Составление схем простых предложений

КОНСПЕКТ УРОКА

По обучению грамоте

На тему:

«СКАЗКА «РЕПКА»

«ПРЕДЛОЖЕНИЕ СОСТОИТ ИЗ СЛОВ»

«ЧТЕНИЕ И ПИСЬМО»

Класс – 1 четверть

 

 

Выполнила:

студентка группы 1602

Оганян Анастасия Станиславовна

Проверила:

 

Алмазова Анна Алексеевна

Доцент, к.п.н.

 

2020 год

Урок по обучению грамоте

Класс – 1 четверть

(интегрированный подход)

ТЕМА УРОКА:

ПРЕДЛОЖЕНИЕ СОСТОИТ ИЗ СЛОВ

ЧТЕНИЕ И ПИСЬМО

СКАЗКА «РЕПКА»

Цель:

· дать учащимся представление о том, что предложение состоит из слов;

· научить определять количество слов в предложении, записывать схему предложения, то есть учить выделять произнесенные слова и обозначать их условно - графически;

· выявлять представления детей об основных цветах и закреплять имеющиеся у них знания;

· определять состояние графических умений и продолжать работу над совершенствованием.

· развивать подвижность органов артикуляционного аппарата учащихся;

· корригировать и развивать фонематическое восприятие;

· развивать мелкую моторику кистей рук.

· воспитывать умение работать сообща (терпеливо слушать ответы товарищей, ожидать своей очереди в игре, совместной работе).

Оборудование:

1. Смарт – доска. Презентация со следующим содержанием:

- весёлые картинки для артикуляционной гимнастики;

- изображение героев сказки «Репка»;

- изображение огорода: забор, дом, грядка, репа, солнце;

- изображение мышки;

- изображение дома;

- изображение двух реп: маленькая и большая.

2. Наглядный материал:

- схемы предложений;

- полоски – схемы для обозначения «слов».

3. Раздаточный материал:

- листок с контурным изображением большой репы и маленькой репки;

- цветные карандаши, жёлтого и зелёного цвета.

 

Физкультминутки выполняются после каждого из заданий урока и носят релаксирующий характер: потягивания, медленные движения рук, разгибания туловища. Лучше ее выполнять под музыку «визитной карточки» урока.

Рекомендации для работы в семье: родителям можно рекомендовать потренировать детей в письме для закрепления. Простым карандашом, стирая ластиком неудачную обводку и добиваясь точности движений руки ребенка.

 

 

Ход урока:

 

1. Организационный момент

Настрой учащихся на работу; проверка посадки детей; проверка готовности к уроку.

-Учитель: Здравствуйте ребята, рада вас видеть. У вас у всех такие спинки ровные, как же красиво и правильно вы сидите за партой.

2. Подготовка учащихся к усвоению учебного материала

Артикуляционная гимнастика с использованием индивидуальных зеркал, картинок-символов:

- Учитель: Прежде чем, я сообщу вам тему нашего сегодняшнего урока, давайте-ка мы с вами сделаем зарядку, для язычка и в этом нам помогут «веселые картинки» (на смарт-доске). Посмотрите на них, послушайте и выполните упражнение.

- Учащиеся выполняют упражнения согласно услышанному тексту и увиденной картинке, смотря на себя в зеркало:

«Вкусное варенье»

Ох, и вкусное варенье!
Жаль осталось на губе.
Язычок я подниму и остатки оближу.

«Чищу зубки»

Чищу зубки, чищу зубки

И снаружи и внутри,

Не болели, чтоб они.

 

«Грибочек»

Рот открыт.

Губы в улыбке.

Прижать широкий язык всей полостью к нёбу и удерживать под счёт до 10.

 

«Гармошка»

 

К небу язычок прижми,

Челюсть ниже опусти.

Рот открой, потом прикрой.

Гармонист ты неплохой.

 

«Лошадка»

 

Губы в улыбке.

Приоткрыть рот.

Поцокать языком (как цокают копытами лошадки).


- Учитель: Какие молодцы!

3. Актуализация опорных знаний.

Постановка целей задач урока.

- Учитель: Ребята, пожалуйста, ответьте на мой вопрос: «Из чего состоит наша речь?»

- Учащиеся: Наша речь состоит из предложений.

- Учитель: Сегодня мы узнаем, из чего состоят предложения, а поможет нам в этом русская народная сказка «Репка», с которой вы все так хорошо знакомы.




Формирование новых знаний, умений, навыков

Беседа с учащимися по вопросам:

- Учитель: Вспомните начало сказки.

- Учащиеся: Посадил дед репку.

- Учитель: Сколько слов вы слышите в этом предложении?

- Учащиеся: Три.

- Учитель: Какое слово первое? второе? третье?

- Учащиеся: Первое слово – посадил, второе слово – дед, третье слово – репку!

- Учитель: Молодцы! Из чего состоит предложение?

Вывод вместе с учениками: предложение состоит из слов.

 

Изучение нового материала:

Учитель выставляет героев сказки «Репка» на смарт – доске.

- Учитель: Из какой сказки пришли к нам эти герои, ребята?

- Учащиеся: Репка.

- Учитель: Давайте вспомним вместе эту сказку, и вы мне в этом будете помогать, согласны?

- Учащиеся: Да!

Учитель поочерёдно выставляет на смарт – доске, изображения героев сказки «Репка» и начинает предложение, а ученики должны его закончить.

Формирование представлений о речи и предложении:

Составление предложений по серии сюжетных картинок:

- Учитель: Посадил дед …

- Учащиеся: Репку.

- Учитель: Выросла репка …

- Учащиеся: Большая-пребольшая.

- Учитель: Стал дед репку из земли тащить. Тянет - потянет, а вытянуть …

- Учащиеся: Не может.

- Учитель: Позвал дед на помощь …

- Учащиеся:Бабку.

- Учитель: Бабка за …

- Учащиеся:Дедку.

- Учитель: Дедка за …

- Учащиеся:Репку.

- Учитель: Тянут - потянут, вытянуть …

- Учащиеся:Не могут.

- Учитель: Позвала бабка …

- Учащиеся:Внучку.

- Учитель: Внучка за …

- Учащиеся:Бабку.

- Учитель: Бабка за …

- Учащиеся:Дедку.

- Учитель: Дедка за …

- Учащиеся:Репку.

- Учитель: Тянут - потянут, вытянуть …

- Учащиеся:Не могут.

- Учитель: Позвала внучка …

- Учащиеся:Жучку.

- Учитель: Жучка за …

- Учащиеся:Внучку.

- Учитель: Внучка за …

- Учащиеся:Бабку.

- Учитель: Бабка за …

- Учащиеся:Дедку.

- Учитель: Дедка за …

- Учащиеся:Репку.

- Учитель: Тянут – потянут, вытянуть

- Учащиеся:Не могут.

- Учитель: Позвала Жучка …

- Учащиеся:Кошку.

- Учитель: Кошка за …

- Учащиеся:Жучку.

- Учитель: Жучка за …

- Учащиеся:Внучку.

- Учитель: Внучка за …

- Учащиеся:Бабку.

- Учитель: Бабка за …

- Учащиеся:Дедку.

- Учитель: Дедка за …

- Учащиеся:Репку.

- Учитель: Тянут – потянут, вытянуть

- Учащиеся:Не могут.

- Учитель: Позвала кошка …

- Учащиеся:Мышку.

- Учитель: Мышка за …

- Учащиеся:Кошку.

- Учитель: Кошка за …

- Учащиеся:Жучку.

- Учитель: Жучка за …

- Учащиеся:Внучку.

- Учитель: Внучка за …

- Учащиеся:Бабку.

- Учитель: Бабка за …

- Учащиеся:Дедку.

- Учитель: Дедка за …

- Учащиеся:Репку.

- Учитель: Тянут – потянут …

- Учащиеся:Вытянули репку!

Составление схем простых предложений

- Учитель: Предложение можно записать в виде схемы. По схеме можно узнать, сколько в предложении слов. Каждое отдельное слово обозначается полоской.

- Учитель: Одна полоска обозначает одно слово. В нашей схеме три полоски, значит, в предложении три слова.

Как вы думаете, почему первое слово в предложении обозначено не просто полоской, а полоской с черточкой впереди?

- Учащиеся: Это начало предложения.

- Учитель: Как можно узнать, что предложение закончено?

- Учащиеся: В конце предложения ставится точка.

 

Подсчет слов в предложении:

С помощью учителя дети составляют схемы предложений по оставшимся рисункам.

Выросла репка большая 

Позвал дед бабку             

Позвала бабка внучку     

Позвала внучка Жучку    

Позвала Жучка кошку     

Позвала кошка мышку     

- Учитель: Особое внимание следует обратить на предложение к последнему рисунку:

Вытянул репку!               

В этом предложении всего два слова, поэтому они обозначены двумя полосками.

Предложение произносится радостно, взволнованно, с повышением голоса. В таких случаях в конце предложения ставится не точка, а восклицательный знак. Его можно видеть в конце схемы данного предложения.

 

6. Обозначение слов полосками

Ученикам предъявляется картинка на смарт – доске, с изображением огорода (забор, дом, грядка, репа, солнце).

- Учитель: Ребята, давайте расскажем отдельными словами, что нарисовано на картинке. Я начинаю первой – огород.

Учащиеся называют предметы изображенные на картинке: забор, дом, грядка, репа, солнце.

- Учитель: Что мы произносим?

- Учащиеся: Слова.

- Учитель: Как мы умеем обозначать слова?

- Учащиеся: Полосками.

- Учащиеся, поочередно прикрепляют под картинкой «Огород» названные слова-полоски.

Педагог следит за тем, чтобы учащиеся не повторяли одни и те же слова.

- Учитель: Ребята, давайте «прочитаем» все слова.

- Учащиеся: Отдельные учащиеся «прочитывают» все выставленные слова.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: