Мотивы девиантного поведения учащихся

  Привлечение внимания Власть Месть Избегание неудачи
Сущность поведения Получать особое внимание «Ты мне ничего не сделаешь» Вредить в ответ на обиду «Не буду и пробовать, все равно не получится»
Социальные причины Эмоциональная холодность родителей, внимание уделяется плохому, а не хорошему поведению Мода на сильную личность, отсутствие примеров конструктивного подчинения в окружении ребенка Рост насилия в обществе Слишком высокие требования родителей и учителей
Способы предотвра- щения Учить детей привлекать к себе внимание приемлемыми способами; оказывать внимание за хорошее поведение Уходить от конфронтации; отдавать часть своих организационных функций Строить отношения с учеником по принципу заботы о нем Поддержка ученика, чтобы его установка «Я не могу» сменилась на установку «Я могу»

 

Методы коррекции для поддержания дисциплины в классе могут быть также такими как:

-невербальное-общение с учениками жестами во время устного изложения информации, поддержание визуального контакта с нарушителями дисциплины;

-позитивная группа-нет необходимости озвучивать пункты, которые учащиеся не должны делать. Лучше еще раз повторить то, что входит в их задачи. Эту технику следует повторять каждый раз, когда появляются признаки того, что внимание студентов рассеивается;

-анонимный индивид-при озвучивании того, что должен делать класс, следует подчеркнуть, что не все ведут себя дисциплинированно. При этом конкретных нарушителей называть не надо;

-индивидуальный-если конкретный ученик отвлекается, не реагирует на пожелания и анонимные исправления, необходимо обратиться к нему, не отвлекая других. Лучше спокойно озвучить замечание и продолжить урок;

-мгновенная огласка-отсутствие результатов от предыдущего приема требует более решительных мер. К нарушителю порядка надо обращаться уже так, чтобы все слышали, но это не должно быть замечанием. Лучше пусть это будет призыв усилить позитивное действие "слушай внимательно", "делай это осторожно", а не запрет;

-наказание-в качестве крайней меры применяется штраф. Это должно быть крайним средством, чтобы не только нарушитель, но и все ученики понимали, что учитель пытался решить все мирно, но он не потерпит плохого поведения [3].

В рамках непрерывной пассивной практики нами был рассмотрен педагогический опыт работы с недисциплинированными учащимися в гимназии №9 г. Коломна.

Прежде всего, нас интересовали методы, которые используют педагоги данной образовательной организации для поддержания дисциплины в классе и для работы с недисциплинированными обучающимися. Учителя гимназии представили нам приёмы, которые они активно используют в учебно-воспитательном процессе.

В первую очередь, это контакт глазами, физическое приближение, использование имени ученика, использование интонации, обращение внимания класса на примеры хорошего поведения, разработка базовых правил поведения в классе.

Посетив урок английского языка в четвёртом классе нами, был выявлен ученик с явными признаками нарушения дисциплины. Опишем ситуацию более подробно.

Ученик четвёртого класса обладает множеством приёмов привлечения к себе внимания стучит карандашом по парте, вертится и разговаривает, передаёт записки во время урока, подставляет ножки ребятам у дверей туалета, на уроках корчит рожи и закатывает глаза за спиной учительницы, часто использует ненормативную лексику, постоянно подзывает учителя и просит помочь себе, как только все получили самостоятельное задание.

Выявив данное нарушение дисциплины на уроке, мы обратили внимание на то, как с этим справляется педагог. Учитель не поддавалась на провокации данного ученика, продолжая вести урок и отмечая ребят, которые старательно выполняют задание и не нарушают дисциплину. Данная тактика оказалась довольно эффективной в данном случает, так как ученик постепенно перестал обращать на себя внимание и успокоился.

После урока мы поинтересовались о том, какие методы работы использует учитель, чтобы предотвращать данное поведение в будущем и воспитать дисциплину у обучающегося.

Таким образом, мы выяснили, что педагог регулярно проводит внеклассные мероприятия с детьми, воспитывая в детях ответственность и сознательную дисциплину. Что же касается выявленного нами учащегося, то его вовлекают в активную общественную деятельность, которая ему интересна (посещает секцию футбола) и где у него есть возможность перенаправлять вою энергию в нужное русло, понимая, что добиться внимания можно и мирными способами.

Недисциплинированность обучающихся является распространённой педагогической проблемой, с которой сталкивается каждый педагог. В рамках активной практики в МБОУ СОШ №17 г. Коломна перед нами встал вопрос, какие способы профилактики недисциплинированности необходимо использовать для поддержания порядка в классе, так как даже незначительные проявления отклоняющегося поведения нарушают учебный процесс и препятствуют качественному процессу обучения. Итак, что касается личного опыта работы с недисциплинированными учащимися, то были использованы такие методы поддержания дисциплины в классе как система штрафов, например, при проведении на уроке мини-викторин у нарушителей дисциплины снимались баллы, поддержание визуального контакта с обучающимися, использование техники «интонирования» (снижение голоса, а иногда и полное его отсутствие), спокойные личные замечания определённым обучающимся. Данные методы были достаточно эффективны на уроке и помогали поддерживать дисциплину в классе.

Подводя итоги, хотелось бы отметить, что дисциплина является одним из наиважнейших факторов эффективности обучения, а проблема недисциплинированности обучающихся всегда волновала педагогов.

Ребёнок не рождается дисциплинированным, данная черта должна воспитываться в нём в процессе его взросления. А так как большую часть своего времени обучающиеся проводят в стенах школы, вступая в коммуникацию с одноклассниками и учителями, то кому как не педагогам воспитывать детей и прививать им такую важную черту как дисциплинированность.

Список использованной литературы

1. Васильева З. И. История образования и педагогической мысли за рубежом и в России. – М., 2002

2. Дисциплина/ [электронный ресурс] / Большая советская энциклопедия. – Режим доступа: https://gufo.me/dict/bse/%D0%94%D0%B8%D1%81%D1%86%D0%B8%D0%BF%D0%BB%D0%B8%D0%BD%D0%B0, свободный. (Дата обращения 30.11.2019).

3. Как наладить дисциплину в классе без крика / [электронный ресурс] / Блог о частных школах. – Режим доступа: http://www.schoolioneri.com/blog-o-chastnyx-shkolax/disciplina-na-uroke, свободный. (Дата обращения 27.11.2019).

4. Кривцова С.В. Тренинг: учитель и проблемы дисциплины. М.: Генезис, 2000.

5. Орехова З. Ф. Воспитание дисциплинированности учащихся на уроке. М., 2003.

6. Сахипгареева Л. А. Проблема школьной дисциплины [Текст] // Инновационные педагогические технологии: материалы Междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2014 г.). — Казань: Бук, 2014. — С. 201-205. — Режим доступа: https://moluch.ru/conf/ped/archive/143/6089/, свободный (дата обращения: 24.11.2019).

7. Словарь иностранных слов. СПб., 1994. С. 208.

8. Шамова Т. И., Нефедова К. А. Воспитание и обучение. М.: Просвещение, 2009.

9. Школа самоопределения. Шаг второй. / Ред. и сост. А.Н. Тубельский. – М.: АО «Политекс», 1994.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: