История монастырей земли Курской

 

Распространение монастырей в Древней Руси началось с XI века. Их строительство поддерживалось князьями и чернью, поскольку те и другие испытывали постоянную потребность иметь земное представительство перед Богом. В своих делах и чаяниях, а в монахах как раз и видели постоянных богомольцев за свои души. Заступников перед Богом….

Родоначальником монашества на Руси принято считать Феодосия Печорского. Свой путь он начинал в Курске. Именно древнейший город Курск был христианским раньше прочих соседних мест. Самый древнейший монастырь земли Курской считается Николаевский монастырь, основанный в 1505 году.

 

1. Коренная пустынь – духовный символ России.

«…XVIII веке отстроилась в камне и Коренная пустынь». Монастырское придание говорит о том, что, проезжая с Украины в Москву, фельдмаршал Борис Петрович Шереметьев посетил обитель. Он выделил необходимые средства для строительства церкви «живописного источника» над чудодейственным родником и поставил своего строителя.

С 1726 года по 1765 год из Знаменского монастыря в Коренную пустынь систематически на одну неделю переносилась икона «Знамения». Попытки строителей Коренного монастыря отстоять право на постоянное пребывание иконы на месте обретения успеха не имели. В 1767 году Синод запретил перенос иконы. В 1790 году в Синод обратилось именитое купечество, поскольку благодаря переносимой в Коренную пустынь чудотворной иконе, ярмарка процветала и приносила государственной казне знатную прибыль. Указом Синода от 15 января 1806 года с согласием императора Александра I приписывалось, чтобы иконы Знамения Богородицы в Коренном Рождество-Богородичном монастыре находилась с девятой седмицы по Пасхе по 12 сентября.

В 1792 году крестный ход возобновился. В настоящее время крестные ходы Курской епархии проводят регулярно.

Подлинный расцвет Курской Коренной ярмарки приходится на 1852-1853 годы, когда на различных товаров было продано на 11,3 миллионов рублей. Наибольшее число паломников (60 тысяч человек) отмечалось в 1861 году.

Празднование иконы Пресвятой Богородицы "Знамение" совершается 27 ноября (10 декабря н. ст.) - в день празднования иконы "Знамение".

 

 

Коренная Пустынь имеет мировой статус христианской «Мекке», куда со многих стран люди едут чтобы посетить эти поистине удивительные и божественные места, набрать чудотворной исцеляющей воды и просто посетить храм в Коренной Пустыни, посетить на всю страну и мир Коренскую ярмарку. Очень большое количество паломников, посетивших эти святые места, исцеляются и вылечиваются от множества болезней.

 

 

2. Курский Знаменский мужской монастырь

 

С ооружение Знаменского монастыря связано с героической обороной города Курска в 1612 года от нашествия польско-литовских интервентов. Курск был захвачен и разорён, только крепость с её защитниками стояла непреступно. Согласно приданию, куряне дали обед в память этого события построить монастырь во имя спасительницы – иконы Знаменской Богородицы Курской Коренной. В 1915 году в монастыре были две деревянные церкви: Рождества Богородицы и преподобного Михаила Малеина. Монастырь назвали Рождественским.

В 1619 году царь Михаил Фёдорович даровал монастырю льготную грамоту с пожалованием пашни и освобождения от податей.

В 1631 году при пожаре, возникшем от удара молнии, сгорели все монастырские строения. Через три года монастырь постигло новое бедствие, его ограбили поляки. В 1649 году по указу царя Алексея Михаиловича монастырь стал называться не Рождество – Богородским, а Знаменским. В 1688 году государи Иоанн и Петр Алексеевич подарили монастырю колокол весом в 50 пудов. В 1705 году монастырю принадлежало 4836 «душ крестьян». В 1722 году Большой Богородицкий монастырь приобрёл дачу в 4 верстах от Курска, в верховье реки Кур. Впоследствии дача – эта территория стали называться Знаменской. Здесь были выстроены церковь во имя Иоанна Богослова и двухэтажный каменный корпус. Организовалось хозяйство пруд, сад, скотоводский двор 60 десятин обрабатываемой земли. Фруктовый сад уже в XVI веке приносил монастырю более 600 рублей серебра.

При архимандрите Гедеоне Антонском Знаменская церковь стала пятиглавой, в ней позолочены иконостасы и кресты, обновлена живопись во всех церквах. В 1775 году купола Знаменского собора позолотили, стены отштукатурили. В течение более чем столетия Знаменский монастырь претерпел много изменений в своей планировке и застройке. Но остался по прежнему главным культурным комплексом в самом центре города.

Коренные изменения в нём произошли после утверждения в 1782 году регулярного плана застройки Курска «… В процессе формирования нового городского центра были снесены 1788 году Воскресенский собор, в 1792 году Пятницкая церковь, в 1816 году Знаменская церковь и другие ветхие здания старого Знаменского монастыря. В центральном архитектурном ансамбле Курска главенствующая роль сохранилась за монастырём».

