции, провозглашаемые практикой, нельзя, потому что у них нет основания, нет позиции, а главное — понимания сути педагогического процесса.
Термин «Педагогическая технология» и первые разработки в этой области появились в США в 50-е годы ХХ века. Через 15-20 лет педагогической технологией были охвачены сферы образования всех развитых стран мира. В последующие годы география использования педагогической технологии непрерывно расширялась.
«Педагогическая технология» - это системный подход создания, применения, определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учетом технических и человеческих ресурсов и их взаимосвязей, ставшей своей задачей оптимизацию форм образования.
Из этого определения можно выделить обязательные признаки педагогической технологии – это системность и эффективность. К этому следует добавить ещё один из обязательных составляющих признаков педагогической технологии – это воспроизводимость. С учетом этого педагогическую технологию можно охарактеризовать как создание и использование оптимизированного, унифицированного и воспроизводимого учебного процесса.
Становление педагогической технологии, как самостоятельной науки
Период появления педагогической технологии характеризуется интенсивностью ускорения научно-технического прогресса (НТП). Результатами науки этого периода стали потоки открытий, на основе которых разрабатывались новые поколения техники и технологий. Вырабатываемая продукция стала отличиться наукоемкостью, оригинальностью, сложностью, высоким качеством и эффективностью. Способ и условия производства, интенсивно изменяясь, ставили перед системой образования кардинально новые требования.
Чем же характеризуются условия интенсивного научно-технического прогресса и требования, предъявляемые им к системе образования?
Во-первых, возрастающей ролью науки. В ХХ столетии, особенно во второй ее половине, темпы развития науки достигли максимальных значений. Каждые 10-15 лет основные показатели научной деятельности удваивались.
Поэтому считается, что основным законом развития науки является экспоненциальность. Высокие темпы развития науки в настоящее время поддерживаются все большей автоматизацией умственного труда.
Интенсивное развитие науки приводит к интенсивному росту и обновлению научно-технической информации. Развитие науки по экспоненте означает лавинообразное ее развитие. Значит и рост научно-технической информации также является лавинообразным процессом.
Для обеспечения темпа всевозрастающего лавинообразного потока информации создаются и действуют современные телекоммуникационные информационные системы.
В-третьих, лавинообразное развитие науки и аналогичная закономерность роста научно-технической информации способствует ускорению скорости передачи и обработки информации, в основе которой находится компьютерная техника. Использование современных информационных систем немыслимо без индивидуализации обучения. Следовательно, сердцевиной современной системы обучения должна быть индивидуализация обучения. Поэтому актуальным становится задача – разработки и освоение технологий и средств индивидуализации обучения, самообразования, системы дистанционного образования.
В-четвертых, особенностью НТП является резкое увеличение разновидностей инженерных решений. Быстрая смена материалов, технологических процессов, конструкций машин. Повышения уровня автоматизации систем управления, сокращением сроков внедрения в производство результатов научных достижений. Так, например, если между открытием телефонной связи и его использованием прошло 56 лет, радио – 35, то телевизора – 14, атомной энергии – 6, транзистора – 5 лет. Сейчас эти сроки, как правило, менее 1 года.
Следовательно, система подготовки специалистов с высшим образованием должна быть направлена на формирование у них быстрой адаптации к непрерывно изменяющимся условиям производства, техники, технологии. Им должны быть свойственны: мобильность знаний, критичность мышления, творчество и гибкость в профессиональной деятельности.
В-пятых, для подготовки специалистов в высшей школе, отвечающим всем возрастающим требованиям интенсивного развития НТП, необходима интенсификация обучения, использование в обучении всего потенциала человеческого организма, его мозга. То есть, необходима интенсификация символьно-зрительного обучения. Это означает, что при подаче информации в учебном процессе, необходимо использовать приемы структурирования и систематизации учебного материала, компьютеризацию обучения, использование учебного телевидения и др.
В-шестых, каждый человек от рождения – это индивидуум, то есть имеет только ему присуще задатки, способности к обучению, следовательно, задачей современной системы обучения должна быть учет и развитие индивидуальных способностей обучающегося.
Вырабатываемая продукция в условиях интенсивного научно-технического прогресса стала отличаться наукоемкостью, оригинальностью, сложностью, высоким качеством и эффективностью. При многократном росте производительности оборудований и машин, их надежности, расход энергии на единицу продукции многократно уменьшился. Эти условия стали предъявлять адекватные требования к подготовке кадров.
В начале XVII века педагогика была вычленена из системы философского знания английским философом и естествоиспытателем Фрэнсисом Бэконом (1561-1626). В 1623 году он издал трактат «О достоинстве и увеличении наук», в котором в качестве отдельной отрасли знания назвал педагогику как науку о «руководстве чтением». В том же столетии статус педагогики как самостоятельной науки был закреплен трудами и авторитетом выдающегося чешского педагога Яна Амоса Коменского (1542-1670). Он создал знаменитый труд «Великая дидактика», в которой разработал основные вопросы теории и организации учебной работы.
Предметом педагогикиявляется процесс направленного развития и формирования человеческой личности в условиях её обучения, образования, воспитания.
Тем самым педагогика предстает как наука об исследовании сущности развития и формирования человеческой личности и определения на этой основе теории и методики воспитания и обучения как специального организованного педагогического процесса. Педагогика как наука возникла в период становления расширенного производства, требующая организацию массового обучения.
«Технология» - это научная дисциплина, разрабатывающая и совершенствующая приемы и способы получения, обработки и переработки материалов или полуфабрикатов.
Термин «Технология» также возник в Древней Греции и вбирает в себя два слова: «техне» - искусство и «логос» - учение. Для этой эпохи это означает искусство, которым владел ремесленник в изготовлении предметов, достигая его (благодаря учению) под руководством наставника, за счет своего усердия и природных данных. Учения ремеслу осуществлялось индивидуально. Чаще всего секреты мастерства передавались по наследству, по семейному родству. Прерывание родства не редко приводило к потери секретов определенных ремесел. К примеру, можно отметить потерю секретов приготовления природных красок нанесенных на купала, фасады, интерьеры медресе, мечетей и других древних сооружений Востока веками очаровывающие людей своей естественностью, красотой, обилием оттенок, неповторимостью, лучезарностью, долговечностью.
Становление «Технология» как наука связано со становлением промышленного производства, в XVII века, когда начала интенсивно развиваться металлургия и машиностроение, в том числе производство промышленного оборудования, производство пароходов, паровозов, огнестрельного оружия.
С формированием «технологии» как науки, стало возможным тиражирование технологии и на этой основе осуществлять массовую подготовку специалистов и организовывать массовое производство. Закономерным является то, что «Технология» и «Педагогика» как науки сформировались в исторически одинаковый период времени.