Так для чего нужны имена прилагательные?

Класс Русский язык

Тема: Имяприлагательноекакчастьречи. Морфологические признаки имени прилагательного.

Цель: Повторить общее значение имени прилагательного, его морфологические признаки; пополнить практический опыт учащихся в употреблении имен прилагательных в словосочетаниях; совершенствовать орфографические и пунктуационные умения и навыки; воспитывать внимание и уважения к слову.

Ход урока

Дети, наш сегодняшний урок я хочу начать с замечательного стихотворения, которое поможет нам окунуться в атмосферу сказки, чуда, необыкновенных открытий. А называется оно

«Сказка про краски».

Если б все на свете было одинакового цвета,

Вас бы это рассердило? Или радовало это?

Кто решился бы отныне,

Приходя домой усталым, на зеленой спать перине

Под зеленым одеялом?

И зеленою водою на рассвете умываться,

И зеленым-презеленым полотенцем утираться?

Любоваться, как над вами, зеленея, птицы реют,

Над зелеными домами ярко солнце зеленеет.

Видеть мир привыкли люди белым, желтым, синим, красным.

Пусть же все на свете будет удивительным и разным.

Чтобы рассказать об удивительном и разном нам нужны слова – имена прилагательные.

Ребята, а вы знаете, кто делает открытия?

Как вы думаете, а мы с вами способны сделать открытие?

Давайте же сегодня на уроке будем научными исследователями. А откроем мы часть речи, которая вам уже немного известна из начальной школы – это имя прилагательное.

Запись темы «Имя прилагательное»

Итак, мы открыватели. Сегодня на уроке поэтапно, шаг за шагом мы сделаем с вами открытие. А поможет нам не сбиться с верного пути схема-таблица. Открывать ее мы будем постепенно.

Значение

 

Признак предмета

1.

-

Вопросы

 

Какой? Чей? Каков?

2.

-

3.

       
 
Род (в ед. числе), падеж, число
 
Морфологиче-ские признаки

-

Синтакси-ческая роль

 

Сказуемое

4.

-

Вы знаете, что по количеству употребляемых слов прилагательные занимают 3 место после существительных и глаголов. По частоте употребления – 5 место.

Когда же чаще всего мы используем прилагательные?

Велика роль прилагательных в художественной литературе, они широко используются при создании портретных характеристик героев, при описании их чувств, настроений, душевных переживаний.

Особая роль принадлежит прилагательным в создании впечатляющих картин природы.

Поэтому сегодня на уроке мы обратимся именно к поэтическому тексту:

С.Есенин

А кругом роса жемчужная

Отливала блестки алые,

И над озером серебряным

Камыши, склонясь, шепталися.

1. Какую картину природы вы себе представили?

2. Использование каких художественных средств помогает поэту создавать яркую, образную картину?

3. Итак, эпитеты – это образные прилагательные. Выпишите их вместе с существительными, от которых они зависят (роса жемчужная, над озером серебряным, блестки алые).

- Как вы понимаете выражения?

4. Докажите, что данные эпитеты – имена прилагательные (обозначают признак действия, отвечают на соответствующие вопросы).

Но прилагательные могут отвечать и на другие опросы. А на какие, мы с вами сейчас определим.

Найдите прилагательные, выпишите. На какой вопрос они отвечают?

Ночью темень, ночью тишь. Белкин след ведет к дуплу,

Рыбка, рыбка, где ты спишь? Мышкин – к дырочке в полу.

Лисий след ведет к норе, Жаль, что в речке, на воде,

След собачий- к конуре. Нет следов твоих нигде.

Только темень, только тишь,

Рыбка, рыбка, где ты спишь?

(И. Токмакова.)

Чтобы определить морфологические признаки, просклоняем словосочетания:

роса жемчужная,озеро серебряное.

- Изменилось ли прилагательное?

(Да, точно так же, как существительное.)

Значит, прилагательное изменяется по падежам. А какая часть речи помогает онам определить падеж?

(Существительное.)

Давайте внимательно посмотрим на существительные. Что их отличает друг от друга? Какие морфологические признаки?

(род, число)

- Определите род и число существительных.

- Могут ли существительные и прилагательные быть разного рода и числа?

(Нет, они согласуются.)

- Можно ли у прилагательного во множественном числе определить род?

(Нет.)

Сделаем вывод:

Прилагательные изменяются по падежам, числам и в единственном числе – по родам.

Открываем таблицу.

Физкультминутка.

Массаж рук.

Вот помощники мои,

Их как хочешь поверни.

Хочешь эдак, хочешь так –

Не обидятся никак.

Внимательно спишите предложения. Найдите прилагательные.

Определите, каким членом предложения они могут являться?

Мы ходили в лес.

Сколько там чудес!

Посмотрели вправо, влево.

Наклонились и присели.

Заниматься тихо сели.

 

На какой вопрос они отвечают?

Открываем последнюю часть таблицы.

Итак, мы открыли с вами таблицу. Посмотрите на нее внимательно, еще раз осмыслите то, о чем мы говорили на уроке и сделайте общий вывод – что же называется прилагательным?

А теперь откроем учебник и сравним правила в нем (стр. 85-89) с нашим выводом. Все ли признаки прилагательного мы назвали?

А теперь применим наши знания на практике. Чтобы выполнить задания, мы должны немного потренироваться.

1) По данным словам - признакам предмета (прил.) отгадайте слова-предметы (сущ.):

Мягкий, теплый, пушистый, забавный, маленький, прехорошенький, усатый, игривый, шустрый, очаровательный, шаловливый … (кто?)

Круглое, душистое, вкусное-превкусное, сочное, ароматное, краснобокое … (что?)

Запишите загадки и отгадайте.

Хитрая плутовка, На овчарку не похож.

Рыжая головка, Что ни зуб – то острый нож!

Пушистый хвост – краса. Он бежит, оскалив пасть,

Кто же это? На овцу готов напасть.

 

Красный, сладкий, сахарный, Спелое, круглое, сочное.

Кафтан зеленый, бархатный.

 

Не барашек и не кот, Тройка-тройка прилетела.

Носит шубу круглый год. Скакуны в той тройке белы.

Шуба серая – для лета, А в санях сидит царица,

Шуба для зимы – другого цвета. Белокоса, белолица.

 

Как махнула рукавом –

Бурый, мохнатый, косолапый? Все покрыла серебром.

 

Так для чего нужны имена прилагательные?

(Дайте письменный ответ)

 

Поэтому прилагательные о себе говорят так:

С существительными подчас

Не жизнь, а просто скука.

Ни цвета нет у них без нас,

Ни запаха, ни звука.

Но если нас к ним приложить

Им веселее станет жить!

 

Вот на этой веселой ноте мы и закончим наш урок.

Домашнее задание: с. 85-89 (выучить правила), упр.583.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: