Технология проведения дидактической игры

Технология проведения дидактической игры

Дидакти́ческие и́гры — это вид учебных занятий, организуемых в виде учебных игр, реализующих ряд принципов игрового, активного обучения и отличающихся наличием правил, фиксированной структуры игровой деятельности и системы оценивания, один из методов активного обучения (В. Н. Кругликов, 1988).

Отличительной особенностью дидактических игр является наличие игровой ситуации, которая обычно используется в качестве основы метода. Деятельность участников в игре формализована, то есть имеются правила, жесткая система оценивания, предусмотрен порядок действий или регламент.

К дидактическим играм можно отнести:

- анализ конкретных ситуаций,

- игровое проектирование,

- разбор деловой почты руководителя

Анализ конкретных ситуаций  способствует развитию аналитических способностей при решении организационных и нестандартных жизненных задач. При изучении конкретной ситуации перед обучаемыми стоит задача определения существования и специфики проблемы, своего отношения к заданной ситуации. Данная технология стимулирует познавательную деятельность обучаемых, усиливает стремление для обращения к научной литературе, к приобретению знаний для получения ответов на стоящие перед ними вопросы.

Целью анализа конкретных ситуаций  является развитие аналитических способностей обучаемых при интерпретации предлагаемой информации, выработка самостоятельности и инициативности в принимаемых решениях.

Анализ конкретных ситуаций необходим для решения следующих педагогических задач:

- развитие познавательных способностей и познавательной мотивации к профессиональному становлению;

- развитие теоретических и практических навыков в профессиональной деятельности;

- формирование необходимого представления о будущей профессиональной деятельности;

- формирование необходимых профессиональных умений и навыков в процессе принятия управленческих решений.

Основными достоинствами метода анализа конкретных ситуаций (кейс-стади) являются:

- высокая приближенность к условиям, реально существующим в организации;

- сравнительно небольшие затраты времени, необходимые для проведения обучения;

- быстрота проведения игровой ситуации;

- возможность разрабатывать различные варианты деловой ситуации, а затем изменять исходные условия;

- многоцелевой характер использования.

Под игровым проектированием понимают конструирование, проектирование, разработку технологии выполнения работ или деятельности, проводимое в игровой форме. Выделяют следующие характерные признаки метода (И. Г. Абрамова, 1988):

- Наличие сложной инженерной или социальной задачи;

- Групповая работа;

- Имитация заседания научного совета, на котором авторы проекта публично его защищают.

Процесс игрового проектирования и особенно итоговое обсуждение часто проводят с функционально-ролевых позиций. Это позволяет формировать у обучаемых более полное представление об изучаемом процессе и конструируемом объекте.

При конструировании дидактических игр необходимо соблюдать те требования, которые делают учебную деятельность собственно игровой. Сейчас деятельность учебно-игровую всё чаще стали обозначать термином «интерактивность» (англ.: interaction - взаимодействие). Перечень основных показателей интерактивности в учебной деятельности (В.М. Букатов, 2011) включает:

– движение обучаемых

– возможность выбора или непредсказуемости конечного результата для обучаемых

– ролевая раскладка (включая этап итоговой рефлексии)

– порционность или пошаговость заданий

– рабочие (малые) группы

Метод Разбор почты руководителя (документации, корреспонденции) имеет явно выраженную управленческую направленность. Реализация метода предусматривает моделирование деятельности организации, которое представляется в виде комплекта документов, подготовленных руководителю организации для разбора. Это могут быть письма от сторонних организаций, служебные записки от руководителей смежных организаций и подчиненных, исходящие письма, подготовленные на подпись и отправку, докладные, а также документы частного характера и «случайные», не относящиеся к компетенции данного руководителя. Метод используется в виде дидактической игры. Участники должны изучить документы, принять по ним необходимые решения, поставить резолюции. Кроме того, они должны составить определенное мнение о ситуации на предприятии. Итоговая часть игры проводится в виде дискуссии с разбором действий игроков и их представления о ситуации на предприятии.

* Все вышеперечисленные методы активно используются мной при обучении студентов ОГУ направления подготовки 38.03.03. Управление персоналом.

 

2 Задание:
Дать характеристику одной образовательной технологии в следующей логике:
Цель:
Этапы технологии:
Методы:
Результат:

Ответ:






Технология проведения дидактической игры

Игровые педагогические технологии представляют собой игровую форму взаимодействия педагога и обучающихся с помощью реализации определенного сюжета для реализации образовательных задач. Приоритетной задачей в этом случае является формирование личностной деятельности обучающегося, а так же коммуникативной компетентности.

В настоящее время игровые технологии активно используются в педагогическом процессе как средство обучения и воспитания в соответствии с социально-экономическими потребностями формирования разносторонне активной личности обучаемого.

В современной педагогике феномен игры используется как компонент педагогической культуры при организации воспитания и обучения [1].

В дидактической игре выделяют существенные признаки - четко поставленную цель и соответствующий ей педагогический результат, которые характеризуются учебно-познавательной направленностью. Дидактическая цель урока представляется как игровая задача, при этом учебная деятельность обучаемых подчиняется правилам игры, а успешное выполнение дидактического задания тесно связано с игровым результатом [2].

В структуру игры как деятельности органично входит постановка цели, планирование достижения цели, а также анализ результатов, в которых обучаемый полностью реализует себя как личность. Мотивация игровой деятельности обучаемых включает в себя добровольность, возможность выбора, соревновательность, самоутверждение и самореализацию [3].

Задача педагога при этом раскрыть творческий потенциал обучаемого, сформировать коммуникативные навыки ведения дискуссии, повысить самостоятельность при решении поставленной задачи. Использование игровой технологии на уроке для школьника – интересный, увлекательный процесс, при котором не снижается результативность приобретения необходимых знаний и навыков изучаемого предмета.

Основные этапы подготовки и проведения дидактической игры следующие:

1. выработка целей;

2. - выбор и разработка сюжета сценария;

3. создание игровой модели мира;

4. разработка правил игры (стандартов);

5. подготовка игровых материалов;

6. подготовка игроков и распределение вводных инструкций;

7. проведение игры;

8. подведение итогов.

Выработка целей. Создание любой игры начинается с постановки целей что собственно хочется достичь в конечном итоге. Здесь необходимо четко разделять два уровня целей. Цели внешние — что хочется донести до участников игры.,чему их научить, и цели внутренние — которые непосредственно ставятся перед каждым участником игры, которых он должен добиться в игре.

Выбор и разработка сюжета сценария. Сюжет — основа игры, краткое описание мира, его персонажей и линий взаимодействий между ними, причинно-следственных связей в нем. Базой для сюжета может быть и литературное произведение, и реальная историческая ситуация, и выдуманный мир, и альтернативная история (что было бы, если...). Однако следует учитывать, что в литературном произведении сюжетная линии, как правило, одна, и она закручена вокруг главных героев. В игре же стоит задача создать мир, в котором каждый игрок мог бы совершать свои действия. Поэтому при разработке сюжета необходима очень тщательная работа.

Создание игровой модели мира. Прописываются и создаются внутренние механизмы взаимодействии в игровом мире. Весьма полезны будут навыки моделирования реальных процессов, часто применяются математические методы. Создаются модели экономических, демографических, социальных процессов, то есть все то, что окружает нас в реальном мире, но что приходится создавать для миров смоделированных.

Разработка правил игры (стандартов). Идет параллельно с предыдущим этапом. Моделирование подразумевает создание внутренней логики взаимодействия элементов игры между собой, тех самых реакций внешней среды на воздействие игроков. Однако необходимо создать набор условных действий, которыми игроки и будут запускать тс или иные игровые процессы. Итогом данною этапа являются правила, определяющие порядок действий игроков, — что (и как) они могут, а что им категорически запрещено.

Подготовка игровых материалов. Правила игры и сюжет, само создание игрового мира требуют подготовки значительного количества различных материалов для обеспечения игрового процесса. Во-первых, это информационное обеспечение (книги, записки, летописи, хроники, пророчества и пр.), которое игроки могут использовать в игре; во-вторых, костюмы, если мир хоть сколько-то отдален от нашего времени, они позволят игрокам быстрее вжиться в образы, воспринимать друг друга как жителей играемого мира; в-третьих, все иные атрибуты играемых миров, вплоть до строительства городов, замков, крепостей, и уж тем более надо подумать о всевозможных мелких предметах быта — монетах, оружии, амулетах и т. д.

Подготовка игроков и распределение вводных. Сюжет определяет перечень персонажей возможных, существующих в создаваемом мире. Описываются связывающие участников игры взаимоотношения (политические, экономические, социальные, культурные, родственные, эмоциональные и пр.). Роли и система отношений между ними становятся той начальной, вводной ситуацией, с которой начинается игра, теми ограничениями, в которые поставлены се участники. Кроме того, на этом этапе определяется круг материалов, которые игроки должны изучить перед игрой.

Проведение игры. Проектировщик становится арбитром и толкователем правил, разъясняет спорные моменты, создает необходимое обеспечение игры, сам изображает все, что не поддается моделированию.

Подведение итогов. Анализируется степень и качество реализации целей игры.

Михайленко Т. М. выделяет следующие методы игровых технологий:

- ролевая игра;

- игровое задание, представленное в виде соревнования, конкурса, или путешествия;

- игры, проводимые на определённом этапе урока (в начале, середине или конце урока; при знакомстве с новым материалом, при закреплении знаний, умений, навыков, при повторении и систематизации изученного);

- игры при проведении внеклассной работы (КВН, экскурсия, тематический вечер, олимпиада и т.п.), которые могут проводиться между учащимися разных классов одной параллели

Результатом проведения дидактических игр является формирование устойчивых познавательных интересов, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию.

 

Список литературы

 

1. Михайленко, Т. М. Игровые технологии как вид педагогических технологий / Т.М. Михайленко // Педагогика: традиции и инновации: материалы Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, октябрь 2011 г.). Т. I. - Челябинск: Два комсомольца, 2011. - С. 140-146.

2. Селевко, Г. К. Современные образовательные технологии // Центр подготовки педагогов к аттестации [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://moirang.ru/publ/metodicheskie_materialy/pedagogicheskie_tekhnologii/igro-vye_tekhnologii/12-1-0-48

3. Кукушин, В.С. Педагогика начального образования/ А.В. Болдырева-Вараксина; под общ. ред. В.С. Кукушина. – М.: ИКЦ «МарТ»; Ростов н\Д: Издательский центр «МарТ», 2005. – 592 с.

4. Бобрешова, И. П. Игровые педагогические технологии как метод обучения на уроках истории [Электронный ресурс] / И. П. Бобрешова // Университетский комплекс как региональный центр образования, науки и культуры: материалы Всерос. науч.-метод. конф. (с междунар. участием), 23-25 янв. 2020 г., Оренбург / М-во науки и высш. образования Рос. Федерации, Федер. гос. бюджет. образоват. учреждение высш. образования "Оренбург. гос. ун-т". - Электрон. дан. - Оренбург: ОГУ,2020. -. - С. 3919-3922.. - 4 с.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: