Механические характеристики АД в тормозных режимах

Сравнение характеристик двигателей: обычного и с повышенным скольжением

 

Сравнение характеристики двигателя для обычного исполнения и с повышенным сопротивлением ротора можно провести, используя соответствующие графики.

Предполагается, что на рис.8.4 изображены двигатели одинаковой мощности и синхронной скорости Ωо.

 

 

 

 

 


                                                                                     

 

 

               

          

 

Рисунок 8.4. Характеристики тока I и момента М двигателей с обычным (1) и повышенным (2) сопротивлением ротора.

Двигатели с повышенным сопротивлением , или при подключении r2п  в цепь фазного ротора, имеют хорошие пусковые показатели: увеличенный пусковой момент Мп2п1, и уменьшенный пусковой ток Iп2 < Iп1.  Такой двигатель быстрее разгоняется (сокращается время пуска) и, кроме того, за время разгона имеет меньшие пусковые токи и, следовательно, уменьшенную среднюю мощность тепловыделения (что особенно важно для изоляции обмотки статора двигателя).

Однако, в режиме нагрузки при установившемся режиме, двигатель с повышенным сопротивлением  (или ) будет иметь и повышенные потери мощности как в роторе, так и в статоре.

Суммарные потери определяются из формулы

               

где номинальное скольжение  практически пропорционально , так как   и  от сопротивления  не зависят.

При продолжительном режиме работы двигатели с повышенным скольжением оказываются менее экономичными, так как у них низкий КПД и повышенный нагрев обмоток из-за увеличения потерь.


Механические характеристики АД в тормозных режимах

Режим генераторного или рекуперативного торможения (ГТ).

Возникает при подкрутке двигателя со стороны механизма, например, при ускоренном спуске груза. Двигатель реверсируется и далее вращается под действием момента силы тяжести груза. Но при скорости Ω >Ωо скольжение становится отрицательным, что приводит к изменению знака момента. Момент вместо подкручивания начинает тормозить движение. На рис. 8.5 изображена рабочая точка «а» режима ГТ.

 

 

 


Рисунок 8.5 - Тормозной режим в точке «а» при рекуперации энергии в сети.

В режиме генераторного торможения двигатель работает как асинхронный генератор, отдавая энергию в сеть, и потребляя реактивную мощность. Максимальный момент Мкг > Мкд.

Режим динамического торможения.

В этом режиме обмотка статора отключается от сети питания и подключается к источнику постоянного напряжения. Постоянный ток, протекая по обмотке статора создает неподвижное магнитное поле, в котором вращается ротор. Относительная скорость ротора  по существу определяет собой скольжение, то есть относительную скорость движения стержней ротора в неподвижном магнитном поле.

На рис.8.6 показан переход из режима генерального торможения в режим динамического торможения. Точка О занимает место точки синхронной скорости Ωо.

 

 

 


Рисунок 8.6. Переход от точки режима генераторного торможения «а» в точку динамического торможения «б».

 

Из графиков на рис.8.6 становится понятным название – режим динамического торможения. Действительно, если двигатель был включен на спуск груза и работал в точке «а», то в режиме ГТ осуществлялся очень быстрый спуск со скоростью Ω т ген > Ωo. При необходимости «посадки» груза на основание, чтобы его не разбить, включается режим динамического торможения, и груз «приземляется» со скоростью Ωт дин » 0, точка «б».

Схемы подключения обмотки статора на пост. напряжение и величина самого напряжения могут быть различными, в том числе, постоянное напряжение может подаваться от сети переменного тока через выпрямитель.

 

Режим торможения противовключением

Режим получается изменением направления вращения поля. Достигается изменением подвода напряжения сети к двум любым фазам обмоток статора, см. рис. 8.9.

 

 

 


Рисунок 8.9. Схема реверса двигателя с КЗ ротором

На схеме фаза «а» двигателя подключена к фазе А сети. С помощью переключателя П при положении I обеспечивается подключение «в» двигателя к фазе «В» сети, и «с» двигателя к фазе «С» сети. А в положении II происходит подключение «в» к фазе «С» сети, а «с» к фазе «В» сети. На рис. 8.10 показан переход АД в режим реверса, с использованием механических характеристик, для прямого (+М, +W) и обратного (–М, –W) направлений вращения поля.

После переключения фаз двигатель последовательно переходит с рабочей точки «а» в точку «в», где оказывается в режиме торможения противовключением (ТПВ), при скольжении, близком к s»2,0. Происходит быстрое снижение скорости до W=0 в точке «с».

 

Рисунок 8.10. Переход АД из режима двигателя, точка «а», в режим ТПВ, участок «в – с», разгона в обратном направлении, участок «с – d», и далее, в режим ГТ, участок «d – е».

При необходимости быстро затормозить поднятие груза до остановки, точка «с», нужно просто отключить двигатель от сети. При этом груз будет автоматически взят на эл. магнитный тормоз (как и при исчезновении питания).

Если двигатель не отключить от сети, то происходит разгон в обратном направлении до скорости –W0 (точка «d»). На интервалах механической характеристики «с - d» имеет место двигательный режим. Так как момент сопротивления Мс = const потенциальный (не меняет направления), то после точки « (при W = -W0) происходит разгон до точки «е» при скорости –W < –W0 (за счёт подкрутки со стороны груза).

В точке «е» АД в режиме рекуперативного торможения (это IV-й квадрант), будет работать с постоянной скоростью, обеспечивая быстрое опускание груза.

 




Контрольные вопросы

1. Внешний вид и характерные точки механической и электромеханической характеристик АД

2. Дать пояснения и диапазон: кратности пускового момента, кратности максимального (критического) момента и кратности пускового тока.

3. Чем объясняется не пропорциональная зависимость тока и момента во время пуска двигателя

4. Написать формулу и объяснить использование сопротивлений КЗ для определения начального пускового тока

5. Чем объясняется снижение магнитного потока при пуске двигателя

6. В чем особенности характеристик двигателей с увеличенным сопротивлением ротора . Привести семейство механических характеристик АДФР

7. В чем преимущества и недостатки двигателей с повышенным сопротивлением ,для каких режимов работы их используют?

8. Назовите основные тормозные режимы работы АД

9. Условия создания режима генераторного или рекуперативного торможения (ГТ). Указать и объяснить механическую характеристику данного режима (рис.8.5). Преимущества использования такого вида торможения.

10. Объяснить переход от точки режима ГТ в точку динамического торможения(ДТ) (рис.8.6)на примере спуска и подъема груза. Как схемно можно обеспечить режим ДТ (какой для этого элемент эл.цепи используют и почему?)

11. Объяснить и показать на схеме смысл тормозного режима противовключением. Что обеспечивает смена положения переключателя П (рис. 8.9). В какой точке (рис.8.9) необходимо отключить двигатель от сети? Что произойдет, если в этой точке не отключить двигатель от сети?

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: