Личностные качества волонтеров, которые определяют эффективность волонтерской работы

Остановимся на тех качествах, которые являются весомыми для волонтерской работы.

Прежде всего это социальная активность – личностное качество, в котором «оказывается творческое, сознательное отношение к жизни общества социальных ценностей, которое находит свое отображение в деятельности, которая обеспечивает профессиональную самореализацию личности»; сознательное отношение к жизни социума, его социальных ценностей, что выражается в энергичности, работоспособности, небезразличии ко всему, что происходит вокруг, стремлении разбудить инициативу людей, сделать их соучастниками социальнопедагогического процесса. Активность личности отображается в разнообразной и многосторонней деятельности, направленной на превращение окружающего мира, изменение собственного психического мира; на формирование у себя нужных социальных качеств.

Толерантность к другому, что означает желание (или, по крайней мере, согласие) личности признавать саму ценность взглядов, отличающихся от ее собственных, даже тех, которые по содержанию являются неприемлемыми для нее; повышение терпимости до каких-либо влияний среды за счет снижения чувствительности. Тесно связанная с развитием чувства собственного достоинства, уважения к достоинству другого.

По мнению Д. Зиновьева, это качество выражается в стремлении достичь взаимного уважения, понимании и согласовании разнородных интересов и взглядов без применения давления, по большей части методами разъяснения и убеждения. Сущностными «характеристиками толерантности является уважение, симпатия, доброта, сдержанность, терпимость, умение общаться, способности понять другого, сила воли, выносливость». Толерантность одного индивида к другому основывается на недискриминации и на таком понимании человека, как выдающейся ценности, когда „ничего не может быть выше человека и ни один человек не может быть ниже от другого человека”.

Емпатия – способность понимать внутренний мир другого человека, проникать в ее чувство, отзываться на них и сопереживать; способность отождествлять себя с ребенком, встать на ее позицию, разделить ее интересы и заботы, увидеть глазами ребенка проблемы, которые волнуют ее, ее взаимоотношения с другими детьми. Эта способность, по мнению С. Харченко, выражается в таких характеристиках, как доброжелательность и почет к детям, чуткость и заботливость, интерес к их жизни, верность своим обещаниям, эмоциональная восприимчивость.

Альтруизм (от лат. аlter – другой) – принцип жизненной ориентации личности, согласно которому благо другого человека более важное и значимое, чем собственно благо и личные интересы. Этот принцип противоположен эгоизму. Альтруизм по своему содержанию и способами проявления опирается на фундамент гуманистического мировоззрения. Лежит в основе моральной практики таких видов деятельности, как благотворительность, определяет некоторые личностные качества (милосердие, безкорисність но др.).

Альтруистичные черты характера формируются воспитанием в соответствии с общественными запросами и потребностями. Однако возможно, что степень проявления этой жизненной позиции определяется количеством естественных предпосылок.

Моральная ответственность являет собой «качество личности, которое формируется всем составом ее внутреннего мира и выражается в причастности к общественным целям и заданиям, в самой направленности морально освобожденной деятельности относительно их осуществления на основе осознания и усвоения общественных требований, предсказания результатов поступка, выбора способа деятельности, его реализации и самооценки»; «совокупность потребностей и способностей человека вести себя в соответствии с объективной потребностью относительно ближайшего окружения, родной страны, природы, труда, поддерживать прогрессивные мировые явления на основе отображения своего объективно ответственного положения в мегасистеме».

М. Сметанский, В. Галузяк, связывая ответственность с профессиональным и духовным становлением личности, трактуют ее как «черту личности, которая проявляется в тенденции творчески, результативно исполнять свои профессиональные и общественные обязанности; стимул постоянного творческого поиска оптимальных путей выполнения профессионального долга; стержень профессиональных и общественных качеств. Ее формирование предусматривает воспитание моральной потребности и практической готовности к таким действиям».

Она имеет связь с такими моральными понятиями, как гуманизм, патриотизм, добросовестность, инициативность, дисциплинированность, честность, трудолюбивость, творческая активность, способность к действию, умному самоограничению. Ответственность личности обязательно предусматривает осуществление самоопределения и оказывается в ее способности «осознать собственные действия и необходимость личного взноса в жизнь общества да и ответственность за них; свободно и инициативно избирать цель, которая имеет общественно значимое содержание для субъекта; согласовывать свои намерения, возможности и индивидуальные качества с требованиями конкретной деятельности и сферы взаимодействия с социальной средой».

Как невозможным является альтруизм за чужой счет, такой невозможный он и в случае отсутствия свободы выбора. Ответственности за себя и за других людей оказывается в желании помочь тем, кто в этом нуждается, воспринять чужую боль на себя, человечность, сочувствие и в то же время самому не ошибиться из правильного пути, быть советчиком и помощником другим.

Терпимость – умение откорректировать свои негативные эмоции и чувства, направив их в конструктивное русло для позитивной мотивации на последующее сотрудничество.

Говоря о терпимости как личностном качестве волонтера, имеем целью терпимость, в основе которой лежит механизм, который обеспечивает терпимость личности в процессе социального взаимодействия. Здесь язык идет речь о склонности, готовность к определенной «терпимой» реакции личности на среду. За этим видом терпимости стоят определенные установки личности, ее система отношений к действительности: к другим людям, их поведению, к себе, к влиянию других людей на себя, к жизни вообще. Примерами таких установок могут быть такие: «все люди когда-либо ошибаются», «каждый имеет право по своему мнению» «человек имеет право на эмоциональный срыв” и тому подобное.

Коммуникативность (общаясь с клиентом, социальный работник имеет возможность узнать о его проблемах, ожиданиях и надеждах; благодаря общению можно выработать план общих действий, вовремя откорректировать возможные пути решения проблемы, спрогнозировать ожидаемые результаты).

На основе положений Этического кодекса специалистов из социальной работы Украины, можно определить такие нормы этического поведения социального работника, который осуществляет волонтерскую работу:

- всегда помнить об интересах человека, которому предоставляется помощь;

- защищать права личности, которая нуждается в поддержке и помощи, содействовать ее развитию;

- способствовать всестороннему гармоничному и самобытному развитию человека, которому предоставляется помощь, ее производительной самореализации;

- быть доброжелательным, внимательным в работе, уметь выслушивать;

- ставить служебную обязанность превыше всего, быть отданным своей профессии;

- быть образцом этического поведения, носителем высоких моральных качеств;

- уметь не поддаваться влияниям, оставаться объективным, действуя в пределах своей компетентности;

- выходить из позиции милосердие, исполняя разные роли;

- производиться со своими обязанностями как можно лучше;

- стремиться к самоусовершенствованию, повышению своего профессионального мастерства;

- персонально отвечать за свои действия;

- хранить и защищать достоинство, честь и права своих коллег;

- активно сотрудничать с другими лицами, организациями, от которых зависит благосостояние человека, которому предоставляются услуги но др.

В соответствии с отмеченным, волонтерская работа основывается на:

- принципах конфиденциальности;

- индивидуального подхода к каждому человеку с учетом ее потребностей и особенностей;

- учет результатов научных исследований, опыта и лучшей практики социального сопровождения людей, которые находятся в сложных жизненных обстоятельствах;

- системности, комплексности, безоплатности социальных услуг;

- постоянном повышении профессиональной компетентности социальных педагогов и тому подобное.

На этических нормах и принципах основываются убеждения – тверди, крепко устоявшиеся мнения о чем-либо, взгляд на что-то. Убежденность как особенное качество личности определяет общую направленность всей ее деятельности и ценностных ориентаций и выступает регулятором ее сознания и поведения. Поэтому осуществлять волонтерскую работу может лишь человек, который может откровенно сверить свои этические принципы с этическими принципами социального работника, действовать в соответствии с убеждениями: люди должны помогать друг другу.

Волонтерская работа базируется на идеях гуманизма, в основе которых – убеждение в безграничности возможностей человека и ее способности к совершенствованию. Гуманизм понимают как „совокупность взглядов, которые выражают уважение достоинства и прав человека, беспокойство о благах людей, их всестороннее развитие, о создании благоприятных для человека условий общественной жизни ”.

„Отношение к человеку – главный показатель не только общественной морали, но и морали каждого из нас, – отмечал Бы. Вульфов. – Это отношение может быть хорошим или недобрим, внимательным или безразличным, предвзятым или объективным. Важно, чтобы оно было гуманным. Гуманизм – активное человеколюбие, то есть начальная вера в позитивные возможности человека. Гуманизм выступает вроде бы вектором социальности, выражаясь в таком качестве личности, как гуманность. Она воплощается в способности воспринимать людей такими, какие они есть, верить в их хорошие намерения, помогать стать лучшими”.

Уверенные, что человек становится личностью, готовой к самореализации своего гуманистического потенциала не благодаря пассивному восприятию моральных норм, а лишь через поиск самой себя, гуманное отношение к другому человеку.

Ценить в человеке ее неповторимую индивидуальность, а не только полезные для того или другого использования свойства, причем не неповторимость, которая выражается в прихотях и второстепенных особенностях, а в главном, существенном качестве целостной личности – относиться к человеку гуманно. Найти моральные ценности, моральные ориентации, которые интегрируют личность в единственное целое, понять их в неповторимости – значит отнестись к Человеку с моральной заинтересованностью. Лишь при таких условиях признается сама ценность другой личности. Признание человеческого достоинства оказывается и в особенном отношении человека к самой себя, и отношении к ней общества.

Как отмечают А. Титаренко, Бы. Вульфов, утверждение в общественном и личном сознании человеческого достоинства возможно при условии улучшения, углубления взаимопонимания людей, развития общительности, дружелюбия – критериев сформированности ценностной ориентации на Человека.

Однако, С. Рубинштейн утверждает, что «любовь к абстрактному человечеству (пренебрежение другими живыми людьми) – худший враг настоящей человечной любви к людям, любить нужно человечество в людях, с которыми связывает жизнь, и в них нужно любить человечество таким, которым оно есть, и таким, которым оно будет, таким, которым оно становится, и которым мы же должны его сделать».

Относительно волонтерской работы, то она способствует становлению профессионального самосознания молодых людей, привлечению их к общечеловеческой и профессиональной культуре, формированию ценностной ориентации на Человека, установлению позитивных взаимоотношений как с взрослыми, так и однолетками, самому менеджменту относительно ценностей и нормативных правил социума.

Подытоживая имеющиеся современные теоретические разработки по проблеме волонтерского и волонтерской работы, отметим: волонтерскую работу можно трактовать как феномен филантропии, основу социализации личности, социального взаимодействия, социального обмена, социальных норм, саморазвития, самовоспитания, самоусовершенствования личности, становления ее гуманистических ценностей и весомым средством подготовки молодежи к профессиональной деятельности.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: