Проанализируйте, в какой момент урока способ учебной деятельности учителя выступает в качестве метода, а в какой – в качестве приема

Причины конфликтов

В общем плане такими причинами могут быть действия и общение учителя, особенности

личности ученика и учителя, общая обстановка в школе:

малая возможность учителя прогнозировать на уроке поведение учеников;

 

· неожиданность их поступков часто нарушает запланированный ход урока,

вызывает у учителя раздражение и стремление любыми средствами убрать

«помехи»; недостаток информации о причинах случившегося затрудняет выбор

оптимального поведения и соответствующего обстановке тона обращения;

· свидетелями ситуаций являются другие ученики, поэтому учитель стремится

сохранить свой социальный статус любыми средствами и тем самым часто доводит

ситуацию до конфликтной;

· учителем, как правило, оценивается не отдельный поступок ученика, а его

личность, такая оценка часто определяет отношение к ученику других учителей и

сверстников (особенно в начальной школе);

· оценка ученика нередко строится на субъективном восприятии его поступка и

малой информированности о его мотивах, особенностях личности, условиях жизни

в семье

 

· учитель затрудняется провести анализ возникшей ситуации, торопится строго

наказать ученика, мотивируя это тем, что излишняя строгость по отношению к

ученику не повредит;

· немаловажное значение имеет характер отношений, которые сложились между

учителем и отдельными учениками; личностные качества и нестандартное

поведение последних являются причиной постоянных конфликтов с ними;

· личностные качества учителя также часто бывают причиной конфликтов

(раздражительность, грубость, мстительность, самодовольство, беспомощность и

др.).

 Решения конфликта  

На основе изучения психолого-педагогической литературы, передового опыта работы вузов, анализа различных видов деятельности были определены пути повышения эффективности в подготовке учителей к разрешению конфликтных ситуаций:

1. Интеллектуалистический: дать понятие о конфликте; раскрыть физиологическую природу конфликта; психологические основы конфликта; типологию конфликтов, конфликтных личностей, их характеристики; прогнозирование и профилактика конфликтов; возникновение, развитие и протекание конфликта, условий выхода, разрешение конфликта; искусство переговоров; урегулирование конфликтов с участием третьей стороны (медитация).

2.   Поведенческий: научить психологическому анализу ситуаций и конфликтов, поиску вариантов разрешения, путей предупреждения или погашения конфликта, обучения навыкам эффективного поведения в конфликтах и их конструктивного разрешения. Он предполагает обсуждение теоретических проблем, дискуссии, диспуты, деловые и личностно-ориентированные игры, имитационные тренинги, исследовательские задания, научно-практические конференции.

 

 

3.   Самопознание и самовоспитание личности (самопознание – получение знания о себе, самовоспитание – формирование человеком своей личности в соответствии с сознательно поставленной целью).

Традиционные подходы к разрешению педагогических конфликтов

Инициатива в разрешении педагогического конфликта обычно принадлежит учителю как организатору взаимодействия с учащимися и более опытному коммуникатору. Различают следующие стратегии поведения учителя в конфликтной ситуации:

1. Уход от конфликта. Эта стратегия может быть полезна, когда проблема представляется учителю несущественной, не достойной внимания, и он предпочитает сберечь время, силы и другие ресурсы на решение более важных, на его взгляд, задач. С другой стороны, она же может привести к существенному обострению конфликтной ситуации. Даже если учитель отстраняется от конфликта, игнорирует его, скорее всего, из опасения конфронтации, вероятна ответная реакция учащихся в виде того же ухода от возникшей проблемы, что исключает возможность влияния педагога на ход развития ситуации, совместной выработки решения.
2. Стратегия уступок. При разрешении конфликта учителя могут использовать в рамках данной стратегии следующие тактики: приспособление, компромисс, достижение «статус-кво», привлечение посредника (представителя администрации, родителя, другого учителя или ученика и др.).

3.Компромисс. требует определенных навыков ведения переговоров, позволяющих прийти к учету интересов участвующих в конфликте сторон, их взаимных уступок. В идеале компромисс представляет собой удовлетворение интересов каждой из сторон, что называется, «по справедливости».

                                

 

                           

 

          

                                           Задание 2

                                               5 вариант.

Раздел. Понятие – средство обучения. Классификация средств обучения.

2. Прочитайте ситуативную задачу.

Урок физики в 5 классе. Тема урока «Инерция».

Учитель. На моем столе находится штатив с подвешенным к нему на нити грузом, к которому снизу привязана вторая нить. Верхняя нить натянута грузом и если дернуть за нижнюю нить, то можно ожидать обрыва именно верхней нити. Но вот я произвожу опыт. Что вы наблюдаете?

Ученик. Обрывается не верхняя, а нижняя нить.

Учитель. Причиной обрыва нижней, а не верхней нити является новое для вас свойство всех тел, которое носит название инерции. Инерция – это свойство сохранять свою скорость неизменной, если на них не действуют другие тела.

Ответьте на вопросы:

- укажите, какие методы обучения были использованы учителем в этом фрагменте урока и в чем их сущность;

эксперимент - 1. научно поставленный опыт, наблюдение исследуемого явления в научно учитываемых условиях, позволяющих следить за ходом явления и многократно воспроизводить его при повторении этих условий; 2. вообще опыт, попытка осуществить что-либо".

Эксперимент знакомит учащихся с самими явлениями. Он помогает вызвать интерес к предмету, научить наблюдать процессы, освоить приемы работы, сформировать практические навыки и умения.

Требования:

- Наглядность.

- Простота.

- Безопасность эксперимента.

- Надежность.

- Необходимость объяснения эксперимента.

 


проанализируйте, в какой момент урока способ учебной деятельности учителя выступает в качестве метода, а в какой – в качестве приема

Методы обучения – способы упорядоченной взаимосвязанной деятельности учителя и ученика, направленной на решение задач образования, воспитания и развития учащихся в процессе обучения.

Учитель. На моем столе находится штатив с подвешенным к нему на нити грузом, к которому снизу привязана вторая нить. Верхняя нить натянута грузом и если дернуть за нижнюю нить, то можно ожидать обрыва именно верхней нити.

Прием – деталь метода, умственное и практическое действие учителя и ученика, направленное на повышение качества обучения. В дидактике выделяют множество разнообразных приемов обучения, которые использует учитель на уроке.

К ним относятся:

- приемы активизации отдельных познавательных процессов; (обучающиеся решают проблемный вопрос и добывают часть новых знаний путем обсуждения эксперимента. До лабораторной работы учащимся известна лишь цель, но не ожидаемые результаты)

-приемы, способствующие созданию проблемных ситуаций на уроке;

-приемы, активизирующие чувства, переживания учащихся при изучении нового материала;

-приемы самоконтроля и самообучения учащихся на уроке;

- приемы управления познавательной деятельностью учащихся и др

Учитель. Но вот я произвожу опыт. Что вы наблюдаете?

Ученик. Обрывается не верхняя, а нижняя нить.

                            

                               Литература

· Корнева Л. Пути и способы разрешения педагогических конфликтов [Электронный ресурс]. – Режим доступа:

· Кан-Калик В.А. Учителю о педагогическом общении: Книга для учителя. - Москва: Просвещение, 1987 г

· Ерушова, Н.А.Педагогический конфликт. Технология разрешения конфликтов.

· Холмуминова Б. А. Причины и некоторые особенности педагогических конфликтов // Молодой ученый. -2016. -№10.

·Педагогика / Под ред. П. И. Пидкасистого. – М.,1996


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: