ДО в системе непрерывного образования

Являясь уровнем общего образования, д/о выполняет две основных функции:

Социальная — оказание помощи семье в развитии и образовании детей.

Педагогическая — развитие индивидуальных способностей и возможностей ребенка, подготовка детей к школе.

Следующим уровнем в системе непрерывного образования является начальное общее образование, поэтому одна из важнейших задач — обеспечение их взаимосвязи и преемственности. Согласно Федеральному закону (ФЗ) «Об образовании в РФ» (статья 63), дошкольное и начальное общее образование рассматриваются как самостоятельные преемственные уровни образования, реализующие преемственные программы общего образования.

Преемственность основных образовательных программ — это преемственность целей, задач и содержания образования, реализуемых в рамках образовательных программ различных уровней. Соответственно, проблема преемственности включает целевой, содержательный, а также организационный аспекты.

Целевой аспект выражается в развитии готовности ребенка к школе в процессе дошкольного образования и учет уровня развития готовности — в начальной школе.

Содержательный аспект предполагает преемственность в общеобразовательных программах дошкольного и начального общего образования.

Образовательные программы дошкольного образования направлены на разностороннее развитие детей дошкольного возраста с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей, в том числе достижение детьми дошкольного возраста уровня развития, необходимого и достаточного для успешного освоения ими образовательных программ начального общего образования, на основе индивидуального подхода к детям дошкольного возраста и специфичных для детей дошкольного возраста видов деятельности [45, статья 64].

Начальное общее образование направлено на формирование личности обучающегося, развитие его индивидуальных способностей, положительной мотивации и умений в учебной деятельности (овладение чтением, письмом, счетом, основными навыками учебной деятельности, элементами теоретического мышления, простейшими навыками самоконтроля, культурой поведения и речи, основами личной гигиены и здорового образа жизни) [45, статья 66].

Организационный аспект заключается в поиске эффективных способов взаимодействия учреждений, реализующих основные образовательные программы дошкольного и начального общего образования. На сегодняшний день можно выделить три варианта взаимодействия этих учреждений:

1. вариант — учреждение реализует общеобразовательные программы как дошкольного, так и общего образования («Школа — детский сад»).

2. вариант — взаимодействие осуществляется на основе объединения учреждений в комплексы.

3. вариант — взаимодействие осуществляется на основе заключаемых договоров о сотрудничестве по различным направлениям образовательной деятельности.

Контрольные и проблемные вопросы

1. Прокомментируйте назначение современного дошкольного образования.

2. В каких типах образовательных учреждений (организаций) может осуществляться дошкольное образование?

3. Выделите формы дошкольного образования по способу организации.

4. Приведите пример и прокомментируйте одну из проблем современной системы д/о и задачи по ее решению.

5. Назовите организационные основы государственной политики в сфере д/о.

6. Укажите приоритетное, на ваш взгляд, мероприятие развития системы д/о в Крыму и аргументируйте свое мнение.

7. В каких вариантах может осуществляться взаимодействие учреждений, реализующих основные образовательные программы дошкольного и начального общего образования?

Основные понятия темы

Тип образовательного учреждения (организации)

Образовательная организация

 

Список рекомендованной литературы:

1. Багаутдинова, С. Ф. Профиль Управление дошкольным образованием: учеб.-метод. комплекс: учебно-методическое пособие / С. Ф. Багаутдинова, Л. Н. Санникова. — 2-е изд., стер. — Москва: ФЛИНТА, 2015. — 138 с. — ISBN 978-5-9765-2211-4. — Текст: электронный // Лань: электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/70313 (дата обращения: 04.04.2020). — Режим доступа: для авториз. пользователей.

2. Корнилова, К. В. Основы прогностической деятельности в ДОУ: учебно-методическое пособие / К. В. Корнилова. — 2-е изд. — Москва: ФЛИНТА, 2015. — 50 с. — ISBN 978-5-9765-2274-9. — Текст: электронный // Лань: электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/72659 (дата обращения: 04.04.2020). — Режим доступа: для авториз. пользователей.

3. Профессионально-педагогические основы подготовки студентов к решению актуальных задач управления дошкольным образование: монография / С. Ф. Багаутдинова, М. А. Волченко, К. В. Корнилова, Л. Н. Санникова. — 2-е изд., стер. — Москва: ФЛИНТА, 2015. — 198 с. — ISBN 978-5-9765-2209-1. — Текст: электронный // Лань: электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/70310 (дата обращения: 04.04.2020). — Режим доступа: для авториз. пользователей.

Дополнительная литература:

1. Багаутдинова, С. Ф. Организация методической работы в дошкольном образовательном учреждении: учеб.-метод. комплекс: учебно-методическое пособие / С. Ф. Багаутдинова, К. В. Корнилова. — 2-е изд., стер. — Москва: ФЛИНТА, 2015. — 74 с. — ISBN 978-5-9765-2210-7. — Текст: электронный // Лань: электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/70312 (дата обращения: 04.04.2020). — Режим доступа: для авториз. пользователей.

2. Мильситова, С. В. Методика воспитания и обучения детей дошкольного возраста:: учебное пособие / С. В. Мильситова. — Кемерово: КемГУ, 2016. — 132 с. — ISBN 978-5-8353-2103-2. — Текст: электронный // Лань: электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/99425 (дата обращения: 04.04.2020). — Режим доступа: для авториз. пользователей.

3. ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_154637/1ad1a834f2604827f926f8d5cce7251c500a26cd/

4. ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН ОБ ОБРАЗОВАНИИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: