Автоматическими воздушными выключателями называются аппараты для ручного замыкания и автоматического или дистанционного размыкания силовых электрических цепей под нагрузкой. В установках переменного тока они устанавливаются при напряжениях до 500 В, а на постоянном токе — и при больших напряжениях, если выключения бывают не более нескольких раз в сутки. При автоматическом отключении срабатывает специальный расцепитель.
Расцепители представляют собой механизмы с подвижной системой (рис. 11-15, а—в), которая приводится в движение устройствами электромагнитного или теплового действия тока.
На рис. 11-15, а показан расцепитель максимального тока. При чрезмерном повышении тока нагрузки / электромагнит 1 притягивает якорь 2, освобождающий защелку 3 и под влиянием пружины 4 рабочие контакты автомата 5 размыкаются. На рис. 11-15, б в расцепителе минимального напряжения при падении напряжения U электромагнит 1 опускает якорь 2, защелка 3 освобождается и рабочая цепь выключается. В расцепителе обратного направления энергии (рис. 11-15,в) защелка освобождается при изменении направления тока, когда суммарная м. д. с. катушек тока и напряжения изменяется и рабочая цепь размыкается. Время tотк, в течение которого автомат отключает, составляет 0,05—0,025 с. Если автомат предназначен для отключения при снижении напряжения, то он срабатывает при V = 0,4UH.
|
|
Контакторы
Контакторами называются аппараты, позволяющие включать электрическую цепь до 1500 раз в час и применяющиеся в цепях постоянного и переменного тока с напряжением до 1 000 В. От коротких замыканий и перегрузок контакторы не защищают и поэтому должны работать совместно с устройствами защиты. Контакторы работают при напряжениях (0,85—1,03) UH и автоматически выключают установку при уменьшении напряжения до (0,5—0,б) UH.
Трехполюсный контактор переменного тока (рис. 11-16) изготовляется на токи 20—600 А; время его срабатывания лежит в пределах 0,05—0,1 с.
При замыкании кнопки Я (пуск) в цепи управления появляется ток в обмотке электромагнита 8, якорь 3 притягивается к сердечнику 7 и изолированный квадратный валик 1 поворачивается в подшипниках, не показанных на схеме. Подвижные контакты 2 и неподвижные 6 в рабочей цепи замыкаются, и двигатель 9 начинает вращаться. Одновременно мостик 4 поворачивается, размыкая нижние блок-контакты 5 и замыкая верхние; кнопка Я может быть отпущена. По принципу действия верхние блок-контакты называются замыкающими, а нижние — размыкающими. При нажатии кнопки СТ (стоп) ток в катушке 8 исчезает, и рабочие контакты 2 и 6 размыкаются. Рабочие контакты помещаются в специальных дугогасительных камерах. В контакторах переменного тока магнитный поток в катушке 8 периодически переходит через нуль. Это вызывает вибрации и гудение конструкции. Для устранения этого явления на торец сердечника катушки надевают короткозамкнутый виток, в котором, как во вторичной обмотке трансформатора, вызывается ток, сдвинутый по фазе относительно тока в катушке 8. В моменты перехода главного потока через нуль поток короткозамкнутого витка препятствует отпадению якоря.
|
|
Реле
Все рассмотренные выше виды аппаратов относятся к сильноточным аппаратам рабочих цепей, коммутирующим токи более 5— 10 А. Реле — это аппараты на меньшие токи, работающие не в рабочих цепях, а в цепях управления при невысоких напряжениях. Их контакты управления просты, а дугогасительные устройства отсутствуют. Реле — это такой элемент цепи управления постоянного или переменного тока, который при достижении определенного значения управляемой величины (тока, напряжения и др.) срабатывает мгновенно или с выдержкой времени. Наименьший ток, при котором происходит замыкание (или размыкание) контактов реле, называется током срабатывания. Наибольший ток, при котором контакты реле возвращаются в исходное положение называется током отпускания.
На рис. 11-17 показана схема работы электромагнитного токового реле. Когда ток I силовой установки, проходящий по катушке 1 достигает величины тока срабатывания, якорь электромагнита 3 притягивается к полюсному наконечнику 2. При этом контакты б и 7 замыкаются, а 10 и 11 размыкаются. Подвижные контакты 7 и 10 установлены на рычаге 3 при помощи пластмассовых колодок 9 и пружин 8. Ток срабатывания регулируется натяжением возвратной пружины 12 с помощью гайки 5 и изменением воздушного зазора электромагнита при помощи гайки 4.
Реле времени с электромагнитным замедлением схематически показано на рис. 11-18. Это реле срабатывает не мгновенно, а спустя сравнительно большое время (до 5 с) после исчезновения напряжения на зажимах его обмотки /. Реле показано во включенном состоянии, предшествующем размыканию контактов 8 вспомогательной цепи. Работает оно следующим образом.
На магнитопровод 2 надета короткозамкнутая гильза 3, в которой при уменьшении потока возбуждения ФB (размыкание магнитопровода при срабатывании) возникают согласно закону Ленца ток и поток ФД, складывающийся с ФВ. Поэтому при снятии напряжения V якорь в не сразу отрывается от сердечника катушки 1. Чем больше сила пружины 4, регулируемая гайкой 5, тем при большем потоке ФВ произойдет срабатывание и, следовательно, тем меньше время отпускания реле. Это время можно также регулировать изменением толщины латунной прокладки 7.
На рис. 11-19 показана схема теплового реле защиты. По нагревательному элементу 2 проходит рабочий ток /, или доля его в зависимости от устройства, и нагревает биметаллическую пластинку 1. Она представляет собой двухслойный элемент из металлов с разными температурными коэффициентами линейного расширения. В результате нагрева пластинка деформируется, ее правый конец, выпрямляясь, освобождает рычажок 3, который, поворачиваясь, усилием пружины 4 при помощи тяги 5 размыкает контакты 6, 7, включенные в цепь втягивающей катушки магнитного пускателя. Возврат контактов (в замкнутое положение) после остывания биметаллической пластины производится вручную при помощи кнопки 8.
Защитное заземление
Установлено, что проходящий через тело человека электрический ток силой 50 мА является опасным для жизни, а ток силой 100 мА и выше смертельным. Известно, что сила тока зависит от напряжения и сопротивления цепи. Поэтому опасность поражения людей электрическим током повышается при увеличении напряжения и при уменьшении сопротивления человеческого тела. Всякое увлажнение кожи человека, загрязнение ее проводящими веществами, а также сырая обувь уменьшают сопротивление, увеличивая опасность поражения. Наоборот, увеличение сопротивления цепи тока, что можно достичь применением резиновых перчаток, резиновой обуви, резиновых ковриков, уменьшают опасность поражения током.
|
|
Смертельные исходы имели место при напряжениях менее 60 В, так что допустимым при работе с переносными приборами и лампами в сухих помещениях с деревянными полами считают напряжение до 36 В, а при работе в сырых и жарких помещениях, в котлах, баках и т. д. напряжение до 12 В. При этом один зажим вторичной обмотки понижающего трансформатора, питающего эти электроприемники и его корпус, должны быть заземлены.
Для предохранения обслуживающего персонала от соприкосновения с частями установки, находящимися под напряжением, применяются защитные кожухи, ограждения или блокировка как самих устройств, находящихся под напряжением, так и помещений, в которых они находятся.
Для защиты обслуживающего персонала от поражения током при соприкосновении с металлическими частями электрооборудования, например корпусом электродвигателя или каркасом щита, нормально не находящихся под напряжением, но могущих оказаться под ним при повреждении изоляции электрооборудования, применяется защитное заземление.
Защитным заземлением называется преднамеренное соединение с землей металлических частей оборудования, нормально не находящихся под напряжением. Соединение с землей производится при помощи заземлителя — металлического проводника или группы проводников, находящихся в непосредственном соприкосновении с землей.
В трехфазных цепях с изолированной нейтралью (рис. 12-38) прикосновение к незаземленному корпусу электродвигателя с поврежденной изоляцией у одной из фаз вызовет прохождение через тело человека тока IЧ = U/(rиз + rч) (цепь замыкается через сопротивление изоляции других фаз), что опасно, так как сопротивление изоляции может быть невелико.
|
|
При наличии заземления корпуса двигателя (рис. 12-39) через поврежденную изоляцию и заземлитель пойдет ток заземления Iзаз = = U/(rиз + rзаз) и между корпусом двигателя и землей будет напряжение Uзаз = Iзазrзаз, которое тем меньше, чем меньше сопротивление заземления, При прикосновении человека к корпусу он будет включен параллельно сопротивлению заземления и окажется под весьма малым напряжением Uзаз << U, и опасность будет устранена.
Например, при rзаз = 4 Ом и сопротивлении тела человека rч = = 40 000 Ом ток, идущий через человека, будет в 10 000 раз меньше тока, идущего через заземлитель.
В цепях с изолированной нейтралью защитное заземление выполняют по схеме рис. 12-40, причем сопротивление заземления не должно
быть больше 4 Ом, а при мощности питающего генератора или трансформатора не более 100 кВ • А сопротивление заземления должно быть не больше 10 Ом.
В качестве заземлителей используют металлические конструкции зданий, оборудование, надежно соединенное с землей, трубопроводы (кроме газовых и с горючими жидкостями), проложенные в земле. Если указанных конструкций нет, то заземлители выполняют
из обрезков стальных труб длиной 2—3 м, диаметром 35—40 мм с толщиной стенок не менее 3,5 мм или из угловой стали с толщиной полок • не менее 4 мм. Число заземлителей должно быть не менее двух. Они забиваются в землю так, чтобы их верхний конец был ниже поверхности земли на 0,4—1,5 м и сваркой соединяются между собой стальными полосами толщиной не менее 4 мм.
Все заземляемые части электроустановок соединяются с заземлителем заземляющими проводниками из стальных полос сечением не менее 24 мм2, толщиной не менее 3 мм или из круглой стальной проволоки диаметром не менее 5 мм. Соединение их с оборудованием производится болтами или сваркой. Заземляющие провода окрашиваются в фиолетовый цвет.
Электрические установки для совместного питания осветительной и силовой нагрузки сооружаются обычно четырехпроводными напряжением 380/220 или 220/127 В. Четвертый — нулевой провод заземляется у источника питания и у потребителя (рис. 12-41) через весьма малое сопротивление и, естественно, имеет нулевой потенциал. К этому нулевому проводу присоединяются металлические части установок, нормально не находящиеся под напряжением, например корпуса электродвигателей, трансформаторов, светильников, обмотки измерительных трансформаторов, металлические каркасы щитов и т. д.
При заземлении одной из фаз, например а, возникает однофазное короткое замыкание и плавкий предохранитель или автомат отключает ее от источника питания. Фазные напряжения остальных фаз Ub и UС остаются при этом без изменений.
Состояние заземления необходимо проверять не реже одного раза в год и измерять его сопротивление rзаз = U/I, пользуясь методом амперметра и вольтметра (рис. 12-42), где А — испытуемое заземление, В — вспомогательное заземление, а ЗН — зонд — заземлённый металлический штырь для присоединения вольтметра.
Согласно ГОСТ для катушек контакторов, реле и их контактов, а также для кнопок управления приняты обозначения на схемах по рис. 1.
- кнопка с самовозвратом с замыкающим контактом
- кнопка с самовозвратом с размыкающим контактом
обмотка реле, контактора и магнитного пускателя
обмотка реле, контактора или магнитного пускателя
--контакт контактора или реле замыкающий, т. е. разомкнутый
при отсутствии тока в катушке электромагнита
--контакт размыкающий, т. е. замкнутый при отсутствии тока
(или при недостаточном токе) в катушке электромагнита
—катушка напряжения реле
—катушка реле токовая
—нагревательный элемент теплового реле
t —контакт замыкающий с выдержкой времени при замыкании
Рис. 1
Тепловое реле (рис. 2). Сменные тепловые элементы, рассчитанные на определенный ток, включены в фазы А и С цепи питания двигателя (место включения а, б и а', б' рис. 68). На рис. 70 показано одно реле.
Если нагрузка на двигатель не превышает номинальную, то биметаллическая пластинка 4 удерживает коромысло 2 в таком положении, что контакт 1 замыкает цепь управления (в, г).
При возрастании полезного тормозного момента Мт выше номинального момента Мн двигателя ток 1, npofe-кающий по тепловому элементу 5, возрастет. Это приведет к росту температуры и количеству тепла, поступающему к биметаллической пластинке 4, которая вследствие этого изогнется, выйдет за пределы пластины 8 и освободит коромысло 2 (рис. 71).
Под действием пружин 6 коромысло 2 опустится вниз и контакт 1 разомкнет цепь управления, что вызовет автоматически остановку двигателя (см. рис. 71 и 68).
Рис.2
Элктромагнитное реле максимального тока (Рис.3)
Рис. 3
Магнитный пускатель или магнитный контактор (МП. Рис. 4)
Действительно, втягивающая катушка Л, контактора МП (рис. 68), подключенная через в, г и в', г' к линейным проводам А и В, перестанет получать питание, и контактор, опускаясь вниз, разомкнет рабочие контакты Л\, Л2, Л3 и блок-контакт «/74. Следовательно, на обмотку двигателя прекратится подача напряжения, и он остановится.
В случае снижения напряжения в сети ток, протекающий через втягивающую катушку Л, уменьшится, что приведет к результатам, описанным выше.
После устранения причин перегрузки двигателя и остывания биметаллической пластинки, через 3—5 мин на-
жатиеМ на рычаг 3 нужно возвратить биметаллическую пластинку в первоначальное положение (рис. 70). МП вновь будет готов к работе.
Зная работу контактора (рис. 69) и теплового реле (рис. 70, 71), легко понять работу всей схемы в целом.
При включении рубильника Р и нажатии кнопки /7 цеиь управления окажется под линейным напряжением UAB- Ток, проходя по втягивающей катушке Л, втянет сердечник, и рабочие контакты контакторов Л\, Л2, Л3 и блок-контакт </74 окажутся замкнутыми. Рабочие контакты обеспечат подачу напряжения на обмотку двигателя, и он начнет работать. Замкнутый блок-контакт Л4 блокирует кнопку пуска П и позволит ее отпустить. Следовательно, Л^ будет выполнять функцию нажатой кнопки П. 'Остановка двигателя производится нажатием на кнопку «стоп» С. Это приводит к тому, что через катушку Л ток не проходит, и сердечник под действием пружин и собственного веса опустится вниз. Все четыре контакта Л\, Л2, Л3, </74 окажутся разомкнутыми и так останутся при отпускании кнопки «стоп».
Следует иметь ввиду, что МП не защищает сеть от коротких замыканий. Поэтому эту задачу выполняют плавкие предохранители, которые в момент короткого замыкания перегорают и разрывают цепь питания схемы (рис. 68).
Как указывалось выше, при токовых перегрузках срабатывают тепловые реле 1РТ и 2РТ, что равносильно нажатию кнопки «стоп». Это приводит к обесточиванию цепи управления и автоматической остановке двигателя.
Нереверсивный пуск асинхронного трехфазного электродвигателя с коротко замкнутым ротором (Рис.5).
Рис.5
РЕВЕРСИВНЫЙ МП
На схеме, изображенной на рис. 6, видно, что в цепи управления со своими пусковыми кнопками параллельно включены два контактора: «вперед» - В и «назад» -Н. Каждый контактор имеет по 5 контактов, первые четыре — замыкающие, а последний — размыкающий (см. рис. 4).
Разберем только отличие в работе реверсивного МП по сравнению с МП одностороннего действия:
1. Замыкание цепи управления путем включения трехполюсного рубильника Р и нажатия кнопки В (или Н) вызывает не только замыкание контактов В1, В2, ВЗ, В4 (HI, Н2, НЗ, Н4), как у нереверсивного МП, но и размыкание контакта В5 (Н5), включенного последовательно с контакторов Н (В), что предотвращает прохождение тока одновременно через обе втягивающие катушки Н и В.
Рис. 6
/
2. Изменение направления вращения ротора двигателя (реверсирование) осуществляется сменой местами двух фаз питания двигателя. При одновременном нажатии кнопок В «вперед» и Н «назад» двигатель не включается, так как цепи, управления катушек оказываются разомкнутыми.