Строительство большого Знаменского собора продолжалась с 1816 года десять лет. Ежегодно зимой заготовляли строительные материалы, а весной закипала работа, требовавшамассы мастеров и рабочих разного рода. Руководил строительством архимандрит Знаменского монастыря Палладий, бывший артиллерийский офицер. Большой колокол на колокольне, пожертвованный белгородским купцом Н.И. Чумичевым в 1866 году, по мнению курян, отличался мягкозвучной басовой нотой. В истории Знаменского собора били тяжелые годы, когда из-за людского невежества архитектуре здания наносили большой вред. В первые такое случилось в середине 19 века при «поновлении» храмов духовенством, когда неудачные перестройки изменили северный фасад здания и грубо исказили первоначальную архитектуру. Вторично зданию был нанесён ещё большой ущерб в середине 30-х годов нашего века, когда в Знаменском соборе были снесены парные колокольни и четыре угловых купола. В эти же годы здание собора стали использовать как кинотеатр, и только в 1992 году храм был вновь передан церкви и возобновленному Знаменскому монастырю.

3. Курский Свято-Троицкий монастырь.

Из кратких описаний монастыря, можно заключить. Что в 1623 году монастырь уже существовал «На пассаде за большим острогом». Об этом уже упоминает митрополит Авросий в своей книге «История Российской иерархии».

По попущению Божью, страшный пожар в 1680 году уничтожил до основания обитель и храм. В следующем году после пожара игуменья Пелагия выстроила новую деревянную церковь в честь Святой Троицы, на месте сгоревшей, с пределом в память «Обновления храма Воскресенья Христова».

С 1695 году была заложена каменная двухэтажная церковь. В 1836 году с разрешением Святейшего Синода при Высокопреосвятейшем Илиодоре, был выстроен новый каменный одноэтажный храм, пристроенный к западной стене холодной церкви. С северной и южной сторон теплого здания храма устроены были коридоры, служившие входом в верхнюю холодную церковь.

Престол в новом тёплом храме был освящён в честь Божьей Матери «Новодворской».

В 1851 году в Новодворском тёплом храме, на месте прежних ветхих уже коридоров, устроены 2 каменных предела: с южной стороны – в память явления Иверской Иконы Богоматери, а с северной стороны – во имя преподобного Мирона внизу, под тёплым храмом, устроено было несколько келий.

Игуменья Алевтина, заботясь об благоустройстве обители, ходатайствовала о разрешении на открытие при монастыре больницы для сестёр. Для лечения больных был приглашён врач.

29 июня 1853 года, при обители была открыта богадельня на восемь престарелых сестер монастыря. Первоначально она помещалась в кельях под тёплой церковью, а позже, при игуменье Софии, переведена в один из этажей вновь построенного трёхэтажного корпуса. Ещё в 1798 году в Троицком женском монастыре велось обучение девочек по частным кельям. 14 февраля 1869 года открылась школа при монастыре с четырёхгодичным курсом и программой средних учебных заведений. Учителя в ней были с высшим образовании. Число же учащихся не превышала тридцать девочек. Эта школа служила как бы приготовительной для поступления в старшие классы Епархиального женского училища. Обучались в ней дети преимущественно духовенства, что и было до 1888 года. Вскоре школа была преобразована в одноклассную церковно – приходскую с тремя о тделениями. Преподавание в ней вели монастырские священники и сёстры обители. В школу же стали принимать детей бедняков, населения города Курска всех сословий. В 1910 году Емилия приступила к постройке нового здания школы на сто детей. 1 мая 1910 года было торжественное заложено новое школьное здание, а 1911 году 25 сентября оно было освящено Высокопреосвященным Питиримом архиепископом Курским и Обоянским.

В 30-х годах в здании Троицкой церкви были размещены фонды Государственного архива Курской области, а в конце 80-х годов областной научно-методический центр Управления культуры. Летом 1993 года в часть храма была передана Курско-Белгородской епархии.

 

Вопросы для самоконтроля:

1. Какие монастыри в Курской области вы знаете (перечислите)

2. Кто является родоначальником монашества на Руси?

3. Какая икона была найдена в Курской губернии?

 

4. Какая традиция в Курской области сохранена?

 

5. Какой монастырь в Курской области считается самым древним?

 

6. Кто заботился об благоустройстве Свято-Троицкого монастыря?

 

7. Где находиться Знаменский монастырь?

 

III. Заключение.

 

Трудно переоценить роль православных монастырей в культурной, политической и хозяйственной истории Руси, России. В нашей стране – как, впрочем, и в других странах христианского мира - обители монахов всегда были не только местами молитвенного служению Богу, но центрами культуры, просвещения; во многие периоды отечественной истории монастыри оказывали заметное воздействие на политическое развитие страны, на хозяйственную жизнь людей.

Раньше церковь влияла на образование граждан, поскольку там находились церковно-приходские школы, так же влияла на здравоохранение, поскольку в большинстве из храмов находились госпитали, больницы и перевязочные центры. На мой взгляд, монастыри являются хранилищами уникальных произведений национального искусства.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: