Объясните значение фразеологического оборота одним словом

1.Качества человека:

Человек с большой буквы, молоко на губах не обсохло, телеграфный столб, мастер на все руки, ветер в голове, белая ворона, собака на сене, как с гуся вода.

2.Действие или признак действия:

Подливать масло в огонь, перемывать косточки, набрать в рот воды, между небом и землей, на скорую руку, куда глаза глядят, хоть шаром покати, постоять за себя, в час по чайной ложке; затаив дыхание; позолотить пилюлю; поставить диагноз; как рукой сняло.

Упражнение 40

Ответьте на поставленные вопросы. В качестве ответа используйте фразеологическое выражение.

Как говорят:

1) о том, кто часто меняет свои решения;

2) о человеке, который пришел не вовремя, некстати;

3) о кротком, безобидном человеке;

4) о болтливом человеке;

5) о бесследном исчезновении кого-либо;

6) об очень дальних родственниках;

7) о беспорядке, неразберихе где-либо;

8) о том, кто не знает чего-либо всем известного.

 

Упражнение 41

Укажите ошибки, возникшие из-за неправильного употребления фразеологизмов.

Запишите предложения в исправленном виде.

1.Не нужно замыкаться в себе, давайте делиться своими больными местами.

2.Как говорится, чем дальше в лес, тем больше щепки летят: работа наша требовала все большего напряжения.

3.У них все было шито-крыто белыми нитками, но тогда этого никто не замечал.

4.После приезда Ольги жизнь стала бить другим ключом.

5.Выпускники, радостные и счастливые, на прощание спели свою лебединую песню.

6.Мы долго ждали, когда наши фигуристы пробьют окно в Европу.

7.Изящно и просто фигуристы решили эту тяжелую проблему и поставили на ней крест.

8.Он говорил такое, что у всех уши завяли.

Что привело к изменению в составе фразеологизмов?

Упражнение 42

Выясните значение медицинских фразеологических выражений. Составьте с ними 2-3 предложения.

 

Голова медузы; грудь «сапожника»; желудок «песочные часы»; «мраморная бледность»; «печеночные» ладони; «маска Паркинсона»; «ритм галопа»; «воротник Стокса»; «сосудистые звездочки»; звук «треснувшего горшка»; «пляска каротид»; «пушечный» ритм; симптом «кошачьего мурлыканья».

Контрольные вопросы к §10

Дайте определение понятий «фразеология», «фразеологическая норма». Приведите примеры нарушения фразеологической нормы (2-3) (Билет № 21 – ДЗ).

2.Расскажите об особенностях фразеологизмов.

3.Какие ошибки могут возникнуть при неправильном использовании фразеологизмов?

Домашнее задание:

1.§ 10 - Блок информации

2.Контрольные вопросы к § 10

Упражнение 42

Словарная работа к занятию №11: выясните значение слов (см. Приложение № 1); выпишите в рабочую тетрадь; выучите.

5.Подготовьтесь к итоговой самостоятельной работе №4:

- выучите значение медицинских фразеологических оборотов из упражнения 42;

- выучите значение слов медицинской терминологии (см. СР к занятиям № 1 - № 11);

- выучите правописание слов медицинской терминологии (см. ОР к занятиям №1, №5, №7, №10, №11; правописание словарных слов к занятиям №1- №11; правописание слов из упражнений №16, 17, 1, самостоятельная работа «Проверь себя»).

Итоговый контроль

Самостоятельная работа № 4

Значение медицинских фразеологических оборотов.

Значение слов медицинской терминологии.

Правописание слов медицинской терминологии.

Индивидуальное задание:

Выступление на медицинскую тему:  «Профилактика желудочно-кишечных заболеваний».

Занятие № 12

Морфемика. Словообразовательные нормы русского литературного языка. Типы словообразовательных ошибок. Словообразование в названиях болезней, лекарственных средств Аббревиатуры, используемые в медицинской практике.

Словарная работа

Выясните значение следующих аббревиатур. Определите их род.

ВОЗ, СПИД, ФАП, ЖКТ, СЭС, ТСО, СПО, СМИ, УЗИ, ЭКГ, КТГ, МРТ

Орфографическая разминка

Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки.

Пац…ент, щипц…, рец…див, лейкоц…т, тромбоц…т, эрудиц…я, ц…нг`а, заведу…щая поликли(н,нн)икой, дисц…плинирова(н,нн)ая ме…сестра, советоват…ся с врач…м, пользует…ся шприц…м, ож…г руки, пр…болеть, пр…вивка, ране(н,нн)ый в руку солдат, т…рмометр, пр…парат, (вакц…но) устойчивый вирус, уча…ствовать в (о,а)перац…и, чу…ствовать гореч…, л…чебное уч? реждение.

 

Блок информации

I. Морфемика.

Слова в русском языке состоят из звуков, букв(если слово записано), слогов. Это части слова. В отличие от них морфемы (от греч.- форма) являются значимыми частями слова, потому что выражают определенное значение.

Приставка (), корень ( ), суффикс (^) и окончание ( ) – это морфемы, то есть значимые части слова.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: