Европейская культура Нового времени

Европейская культура Нового времени охватывает 3 века:
XVII–XIX вв. Она базировалась на буржуазном способе производства и имела единый духовный ориентир – развитие личности.

Общие черты культуры:

- гуманизм (лат. humanus – человечный),

- антропоцентризм (греч. άνθροπος – человек и лат. centrum – центр),

- сциентизм (лат. scientia – наука),

- рационализм (лат. ratio – разум).

Однако каждый век имел свои исторические и культурные особенности.

Предпосылки культуры Нового времени (табл. 21).

 

Таблица 21

Изменения в экономике Появление мануфактур, развитие промышленности, горнорудного производства, военной техники, возрастание роли механизмов
Изменения в политике Революционные потрясения и образование буржуазных республик в Нидерландах и Англии, возникновение абсолютистских государств во Франции и Испании, Тридцатилетняя война в Германии, усиление феодально-католической реакции в Италии и Испании
Изменения в социальных отношениях Появление класса буржуазии
Развитие естественных наук (XVII век – «век гениев») В естествознании ведущее место заняла небесная механика: Коперник (1473–1543), Галилей (1564–1642, Кеплер (1571–1630), земная механика (Галилей, Торичелли, Бойль, Декарт, Паскаль, Лейбниц), математика: И. Ньютон (1643–1727)

 

Таким образом, в XVII в. появилось множество открытий и изобретений: созданы алгебра и аналитическая геометрия, открыты дифференциальное и интегральное исчисления в математике (Лейбниц, Ньютон), сформулированы важнейшие законы в физике (Ньютон), химии (Бойль), астрономии (Галилей, Кеплер), биологии, разрабатывалась теория вероятностей и волновая теория света. Возможности познания расширили изобретение микроскопа (Левенгук, 1632–1723) и телескопа (Галилей, 1564–1642).

Философы и естествоиспытатели стали утверждать: человек постигает мир посредством своего разума (Р. Декарт, 1596–1650), знания являются силой (Ф. Бэкон, 1561–1626), их источник – опыт, а не божественное откровение или труды античных авторов, как утверждала схоластика. Методами познания были названы: эксперимент (Галилей, Бэкон, Ньютон), механическая гипотеза, механическая модель (Р. Декарт).

Значение новых теорий и методов:

- произошла научная революция;

- принципиально изменилась библейская картина мироздания и создан новый образ Вселенной. Земля перестала быть центром Вселенной и превратилась в одну из планет, движущихся вокруг Солнца;

- мир предстал результатом эволюции материи, управляемой механическими законами, а не божественным провидением;

- наука перестала быть кабинетным занятием ученого-одиночки.

Появились новые формы организации науки: научные общества, Академии наук, в том числе Лондонское королевское общество (существует и в наши дни), Парижская естественно-научная академия.

Принципы познания природы были применены и к сфере общественной жизни: появились естественно-правовые теории. Они выступали против устаревших структур феодализма с их сословными и церковными иерархиями и имели антитеологическую и антифеодальную направленность (Дж. Локк, 1632–1704, а позже французские просветители). Локк считал главными естественными правами право на жизнь, собственность и на труд. Собственность и труд дают людям свободу, равенство и независимость. Государство с помощью законов охраняет естественные права, свободную частную жизнь каждого гражданина. Права личности должны обеспечиваться принципом разделения властей (законодательная – за парламентом, федеративная – за королем и министрами, исполнительная – за судом и армией). Ученые отметили, что совершенно заслуженно Локка можно считать родоначальником буржуазного либерализма.

Социальные и научные изменения отразились и в искусстве. В XVII в. оформляются национальные школы в искусстве и складываются два основных художественных стиля:

- барокко (итал. barocco – вычурный, причудливый),

- классицизм (фр. classicisme, лат. classicus – образцовый).

Появление барокко стало отражением кризиса гуманизма. Кризис порождал настроения отчаяния, душевной надломленности, ощущение дисгармонии, бесцельных порывов к неведомому. Возрождение восхищалось человеком и его бытием. Барокко сомневается в ценности жизни, воспринимая ее как театр. Отсюда пышность, декоративность, смешение фантазии и реальности.

Барокко получило преимущественное распространение в католических странах, где протекали процессы Контрреформации. Центр развития барокко – Рим – (самые знаменитые представители этого стиля: Ф. Борроми-ни (1599–1667); Л. Бернини (1598–1680)).

Жанры и виды, где этот стиль проявился:

- дворцовые и парковые ансамбли,

- культовая архитектура,

- декоративная живопись,

- скульптура,

- парадный портрет.

Классицизм получил развитие в абсолютистской Франции, а также в Италии, Германии, Англии. В противовес барокко классицизм ориентировался на античное наследие как норму и образец, подражал классическим образцам, основывался на идеях рационализма и разумной закономерности мира.

Идеологией классицизма во Франции стала философия Р. Декарта (1596–1650). Он признавал критерием истинности познания ясность и отчетливость идей. Его взгляды освободили философию от власти религии. Таким образом, Декарт стал родоначальником рационализма Нового времени (подобно тому, как в античности Сократ освободил философию от власти мифологии, стал основателем философии как рационального подхода к бытию). Декарт обрел нити, потерянные средневековьем, восстановил преемственность.  

Главные темы классицизма: конфликт общества и личности, долга и чувства, стремление изобразить и выразить героические возвышенные чувства и переживания.

Достижения классицизма XVII в.:

- драматургия П. Корнеля (1606–1684), Ж. Расина (1639–1699), комедии Мольера (1622–1673),

- поэзия Ж. Лафонтена (1621–1695), Н. Буало (1636–1711),

- музыка Ж. Б. Люлли (1632–1687),

- картины Н. Пуссена (1594–1665).

Для архитектуры классицизма характерны четкость и геометризм форм, логичность планировки, сочетание стены и колонны, сдержанный декор. К этому стилю относится большинство садово-парковых ансамблей Западной Европы, яркий пример – ансамбль Версаля.

В XVII в. появилось еще одно направление в искусстве: реализм, который ориентировался на идеалы Возрождения. Реализм складывается в протестантской Голландии, не имевшей прочных связей с Италией и французских традиций классического искусства: Ф. Халс (ок.1580–1666), Якоб ван Рейсдал (1628–1682).

Идеалы Возрождения продолжились в творчестве двух великих представителей некогда единой художественной школы Нидерландов: Питер Пауль Рубенс (1577–1640, Фландрия) и Рембрандт ван Рейн (1606–1669), главный живописец голландской школы. Его творчество называют вершиной голландского реализма.

Расцвет испанской культуры XVII в. связан с именами драматурга
Лопе де Вега (1562–1635), М. Сервантеса (1547–1616).

XVII век – «золотой» век испанской живописи: Эль Греко (1541–1614), Х. Рибера (1591–1652), Ф. Сурбаран (1598–1664), Д. Веласкес (1599–1660).

XVIII век – век Просвещения – связан с кризисом абсолютизма и завершающим этапом длительного перехода от феодализма к капитализму. Новая эпоха формирует новую культуру, влияет на интенсивность духовной жизни Европы, на борьбу за освобождение от религиозно-феодального мировоззрения. Основные идеи эпохи – разум и просвещение.

Крупнейшие представители Просвещения: Дж. Локк (Англия), Ф. Вольтер, Ж. Ж. Руссо, Ш. Монтескье, П. А. Гольбах, К. А. Гельвеций, Д. Дидро (Франция), Г. Э. Лессинг, И. Г. Гердер, Ф. Шиллер, И. В. Гете, И. Кант, Ф. Гегель (Германия), Т. Джефферсон, Б. Франклин (США).

Деятели Просвещения боролись за установление «царства разума». В его основе должно быть «естественное равенство» (ведь все люди «скроены» из одного природного материала). Природа признавалась первичной реальностью. Отсюда вывод: синоним истинного, прекрасного, добродетельного – «естественный человек», «естественные законы», «естественный разум», «естественное право»; нет никаких оснований для сословных привилегий, социального неравенства; нужна политическая свобода и гражданское равенство.

Человек – часть природы, продукт природы. Он осознал себя господином своей судьбы, присвоил себе функции творца и, в конечном счете, убедился в ненужности бога. Результат собственно человеческого творчества – мир культуры (законы, воспитание, мораль, искусство и т. д.).

В этой связи рассматривалась концепция правового государства (табл. 22).

Таблица 22

И. Кант Государство – это объединение множества людей, подчиненных правовым законам»; законодатель должен исходить из требования: «…Чего народ не может решить относительно самого себя, того законодатель не может решить относительно народа». Народ не имеет права на восстание против власти, даже на выступления, направленные против каких-либо действующих законов
Ж. Ж. Руссо Не государство наделяет личность определенными правами, а наоборот, люди, которые имеют естественные права, какую-то их часть отделяют от себя и передают государству. При нарушении государством прав граждан они имеют право на ее свержение или на смену закона, нарушающего права граждан

 

Труды просветителей духовно подготовили Великую французскую революцию. Она нанесла удар по материальному положению церкви: отменена десятина, конфискованы церковные и монастырские земли. Светская власть церкви сошла на нет.

В рамках философии Просвещения были сделаны серьезные попытки анализа культуры (И. Г. Гердер, 1744–1803). В труде «Идеи к философии истории человечества» Гердер пытается систематизировать данные истории, психологии, этнографии, естественных наук, чтобы дать целостную картину эволюции культуры. Он отстаивал идеи национальной самобытности искусства, равноценность различных эпох культуры.

Основной чертой искусства XVIII в. становится «обмирщение», оно приобретает светский характер. Складываются два направления: рококо (фр. rococo, от фр. rocaille – декоративная раковина, ракушка) и буржуазное просветительство.

Родина первого направления – Франция. Рококо продолжил традиции барокко. Его характеризуют изящные и причудливые мелкие формы и филигранный, сильно стилизованный орнамент. Рококо наибольшее распространение получил при оформлении интерьеров.

Эта культура выразила идеалы и настроения придворных кругов, последние сословно-патриархальные иллюзии. Отсюда – уход от жизни в мир фантазии, театрализованной игры, декораций, мифологических, пасторальных, салонно-эротических сюжетов, заимствование китайских мотивов, создание атмосферы легкости, игривости, праздности, беззаботности.

Второе направление – буржуазное просветительство. Научное знание, которое раньше было достоянием узкого круга ученых, теперь выходит за пределы университетов и лабораторий. Оно становится предметом обсуждения литераторов в светских салонах Лондона и Парижа.

Изменения отразились и в художественной культуре.

В конце XVIII – начале XIX вв. появилось новое течение в европейской и американской литературе и искусстве – сентиментализм (фр. sentiment – чувство). Мироощущение сентиментализма отразило разочарование результатами научно-технического развития, сомнения в установлении «царства разума». Для классицизма идеал – утверждение достоинства личности через служение государству; для сентиментализма – самоценность душевного состояния (в центре внимания – душевный мир человека). Сентиментализм стал своеобразной защитой от пороков цивилизации (жестокости, пошлости, цинизма, насилия). Он культивировал веру в отзывчивую душу ближнего, стремление к гармоническому слиянию с природной красотой, утверждал идиллический тип красоты, идеализировал естественно-патриархальную жизнь «маленького человека». Эстетика сентиментализма отразилась в произведениях Ричардсона, Руссо, Греза, Грея, Прево, Фрагонара, Шардена, Карамзина, Жуковского.

XIX век занимает особое место в культуре нового времени: буржуазная цивилизация достигла своей зрелости и затем вступила в стадию кризиса. Такую оценку дали этому времени выдающиеся мыслители – Ф. Ницше, О. Шпенглер, Й. Хейзинга, X. Ортега-и-Гассет.

Основу культуры XIX в. составила та же культурная парадигма Нового времени (сциентизм, рационализм и др.). Но к XIX в. мир изменился, и культура избрала путь «переоценки ценностей». В чем проявились изменения?

Главным содержанием экономического развития западных стран XIX в. стал промышленный переворот и создание индустриальной цивилизации. Ее особенности: появление фабрик, рост производительности труда; рост качества жизни (в быт людей входят телефон, телеграф, фотография, кинематограф, новые транспортные средства – паровоз, пароход, автомобиль, электрический трамвай), формируется средний класс.

Главной ценностью индустриальной цивилизации становится технический прогресс и наука. Прогресс культуры начинает отождествляться с экономическим прогрессом. Отсюда возникает противопоставление: западная цивилизация («развитая») и цивилизации других стран («отсталые»).

XIX век – «золотой век» науки. По подсчетам П. Сорокина, открытий и изобретений было больше, чем за все предшествующие столетия вместе взятые – 8527 [10]. В основе научно-технического прогресса – две духовные посылки западноевропейской культуры: вера в человека-преобразователя (Возрождение); вера в активную роль его разума (Просвещение). Научные открытия в области физики, химии, биологии, астрономии, геологии, медицины следовали одно за другим: М. Ф. Фарадей, Д. Масквелл (электромагнитные исследования), П. Кюри и М. Склодовская-Кюри (исследование радиоактивного излучения), Д. И. Менделеев (периодический закон химических элементов), Г. Мендель (теория генетической наследственности), И. П. Павлов (теория условных рефлексов), Ч. Дарвин (эволюционная теория), появление различных школ, течений и теорий в философии: неокантианство, позитивизм, интуитивизм и др. Так, позитивизм основан на идее, что все подлинное, «положительное» (позитивное) знание может быть получено лишь как результат отдельных наук и их синтетического объединения. Философия сводится к общим выводам из естественных и социальных наук (О. Конт, французский философ, основоположник позитивизма). Наука имеет неограниченные возможности, в том числе и в преобразовании общественной жизни, способна к бесконечному развитию.

Следствием стал кризис христианского мировоззрения и морали (сомнения в христианской версии происхождения мира, его существовании как воплощении божественного промысла и др.). Картина мира, создаваемая наукой, оказалась несовместимой с христианской верой в бога.

Понимание природы-первотворца (XVIII в.) уступает место новому пониманию: природа – универсальная кладовая, неисчерпаемый источник материалов и энергий, всеобщая мастерская.

Характерная черта искусства XIX в. – отсутствие единой эстетической доминанты (род, вид, жанр). Складывается «децентрализованный», полицентрический тип художественной культуры (асинхронность и многостилье, борьба противоположных направлений), который становится определяющим в XX в. Последние попытки преодолеть разорванность искусства связаны с романтизмом (начало XIX в.) и неоромантизмом или модерном (конец века). Полицентризм века выразился в существовании различных форм художественного творчества: романтизм, реализм, символизм, импрессионизм.

Первая половина XIX в. – эпоха романтизма. Романтизм объединил различные направления и виды искусства и литературы (отсюда он – «динамический синтез искусств») и стал общекультурным движением, а не только стилем. Он отображает мучительный разлад между идеалом и действительностью, который становится основой мировосприятия многих людей XIX в. Особенно романтиков привлекают люди исключительные, гении, борцы за справедливость, герои. Так, писатели романтического склада наделяли своих героев сильным, непреклонным характером. Романтический герой остро переживает несовершенство мира и способен активно противостоять негативным факторам социальной среды.

Характерная черта – двоемирие (противопоставление реального и воображаемого мира). Проза жизни с ее пороками, утилитаризмом и бездуховностью противопоставляется прекрасному идеалу. Так в индустриальной культуре появляется ретроспекция, прошлое выступает в виде идеализации средневековых духовных ценностей (Новалис, Гюго, Скотт, Вагнер, Рунге, Блейк), возрождаются готические формы архитектуры. Бегство романтизма от прозы жизни могло быть уходом в природу (отсюда интерес к деревне, к фольклору, критика города), бегством в экзотические страны, не тронутые цивилизацией (Байрон, Делакруа), бегством в фантастический мир (Гофман, Вагнер).

Общая тенденция романтиков – охватить все богатство жизненных впечатлений, выявить субъективное отношение ко всему увиденному. Эта тенденция породила богатство поэтического мировосприятия (Жерико, Шатобриан, Шелли, Гейне, Мицкевич, Вебер, Шуман, Шуберт, Мендельсон, Паганини, Россини, Лист, Шопен). Романтики верили в силу красоты, искусства, которые призваны влиять на человека, изменять окружающий мир.

В годы Французской революции получил распространение классицизм (Д. Энгр, 1780–1867; Н. Леду, 1736–1806; Ж. Л. Давид, 1748–1825). Новое обращение к античности воспринималось как пример гражданственности. Завершает развитие классицизма стиль ампир (фр. empire, буквально – империя). Он утвердился в годы наполеоновской империи и отличался подчеркнуто монументальными формами.

В 40-е гг. XIX в. в европейской культуре утверждается реализм. Он стремится к максимальной объективности, конкретно-историческому отражению действительности со всеми ее противоречиями. Он искал правды жизни, пытался развенчать иллюзии, мечтательность, идеализацию внутреннего и внешнего миров, свойственные сентиментализму и романтизму, точно отобразить «типические характеры» в «типических обстоятельствах». Поэтому на первый план выходит не культ красоты, а удаление человека от всеобщей гармонии, от совершенства.

Высшая точка реализма – критический реализм, особенностью которого стало изображение человеческого характера в органической связи с социальными обстоятельствами, наряду с глубоким социальным анализом внутреннего мира человека.

Первые признаки критического реализма можно отметить в живописи, проявившей интерес к быту низов общества, уже на рубеже XVI–XVII вв. (Микеланджело, Караваджо). В XVII в. неприглядные стороны будничной жизни привлекли внимание голландских и итальянских художников. Просветители XVIII в. (Д. Дидро, Ж. Ж. Руссо и др.) критиковали явления социальной несправедливости с точки зрения разума и нравственности. На рубеже XVIII–XIX вв. к анализу социальных противоречий обращается Ф. Гойя (офорты и картины). Драматические конфликты повседневной реальности отражены в живописи и графике 1-й половины XIX в. (Т. Жерико, Э. Делакруа, Франция).

Социальная критика стала доминировать в живописи во 2-й половине XIX в: О. Домье, П. Гаварни, Ж.-И. Гранвиль, Г. Курбе, Ж. Ф. Милле (Франция), К. Менье (Бельгия), А. Менцель и В. Лейбль (Германия), М. Мункачи (Венгрия) и др. художники.

В литературе социальный роман утвердился в творчестве Бальзака, Мопассана, Стендаля, Диккенса, Теккерея, Гарди, Золя.

На рубеже 60–70-х гг. XIX в. во Франции зародилось новое художественное направление – символизм (фр. symbolisme – знак, символ), проявившийся в разных явлениях культуры: литература, живопись, музыка, театр, философия, религия, мифология. В символизме преобладали сюжеты евангельский истории, полумифические-полуисторические события средневековья, античная мифология с темами смерти, любви, страдания, ожидания каких-либо событий; акцентировалась ассоциативность, иносказательность, идея самоценности искусства.

К этому времени утвердился новый термин, обозначавший кризисные явления в духовной культуре рубежа XIX–XX вв. – декаданс (фр. decadent – упадок), отмеченный настроениями безнадежности, пессимизма, неприятия жизни, крайнего индивидуализма, культом красоты как единственной ценности. Он стал реакцией на критический реализм и натурализм предшествующей эпохи. Художники-декаденты считали непременным условием свободы творчества отказ искусства от политических и гражданских тем, в творчестве постоянными темами были мотивы небытия.



Выводы

Эпоха Просвещения расширила сферу проявления гуманизма на все слои общества. Отличие гуманизма нового и новейшего времени – универсальность: он адресован каждому человеку, провозглашает право каждого на жизнь, благосостояние, свободу и т. д. (гуманизм эпохи Возрождения был элитарным, утверждал силу творческого духа выдающихся людей и представителей высших слоев общества).

Гуманизм нового времени включал в себя следующие ценности: уважение к личности, доверие к ее «естественным» наклонностям и силам, права человека на удовлетворение «естественных» интересов, на удовольствия и радости, право на свободу.*

Для новоевропейской культуры главное – рационализм (для античной культуры главное – этика, для средневековой – теология). Разум – основа познания и поведения людей (человек прежде всего – познающее существо), главное условие научного знания. 

Особенность научного знания – сциентизм (абсолютизируется роль науки в системе культуры, прежде всего – роль естественных наук, математики). Достижения естествознания становятся доказательством научной правомерности взглядов и веры в прогресс.

Идеология Просвещения выступала против средневековой схоластики и церковного догматизма (против положений, принимаемых на веру в качестве истины и не подлежащих критике). Она стала основой буржуазных революций XVIII–XIX вв.

В XVIII в. развитие разума, прежде всего прогресс науки и просвещение народа, связывалось с изменением общественной жизни в соответствии с законами природы («естественный человек»).

Наука перестала быть кабинетным занятием ученого-одиночки. Вместо латыни появляется многоязычность, многонациональность европейской культуры и связанная с этим аккультурация (взаимодействие национальных культур).

Создание индустриальной цивилизации в XIX в. привело к тому, что общество и мир культуры моделируются по образу и подобию универсальной машины. Машине не нужны саморазвивающиеся личности, ей нужны детали и винтики. Идеалом становится труд.

Таким образом, XIX в. поставил проблему прогресса культуры. Идея прогресса стала итогом развития картины мира Нового времени. Научно-технический прогресс перевернул мир ценностей: разрушилась вера в Бога, пошатнулась вера в категории разума, вера в человека, вера в прогресс.

Социокультурные процессы Нового времени (развитие капитализма, научно-технический прогресс, идеи и ценности Просвещения и позитивизма, эстетика стилей XVII–XIX вв.) оказали решающее влияние на формирование современного нам мира.

Вопросы для самопроверки

1. Какие условия определяли характер культуры Нового времени?

2. В чем заключалась революция в области науки и техники в западных странах в XVII–XVIII вв.?

3. В чем заключались особенности стилей европейского искусства XVII–XVIII вв. (барокко, классицизм, сентиментализм)?

4. Охарактеризуйте основные стили европейского искусства XIX в.

5. Каковы причины разрушения системы традиционных ценностей к концу XIX в.?

КУЛЬТУРА XX века

В формировании нового типа социальной реальности в XX в. отмечены две особенности (табл. 23).

Таблица 23

1. Становление нового типа общества в наиболее развитых странах Определения нового типа общества: постиндустриальное общество; сверхиндустриальная цивилизация; неотехническая эра, технотронное общество; информационное общество; нооиндустриальное общество
Концепция постиндустриального общества (Р. Арон, З. Бжезинский, Д. Белл, Э. Тоффлер) Три стадии развития европейского общества: 1) традиционное общество: преобладает сельское хозяйство (первичная сфера экономической деятельности). Форма социальной организации: церковь и армия. Ведущая социальная группа: священнослужители, феодалы; 2) индустриальное общество: преобладает производство (вторичная сфера). Форма социальной организации: фирма, корпорация. Ведущая социальная группа: бизнесмены; 3) постиндустриальное общество: преобладает деятельность ученых, наука, образование, сфера обслуживания («третичная» сфера экономической деятельности). Форма социальной организации: университет (берет на себя функции социального планирования и разработки социальных инноваций). Наиболее важная социальная группа: ученые и специалисты; Соответственно меняются средства достижения и осуществления власти: на место денег, военной силы, идеологического влияния приходят знания, интеллект и талант. Основной признак постиндустриального общества: развитие техники, преобладание интеллектуального труда над физическим в сельском хозяйстве и на производстве.
Концепция нооиндустриального общества [11] Индустриальность развивается по законам ноосферы – такой сферы обитания человека, в которой достигается гармонизация естественного и искусственного, созданного человеком, живого и неживого, технического и гуманистического
Концепции информационного общества Терминология и описания различных сторон нового общества появились с начала 1960-х гг. в Японии и США (Ю. Хаяши, Т. Умесао, Й. Масуда, М. Маклуэн, Ф. Махлуп, Дж. Стиглер). Становление концепций – рубеж 1970–80-х гг. (Д. Белл, 3. Бжезинский, И. Масуда, У.И. Мартин, А. Минк, Г. Маркузе, М. Постер, М. Порэт, У. Приест, У. Ростоу, А. Турен, Э. Тоффлер и др.). Общие признаки информационного общества: - ведущая технология – умственная (на предыдущих этапах: ручной труд; механизированная технология); - широкое использование вычислительной техники для решения задач, ее доступность для широких слоев населения; - увеличение скорости обмена информацией, разработка новых средств ее передачи; - увеличение числа людей, вовлеченных в этот процесс; - признание культурной ценности информации посредством содействия утверждению информационных ценностей в интересах развития отдельного индивида и общества в целом

Окончание табл. 23

2. Глобализация (отмечена разными подходами)  Процесс всевозрастающего воздействия различных факторов международного значения на социальную действительность в отдельных странах (экономических, политических связей, культурного и информационного обмена)
Экономический подход Это объективный процесс слияния национальных экономик в единую экономическую систему под влиянием глобальных финансовых рынков и ТНК
Политико-идеологический подход Это эффективный инструмент установления членами «глобального клуба» «нового мирового порядка». Это – идеологическая доктрина. Она пришла на смену неолиберализму, который потерпел крах
Экологический подход Мир объединяется с целью решения межгосударственных или локальных региональных проблем
Информационный аспект Главное в глобализации – изменение предмета труда. Раньше – шло преобразование природы. Теперь – преобразование человеческого сознания (и индивидуального, и коллективного). Преобразование сознания – выгодный бизнес. Во всех государствах выделяется информационная элита, которая участвует в формировании сознания. Она имеет особую систему ценностей, специфическое мировоззрение, стиль поведения
Социокультурный подход (П. Бергер, С. Хантингтон, С. Амин, Л. Бентон) Глобализация понимается как тотальная вестернизация (то есть экстраполяция западных ценностей и технологий во все точки мира)

Однако в современных условиях понятие глобализации в научном анализе является дискуссионным, она имеет своих сторонников и критиков, акцентирующих внимание на позитивных и негативных аспектах этого процесса (табл. 24).

Таблица 24

Позитивные аспекты глобализации Негативные
Мир в условиях глобализации развивается как взаимосвязанный. Основной принцип взаимодействия культур – принцип культурного плюрализма Углубление экономического разрыва между развитыми и развивающимися странами
Глобализация увеличивает плотность потока информации. У различных культур есть шанс вырваться за пределы своей этнической или национальной ограниченности Глобальные проблемы современности пополняются новыми (угроза терроризма, новые болезни, неравномерность плотности населения). Это приводит к массовой миграции и усилению напряженности в отдельных регионах
Оказание помощи многим странам третьего мира (рабочие места, развитие ирригационных систем, образовательных программ, проектов борьбы со СПИДом) Социокультурные последствия: унификация культурных миров, разрушение базовых ценностей национальных культур, распространение североамериканской массовой культуры как культуры-лидера среди культур постиндустриального общества

Изменения в жизни европейского общества на рубеже XIX–XX вв., вступление его в новую фазу развития и обострение противоречий (экономическая нестабильность, революции, мировые и локальные войны, растерянность перед лицом общественных катастроф, упадок традиционных ценностей, проблемы глобализации, угроза скатывания к варварству и т. д.) сделали одной из ведущих в философском и культурологическом анализе проблему противоречий и кризиса культуры (табл. 25).

 

Таблица 25

Свобода и насилие Условия, обеспечивающие рост свободы личности: рост мобильности, времени досуга, возможностей выбора, доступности информации; гуманизм, демократия, либерализм против насилия – наряду с этим: распространение насилия в обществе
Элитарность и массовость Специализация «высокой культуры», своя элита в каждой сфере культуры – «индустрия культуры», основанная на законах рынка, «масскульт», контркультура, враждебная к существующим порядкам в обществе
Плюрализм и унификация Множество концепций, теорий, стилей, школ, учений и т. п. – стремление к стандартизации условий жизни, идеалов, ценностей, видения мира по вкусам большинства
Противоречие двух установок Сциентизм: научное знание – высшая культурная ценность, абсолютный эталон. Способна решить все проблемы: экономические, политические, моральные и т. д. Науке все подвластно. Антисциентизм: реакция на преувеличение роли науки. Для него характерно: принижение значения научного знания; обвинение науки в том, что она вызвала возможные кризисы (экономический, экологический, национальный); требование уравнять науку с другими ценностными формами общественного сознания – религией, моралью, искусством. Э. Гуссерль (1859–1938): наука потеряла связи с основными целями и ценностями человеческой жизни. Авторитет науки заменил моральные нормы и табу (кризис культуры). Причина кризиса европейской науки – неумение и нежелание логики и математики поворачиваться к проблемам ценности и смысла. Восстановить утраченную связь помогает философия
Культура и цивилизация. Кризис культуры Различение «культуры» и «цивилизации» зарождается в эпоху Просвещения и усиливается в философии культуры XX в. Культура продолжает оставаться символом позитивного в развитии человечества, цивилизация получает либо нейтральную оценку, либо резко отрицательную (цивилизация часто ассоциируется с урбанизацией, тиранией техники и технологий, в том числе социальных, выступает как источник и причина дегуманизации мира). В зависимости от концепции, цивилизация рассматривается как: 1) синоним культуры; 2) уровень, ступень общественного развития, материальной и духовной культуры; 3) стадия общественного развития, следующая вслед за дикостью и варварством.

 

 

Окончание табл. 25

Культура и цивилизация. Кризис культуры Концепция О. Шпенглера (культура и цивилизация – антиподы): культура как живой организм проходит стадии зарождения, расцвета и увядания. Цивилизация – стадия вырождения культуры (господство интеллекта без души и сердца); переход от культуры к цивилизации есть переход от живого развития к окостенению, к неосмысленной рутинной работе. Такой переход, по О. Шпенглеру, характерен для европейской культуры начала XX в., поэтому закат европейской культуры он видел как неизбежный заключительный этап ее развития.* Н. Бердяев, И. Ильин, Х. Ортега-и-Гассет: соглашались с констатацией кризиса культуры. Однако связывали кризис с особенностями XX в., а не с неизбежным вступлением европейской культуры в заключительную стадию

Кризис европейской культуры как следствие цивилизационного кризиса (мировые войны, этнические конфликты, элементы нестабильности переходной эпохи) проявился во всех сферах: в науке, философии, этике, праве, но в наибольшей степени в искусстве, прежде всего в живописи. «Новое» искусство основывается на двух художественных системах: модернизме и постмодернизме, подготовленных декадентством и авангардом конца прошлого века.

В широком смысле модернизм (фр. moderne – новый, новейший, современный) – совокупность эстетических школ и течений конца XIX – начала XX вв. Для него характерны: разрыв с традициями реализма и других предшествующих художественных направлений, стремление утвердить новые нетрадиционные начала в искусстве, непрерывное обновление художественных форм, а также условность (схематизация) стиля. Модернистская модель была одной из лидирующих в западной цивилизации первой половины XX в.; во второй половине века она была подвергнута критике.

В узком смысле модернизм рассматривается как ранняя ступень авангардизма (фр. avant-garde – передовой отряд), начало пересмотра классических традиций.

Томас Бентон. Гроза
 Авангардизм объединял наиболее радикальные разновидности модернизма, хотя оба понятия часто воспринимаются как синонимы.

Наиболее значительные модернистские течения отражены в табл. 26.

Таблица 26

Импрессионизм (фр. impressionnisme, от impression – впечатление) Направление последней трети XIX–начала XX вв., главным образом во французской живописи. Особенности: стремление передать средствами искусства мимолетные впечатления, вкус к пленэру, богатство красок, психологические нюансы, подвижность и изменчивость атмосферы окружающего мира (К. Моне, Э. Мане, Э. Дега, О. Ренуар и др.)

 

Продожение табл. 26

Нео- и постимпрессионизм Направление возникло в 80-х гг. XIX в. Почти все постимпрессионисты ранее примыкали к импрессионизму. Постепенно художники стали искать новые средства для выражения не сиюминутного и преходящего в жизни – фиксации одного мгновения, что свойственно импрессионизму, а для воплощения неких длительных состояний прекрасного – духовных и материальных (П. Сезанн, В. Ван Гог, П. Гоген, Тулуз-Лотрек и др.). Работы Ван Гога предвосхитили появление экспрессионизма, Гоген проложил путь к модерну (его учениками и последователями стали художники образованной им Понт-Авенской школы и участники группы «Наби» (французский вариант модерна)
Пуантилизм (фр. Pointillisme, буквально «точечность», фр. point – точка) или дивизионизм Направление в живописи неоимпрессионизма, возникшее во Франции около 1885 г. Особенность: в основе письма манера раздельными мазками правильной, точечной или прямоугольной формы, отказ от физического смешения красок ради оптического эффекта (Ж. Сера, П. Синьяк, А. Кросс, К. Писсаро)
Модерн (фр. art nouveau, букв. «новое искусство»), югендстиль (нем. Jugendstil – «молодой стиль»), «стиль сецессион»» (Secessionsstil) в Австрии, «модерн стайл» (modern style, букв. «современный стиль») в Англии Направление, наиболее популярное на рубеже XIX–XX вв. Особенности: отказ от прямых линий и углов в пользу более естественных, «природных» линий, интерес к новым технологиям (в архитектуре), расцвет прикладного искусства.
Фовизм (фр. fauve – дикий)* Первое направление новейшего искусства. Зародилось в конце 1890–начале 1900-х гг. Особенности: плоскостная трактовка форм, мощные цветовые контрасты, энергично подчеркнутый контур обусловливают декоративность фовистской живописи (А. Матисс, А. Дерен, М. Вламинк, А. Марке, Ж. Руо, Ж. Брак, А.-Ш. Манген, К. ван Донген). Как единое направление просуществовал недолго. После 1907 г. каждый из художников пошел своим путем, но фовизм стал истоком, как и работы Ван Гога, движения европейского экспрессионизма
Экспрессионизм (лат. expressio – выражение) Направление, главным образом, северных европейских стран. В 1910–20-х гг. получил наибольшее распространение в Германии и Австрии. Провозглашал целью искусства не передачу впечатлений от действительности, а пропущенное через личность художника изображение ее трагической и хаотической, враждебной человеку сути

 

Окончание табл.26

Кубизм Направление зародилось в начале XX в. Особенности: подчеркнуто геометризованные условные формы, стремление «раздробить» реальные объекты на стереометрические примитивы (П. Пикассо, Ж. Брак, Ф. Леже, М. Дюшан и др.)
Футуризм (лат. futurum – будущее) Общее название художественных авангардистских движений 1910–начала 1920-х гг., прежде всего в Италии и России.* Особенности: отказ от традиционной грамматики, право поэта на свою орфографию, словотворчество. Свои картины они посвящали поезду, автомобилю, самолетам – неотъемлемым признакам времени. Воспевали пафос разрушения и взрыва, войны и революции как омолаживающую силу одряхлевшего мира (У. Боччони, К. Карра, Д. Северини и др.)
Абстракционизм (лат. «abstractio» – удаление, отвлечение) Направление «беспредметного», нефигуративного искусства. Особенности: в живописи и скульптуре отказ от изображения форм реальной действительности; стремление к «гармонизации» или отвлеченных цветовых сочетаний, или геометрических форм, плоскостей, прямых и ломаных линий, которые должны вызывать самые разнообразные ассоциации. Основоположники: В. Кандинский, К. Малевич, Н. Гончарова, М. Ларионов, П. Мондриан. Течения: лучизм, орфизм, супрематизм, ташизм и др. – стремление выразить стихийность, бессознательность творчества в динамике пятен или объемов
Дадаизм Течение в литературе, изобразительном искусстве, театре и кино. Существовало с 1916 по 1922 гг. В 1920-е гг. французский дадаизм слился с сюрреализмом, а в Германии – с экспрессионизмом. Главная идея: последовательное разрушение какой бы то ни было эстетики. Особенности: воинствующий антиэстетизм, страсть к эпатажу (Х. Балль, Р. Хюльзенбек, Т. Тцара – поэты, Х. Арп, М. Эрнст, М. Янко – художники)
  Сюрреализм (фр. surréalisme – сверхреализм) Направление сформировалось к началу 1920-х гг. во Франции. Отличалось использованием аллюзий и парадоксальных сочетаний форм. Цель творчества – не отражение представлений о мире, а контакт с «высшей реальностью», областью бессознательного, запрет на реалистическую трактовку темы (А. Бретон – поэзия; С. Дали, М. Эрнст, Р. Магритт – живопись; Л. Бунюэль, Ж. Кокто, Ян Шванкмайер, Д. Линч – кинематограф)

 

Архитектура XX века

Типичным примером выделенных процессов является развитие основных направлений архитектуры. Следует отметить, что архитектура не знала кризиса, подобного живописи. Это объясняется двумя основными причинами: во-первых, бурным развитием техники, ростом городов, потребностью в строительстве, решением художественно-планировочных задач; во-вторых, интенсивными послевоенными восстановительными работами. Архитектурный облик стран и восстанавливался, и создавался заново.

Особенность архитектуры XX в.: появление новых строительных технологий, новых строительных материалов и конструкций из них 

(железобетон, цемент с различными наполнителями, сталь, бетон, пенобетон, стекло, полиматериалы). Их  применение привело к поиску новых стилей. Эклектика конца XIX в. как архитектурный стиль теряет свое значение. На смену ей пришел модерн, суть которого состоит в соединении рациональных конструкций, применении современных строительных материалов, создании нового, универсального, синтетического стиля.

Для архитектуры модерна характерна ассиметрия, применение абстрактных и растительных мотивов, среди которых отдавалось предпочтение вьющимся цветам, болотным растениям, водорослям. В нем выделяют две стадии: ранняя (чрезмерная декорировка; тенденция к постепенному переходу от надуманных и усложненных форм к более логичным, простым и четким конструкциям). Поздняя стадия относится к периоду декаданса (главное внимание уделяется выразительности основных конструктивных элементов, пропорции фасадных плоскостей, окон, простенков, дверей, отдельно стоящих опор). Модерн ознаменовал собой новый подход к проектированию утилитарных сооружений – мостов, складов, цехов, магазинов, вокзалов, выставочных залов и т. п. Применение железного каркаса в строительстве (сборных стальных конструкций) и железобетона совершило переворот в архитектуре.

Патент на выработку железобетонных изделий был выдан в 1867 г. (Ж. Монье). Провозвестником нового этапа в архитектуре стала Эйфелева башня (высота более 300 м), построенная из стальных сборных конструкций инженером Г. Эйфелем. Первый жилой дом, в котором были применены новые строительные принципы и материалы, был сооружен в Париже в 1903 г. Вершиной архитектуры довоенного времени стали огромные сводчатые ангары парижского аэропорта Орли.

Наиболее известными архитекторами, работавшими в стиле модерн, были О. Вагнер, И. Ольбрих, Ванде Вельде, Ч. Макинтош, Л. Салливэн, О. Перре, Ф.-Л. Райт.

Развитие модерна приостановилось с началом первой мировой войны, но технический уровень архитектуры продолжал повышаться. Подъем строительства начался с 1924 г., когда в капиталистических странах начался период относительной экономической стабилизации.

Новым направлением в архитектуре становится функционализм. Он требовал строгого соответствия зданий и сооружений протекающим в них производственным и бытовым процессам (функциям). Центрами функционализма являлись Германия (школа «баухауз») и Нидерланды (Я. Й. Оуд).

Одно из главных достижений архитектуры этого времени – попытки решения проблемы «минимального жилья», дешевого жилья, соединявшего особую экономичность с комфортом буржуазной квартиры, что не могло не сказаться на решении жилищной проблемы в капиталистических городах.

Лидер нового стиля – французский архитектор Ле Корбюзье, который сформулировал «пять отправных точек архитектуры», ставшие привычными чертами современного строительства:

- прямоугольные формы;

- объемы-блоки, поднятые над землей (использование образа «дома на ножках» – полное или частичное освобождение нижних этажей от стен и использование пространства под зданием под общественные функции);

- плоские используемые крыши-террасы («сады на крыше»);

- расположение окон на фасаде в виде сплошных горизонтальных полос – так называемое «ленточное остекление»;

- основной материал – монолитный и сборный железобетон.

Ле Корбюзье принадлежит идея идеального многонаселенного города с деловой частью, индустриальной зоной и зоной садов и идея домов-небоскребов.

Архитектура послевоенного времени получила название «новой». Пришедший в архитектуру постмодернизм предполагал использование новых необычных конструкций и материалов. «Новая» архитектура нашла широкое применение в 1980-х гг. Она вобрала в себя передовые направления предыдущих лет, став универсальным, «интернациональным» стилем стандартизации и утилитарности. Технические возможности обеспечивали высокий уровень строительства, позволяли прибегать к самой широкой фантазии. Для оценки качества архитектурных сооружений использовали понятие «хайтек» (высокие технологии), отличительными чертами которого стали прямые линии и формы; применение стекла, пластика, металла; обращение к элементам конструктивизма; использование функциональных элементов: лифты, лестницы, системы вентиляции и другие, вынесенных наружу здания; децентрированное освещение, создающее эффект простор-ного, хорошо освещенного помещения.

В конце 80-х гг. в архитектуре появляется новое направление – деконструктивизм, находящийся ныне в стадии эксперимента.

Кинематограф ХХ века

Модерн помог стать одним из видов искусства кинематографу. Его отличие от других видов искусства состоит в том, что он синтезировал свойства литературы, театра, изобразительного искусства, фотографии, музыки, достижения в оптике, механике, химии, физиологии. Кино развивалось в русле культуры XX в., поэтому его стили и направления отвечают основным стилям искусства XX в [12].

Основные этапы развития кинематографа (табл. 27).

Таблица 27

Конец XIX в. Создание кинескопов, биоскопов, витаскопов и др.
1894 Изобретение немого кино. Демонстрация изобретения в США Т. Эдисоном, в Англии Р. У. Поллом
1895 Изобретение синематографа (соединение пленки с проекционным фонарем) братьями Опостом и Луи Люмьерами. Появление первых документальных фильмов братьев Люмьер («Прибытие поезда», «Поливальщик» и т. д.)
1907–1908 Применение режиссером Ж. Мельесом технических трюков в кино (макеты, двойная экспозиция, комбинированные, замедленные и убыстренные съемки и т. д.). Съемки фантастических серий («Путешествие на Луну», «Путешествие через невозможное»), съемки кинофеерий («Красная Шапочка», «Золушка»)
1907 Изобретение профессором Петербургского технологического института Б. Л. Розингом электронно-лучевой трубки (кинескопа)
1908 Создание первого рисованного (мультипликационного) фильма во Франции
1911 Розинг впервые в мире осуществил в лабораторных условиях передачу изображения на расстояние нескольких метров (прообраз телевидения)
1914 Создание новых жанров кинематографа (детектив, комический фильм, вестерн, многосерийный приключенческий фильм). Расцвет немого кино в России (режиссеры Я. Протазанов, Е. Бауэр, В. Гардин, актеры В. Холодная, И. Мозжухин, В. Полонский)
1920 Массовое развитие мирового кино благодаря творчеству американских режиссеров Д. Гриффита и Т. Инса. Создание Ч. Чаплиным фильмов, вошедших в золотой фонд мирового искусства («Малыш», «Золотая лихорадка», «Цирк», «На плечо»). Появление в России работ талантливых режиссеров С. Эйзенштейна, В. Пудовкина, А. Довженко, относящихся к наивысшим достижениям искусства XX в. («Броненосец Потемкин», «Потомок Чингисхана» и др.)
1927 Создание первого звукового фильма на киностудии «Уорнер Бразерс» (режиссер А. Кросленд, фильм «Певец джаза»). В России первые звуковые фильмы появились в 1931–1932 гг. («Путевка в жизнь» Н. Экка и «Встречный» С. Юткевича и Ф. Эрмлера)
1936 Первые передачи телевидения в России
1940 Появление в России в продаже первых телевизоров
1949 Модернизация телецентра на Шаболовке. Осуществление регулярного телевещания в России
1970 Изобретение кассетного видеомагнитофона – приставки к телевизору
1973 Начало массового выпуска японской фирмой «Сони» видеомагнитофонов и кассет
1980-е Внедрение в современное кино электронной техники, использование многоканальных систем записи и воспроизведения звука, использование компьютерной графики и синтезаторов, обеспечение эффекта непосредственного присутствия зрителя в воспроизводимом событии (стереоэффекты, эффект dolby-технология записи и воспроизведения многоканального звука, создающего «эффект присутствия»)

Специфическое явление в культуре XX в. – постмодерн. Это понятие означает «после модернизма», то есть состояние современной культуры, включающее в себя сходные явления в мировой общественной жизни и культуре второй половины XX в. Однако, по справедливому утверждению А. Дугина, точные дефиниции постмодерна отсутствуют, его содержание остается предельно расплывчатым, согласия нет ни у критиков, ни у художников, ни у искусствоведов, ни у философов [13], как, впрочем, нет согласия и по поводу термина «современное искусство [14].

А. Дугин цитирует теоретика американской контркультуры Ихаба Хассана, который выделяет ряд базовых характеристик постмодерна: неточность (благосклонность к двусмысленности, цезурам, соскальзываниям), фрагментация, деканонизация, утрата «я» и «внутреннего мира», ирония, гибридизация, карнавализация (аналогичная гетероглоссии Рабле или Стерна и тождественная центробежной полифонии), перформанс и соучастие, отсутствие целостности, разорванность смысловой структуры. Если для традиционного и авангардистского искусства характерны форма, намерение, проект, иерархия (то есть рациональность и организация), то для постмодернистского искусства – антиформа, игра, случайность и анархия.

В. Руднев, автор «Словаря культуры XX века», важнейшим отличительным признаком постмодернизма считает отказ от серьезности и всеобщий плюрализм [15]. Способность современного художественного творчества использовать разные стили и жанры дала основание говорить о плюрализме как главной черте постмодернизма.

В литературе отмечается и такая черта постмодернизма, как «первобытность», проявляющаяся в тенденции к синкретизму, к переплетению, слиянию различных искусств, к единству видов и жанров, к синкретизму не только внешнему, но, главное, к синкретизму мышления. Материя духа – нерасчлененная, недифференцированная. Изобразительное искусство переплетается с музыкой, театр с литературой, художественные тексты с материалом газетных статей, «научных» графиков и таблиц. Легендарная «Поп-механика» Сергея Курехина, например, объединение в единое действо буквально всех без исключения искусств [16].

«Первобытность» постмодернизма проявляется и в ритуальности, которая является едва ли не единственным смыслом различных действ. Акции, хеппенинги*, перформансы** могут, конечно, иметь неритуальное значение, однако в центре – сам факт переживания действа, рефлексия по поводу участия в акции. Авангардист-эпатажник работает на публику, его задачи направлены вовне. Постмодернист – внутри текста: он и элемент акции, и участник, переживающий саму акцию и свое участие в ней как ритуал, приобщающий к единому «нерасчленному» миру.

Интерес представляет объяснение постмодернизма У. Эко, итальянского философа, критика, писателя. Он считает, что постмодернизм – не фиксированное хронологически явление, а некое духовное состояние. В этом смысле, по мнению У. Эко, правомерна фраза, что у любой эпохи есть собственный постмодернизм, так же как у любой эпохи есть собственный маньеризм. По-видимому, каждая эпоха в свой час подходит к порогу кризиса, подобного описанному у Ницше в «Несвоевременных размышлениях», там, где говорится о вреде историзма. Прошлое давит, тяготит, шантажирует. Исторический авангард хочет откреститься от прошлого. «Долой лунный свет!» – футуристский лозунг – типичная программа любого авангарда; надо только заменять «лунный свет» любыми другими подходящими словесными блоками. Авангард разрушает, деформирует прошлое, разрушает образ, отменяет образ, доходит до абстракции, до безобразности, до чистого холста, до дырки в холсте, до сожженного холста; в архитектуре требования минимализма приводят к садовому забору, к дому-коробке, к параллелепипеду; в литературе – к разрушению дискурса до крайней степени и ведут еще дальше – к немоте, к белой странице. В музыке эти же требования ведут от атональности к шуму, а затем к абсолютной тишине.

Но наступает предел, когда авангарду (модернизму) дальше идти некуда, поскольку он пришел к созданию метаязыка, описывающего невозможные тексты (то есть  концептуальное искусство). Постмодернизм – это ответ модернизму: раз уж прошлое невозможно уничтожить, ибо его уничтожение ведет к немоте, его нужно переосмыслить: иронично, без наивности. В одном и том же художнике могут уживаться или чередоваться, или сменяться модернизм и постмодернизм. Как пример У. Эко использует творчество американского писателя Джойса: «Портрет» – рассказ о движении к модернизму; «Улисс» – пограничное произведение; «Поминки по Финнегану» – уже постмодернизм. В нем открыто постмодернистское рассказывание: здесь для понимания текста требуется не отрицание уже сказанного, а его ироническое переосмысление [17]. Отличие постмодернизма от модернизма (табл. 28).

Таблица 28

Модернизм Постмодернизм
Цель, намерение Игра
План Случай
Иерархия Анархия
Мастерство/логос Исчерпанность/молчание

 

Окончание табл. 28

Модернизм Постмодернизм
Произведение искусства/завершенная работа Процесс/перфоманс/хэппенинг
Дистанция Участие
Созидание/порождение целостности/синтез Деструкция/деконструкция/антисинтез

Наиболее яркие проявления постмодернизма: оп-арт, поп-арт, инсталляция, боди-арт, восходящие к модернизму и получившие развитие в постмодернизме; питтура кольта*, трансавангард**, ар брют (искусство аутсайдеров)* **, гиперреализм**** и др.

Выводы

Развитие культуры XX в. отличается сложными процессами, ибо в ней преломился век, отмеченный социальными потрясениями и породивший коренные изменения в социальной и духовной жизни европейского общества. Стремительность изменений современной жизни привела к крушению классических идеалов, традиционных нравственных и эстетических ценностей, к поиску новых истин, к широкому разнообразию идей и убеждений.

XX в. дал начало процессу глобализации, то есть всемирной экономической, политической и культурной интеграции и унификации. Основным следствием этого является мировое разделение труда, миграция в масштабах всей планеты капитала, человеческих и производственных ресурсов, стандартизация законодательства, экономических и технологических процессов, а также сближение и слияние культур разных стран – неоднозначный процесс со своими минусами и плюсами.

Дальнейшее развитие науки и техники, появление новых материалов дало толчок к новому витку развития архитектуры; такие продукты научно-

технической революции, как радио, кино, телевидение позволили расширить сферу воздействия культуры на людей через средства массовой коммуникации, появилось понятие «массовой культуры».

Уже начало века ознаменовалось появлением сразу нескольких новейших направлений в европейском искусстве, воплотивших наиболее радикальные идеи. Их объединяло общее стремление к свободе человеческой личности. Не случайно эти направления, возникшие в разных концах Европы, объединяет единое понятие – европейский авангард.

Возникновение постмодернистских тенденций в культуре связано с осознанием ограниченности социального прогресса и боязнью общества, что результаты этого прогресса поставят под угрозу уничтожения само время и пространство культуры. Постмодернизм как бы должен установить пределы вмешательства человека в процессы развития природы, общества и культуры.

Он стремится к простоте и ясности, к совмещению культурных эпох. Поверхностное, но синтетическое отражение мира суть человеческого сознания. Мир нужно не понимать, а принимать. Весь слой культуры в концепции постмодернизма становится достоянием рефлексируюшего ума.

Постмодернизм символизирует конец западного господства в религии и культуре, начало нового периода в развитии западной цивилизации. Постмодернистское мышление отказывается от «тотальных», «сущностных» тенденций в науке; настаивает на множественности форм культуры и не считает, что общество и культура развиваются по восходящей линии.

Содержание культуры в постмодернистской парадигме меняется: она допускает смешение разнообразных принципов и стилей, культивирует эзотеричность и иррационалистические воззрения и движения. Исчезает культурная иерархия (система соподчинения). Культура распадается на независимые друг от друга культурные стили, формы и образы жизни. Массовая культура выдвигается на место господствующей системы ценностей.

Эстетика постмодернизма разрывает целостность мира на отдельные фрагменты, из которых монтирует некий коллаж, состоящий из разномастных и разносмысловых кусков. Асимметрия, карнавал, игра, ирония идеализируются. Исследователи делают вывод, что постмодернизм осуществляется именно в культуре и через культуру, являясь симптомом коренного обновления человеческого общества.

Вопросы для самопроверки

1. Какие проблемы XX в. относятся к глобальным? Каковы пути их преодоления?

2. Какие основные идейные течения наблюдаются в культуре XX в.?
С чем связано их развитие?

3. Какое из направлений культуры XX в. наиболее близко вам по духу? Охарактеризуйте его.

4. Приведите пример постмодерна в XX веке.


Глоссарий

Понятие Определение
Абстракционизм (лат. – удаление, отвлечение) Художественное направление в изобразительном искусстве XX в. Основано на предельном абстрагировании изобразительных образов от конкретных объектов и крайней формализации композиции (беспредметное искусство)
Адаптация (лат. – приспособляю) Приспособление к условиям жизни, среде обитания
Академизм (фр.) Художественное направление, суть которого заключена в следовании канонам, классическим образцам
Аккультурация (лат. acculturare – от лат. ad – к и cultura – образование, развитие) Взаимовлияние культур, восприятие одним народом полностью или частично культуры другого народа
Аксиологический (греч. – ценность и слово, понятие, учение) Имеющий отношение к ценностным ориентациям
Аллюзия (фр. allusion – намек) Намек на общеизвестный литературный или исторический факт Подтекст может иметь или не иметь злободневного или политического характера. Например, аллюзией является название рассказа Ф. Искандера «Тринадцатый подвиг Геракла». На основе аллюзий строятся многие крылатые слова и выражения: Пиррова победа; Платон мне друг, но истина дороже; Содом и Гоморра и т. д.
Амбивалентный (лат. – оба и сильный, важный) Двойственный, порождающий различные смыслы
Ампир (фр. – империя) Художественный стиль, созданный во Франции в начале XIX в., в эпоху империи Наполеона. Завершающая стадия классицизма. В отличие от него ориентирован не на греческую, а на римскую античность, поэтому прозван стилем империи
Амфитеатр Древняя Греция – места для зрителей, расположенные полукругом на склоне холма. Древний Рим – круглое или овальное сооружение для гладиаторских боев
Андеграунд (англ. – подполье, подпольный) Оппозиционное, контркультурное течение
Анимизм (лат. – душа) Наделение природных явлений и объектов человеческими качествами, их одушевление
Антропоморфизм (греч. – человек и вид) Принцип уподобления человеку, наделение человеческими свойствами предметов и явлений неживой природы, животных, мифологических персонажей
Антропоцентризм (греч. – человек и лат. – центр) Воззрение, в соответствии с которым человек – центр и высшая цель мироздания
Апокриф (греч. – тайный, сокровенный) Произведения раннехристианской литературы, не признанные каноническими. Стали источником тем и сюжетов в средневековой литературе и изобразительном искусстве
Апсида (греч. – свод) Полукруглая или многоугольная стена с восточной стороны храма (алтарная часть)
Понятие Определение
Ареал (лат. – область, площадь, пространство) Область распространения какого-либо явления
Арт Нуво (фр. – букв. «новое искусство» Французское название стиля модерн
Артефакт (лат. – искусственно сделанное) Материальные и духовные реальности, созданные человеком (искусственно созданные предметы и явления)
Архаика (греч. – старинный, древний) Ранний этап развития
Архетип (греч. – начало и образ) «Первообразы», сформировавшиеся в глубокой древности базовые структуры, составляющие содержание «коллективного бессознательного». Архетипы лежат в основе общечеловеческой символики, зашифрованы в мифах. Они могут проявляться в снах, фантазиях, галлюцинациях, оцениваются как возможный источник непроявленного (интуитивного) знания (К.-Г.Юнг)
Ассимиляция (лат. – уподобление) Слияние одной культуры с другой вследствие усвоения ее языка, обычаев и утраты своей специфики
Базилика (греч. – царский дом) Прямоугольное здание, ориентировано с запада на восток, разделено колоннами или столбами. В раннехристианскую эпоху становится основным типом храма
Баухауз (нем.) Первая в Европе архитектурная и художественно-промышленная школа конструктивистского направления (1919–1933)
Вербальный (лат. – словесный) Устный, словесный
Возрождение (фр. Ренессанс) Культурно-историческая эпоха, знаменующая переход от Средневековья к Новому времени
Гетерогенный (греч. – другой и рождаю) Неоднородный по составу
Гетероглоссия Принцип множественности диалектов и речевых стилей, разноязычие
Гносеология (греч. – знание и учение) Теория познания
Деструкция (лат. – разрушение) Разрушение, нарушение, уничтожение целостности
Диверсификация (лат. – разный и делать) Разнообразие
Доминанта (лат. – господствующий) Основной признак, главенствующая идея
Дуализм (лат. – двойственный) Двойственность, раздвоенность
Европа Название по имени героини древнегреческой мифологии Европы, финикийской царевны, похищенной Зевсом и увезенной на Крит
Европоцентризм Оценка культуры в обязательной сопоставимости с достижениями европейской цивилизации
Инкультурация Процесс усвоения индивидом культурных норм и ценностей
Инновация (лат. – изменение, обновление) Новы

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями: