Класс Русский язык
Тема: Имяприлагательноекакчастьречи. Морфологические признаки имени прилагательного.
Цель: Повторить общее значение имени прилагательного, его морфологические признаки; пополнить практический опыт учащихся в употреблении имен прилагательных в словосочетаниях; совершенствовать орфографические и пунктуационные умения и навыки; воспитывать внимание и уважения к слову.
Ход урока
Дети, наш сегодняшний урок я хочу начать с замечательного стихотворения, которое поможет нам окунуться в атмосферу сказки, чуда, необыкновенных открытий. А называется оно
«Сказка про краски».
Если б все на свете было одинакового цвета,
Вас бы это рассердило? Или радовало это?
Кто решился бы отныне,
Приходя домой усталым, на зеленой спать перине
Под зеленым одеялом?
И зеленою водою на рассвете умываться,
И зеленым-презеленым полотенцем утираться?
Любоваться, как над вами, зеленея, птицы реют,
Над зелеными домами ярко солнце зеленеет.
Видеть мир привыкли люди белым, желтым, синим, красным.
|
|
Пусть же все на свете будет удивительным и разным.
Чтобы рассказать об удивительном и разном нам нужны слова – имена прилагательные.
Ребята, а вы знаете, кто делает открытия?
Как вы думаете, а мы с вами способны сделать открытие?
Давайте же сегодня на уроке будем научными исследователями. А откроем мы часть речи, которая вам уже немного известна из начальной школы – это имя прилагательное.
Запись темы «Имя прилагательное»
Итак, мы открыватели. Сегодня на уроке поэтапно, шаг за шагом мы сделаем с вами открытие. А поможет нам не сбиться с верного пути схема-таблица. Открывать ее мы будем постепенно.
|
|
1.
-
|
|
2.
-
3.
|
|
-
|
|
4.
-
Вы знаете, что по количеству употребляемых слов прилагательные занимают 3 место после существительных и глаголов. По частоте употребления – 5 место.
Когда же чаще всего мы используем прилагательные?
Велика роль прилагательных в художественной литературе, они широко используются при создании портретных характеристик героев, при описании их чувств, настроений, душевных переживаний.
Особая роль принадлежит прилагательным в создании впечатляющих картин природы.
Поэтому сегодня на уроке мы обратимся именно к поэтическому тексту:
С.Есенин
А кругом роса жемчужная
Отливала блестки алые,
И над озером серебряным
Камыши, склонясь, шепталися.
1. Какую картину природы вы себе представили?
|
|
2. Использование каких художественных средств помогает поэту создавать яркую, образную картину?
3. Итак, эпитеты – это образные прилагательные. Выпишите их вместе с существительными, от которых они зависят (роса жемчужная, над озером серебряным, блестки алые).
- Как вы понимаете выражения?
4. Докажите, что данные эпитеты – имена прилагательные (обозначают признак действия, отвечают на соответствующие вопросы).
Но прилагательные могут отвечать и на другие опросы. А на какие, мы с вами сейчас определим.
Найдите прилагательные, выпишите. На какой вопрос они отвечают?
Ночью темень, ночью тишь. Белкин след ведет к дуплу,
Рыбка, рыбка, где ты спишь? Мышкин – к дырочке в полу.
Лисий след ведет к норе, Жаль, что в речке, на воде,
След собачий- к конуре. Нет следов твоих нигде.
Только темень, только тишь,
Рыбка, рыбка, где ты спишь?
(И. Токмакова.)
Чтобы определить морфологические признаки, просклоняем словосочетания:
роса жемчужная,озеро серебряное.
- Изменилось ли прилагательное?
(Да, точно так же, как существительное.)
Значит, прилагательное изменяется по падежам. А какая часть речи помогает онам определить падеж?
(Существительное.)
Давайте внимательно посмотрим на существительные. Что их отличает друг от друга? Какие морфологические признаки?
(род, число)
- Определите род и число существительных.
- Могут ли существительные и прилагательные быть разного рода и числа?
(Нет, они согласуются.)
- Можно ли у прилагательного во множественном числе определить род?
(Нет.)
Сделаем вывод:
Прилагательные изменяются по падежам, числам и в единственном числе – по родам.
Открываем таблицу.
Физкультминутка.
Массаж рук.
Вот помощники мои,
Их как хочешь поверни.
Хочешь эдак, хочешь так –
Не обидятся никак.
Внимательно спишите предложения. Найдите прилагательные.
Определите, каким членом предложения они могут являться?
Мы ходили в лес.
Сколько там чудес!
Посмотрели вправо, влево.
Наклонились и присели.
Заниматься тихо сели.
На какой вопрос они отвечают?
Открываем последнюю часть таблицы.
Итак, мы открыли с вами таблицу. Посмотрите на нее внимательно, еще раз осмыслите то, о чем мы говорили на уроке и сделайте общий вывод – что же называется прилагательным?
А теперь откроем учебник и сравним правила в нем (стр. 85-89) с нашим выводом. Все ли признаки прилагательного мы назвали?
А теперь применим наши знания на практике. Чтобы выполнить задания, мы должны немного потренироваться.
1) По данным словам - признакам предмета (прил.) отгадайте слова-предметы (сущ.):
Мягкий, теплый, пушистый, забавный, маленький, прехорошенький, усатый, игривый, шустрый, очаровательный, шаловливый … (кто?)
Круглое, душистое, вкусное-превкусное, сочное, ароматное, краснобокое … (что?)
Запишите загадки и отгадайте.
Хитрая плутовка, На овчарку не похож.
Рыжая головка, Что ни зуб – то острый нож!
Пушистый хвост – краса. Он бежит, оскалив пасть,
Кто же это? На овцу готов напасть.
Красный, сладкий, сахарный, Спелое, круглое, сочное.
Кафтан зеленый, бархатный.
Не барашек и не кот, Тройка-тройка прилетела.
Носит шубу круглый год. Скакуны в той тройке белы.
Шуба серая – для лета, А в санях сидит царица,
Шуба для зимы – другого цвета. Белокоса, белолица.
Как махнула рукавом –
Бурый, мохнатый, косолапый? Все покрыла серебром.
Так для чего нужны имена прилагательные?
(Дайте письменный ответ)
Поэтому прилагательные о себе говорят так:
С существительными подчас
Не жизнь, а просто скука.
Ни цвета нет у них без нас,
Ни запаха, ни звука.
Но если нас к ним приложить
Им веселее станет жить!
Вот на этой веселой ноте мы и закончим наш урок.
Домашнее задание: с. 85-89 (выучить правила), упр.583.
|
|