Система заданий в жанре натюрморта

Н. П. ПЯТАХИН

ФОРМИРОВАНИЕ КОМПОЗИЦИОННОГО Мышления

Часть II

НАТЮРМОРТ.

СИСТЕМА ЗАДАНИЙ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «РИСУНОК»

Учебно-методическое пособие для студентов

 

 

Санкт-Петербург

2008

УДК 74.084.38/74.049.1

 

Рецензенты: канд. искусствоведения, доц. А. А. Васильева (кафедра рисунка Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена); канд. искусствоведения, доц. В. Е. Калашников (Московский государственный текстильный университет им. А. Н. Косыгина)

 

 

Пятахин Н. П.

Формирование композиционного мышления. Учебно-методическое пособие для студентов; СПб. гос. архит.-строит. ун-т. – СПб., 2008. –

 

В пособии раскрывается описание методики создания натюрморта. Применение при выполнении каждого задания композиционного метода способствует формированию у студента умения выявлять в композиции пластические связи между предметами и средой от дробного иллюзорно-фотографического перечисления до целостного изображения натуры.

Предназначено для студентов по специальности 270300 – архитектура.

 

 

Рекомендовано Редакционно-издательским советом СПбГАСУ в качестве учебно-методического пособия.

 

© Н. П. Пятахин, 2008

© Санкт-Петербургский государственный

архитектурно-строительный университет, 2008

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Данное пособие включает в себя систему заданий, выполняемых в жанре «Натюрморт».

Опираясь на авторский метод, основные принципы которого изложены ранее, студентам предлагается выполнить шесть заданий. В каждом из них рассмотрены: рисунок по представлению; рисунок с натуры; рисунок по представлению с заданным двухмерным планом; натюрморт как модель картины, решаемой в соответствии с концепцией метода (см. первую часть пособия). Считаем необходимым наряду с учебными заданиями, выполняемыми как в аудитории под руководством педагога, так и самостоятельно, ввести дополнительно упражнения. Помимо упражнений, способствующих активизации композиционного мышления студента, в пособии даются пояснения, напоминающие основные положения метода.

Именно работая над натюрмортом, учащийся приобретает навыки импровизации в формообразовании, а также навыки в композиционном осмыслении натуры. Преподаватель предлагает постановку из различных предметов. Студент под руководством преподавателя создаёт на плоскости образ этой постановки, т. е. натюрморт, который, в отличие от интерьера и пейзажа, имеет неглубокое пространство. Обычно постановка из определённых предметов организуется преподавателем на поверхности стола глубиной до одного метра, что позволяет целостно охватить зрением весь натурный объект, увидеть глубину, заполненную предметами в постановке. Для композиционного решения натюрморта необходимо представить двухмерный план предметов (вид сверху). Осознание двухмерного плана постановки при работе над натюрмортом поможет поправить те плохо воспринимаемые пространственно-пропорциональные отношения между предметами, которые возникают при восприятии натуры из одной точки. Если только пытаться «точно» фиксировать видимое, используя иллюзорную перспективу, то непременно мы попадём в фотографическую зависимость от натуры.

 

УСТАНОВОЧНАЯ ЛЕКЦИЯ.

ВОЗМОЖНЫЕ ВАРИАНТЫ ВОСПРИЯТИЯ НАТУРЫ

 В ПРОЦЕССЕ ИЗОБРАЖЕНИЯ

Композиционно осмысленный рисунок предполагает составление, собирание отдельно рассматриваемых частей натуры в целостный изобразительный образ. Поэтому единой точки, с которой воспринимается натура, в композиции натюрморта не может быть. Начинающий художник, как правило, пытается «точно» зафиксировать воспринимаемый объект, он, как стрелок, задерживает дыхание и смотрит на натуру одним глазом. При этом он часто пытается карандашом измерить пропорциональные соотношения предметов постановки.

Конечно, работа карандашом как обмерной линейкой возможна.

Но, во-первых, необходимо иметь развитое чувство плоскости, но не только той, на которой работает художник, а и той, которую художник представляет перед собой (рис. 1). Поверхность такой виртуальной плоскости образуется тремя точками, которые связаны с фронтальной поверхностью нашего лица (две точки – это два глаза и точка на подбородке). Именно этот треугольник формирует умозрительно прозрачную плоскость, которая связывается с нашим направленным смотрением, посылаемым к натуре. Подобная воображаемая плоскость будет исполнять роль «посредника» между натурой и реальной изобразительной плоскостью конкретного формата. Благодаря этой виртуальной плоскости мы можем измерять натуру карандашом, который перемещается по вертикальным, горизонтальным и диагональным направлениям, оставаясь на её поверхности. В этом случае при перемещении карандаша влево-вправо, вверх-вниз расстояние между рукой и глазом не может быть одинаковым. Суставы кисти руки остаются неподвижными. Карандаш при этом держат перпендикулярно поверхности пола и параллельно виртуальной плоскости, а «скольжение» всем черенком карандаша по её поверхности обеспечивается подвижностью локтевого и плечевого суставов. Таким образом, художник, оставаясь на месте, обеспечивает себе множественность точек изображения натуры (см. рис. 1, 1). Это необходимо для того, чтобы избежать фотографической фиксации с единственной точки восприятия. Когда художник перемещает черенок карандаша, держа его постоянно на вытянутой руке, а кисть и локтевой сустав в этом случае всегда неподвижны, и поэтому при измерении натуры карандаш находится на одинаковом расстоянии от глаза рисующего, в результате чего и формируется сферическая поверхность (рис. 1, 2).

В рисунках (рис. 1, 3) показано, как трансформируется виртуальная плоскость при перемещении руки по горизонтали, но то же самое происходит при перемещении по вертикали и диагоналям. В одном случае её поверхность становится двухмерной (рис. 1, 1), а в другом (см. рис. 1, 2) – поверхность будет сферической, благодаря чему фиксируются все ракурсы с перспективными искажениями натуры. Таким образом, двухмерная плоскость, в отличие от сферической, обеспечивает видение не отдельно каждого предмета, а всей его взаимосвязи с окружающими объектами.

Профессиональный художник, у которого развито чувство плоскости, никогда не обмеряет натуру карандашом, так как он предпочитает смотреть на мир обоими глазами.

Во-вторых, нам необходимо осознать такие понятия, как пропорции и ракурс, в которых часто путается начинающий художник. Пропорции предметов обычно уточняются путём обмера.

Увидеть, почувствовать пропорциональные соотношения предметов постановки необходимо и возможно только тогда, когда присутствуют два измерения. Восприятие пропорциональных связей осуществляется по двухмерному плану постановки (сечение по горизонтали) и по вертикальным сечениям всего изображаемого пространства. Но включать в систему измерений пропорций ракурс не имеет смысла.

 Изображение ракурса, обусловленного перспективными сокращениями, искажает пропорции предмета. Поэтому, чтобы изображаемые предметы воспринимались более убедительно, нам необходимо организовать пространственную структуру натюрморта, чтобы установить пропорциональные отношения между предметами. Для этого мы виртуальную плоскость, приближая к натуре, останавливаем на трёх пространственных планах. По этим планам данная плоскость определит срезы (сечения) всей постановки. Именно по этим сечениям, внутри каждого пространственного плана, художник сохраняет пропорциональные соотношения предметов. Ракурсы, искажающие предметы, могут фиксироваться между пространственными планами в зависимости от желания автора отдать предпочтение или сосредоточиться на каком-либо плане. На изобразительной же плоскости каждому пространственному плану отводится красочное пятно определённого размера (см. первую часть пособия, пояснения к рис. 1, 2, 9).

 

 

СИСТЕМА ЗАДАНИЙ В ЖАНРЕ НАТЮРМОРТА.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: