МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
И ЭКОНОМИЯ РЕСУРСОВ НА АВТОМОБИЛЬНОМ ТРАНСПОРТЕ
НОМЕНКЛАТУРА ИЗДЕЛИЙ И МАТЕРИАЛОВ
ДЛЯ ЭКСПЛУАТАЦИИ АВТОМОБИЛЯ
Материально-техническое обеспечение (МТО) или материально-техническое снабжение (МТС) на автомобильном транспорте – это важнейшая составляющая часть ТЭА, которая включает в себя процесс снабжения автопредприятий подвижным составом, агрегатами, запасными частями, автомобильными шинами, аккумуляторными батареями (АКБ) и материалами, необходимыми для нормальной работы АТП. Правильная организации МТО играет важнейшую роль в повышении эффективности работы подвижного состава автомобильного транспорта путем поддержания его работоспособности посредством оперативного снабжения запасными частями и необходимыми материалами.
В номенклатуру изделий и материалов автомобильного транспорта входят: подвижной состав; запасные части; автомобильные шины; АКБ; горюче-смазочные материалы (ГСМ); технические жидкости; лакокрасочные материалы; технологическое оборудование; материалы, используемые для хозяйственных нужд АТП [1].
|
|
Подвижной состав АТП. В настоящее время в России выпускается более 250 моделей и модификаций автомобильной техники (грузовые и легковые автомобили, автобусы, специализированные автомобили, прицепы и полуприцепы). Кроме того, в эксплуатации находится более 200 моделей и модификаций автомобилей зарубежного производства. Достаточно полный перечень автомобилей, находящихся в эксплуатации в России, представлен в п. 6.2, посвященном нормированию ГСМ. Выбор оптимального подвижного состава для АТП, своевременное его приобретение – одна из функций МТО.
Запасные части. На их долю приходится около 70% номенклатуры изделий и материалов, потребляемых автомобильным транспортом. Номенклатура запасных частей по большинству марок автомобилей превышает 15000 единиц (для легковых автомобилей населения страны – около 10000 наименований). Для нормальной работы среднего отечественного АТП необходимо располагать номенклатурой, насчитывающей 5- 8 тыс. наименований запчастей.
Автомобильные шины и аккумуляторные батареи. Данные технические изделия в силу дороговизны и относительно частой сменяемости распределяются и учитываются отдельно от запчастей.
В стране выпускается около 100 моделей автомобильных покрышек (чуть меньше камер) для шин грузовых и легковых автомобилей, автобусов, прицепов и полуприцепов. В эксплуатации находится примерно столько же данных изделий импортного производства.
|
|
Номенклатура АКБ насчитывает ориентировочно по 50 моделей отечественного и иностранного производства.
Горюче-смазочные материалы. Парк автомобилей страны использует около 80 наименований ГСМ, включая смазочные материалы импортного производства. В состав ГСМ входят: автомобильные топлива; моторные и трансмиссионные масла; пластичные смазки.
Технические жидкости. Их число насчитывает до 30 наименований вместе с импортными. К числу технических относятся: охлаждающие, тормозные, гидравлические, амортизаторные и пусковые жидкости.
Лакокрасочные материалы. Предназначены для поддержания надлежащего вида АТС и защиты их поверхностей от коррозии. В состав лакокрасочных материалов входят: лаки, краски, грунтовки, шпатлевки, растворители и т. д. Всего более 100 наименований.
Технологическое оборудование. Оборудование, приборы, оснастка для ТО и ремонта АТС весьма разнообразны в силу многообразия производимых работ. Все оборудование подразделяется на смазочно-заправочное, подъемно-транспортное, уборочно-моечное, диагностическое, окрасочное, сварочное и другое оборудование, а также специальный инструмент для проведения ТО и ремонтов подвижного состава автомобильного транспорта. Всего насчитывается более 200 наименований изделий.
Материалы для хозяйственных нужд АТП. В их число входят: металлы (прутки круглые и шестигранные, швеллеры, двутавры, уголки, листовая сталь, металлические и пластиковые трубы, проволока, стальные и латунные трубки, свинец, олово, медь, припой и т. д.); режущий и мерительный инструмент (сверла, метчики, плашки, напильники, резцы, фрезы, развертки, цековки, штангенциркули, микрометры, нутрометры, индикаторы, линейки и т. д.); электротехнические материалы (электродвигатели, трансформаторы, провода, пускатели, предохранители, распределительные щиты, счетчики, лампы накаливания и дневного освещения и т.д.); москательные материалы и химикаты (растворители и краски общего назначения, олифа, клеи, кислоты, шампуни технические и т.д.); ремонтно-строительные материалы (доски, фанера, кирпич, цемент, алебастр и т. д.); спецодежда для рабочих.
Таким образом, для бесперебойной работы АТП и подвижного состава необходимо иметь в наличии несколько тысяч наименований разнообразных изделий и материалов. Работникам сферы МТО, осуществляющими снабжение автопредприятий, необходимо их заблаговременно и в нужном количестве заказать, вовремя получить, правильно распределить и рационально хранить. Это и является главной задачей МТО.
ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА РАСХОД ЗАПАСНЫХ
ЧАСТЕЙ И МАТЕРИАЛОВ
Факторы, влияющие на расход запасных частей и материалов, подразделяются на конструкционные, технологические, эксплуатационные и организационные, как представлено на рис. 5.1. Все указанные факторы включают в себя несколько наименований.
Рис. 5.1. Факторы, влияющие на расход запасных частей и материалов
Конструкционные факторы:
· Уровень надежности: потребность в запасных частях возрастает при понижении уровня надежности;
· Уровень сложности конструкции: постоянное увеличение технико-экономических показателей автомобилей вызывает усложнение конструкции, что приводит к увеличению номенклатуры запасных частей, а значит, усложняет МТО;
· Уровень унификации: при повышенной унификации номенклатура не увеличивается, МТО упрощается.
Технологические факторы:
· Качество ТО и ремонта;
· Качество запасных частей;
· Качество эксплуатационных материалов.
Эксплуатационные факторы:
· Пробег и интенсивность эксплуатации: расход запасных частей существенно зависит от пробега; затраты на запасные части при пробегах, близких к ресурсу до КР, в пять и более раз превышают начальные затраты, при этом расширяется номенклатура запасных частей, что представлено в табл. 5.1;
|
|
· Квалификация водителя;
· Условия эксплуатации автомобиля.
Организационные факторы:
· Структура парка: наличие в АТП разномарочных автомобилей усложняет МТО;
· Уровень организации работы производственно-технических служб автопредприятий.
Таблица 5.1
Зависимости номенклатуры запчастей, расходуемых на ремонт,
от пробега автомобилей, шт
Автомобили | Пробег с начала эксплуатации, тыс. км | |||||
50 | 100 | 150 | 200 | 250 | 300 | |
ГАЗ-3110 ПАЗ-3205 КамАЗ-5320 ЗИЛ-4331 | 45 50 60 57 | 70 105 125 120 | 92 142 175 150 | 120 180 200 190 | 148 215 230 210 | 176 265 282 275 |