Функции компьютерных тестов и рекомендации по их разработке

Лабораторная работа №6. «ЭЛЕКТРОННЫЕ КОНСТРУКТОРЫ БАЗ ТЕСТОВЫХ ЗАДАНИЙ»

Теоретическая часть  

Общие понятия

Педагогический тест – система специально подобранных проверочных заданий, составленных по тестовой форме, позволяющая количественно оценить учебные достижения человека в одной или нескольких областях знаний.

Педагогическое тестирование – совокупность организационных и методических мероприятий, объединенных общей целью с педагогическим тестом и предназначенных для подготовки и проведения формализованных процедур предъявления теста, обработки и представления результатов его выполнения.

Тестовое задание – минимальная, содержательно законченная составляющая единица педагогического теста в виде проверочного задания в тестовой форме.

База тестовых материалов – совокупность систематизированных тестовых зданий и педагогических тестов, прошедших апробацию и имеющих известные характеристики. К характеристикам относятся как качественные характеристики, отражающие содержание тестового задания или теста в целом (учебный предмет, раздел, тема, контролируемые умения и т.д.), так и количественные (трудность тестовых заданий, надежность теста и др.).

Виды тестовых заданий

Тестовое задание закрытой формы – тестовое задание с двумя или более пронумерованными вариантами ответа, из которых нужно выбрать один или несколько номеров, соответствующих правильному ответу.

Тестовое задание альтернативных ответов – тестовое задание закрытой формы, в котором требуется выявить истинность или ложность некоторого утверждения. В тестовых заданиях альтернативных ответов дается только два варианта ответа: «да-нет» или «верно-неверно».

Тестовое задание множественного выбора – тестовое задание закрытой формы с двумя и более вариантами ответа.

Тестовое задание открытой формы – тестовое задание без указания возможных вариантов ответа. Тестируемый самостоятельно формулирует правильный ответ.

Тестовое задание с кратким ответом – тестовое задание открытой формы, в котором тестируемый должен самостоятельно сформулировать и записать правильный ответ в виде одного-двух слов, символов или чисел.

Тестовое задание свободного изложения – тестовое задание открытой формы, в котором тестируемый свободно конструирует ответ на тестовое задание. Задание сопровождается подробной инструкцией по оценке ответов с указанием количества первичных баллов, выставляемых за правильный ответ и за частично правильный ответ.

Тестовое задание дополнения – тестовое задание, в котором требуется, вставить пропущенное слово или символ, закончить утверждение, дописать предложение и т.д. Тестовое задание дополнения может быть, как открытой, так и закрытой формы.

Тестовое задание на установление соответствия (Тестовое задание перекрестного выбора) – тестовое задание, при выполнении которого необходимо установить соответствие между элементами двух и более множеств.

Тестовое задание на установление правильной последовательности – тестовое задание, выполнение которого состоит в установлении правильно последовательности операций, действий, событий.

Функции компьютерных тестов и рекомендации по их разработке

Тестирование используется на следующих этапах учебного процесса:

1. Входное тестирование в начале изучения дисциплины для определения исходного уровня и выдачи рекомендаций по траектории изучения материала.

2. Самотестирование учащихся по ходу изучения ими отдельных глав теоретического материала.

3. Тестирование перед началом выполнения лабораторных и практических работ с целью проверки наличия необходимых начальных теоретических знаний.

4. Тестирование знаний по итогам изучения главы (раздела) теоретического материала, результатам выполнения лабораторной работы.

5. Тестирование по итогам изучения дисциплины с целью получения оценки полученных знаний либо выдачи допуска на прохождение промежуточной аттестации в иной форме.

Тестовые модули могут осуществлять проверку знаний в разных режимах:

· тренировочном;

· обучающем;

· контрольном.

В обучающем режиме должна быть возможность обращения к подсказке в случае неправильного ответа, повторной проверки и перехода к обучению. При этом желательно предъявлять разные варианты формулировок до и после использования подсказки, обучения или повторного контроля.

Тренировочный режим предполагает возможность неоднократного прохождения теста. Для этого режима обязательно использовать разные варианты формулировок вопросов.

Для контрольного режима рекомендуется использовать вопросы разной сложности и устанавливать время для ответа.

Правила составления вопросов для тестирования:

· Короткие инструкции, общие для всех испытуемых, обычно помещаются перед заданием или группой заданий и по шрифтовому оформлению отличаются от содержательной основы задания и ответов к нему. Инструкции адекватны форме и содержанию задания. Если задания представлены одной формой, инструкция пишется один раз для всего теста. Если же тест включает в себя задания различных форм, то перед каждой сменой формы задания пишется новая инструкция.

· Задание формулируется в утвердительной, а не в вопросительной форме.

· Содержательную часть задания не перегружают второстепенными деталями; она включает минимум ключевых слов, необходимых для правильного понимания задания, потому что формулировки заданий должны иметь однозначное толкование.

· Немаловажное значение имеет шрифтовое оформление задания. Оно должно быть таким, чтобы суть задания понималась с одного взгляда. Традиционно текст задания пишется прописными буквами, а варианты ответов – строчными;

· вопрос должен представлять важную часть пройденной темы;

· вопрос по сложности должен быть доступен учащемуся;

· при формулировании вопросов и ответов следует исключать подсказки к правильным ответам;

· задания в тесте следует располагать в порядке постепенного возрастания трудности, что способствует снижению эмоционального стресса в процессе тестирования.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: