Методические указания

УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ

К контрольным работам для студентов заочной формы обучения высших учебных заведений по направлению подготовки 38.03.02 «Менеджмент»

 

Калининград

2018

          1. ОБЩИЕ МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

 

 Изучая дисциплину, мы формируем у студентов комплекс теоретических знаний и практических навыков в области управления качеством продукции работ, услуг.

Дисциплина "Управление качеством" ориентирована на потребности рыночной экономики. Повышение конкурентоспособности продукции - одна из основных задач, решаемых отечественными производителями в связи с выходом на мировой рынок.

Создание необходимых условий для продукции обеспечения качества имеет особенно важное значение в пищевой промышленности, определяющей Уровень жизни и здоровья населения.

Основными задачами изучения дисциплины являются:

 - дать теоретические знания о проблеме управления качеством в условиях рыночных форм хозяйствования;

- дать теоретические знания о принципах, формах, методах организации производства на предприятиях по управлению качеством;

- изучение содержания управленческой деятельности, специфических особенностей менеджмента на предприятиях управлению качеством (товаров, услуг);

- выработка умения управления качеством продукции, основанного на современной технологии, учитывающего  социально-экономические и  социально-психологические аспекты менеджмента;

- приобретение навыков оценки организации функционирования и развития менеджмента предприятия с позиции результативности и эффективности управления качеством;

- формирование у студентов навыков творческого пользования приобретенных знаний для профессионального выполнения функций менеджера предприятия по управлению качеством.

Изучение дисциплины базируется на овладении основополагающими положениями теории; знании ключевых принципов, факторов и условий достижения высоких конечных результатов; освоении методов контроля за ходом технологического процесса.

Дисциплина "Управление качеством" связана с блоком экономических курсов: "Экономикой предприятия", "Организацией производства", "Маркетингом", "менеджментом", другими дисциплинами. Вместе с тем изучение дисциплины предполагает последующие углубления и дифференциацию профессиональных знаний в области планирования и анализа, маркетинга, стимулирование труда промышленности управление затратами (в процессе управления на предприятиях пищевой качеством продукции), совокупность которых дает возможность формирования специалиста.

 

     1.1.  ТРЕБОВАНИЯ К УСВОЕНИЮ СОДЕРЖАНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

 

В результате изучения дисциплины студенты должны знать:

- научные основы и современную практику управления качеством;

- важнейшие законодательные акты по проблематике учебной дисциплины;

  - положения теории и практические достижения в области управления качеством;

 

уметь:

- проектировать, внедрять и обеспечивать успешное функционирование систем управления качеством, оценивать их экономическую эффективность;

- применять полученные в процессе обучения знания для принятия решений в области управления качеством с учетом экономических, социальных, технических и других факторов в условиях неопределенности информационной базы функционирования предприятия;

владеть:

- навыками выполнения расчетов в вопросах управления качеством при разработке проектов организации производственных процессов, выбора и обоснования принципов, форм и методов организации производства, оценки экономической эффективности развития производственных систем;

 - иметь представление о методах разработки бизнес-плана.

 

Приступая к изучению дисциплины, студенту необходимо подобрать рекомендуемую литературу (том числе и на электронных носителях). После изучения дисциплины студенты выполняют контрольную работу, тема которой определяется преподавателем после обоснования студентом ее актуальности для конкретных условий (организации в которой работает студент).

 


 

1.2.РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

 

1.Горбашко, Е.А. Управление качеством: [понятие качества и конкурентоспособности. Инструменты и технологии. Сертификация]: учеб. пособие/ Е. А. Горбашко. – СПб.[и др. ]: Питер, 2015. - 382 с.

2. Деева, В.А. Управление качеством: учеб. пособие/В. А. Деева,

Н. А. Кобиашвили, Б., А. Кобулов. - M.: Юриспруденция, 2016. - 102 с

3. Глухов В. В. Менеджмент [Текст]: учебник для студентов эконом. спец. вузов/ В.В. Глухов. - 3-е изд. СПб.: Питер, 2016. -800 с.- (Учебник для вузов).- ISBN 978-5-91180-854-9: 385-00

4. Кузнецова Н.В. Управление качеством: [Электронный ресурс]: учеб.  пособ. / Рек. Редакционно-издательским Советом Российской академии образования в качестве учебного пособия; Кузнецова Н.В. – М.: Флинта, 2015. - 360 с. – URL: http://www.biblioclub.ru

5. Кузнецова Н.В. Управление качеством: Практикум / Н.В.Кузнецова. – М.: Флинта: МПСИ, 2015. – 314с.

6.Сборник новых версий стандартов ИСО серии 9000 (переводы), (пересмотр ИСО 9000, 9001, 9002, 9003, 9004: 1987 и ИСО 8402:1986 г.).- М.: ВНИИС Госстандарта России, 2015.

7. Шевчук Д. А. Управление качеством [ Электронный ресурс ]: учеб. пособие для вузов / Д. A. Шевчук // КонсультантПлюс:ВысшаяШкола. – M., 2016. - 214с.

8. Экономика качества. Основные принципы и их применение / Под ред. Дж. Кампанеллы / Пер. с англ. А. Раскина / Науч. ред. Ю.П. Адлер и С.Е Щепетова. – М.: РИА «Стандарты и качество», 2015. - 316с.


 

2. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ

 

2.1. Общее положение

В соответствии с учебным планом студентами высших учебных заведений по направлению 38.03.02 «Менеджмент», по дисциплине «Управление качеством» выполняется контрольная работа. Преподаватель утверждает тему контрольной работы, выбранную студентом, после обоснования её актуальности для конкретных условий (предприятия по месту работы студента). Например, на предприятии планируется увеличение уровня качества выпускаемой продукции, тема контрольной работы может быть по обоснованию целесообразности инвестирования и технологических возможностей соответствующих мероприятий.

Рекомендуемая тематика контрольных работ (приложение 1).

Написание контрольной работы осуществляется в соответствии с календарным графиком учебного плана, согласно которому устанавливаются сроки выполнения сдачи работы её защиты.

При подборе литературы необходимо определить источники, которые позволят наиболее полно раскрыть тему работы. Целесообразно использовать соответствующие законодательные и нормативные документы, монографии, специальные статьи.

Широкий круг используемой литературы и самостоятельный анализ технико-экономических работы предприятия позволяют реализовать основное требование контрольной работы – систематизировать полученные теоретические знания, апробировать навыки практических расчётов для принятия управленческих инвестиционных решений.

Предоставленная на кафедру контрольная работа рассматривается преподавателем и, если она выполнена в соответствии с заданием, в полном объёме студент допускается к её защите. Выполнение и защита контрольной работы является обязательным условием для допуска студента к зачету по дисциплине «Управление качеством».

 

 

                2.2 Примерная структура контрольной работы

Основной целью выполнения контрольной работы по дисциплине «Управление качеством» является закрепление знаний студентов, полученных ими при изучении учебной дисциплины, критическая оценка действующих принципов и методов организации управления качеством на предприятии, приобретение навыков организационного проектирования и обоснование рекомендаций, направленных на повышение эффективности производства за счет организационных факторов управления качеством.

 Контрольная работа выполняется студентом по индивидуальному заданию и должна содержать решение комплекса вопросов, связанных с планированием управления качеством на предприятии, и по своей тематике и направленности отражать передовые тенденции развития принципов, форм и методов организации процессов управления качеством на предприятии.

 Могут быть названы следующие темы контрольных работ: «Организация управления качеством продукции в цехе», «Организация работы управления качеством на участке», «Проектирование и реализация прогрессивных систем качества производства», «Проектирование систем управления качеством при создании и освоении новой продукции (технологии)», «Проектирование систем обеспечения качества продукции» и др.

 

В контрольной работе должна быть выполнена технико-экономическая оценка рассматриваемого вопроса.

 

 

Структура:

  Введение. Во введении обосновывается актуальность выбранной темы для рассматриваемых условий (по месту работы студента), цель и задачи контрольной работы.

1.  Краткая характеристика предприятия. В этом разделе излагаются краткие сведении о предприятии (организационная структура, вид деятельности) и основные технико-экономические показатели, относительно темы контрольной работы. Обосновывается необходимость и целесообразность совершенствования системы управления качеством.

2. Основные теоретические положения. Излагаются теоретические положения применительно к теме контрольной работы и конкретным условиям предприятия. Анализируется организационная структура управления качеством на предприятии.

3. обоснование целесообразности инвестиций и технологические возможности повышения качества продукции. Определяется вид инвестиций, источники финансирования, потенциальные инвесторы, определяется необходимый объем инвестиций. Рассматриваются основные этапы инвестиционной фазы проекта. Излагаются показатели качества продукции, обеспечивающие повышение его уровня. Обосновывается рациональный объём производства с учетом спроса на рынке.

4. Заключение. Представляются результаты проделанной работы. Оценивается возможность и целесообразность практического использования основных положений контрольной работы в рассматриваемых условиях.

5. Список используемой литературы. Рекомендуется использовать не менее пяти литературных источников.


                                                                                                              Приложение 1

                   2.3. Рекомендуемая тематика контрольных работ

 

1. Свойство продукции

2. Показатели качества продукции

3. Виды дефектов

4. Модель системы управления качеством

5.  Процесс управления качеством продукции

6. Качество продукции и маркетинг

7. Уровень качества и удовлетворение потребностей

8. Качество и цена продукции

9. Контроль и гарантии качества продукции

10.  Эффект от повышения качества продукции для изготовителя

11.  Эффект от повышения качества продукции для потребителей

12.  Эффект от повышения качества продукции для народного хозяйства

13. Качество продукции и производительность труда

14.  Организационная структура контроля качества продукции

15. Качество как объект менеджмента

16. Коэффициент качества (оценка качества)

17. Признаки и уровень качества продукции

18. Процесс оценки уровня качества продукции

19. Цели оценки и показатели качества продукции

20.  Номенклатура показателей качества продукции

21. Эргономические показатели качества

22. Показатели стандартизации и унификации

23. Эстетические показатели

24. Показатели транспортабельности

25. Единичные и комплексные показатели качества продукции

26. Методы определения показателей качества продукции

27. Коэффициент сортности

28. Интегральный показатель качества продукции

29. Критерии управления качеством для различных уровней менеджмента

30. Стандартизация и управление качеством продукции

31. Цели и задачи стандартизации продукции

32. Виды стандартов

33.  Технические условия

34. Основополагающие стандарты РФ

35. Международные стандарты

36.  Организация работ по стандартизации

37.  Комплексная стандартизация (КС)

38.  Опережающая стандартизация (ОС)

39.  Сертификация продукции

40.  Сертификат на систему

41.  Цели сертификации

42.  Идентификация продукции

43.  Особенности сертификации продуктов питания

44.  Специфика организации и проведения сертификации продуктов питания

45. Экономический эффект повышения качества продукции

46.  Зарубежный опыт управления качеством продукции

47.  Отечественный опыт управления качеством продукции

48.  Качество продукции и конкурентоспособность организации

49.  Обоснование целесообразности повышения уровня качества продукции

50.  Уровень качества продукции и объём её реализации

51.  Документы, определяющие уровень качества продукции

52.  Технологические особенности организации реализации контроля качества продукции на предприятии

53.  Назначение и структура международных стандартов ИСО серии 9000

54.  Сертификация продукции и защита прав потребителей

55.  Цели и задачи стандартизации

56.  Ответственность производителей и продавцов за качество продукции

57.  Порядок подготовки и проведения сертификации продуктов питания

58.  Специфика состава показателей качества продуктов питания и продовольственного сырья

59.  Порядок выбора показателей качества продуктов питания

60.  Особенности стандартов ИСО 9001, ИСО 9002, ИСО9003 для производства продовольственных товаров

61.  Распределение полномочий и ответственности продовольственного сырья при управлении качеством

62.  Роль и задачи метрологической службы в управлении качеством на предприятиях пищевой промышленности

63.  Проблемы качества продукции при вступлении России в ВТО


 

ОГЛАВЛЕНИЕ

1.Общие методические указания………………………………………………………………….………2-3

1.1 Требования к усвоению содержания дисциплины………………………………....…….3-4

1.2 Рекомендуемая литература…………………………………………………………………………..…..5

2. Методические рекомендации по выполнению контрольных работ………………...6

2.1. Общие положения………………………………………………………………………………………….6-7

2.2. Примерная структура контрольных работ……………………………………………………..7-8

2.3. Рекомендуемая тематика контрольных работ……………………………………………..9-11

 






Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: