Задание для самостоятельной работы

Патофизиология дыхания. Гипоксия.

Цель занятия. Изучить и знать общую этиологию и механизмы расстройств внешнего дыхания, характеристику понятия "дыхательная недостаточность" (ДН), формы, этиологию и патогенез этих нарушений, а также знать причины и механизмы нарушений легочного кровотока и нарушений регуляции дыхания; классификация и механизмы развития основных форм гипоксии.

Компетенции: ОПК 9

Задачи:

Знать:

-причины, механизмы развития альвеолярной гипо- и гипервентиляции;

- причины и механизмы развития нарушений диффузионной, перфузионной функции легких, вентиляционно-перфузионных отношений;

- причины, механизмы, патогенез основных проявлений, принципы патогенетической коррекции дыхательной недостаточноти;

- классификацию, механизмы развития гипо- и гипероксии.

 Уметь:

- дифференцировать основные виды недостаточности внешнего дыхания и гипоксических состояний по данным газового состава крови, клинико-лабораторного обследования;

- проводить патофизиологический анализ клинических синдромов, обосновывать патогенетически оправданные методы диагностики, лечения и профилактики болезней системы внешнего дыхания.

Средства обучения. Учебные видеофильмы. Бумажные (методические разработки, руководства кафедры патологической физиологии, набор вопросов и тестов по теме). Таблицы и слайды. Мультимедийные презентации.

Воспитательное значение темы: Распространенность заболеваний дыхательной системы в России и странах СНГ почти достигла уровня ишемической болезни сердца и гипертонической болезни. Исследования последних лет свидетельствуют о том, что от 4 до 10 % населения страдают бронхиальной астмой различной степени выраженности. В детской популяции этот показатель достигает 10–15 %. Поэтому так важно понимать патогенез различных видов патологии системы внешнего дыхания, а также закономерности формирования важнейших клинических и лабораторных проявлений нарушений газообменных функций легких, знать основные современные методы их функциональной диагностики.

Студент должен знать до изучения темы:

1.Анатомо-гистологическая характеристика органов дыхания.

2. Функциональная характеристика органов дыхания.

3. Роль верхних дыхательных путей.

4. Биомеханика дыхательных движений.

5. Структура дыхательного цикла и дыхательный период.

6. Особенности газообменной функции легких.

После изучения темы:

 

1.Характеристика понятия "дыхательная недостаточность" (ДН). Виды дыхательной недостаточности по этиологии, течению, степени компенсации, патогенезу.

2. Внелегочные и легочные этиологические факторы ДН.

3. Нарушение центральной регуляции дыхания.

4. Ремитирующие формы диспноэ.

5. Интермитирующие нарушения ВД (периодическое дыхание).

6. Одышка, характеристика понятия, виды, механизм развития.

7. Изменение газового состава крови и КЩС при дыхательной недостаточности (ДН) в стадии компенсации и декомпенсации.

8. Вентиляционные формы ДН.

9. Диффузионные формы ДН.

10. Нарушение легочного кровотока.

11. Асфиксия, стадии развития острой асфиксии

12.Гипоксия, определение, классификация.

13. Причины и патогенез экзогенных гипоксий.

14. Краткая характеристика основных форм эндогенных гипоксий.

15. Характер адаптационных изменений в организме при гипоксии.

1. Хронометраж занятия:

1. Вступительное слово (10 мин)

2. Контроль исходного уровня знаний (20 минут)

3. Беседа по теме занятия (90 мин).

4. Просмотр учебных видеофильмов по теме занятия (30 минут).

5. Контроль самостоятельной работы (30 мин )

Оснащение занятия.

Методические разработки, руководства кафедры патологической физиологии. Набор вопросов и тестов по теме. Учебные видеофильмы.

Проектор для демонстрации мультимедийных презентаций и компьютер.

Вопросы для самоконтроля

1. 1. Что такое гипоксия, гипоксемия?

2. Что такое асфиксия?

3. Причины кислородной недостаточности.

4. Классификация гипоксических состояний.

5. Причины, вызывающие гипоксическую гипоксию.

6. Причины, вызывающие гипоксию циркуляторного типа.

7. Каков механизм гипоксии при сердечно-сосудистой недостаточности?

8. Механизм компенсации при циркуляторной гипоксии.

9. Причины гипоксии анемического типа. Ее механизм.

10. Причины и механизм тканевой гипоксии.

11. Как подразделяют гипоксии по характеру течения?

12. Причины острой и хронической гипоксии.

13. Какие органы обладают максимальной чувствительностью к гипоксии?

14. Как изменяется обмен веществ при гипоксии?

15. Что такое одышка? Ее виды.

16. Механизм возникновения поверхностного дыхания.

17. Какая компенсация возможна при дыхательной недостаточности?

18. Каков механизм одышки при гипоксии? Ее значение.

19. В чем опасность гипервентиляции легких?

20. Что такое обструктивный синдром?

21. Каковы признаки рестриктивного синдрома?

22. Какие вы знаете виды патологического дыхания?

23. Опишите дыхание Чейна-Стокса, Биота.

Вопросы для контроля по теме занятия.

1. Что понимают под дыхательной недостаточностью? Классификация.

2. Кратко охарактеризуйте типы дыхательной недостаточности по патогенезу. Их причины, механизмы развития.

3. Причины и патогенез обструктивной формы дыхательной недостаточности.

4. Причины развития рестриктивной формы дыхательной недостаточности. С чем связана патология сурфактанта?

5. Каковы основные механизмы нарушения процессов перфузии в легких?

6. Что ведет к нарушению процессов диффузии в легких (из уравнения Фика)?

7. Классификация патологических типов дыхания.

8. Каков патогенез апнейстического дыхания, дыхания Куссмауля, Чейн-Стокса и Биота?

9. Что понимают под одышкой?

10. Опишите основные патогенетические механизмы развития одышки.

11. Объясните различия между одышкой и дыхательной недостаточностью.

12. Асфиксия. Причины, стадии.

13. Дайте определение гипоксии. Классификация.

14. Причины, виды и механизмы развития экзогенных гипоксий.

15. Причины и механизмы развития гипоксий дыхательного типа.

16. Причины циркуляторных гипоксий.

17. Причины гипоксий гемического типа.

18. Причины гипоксий тканевого типа.

19. Опишите механизмы срочных и долговременных компенсаторных реакций организма при гипоксии зубочелюстной системы.

Тестовые задания по теме (исходный уровень):

1. КАКОЙ КОМПЛЕКС ИЗМЕНЕНИЙ ХАРАКТЕРЕН ДЛЯ АЛЬВЕОЛЯРНОЙ ГИПОВЕНТИЛЯЦИИ

1) гипоксемия, гипокапния, ацидоз

2) гипоксемия, гипокапния, алкалоз

3) гипоксемия, гиперкапния, ацидоз

4) гипоксемия, гиперкапния, алкалоз

2. ПЕРИОДИЧЕСКОЕ ДЫХАНИЕ ХАРАКТЕРИЗУЕТСЯ ЧЕРЕДОВАНИЕМ

1) вдоха и выдоха

2) редких и частых дыхательных движений

3) дыхание с периодами апноэ

4) любым указанным выше

3. РАЗВИТИЕ ДЫХАТЕЛЬНОЙ НЕДОСТАТОЧНОСТИ ПРИ ОБСТРУКТИВНОМ СИНДРОМЕ ВЫЗВАНО

1) сужением бронхиол

2) развитием отека легких

3) утолщением альвеолярно-капиллярной мембраны

4) развитием ателектазов

4. КАКОЕ ДЫХАНИЕ ЧАЩЕ ВСЕГО НАБЛЮДАЕТСЯ ПРИ УРЕМИИ, ДИАБЕТИЧЕСКОЙ КОМЕ, ЭКЛАМПСИИ

1) дыхание Биота

2) дыхание Куссмауля

3) агональное дыхание

4) дыхание Чейн-Стокса

5. ПРИ ЭМФИЗЕМЕ ЛЕГКИХ

1) затруднен вдох

2) затруднен выдох

3) дыхание глубокое редкое

4) дыхание периодическое

6. К ТЕРМИНАЛЬНЫМ ТИПАМ ДЫХАНИЯ ОТНОСЯТСЯ

1) олигопноэ

2) гиперпноэ

3) брадипноэ

4) гаспинг-дыхание

7. ИНСПИРАТОРНАЯ ОДЫШКА РАЗВИВАЕТСЯ ПРИ

1) стадии асфиксии

2) эмфиземе легких

3) приступах бронхиальной астмы

4) закрытом пневмотораксе

5) стенозе трахеи

8. ПРИ КАКОМ ЗАБОЛЕВАНИИ НАРУШЕНИЯ ВЕНТИЛЯЦИИ ЛЕГКИХ, КАК ПРАВИЛО, РАЗВИВАЮТСЯ ПО ОБСТРУКТИВНОМУ ТИПУ

1) крупозная пневмония

2) хронический бронхит

3) плеврит

4) ателектаз легких

5) эмфизема легких

9. ПРИ КАКОМ ЗАБОЛЕВАНИИ НАРУШЕНИЯ ВЕНТИЛЯЦИИ ЛЕГКИХ, КАК ПРАВИЛО, РАЗВИВАЮТСЯ ПО РЕСТРИКТИВНОМУ ТИПУ

1) пневмосклероз

2) хронический бронхит

3) бронхиальная астма

4) ХОБЛ

10. ПРИ КАКОМ ЗАБОЛЕВАНИИ НАРУШЕНИЯ ВЕНТИЛЯЦИИ ЛЕГКИХ, КАК ПРАВИЛО, РАЗВИВАЕТСЯ ПО ОБСТРУКТИВНО-РЕСТРИКТИВНОМУ (СМЕШАННОМУ) ТИПУ?

1) крупозная пневмония

2) хронический обструктивный бронхит

3) плеврит

4) ателектаз легких

5) ХОБЛ

Задание для самостоятельной работы

Создать мультимедийную презентацию или доклад по одной из приведенных тем.

1. Гипероксия: ее роль в патологии. Лечебное действие гипероксигенации; гипер- и нормобарическая оксигенация и их использование в медицине.

2.  Патофизиология внешнего дыхания. Роль нарушения внешнего дыхания в формировании зубо-челюстной системы.

3.  Изменения внешнего дыхания при деформациях челюстей и заболеваниях верхнечелюстной пазухи. Роль гипоксии в развитии стоматологических заболеваний

Основная литература

1. Патологическая физиология в вопросах и ответах: учебное пособие / О. В. Молотков [и др.]; Смоленская гос. мед. академия; под ред. проф. О. В. Молоткова.— 2-е изд., перераб. и доп.— Смоленск: Маджента, 2012.— 528с.

Дополнительная литература

1. Экзаменационные вопросы по патофизиологии для студентов стоматологического факультета [Электронный ресурс] / СГМА, Каф. патологической физиологии.— Электрон. текстовые дан. (1 файл: Кб).— Смоленск: Изд-во СГМА, 2008.— 10с. Режим доступа http://smolgmu.ru/index.php?page[common]=content&id=102406

2. Литвицкий П.Ф., Патофизиология. В 2 т. Т. 2 [Электронный ресурс]: учебник / П.Ф. Литвицкий. - 5-е изд., перераб. и доп. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2016. - 792 с. - ISBN 978-5-9704-3838-1 - Режим доступа: http://www.studmedlib.ru/book/ISBN9785970438381.html

3. Литвицкий П.Ф., Патофизиология. В 2 т. Т. 1 [Электронный ресурс]: учебник / П.Ф. Литвицкий. - 5-е изд., перераб. и доп. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2016. - 624 с. - ISBN 978-5-9704-3837-4 - Режим доступа: http://www.studmedlib.ru/book/ISBN9785970438374.html

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: