Европейская культура средневековья

У истоков европейской (романо-германской) культуры находились два мира: культура варваров и культурные традиции Западной Римской империи. В этой связи в культуре западноевропейского средневековья выделяют 4 периода (табл. 15).

Таблица 15

1 V–конец VIII в. н. э. Период «варварства»
2 Конец VIII–первая половина IX вв. Каролингское возрождение
3 Х–ХII вв. Романский период
4 XIII–XIV вв Готический период

                  

Особенностью культурного процесса в первый период становится романизация* варваров.

Варвары – название, которое дали греки и римляне чужеземцам, говоривших на непонятном им языке и чуждых их культуре. Крупнейший варварский народ Европы – кельты (греческое название). Они не были кочевниками, но легко снимались с насиженных мест, занимались земледелием, разводили скот, славились высоким уровнем обработки металлов. Уже в V в. до н. э. они использовали гончарный круг. В керамике и металле ранние кельтские мастера подражали этрусским и греческим формам. Во всей Европе были популярны металлические застежки кельтов (фибулы).

Сохранились тексты так называемых ирландских саг. Это – одна из древнейших литератур, которая дает представление о кельтском эпосе.

Походы Юлия Цезаря в I в. до н. э. привели к включению в Рим огромных территорий – от Альп до Британии. Рим становится империей, а кельты (римляне назвали их галлами) – подневольными и неполноправными жителями провинций (лат. pro vincere – завоеванный, отсюда – Прованс).

По свидетельству римлян, кельты легко перенимали чужие достижения. В ходе романизации исчезает кельтский язык, местных богов вытесняет культ императора и богини Рома. Варвары осваивают язык и искусство римлян. Однако духовный потенциал кельтов сохранился там, где античное влияние было минимальным, – Британские острова. На основе древних традиций ирландские мастера и их ученики (бритты и англосаксы) создали уникальные памятники – манускрипты, посвященные новому Богу. Британские монахи распространили по всей Европе рукописи, украшенные магическими орнаментами. Эти рукописи оказали огромное влияние на язык средневекового искусства, а в начале ХХ в. дали новый импульс развитию стиля модерн.

В ходе великого переселения народов (IV–VII вв.), способствовавшего крушению Римской империи, Галлия вошла в состав франкского королевства (группа германских варварских племен). Один из франкских королей – Хлодвиг (ок. 466–511 гг.) – принял христианство, что дало ему поддержку галльского епископа и возвысило над соплеменниками.

Нашествие варваров на Римскую империю во многом привело к утрате культурных ценностей, оскудению духовной и материальной жизни. Очагами культуры оставались монастыри.

Второй период варварской культуры связан с именем франкского короля Карла Великого (742–814 гг.). Он отмечен культурным подъемом в его империи и в королевствах династии Каролингов (в основном на территории Франции и Германии). Выражением каролингского возрождения (VIII–IX вв.) стали: преклонение перед образованностью, организация школ, новое знакомство с античной культурой, перевод античных авторов, привлечение к королевскому двору образованных деятелей, развитие ремесла, городов, литературы, изобразительного искусства, архитектуры.

После распада империи Каролингов закончилось и каролингское возрождение. Империя была поделена между внуками Карла Великого, что положило начало первым государствам в Европе: Франция, Германия, Италия.

Таким образом, становление собственно западноевропейской культуры происходило на основе взаимодействия двух культур: традиционная языческая родоплеменная культура народов Северо-Западной Европы и культура Рима, которую варвары усваивали во время завоеваний.

Влияние римлян проявилось, в частности, в том, что в своих первых постройках варвары перенимали план римских базилик (христианские церковные здания). Однако варвары внесли ряд изменений: в античности колокольня стояла отдельно от храма. Теперь она сливается со зданием, часто помещается на перекрестье центрального нефа и трансепта (поперечный неф у алтарной части). Исчезает такое наследие античности, как атриум (закрытый внутренний двор с бассейном), а план церкви принимает форму латинского (вытянутого) креста.

Огромное влияние на средневековую культуру оказало христианство. Оно определило ее главные черты: религиозность, традиционализм, каноничность и символизм, дидактизм, самоуглубленность.

Христианство сформировало новый идеал человека (табл. 16), который был противоположностью античному язычеству.

Таблица 16

Античность Христианство
Ориентация на внешний мир человека Ориентация на внутренний мир
Вера в разум Вера в чудо, авторитет
Культ тела Приоритет духовного над телесным
Активность Смирение человека
Радость бытия, полнота жизни Аскетизм, греховность земной жизни

                  

Таким образом, вместо античного человека, который живет в гармонии с миром, появляется аскет (отшельник, человек, который презирает собственное тело и земные потребности. Он устремлен к духовному единству с богом).

Христианство разрушило античную гармонию тела и духа, гармонию человека и земного мира, поэтому оно отвергло идеалы античных мастеров (чувственность, телесность, правдивость). Однако церковь осталась главным заказчиком искусства. Почему? Население Европы было неграмотным, богослужение велось на латыни. В силу этого искусство (скульптура, живопись) было книгой для неграмотных, немой проповедью.

Земное существование не могло быть предметом изображения (оно ничтожно по сравнению с загробной жизнью), как и тело (оно – ничтожный сосуд греха и соблазна, уродливая тюрьма для души). Отсюда – каноничность и символизм: плоский силуэт (ничего телесного), тело закрывается с головы до пят (греховный сосуд), главное внимание – лицу и большим глазам (так передавалась красота души), из живописи надолго исчезает пейзаж (вместо него – золотой фон, символ божественного света).     Новаторство считалось проявлением гордыни (один из семи «смертных грехов»)*, поэтому произведения анонимны.

Несмотря на доминирование религиозного идеала, в средневековье существовала и светская культура:

- народная (крестьянская и городская),

- элитарная (рыцарская, придворно-куртуазная).

Крестьянская культура сохраняла многие языческие черты, унаследованные от варваров и Рима (вера в духов, домовых, русалок, драконов). Духом язычества были пропитаны сельские праздники, карнавалы, обряды.
С ней была тесно связана культура городов, бурное развитие которых началось с XII в. Особенно это проявилось в литературе. Любимые жанры – новеллы, басни. Складывается городской сатирический эпос. Городской театр был тесно связан с церковной мистерией, но в XIII в. он удаляется от нее и сближается с карнавалами, сатурналиями, вакханалиями, которые сохраняли античные традиции. Героический эпос был тесно связан с жизнью варваров, насыщен языческими образами и представлениями («Песни о Роланде», «Песни о моем Сиде», «Песнь о Нибелунгах»). Поэты-скальды исполняли сказания-саги (Исландия, Скандинавия), в основе которых лежала древнегерманская мифология.

В середине XII в. появляется близкий к эпосу рыцарский роман. Главным источником стали кельтские сказания о короле Артуре и рыцарях Круглого стола, о трагической любви Тристана и Изольды, о подвигах Ланселота, Персеваля и т. д. Но герои романа живут уже в другой среде – при дворах королей и крупных феодалов. Здесь складывается куртуазность* – культура поведения, которая служила образцом всему рыцарству: рыцарь не отступает в бою, не просит пощады, дает противнику-рыцарю равные шансы, должен быть влюбленным и сражаться на турнирах в честь дамы сердца. Культ прекрасной дамы отразился и в поэзии: Южная Франция (поэзия трубадуров), Север Франции (труверы), Германия (миннезингеры).

Ведущим видом искусства в средние века была архитектура, в развитии которой выделяют два периода: романский – X–XII вв.; готический – XIII–XIV вв.

Основа для романского стиля сложилась к XI в. Название стиля появилось в XIX в., когда обнаружили связь между античной и средневековой архитектурой. Этот стиль связан с эпохой раздробленности в Западной Европе, которая наложила отпечаток на архитектуру. Замки и соборы напоминали крепости, их строили в местах, удобных для защиты, на холме, окружали рвами с водой. Стены собора служили защитой для жителей города, для феодалов – стены замка. Мощные стены делали соборы не только крепостями, но и цитаделями бога. Грубая простота и строгость форм напоминали о монолитной сплоченности церкви как войска Божия, внушали мысль о бессилии человека, помогали верующим сосредоточиться на богослужении.

С конца XII в. романский стиль сменяется готическим. Название стиля приписывают Рафаэлю (XV в.), для которого готика была синонимом варварского. Но готы не были его создателями. Готический стиль стал порождением синтеза романского наследия и христианских основ европейского Средневековья. Родина готики – Франция.

Готика связана с новым этапом в истории Европы – созданием централизованных государств и бурным развитием городов. Значительно увеличивается число светских сооружений. Наряду с собором в городах строится ратуша, появляются большие здания купеческих гильдий и ремесленных цехов, каменные дворцы богатых горожан, многоэтажные каменные дома, замки, укрепления. Символом вольности, богатства и силы города стали готические соборы (сравнительная характеристика романского и готического соборов (табл. 17).

Таблица 17

Соборы

Романский Готический
Базилика (прямоугольное здание, разделенное продольными рядами колонн) Базилика
Преобладание горизонтали Преобладание вертикали, главный элемент – стрельчатая арка
Монументальные стены, маленькие окна Большие окна

Окончание табл. 17

Соборы

Романский Готический
Статуи непропорциональны, прижаты к стене Огромное количество скульптуры, статуи пропорциональны, отделены от стены
Фрески, каменная резьба Готическая роза (круглое окно, резьба напоминает раскрывшийся цветок); витраж
Множество башен, центральная – донжон Исчезают башни с восточной стороны и донжон. Главными становятся две башни на западном фасаде
Возводился на средства церкви Возводился на средства городской коммуны

                  

Шедевр романский архитектуры: Пизанский ансамбль (собор, баптистерий, Падающая башня. Италия, XI–XII вв.)

Шедевры готики: Собор Парижской богоматери, Реймский, Амьенский, Шартрский, Страсбургский, Вестминстерское аббатство и др.

Романская скульптура выражала эмоциональное состояние, она – приземистая, мощная. Вчерашние варвары в эпоху раздробленности видели святых именно такими.

Для готики характерен образ страдающего человека. Скульптура хочет передать трагические страдания Христа и мучеников, которые они перенесли в земной жизни. Это было близко средневековому человеку. Скульптура вызывала сострадание к мукам святых, призывала людей к терпению, славила победу духа над плотью.

Уже в XIII в. в искусстве появляется новая черта: вместе с библейскими персонажами появляются статуи донаторов (светские люди, жертвовавшие деньги на строительство храма) – Собор в Наумбурге, cреди статуй 12 донаторов выделяются фигуры графа Эккехарда и его супруги Уты.

С XIV в. алтари украшались живописными полотнами, на которых вместе с библейскими персонажами появились заказчики работы и другие современники художника. Отсюда получил развитие станковый портрет, а затем появилась и светская монументальная живопись.

Мировоззрение средневекового человека формировалось и в системе образования. Доминировали богословские знания. В V-IX вв. все школы находились в руках церкви. Христианская церковь использовала элементы светской культуры, оставшиеся от античной системы образования, так называемые «семь свободных искусств»: грамматика, риторика, диалектика с элементами логики, арифметика, геометрия, астрономия и музыка. Ученики читали и комментировали Библию и труды отцов церкви. Богословские знания доминировали и в светском образовании (городские школы, появлявшиеся в IX в.), и в университетах.

Первый университет был открыт в 1088 г. (Италия, Болонья). Способствовал возрождению норм римского права. В XII в. возникают университеты и в других странах Западной Европы: Парижский (1160), Оксфорд (1167), Кембридж (1209). Виднейшим университетским ученым в Англии XIII в. был Роджер Бэкон (ок. 1214–1292), который в качестве основного метода познания выдвигал не церковные авторитеты, а разум и опыт.

Средневековая университетская наука называлась схоластикой (лат. schola, греч. σχολή), то есть школьной наукой. Ее характерные черты: опора на церковные авторитеты, недооценка роли опыта как метода познания, доминирование теологической догматики.

К XV в. в Европе было уже 65 университетов. Но, кроме богословия, здесь уже изучали право, медицину, искусство, позже – естественные науки.


Выводы

У истоков средневековой европейской культуры стояли варварский и античный миры, взаимодействие которых создало стимул развитию собственно западноевропейской культуры.

Ее характер определяло христианство, подчинившее себе все общество, в том числе и сферу духовной культуры: образование, литературу и искусство (скульптуру, живопись, архитектуру). В отличие от античности, искусство охватило больший круг идей и образов, оно обратилось к нравственному миру человека. Впервые искусство показало, что духовная красота может сочетаться с телесным несовершенством, что изображению доступны милосердие, сострадание, борьба добра и зла.

Средневековая философия – это комментаторская философия, имевшая экзегенический* характер: обращаясь к священным текстам, философы не анализировали и критиковали их, а истолковывали.

Доминантой духовной культуры стал теоцентризм.

Другие характерные черты также формировались под влиянием христианства:

- традиционализм, ретроспекция – чем древнее – тем истиннее, тем ближе к Богу, «новаторство – смертный грех». Высшим авторитетом являлось Писание; к нему прибавлялся авторитет «отцов» церкви. Ссылка на авторитет становится главнейшей характеристикой средневековой культуры;

- символизм – церковь учила, что высшее знание, истина открывается не в понятиях, а в образах и символах. Средневековый человек рассматривал окружающий мир как систему символов, правильное истолкование которых позволяло постичь божественный смысл. Сложнейшая система архитектурных, скульптурных и живописных образов также была своего рода шифром. С его помощью записан рассказ о незримой красоте божественного надприродного бытия;

- дидактизм – задача состояла не только в познании истины, но и в передаче ее другим. Деятелями средневековой культуры являлись, прежде всего, проповедники и богословы.

Особенностью являлось также соседство, влияние друг на друга двух культур: культуры «господствующего меньшинства» (церковной и светской знати, использовавшей латынь) и культуры «безмолвствующего большинства» (народной, языческой, сохраняющейся еще с варварских времен, использующей наречие своего народа).

Термин «Средние века» (лат. medium aevum – средний век) введен гуманистами эпохи Возрождения, которым «срединный» период между античностью и современной им эпохой казался воплощением одичания античного мира, варварства и «кухонной» латыни. Действительно, в раннем средневековье на смену античной философии пришло богословие, переживали упадок математические и естественно-научные дисциплины, литература свелась к житиям святых.

Однако такая оценка не дает полной картины культурных изменений. Именно средневековая культура сформировала и предпосылки для нового типа культуры – Возрождение (Ренессанс).

Вопросы для самопроверки

1. Каковы главные факторы формирования средневековой культуры?

2. В чем состояла специфика средневековой культурной картины мира?

3. Подумайте, как повлиял на мировоззрение людей переход от политеизма к монотеизму.

4. В чем заключалась неоднозначность развития культуры в разные периоды средневековья?

5. Что такое схоластика? 

6. В чем заключались первые попытки секуляризации культуры в Средние века?

7. Охарактеризуйте архитектуру средневековья, вобравшую в себя многие приметы времени.

Культура Возрождения

Возрождение* – особый тип культуры, который сформировался при переходе от средних веков к Новому времени. С Возрождением связаны коренные сдвиги сознания, изменение картины мира, смена мировоззрения в предельно сжатые сроки, стремительное зарождение новых художественных идей. Предпосылки Возрождения формировались в средние века (табл. 18).

Таблица 18

Великие географические открытия Расширяли границы мира, способствовали зарождению мирового рынка и процессу первоначального накопления капитала
«Техническая революция» С XI в. повсеместно внедряется обожженный кирпич, кафель, черепица; к XII в. освоены разные методы обработки металла; в XII в. появились ручные и педальные станки – ткацкие и токарные; в XIV в. – кривошипные механизмы, зубчатые передачи, сверлильный станок и т. д.; появилось огнестрельное оружие

Окончание табл. 18

Появление новых социальных групп, ориентировавшихся на городскую культуру Бюргеры (те, кто занимался организацией доходного производства); интеллектуалы (люди свободных профессий, получавшие средства за счет занятий науками, искусством, литературой и имевшие заказчиков из числа бюргеров; постоянные рабочие (жили продажей своего труда); часть духовенства, действовавшая среди горожан (новые монашеские ордены доминиканцев и францисканцев). Именно горожане в силу жизненных деловых интересов нуждались в развитии естественных наук, мореходства, нейтрализации мощного политического и экономического влияния церкви на общество

Вместе с изменениями в жизни города менялась картина мира, мировоззрение горожан, появлялась новая система ценностей. Постепенно снимается запрет на всякое новшество. Технический прогресс уже не отождествлялся с грехом. Труд из отрицательной ценности (такое отношение к труду сформировалось в Римской империи, когда труд был уделом рабов) превращается в позитивную: надо участвовать в деяниях, угодных богу. Вместо аскетизма, религиозного культа страдания приходит интерес к реальному миру, к человеку. Особенность ранней буржуазной культуры – обращение к античному наследию, его переосмысление.

Таким образом, культура эпохи Возрождения есть культура городская. Она выросла из культуры средневекового города. Ее носителями были социальные слои, которые не связаны или утратили непосредственную связь с феодальной собственностью.

Новое мировоззрение оформилось в идейное течение – гуманизм, который становится основой Ренессанса. В выработке нового мировоззрения участвовали многие выдающиеся мыслители: Николай Кузанский, Галилео Галилей, Томмазо Кампанелла, Томас Мор и др.

Содержанием гуманизма стал диалог двух предшествующих культур:

- античной, гуманистической (где человек ощущал себя в единстве с миром, находился с ним в гармонии),

- средневековой, мистически-религиозной (где мир был расколот на две части: земную и божественную, где человек утратил ощущение гармоничного единства мира, где он сам был расколот на две части: внешнюю, природную и внутреннюю, духовную).

Культура Возрождения стремится преодолеть этот раскол, синтезировать божественное и материальное, небесное и земное, религиозное и светское. Как это сделать? В античности над человеком и богами властвовала судьба. Отсюда задача человека – достойно выполнять предначертания судьбы. В средневековье подчеркивалось богоподобие человека. Гуманисты Возрождения уравняли человека и бога. В центр внимания они поставили человеческую личность: энергичную, устремленную на преобразование мира, личность с ярко выраженным волевым характером, чувством собственного достоинства (антропоцентризм). Идеалом эпохи Возрождения стал универсальный человек (цельная личность): образованный, способный к творчеству, к самовыражению в разных сферах науки и искусства. Человек – творец самого себя и своей судьбы.

В эпоху Возрождения вместо умозрительных принципов познания возобновилось опытное, естественно-научное познание. Вместо схоластической картины мира – гелиоцентрическая картина Николая Коперника и картина бесконечной Вселенной Джордано Бруно.

Гуманизм рождает новые политические идеи, например проблемы государственности. В политической культуре особая роль отводилась личности правителя (Н. Макиавелли, 1469–1527, «Государь»). Неслучайно почти все правители в XVI в. имели сильные характеры с яркими индивидуальными чертами.

Но гуманизм проявил и оборотную сторону: следствием стала поляризация таких понятий, как мораль и аморальность. Политические цели правителя утратили религиозные ограничения, в силу этого проявились с присущим эпохе размахом их худшие черты: вероломство, измена, политический расчет. Воплощением аморальности были Цезарь Борджиа, Генрих VIII, Франциск I, Екатерина Медичи [9].

Гуманизм Возрождения ярче всего реализовался в духовной сфере, особенно в искусстве. Ренессансные процессы (открытие мира и человека) первыми начались в Италии. Формирование раннебуржуазной культуры связано с интересом итальянского общества к культуре Древней Греции и Рима: разыскиваются рукописи античных писателей (так были найдены сочинения Цицерона и Тита Ливия).

В культуре итальянского Возрождения принято выделять 4 периода (табл. 19).

Таблица 19

Проторенессанс (предвозрождение) Конец XIII–XIV вв.
Раннее Возрождение XV в.
Высокое Возрождение («золотой век») Конец XV–первая половина XVI в.
Позднее Возрождение Вторая половина XVI в.

                  

Уже в проторенессансе творчество Данте Алигьери* (1265–1321), Франческо Петрарки** (1304–1374), Джованни Боккаччо (1313–1375) показало, как менялся тип личности. Вместо аскета и мученика возрождается античный идеал человека, образцом становится жизнелюбивый и мужественный человек.

Реформатором живописи художники Возрождения называли Джотто (1266/67–1337). Он вносит в религиозные сюжеты земное начало: вместо условного золотого фона  вводит пейзаж; фигуры обретают объем и почву под ногами; рядом со святыми – обычные люди. Его творчество – начало перехода от иконы к картине.

Тремя «отцами Возрождения» называют Мазаччо (1401–1428, живопись), Донателло (ок. 1386–1466, скульптура), Брунеллески (1377–1446, архитектура) – раннее Возрождение.

Донателло утверждает античный принцип круглой скульптуры, т. е. ее можно обозреть со всех сторон, она становится самостоятельным предметом искусства (в средневековье статуя – часть большего, т. е. собора), возрождает античное искусство изображения обнаженного тела, под влиянием античности создает первый конный памятник в эпоху Возрождения (статуя кондотьера Венецианской республики Гаттамелаты – Erasmo Marzi da Narni). 

Брунеллески первым обратился к античной архитектуре: вместо готического нагромождения – ясная, строгая композиция, античный ордер, пространство с плоским потолком.

В творчестве С. Боттичелли (1446–1510) впервые появились картины на сюжеты античных авторов («Весна», «Рождение Венеры»), они становятся самостоятельным предметом искусства (в средние века живопись – священный предмет, алтарный образ).

Представления гуманистов о всемогуществе человеческой личности воплотило творчество титанов Высокого Возрождения: Леонардо да Винчи (1452–1519), Рафаэля Санти (1483–1520), Микеланджело Буонаротти (1475–1564).

С появлением «Джоконды» (Леонардо да Винчи) утвердился жанр портрета, он становится в один ряд с религиозными и мифологическими сюжетами. Более всего главные качества классики отличает творчество Рафаэля: ясность, спокойствие, благородная красота, гармония. В образах сивилл, пророков, Адама Микеланджело выразил свое преклонение перед красотой совершенного человеческого тела (фрески в Сикстинской капелле).

Позднее Возрождение отразило кризис гуманистических идеалов. Жизнь показала, что до гармонического идеала далеко. Столкновение античных и христианских начал стало причиной раздвоения личности (Н. Бердяев): идеалы гуманизма пришли в противоречие с земной жизнью.

Италия, родина Возрождения, стала и первой страной, где началась католическая реакция. В 40-е гг. XVI в. здесь была реорганизована и усилена инквизиция. Она преследовала деятелей гуманистического движения. В середине XVI в. папа Павел IV составил «Индекс запрещенных книг», впоследствии многократно пополняемый новыми изданиями. В «Индекс» вошли и сочинения некоторых итальянских гуманистов, в частности, Джованни Боккаччо. Запрещенные книги сжигались, такая же участь могла постигнуть и их авторов, и всех инакомыслящих, активно отстаивающих свои взгляды и не желающих идти на компромисс с католической церковью. Многие передовые мыслители и ученые погибли на костре. Так, в 1600 г. в Риме на площади Цветов был сожжен великий Джордано Бруно
(1504–1600), автор знаменитого сочинения «О бесконечности, Вселенной и мирах».

Многие живописцы, поэты, скульпторы, архитекторы отказались от идей гуманизма, стремясь усвоить лишь «манеру» великих деятелей Возрождения.

Таким образом, начинается крушение идеалов, распадается целостное восприятие человека. Уже в творчестве Микеланджело, затем Тициана и других мастеров появляются драматические, трагические тенденции.

В искусстве появляется маньеризм (завершающий этап итальянского Возрождения): дисгармония, иррационализм, творческие искания переносятся в область формы, усиливается тяга к пышности и декоративности.

Следует подчеркнуть – гуманистическое движение было общеевропейским яв­лением. В XV в. гуманизм выходит за пределы Италии и быстро распространяется по всем западноевропейским странам. Каждая страна имела свои особенности в становлении культуры Возрождения, свои национальные достижения, своих лидеров, что отражено в понятии «Северное Возрождение»: Нидерланды (в них входили Голландия, Люксембург, Бельгия); Германия; Франция, Англия, Испания.

Расцвет Северного Возрождения происходит одновременно с кризисом итальянского Возрождения.

Общее в культуре итальянского и Северного Возрождения – открытие природы и человека. Их сближает глубокий интерес к личности, к ее облику и характеру.

Отличием стали источники и пути этого открытия (табл. 20).

Таблица 20

Италия Через освоение знаний и античное наследие с его красотой, гармонией, соразмерностью
Нидерланды На фоне освободительной войны против феодально-католической Испании
Германия На фоне мощного движения за церковную реформу
Франция В обстановке борьбы против духовной диктатуры католической церкви, на фоне утверждения абсолютной монархии

 

Причина особенностей Северного возрождения: северные по отношению к Италии города Европы не имели такой самостоятельности, как итальянские. Они были более зависимы от власти крупного сеньора, короля или императора.

Это отразилось на характере культуры:

- искусство тесно связано с поздней готикой, акцент сделан на благочестии. Оно развивалось как прямое продолжение готики, как ее внутренняя эволюция в сторону мирского;

- в нем больше религиозного чувства, символики;

- оно менее знакомо с античностью. Сближение с античностью произошло через Италию в конце XV в.

Новаторская живопись нидерландского Возрождения связана с творчеством таких выдающихся мастеров, как братья Г. (ум. в 1426) и Я. ван Эйки (ок. 1390–1441), Рогир ван дер Вейден (1400–1464), Г. Мемлинг (1433–1494).

У нидерландцев нет ощущения титанизма и всемогущества человеческой личности, как у итальянцев. Они поэтизируют «среднего человека», религиозно-почтительно относятся к вещественным деталям, которые являются для них носителями тайного смысла, поэтому в их творчестве большое место занимает символизм.

Острые социальные конфликты второй половины XV в. отразились в беспощадно гротескном творчестве И. Босха (1450–1516). Вершиной нидерландского Ренессанса называют творчество Питера Брейгеля Старшего (1525/30–1569).

Огромное значение для воспитания свободомыслия, критического отношения к схоластике имели произведения крупнейшего представителя культуры Возрождения в Нидерландах Эразма Роттердамского
(1469–1536).

В Германии идеи гуманизма становятся известны в середине XV в., оказывая сильное влияние на университетские круги и прогрессивную интеллигенцию.

Выдающийся представитель немецкой гуманистической литературы – Иоганн Рейхлин (1455–1522), стремившийся показать божественное в самом человеке.

Возрождение в Германии неразрывно связано с Реформацией – движением за реформу (лат. reformatio – преобразование) католической церкви: создание «дешевой церкви» – без поборов и платы за обряды; очищение христианского учения от неверных положений, неизбежных при многовековой истории христианства. Возглавлял движение за Реформацию в Германии Мартин Лютер (1483–1546, основатель лютеранства). Он считал, что вера есть внутреннее состояние человека, что спасение человеку даруется непосредственно от Бога и что прийти к Богу можно и без посредничества католического духовенства. Лютер и его сторонники отказались вернуться в лоно католической церкви. Они выразили протест в ответ на требование отречься от своих взглядов, положив начало протестантскому направлению в христианстве.

Победа Реформации в середине XVI в. вызвала обществен­ный подъем и рост национальной культуры. В антикатолическом движении принимали участие самые широкие слои общества, поэтому широкое развитие получила графика как наиболее массовый и доступный народу вид искусства: Альбрехт Дюрер (1471–1528), Ганс Гольбейн младший (1497–1543).

Замечательного расцвета достигло изобразительное искусство,  основными жанрами которого стали пейзаж, портрет, бытовая картина: Альбрехт Дюрер, Ганс Гольбейн Младший, Лукас Кранах Старший (1472–1553). Немецкий портрет отличался от итальянского: итальянские художники создавали идеал красоты, немецкие художники были безразличны к красоте. Они стремились передать характер, иногда в ущерб красоте и идеалу.

Заметного подъема достигла немецкая литература: Ганс Сакс
(1494–1576), написавший множество назидательных басен, песен, драматических произведений, шванков (короткий сатирический рассказ в стихах или прозе); Иоганн Фишарт (1546–1590), автор остросатирических работ.

Во Франции гуманистическое движение начинает распространяться только в начале XVI в. Выдающиеся представители французского гуманизма: Франсуа Рабле (1494–1553), написавший сатирический роман «Гаргантюа и Пантагрюэль» и отразивший ренессансный идеал раскрепощенной личности; поэты Пьер де Ронсар (1524–1585), Жоакен дю Белле
(1522–1566), Агриппа д'Обинье (1552–1630), Луиза Лабе (1525–1565).

Крупнейшим представителем культуры Франции XVI в. был Мишель де Монтень (1533–1592). Его основное произведение («Опыты») было размышлением на философские, исторические, этические темы. Монтень доказывал важность опытного знания, прославлял природу в качестве наставницы человека. «Опыты» Монтеня были направлены против схоластики и догматизма, утверждали идеи рационализма, эта работа оказала значительное воздействие на последующее развитие западноевропейской мысли.

В Англии центром гуманистических идей был Оксфордский университет, где работали передовые ученые того времени.

Развитие гуманистических взглядов в сфере социальной философии связано с именем Томаса Мора (1478–1535), автора «Утопии», представившего на суд читателя идеальное, по его мнению, человеческое общество: в нем все рав­ны, нет частной собственности, и золото не является ценностью – из него делают цепи для преступников.

Величайшей фигурой английского Возрождения был Вильям Шекспир (1564–1616), создатель всемирно известных трагедий «Гамлет», «Король Лир», «Отелло», исторических пьес «Генрих II», «Ричард III», сонетов. Подъем театрального искусства, его общедоступный и демократический характер способствовали развитию демократических структур в английском обществе.

Возрождение в Испании имело более противоречивый характер, чем в других европейских странах: многие гуманисты здесь не выступали против католицизма и католической церкви. Широкое распространение получили рыцарские, а также плутовские романы: Мигель де Сервантес (1547–1616), автор бессмертного «Дон Кихота»; писатель-сатирик Франсиско де Кеведо (1580–1645), создавший знаменитый роман «История жизни пройдохи».





Выводы

Культурный европейский процесс XV–XVI вв. – это становление буржуазного гуманизма, расшатывание феодального миросозерцания, растущее самосознание личности. Возрождение открыло миру индивидуальность человека, его неповторимость и способность к творческой деятельности.

Произошел разрыв со старым миром, что не означало разрыва с религией и церковью. Бог остается на втором плане, а человек, обладая неограниченными возможностями творчества, берет на себя божественные функции. Он – цельная личность: обладает всесторонними знаниями, навыками, интересами, сочетает различные черты: от великодушия и силы до порочности и корыстолюбия. «Человек обладает свободой воли изменять мир и себя самого по своему усмотрению и быть тем, кем он хочет» (Пико делла Мирандола (1463–1494), итальянский мыслитель, один из родоначальников гуманизма). Но свобода воли имела и обратную сторону: разгул страстей, своеволие, нравственную распущенность, беспринципность. Лозунг эпохи – «делай, что хочешь» (Рабле).

В европейской культуре усиливаются светские мотивы, все более самостоятельными и независимыми от церкви становятся различные сферы жизни общества – искусство, философия, литература, образование, наука.

Культура Ренессанса была элитарной. Гуманистическая образованность была доступна небольшому слою. Основная масса населения оставалась глубоко религиозной. Влияние Возрождения на общество проявилось позднее, в эпоху Нового времени.

Вопросы для самопроверки

1. Что стало базой формирования культуры Возрождения?

2. В чем выражались характерные черты культуры Возрождения?

3. Каковы особенности ренессансного гуманизма?

4. Почему эпоху Возрождения называют эпохой открытий?

5. Чем отличалась культурная парадигма Средневековья и Возрождения?

6. Охарактеризуйте творчество титанов Возрождения.

7. В чем заключалась оборотная сторона титанизма?

8. В чем состояли особенности искусства Северного Возрождения?


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: