Вариант 5.
1. Представители какой концепции в принципе не отрицают возможность познания мира, но выражают сомнения в том, что это может быть сделано при помощи тех средств, которыми мы располагаем? а) агностицизма; б) сенсуализма; в) скептицизма; г) рационализм.
2. И. Кант, считавший, что действительный мир принципиально непознаваем, является сторонником: а) скептицизма; б) агностицизма; в) сенсуализма; г) рационализма.
3. Философы, разделяющие точку зрения, согласно которой «нет ничего в разуме, чего бы не было, прежде всего, в чувствах», являются приверженцами: а) скептицизма; б) агностицизма; в) рационализма; г) сенсуализма.
4. Э. Роттердамский, М. Монтень являются сторонниками: а) скептицизма; б) агностицизма; в) сенсуализма; г) рационализма.
5. Что можно определить как способность получить новое знание по «наитию», «озарению», что обычно связывают с бессознательным? а) творчество; б) интуицию; в) опыт; г) познание.
6. Сторонниками сенсуализма являются: а) М. Монтень и Э. Роттердамский; б) Р. Декарт и Г. Лейбниц; в) Т. Гоббс и Д. Локк; г) А. Бергсон и А. Солженицын.
7. Р. Декарт является сторонником: а) скептицизма; б) агностицизма; в) сенсуализма; г) рационализма.
8. А. Солженицын, полагающий, что в основе творчества лежит не строгая научная доказательность, опирающаяся на точные, проверенные факты, которая невозможна по причине господства тоталитарной коммунистической идеологии, а «художественный опыт», выполняющий роль своеобразного тоннеля, является сторонником: а) рационализма; б) интуитивизма; в) эмпиризма; г) сенсуализма.
9. Агностицизм – это философское течение, которое: а) отрицает познаваемость объективного мира; б) выражает сомнение по поводу познаваемости мира; в) полагает, что новое знание можно получить только на основе чувственного опыта; г) указывает, что данные, основанные на чувственном опыте, недостоверны.
10. Аргументы, в соответствии с которыми нельзя доверять как чувствам (у людей бывают разные ощущения), так и разуму (опирается на чувственные данные), образуют сущность: а) рационализма; б) сенсуализма; в) эмпиризма; г) агностицизма.
ТЕСТОВАЯ КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ПО ТЕМЕ: «ПОЗНАНИЕ. МЕТОДОЛОГИЯ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ»
Вариант 6.
1. Целью познания является: а) субъект; б) объект; в) интуиция; г) истина.
2. Соответствие мыслей и высказываний действительности, с точки зрения представителей классической концепции, называется: а) познанием; б) истиной; в) интуицией; г) знаниями.
3. В качестве критерия истины с точки зрения рационализма можно рассматривать: а) эффективность знаний; б) чувственный опыт; в) интуицию; г) ясность и отчетливость.
4. Критерием истины, согласно представителям сенсуализма, выступает: а) чувственный опыт; б) ясность и отчетливость; в) согласованность рассуждений с общей системой знания; г) эффективность знаний.
5. В марксизме в качестве критерия истины трактуют: а) всеобщее согласие; б) практику; в) чувственный опыт; г) эффективность знаний.
6. Представители какой концепции полагают, что научной истиной считается то, с чем согласно подавляющее большинство ученых? а) сенсуализма; б) рационализма; в) конвенционализма; г) марксизма.
7. Практика – это: а) общественная деятельность человека по преобразованию себя и мира; б) творческая деятельность человека; в) процесс приобретения и накопления знаний; г) деятельность человека, в основе которой лежит художественный образ.
8. Истину как согласованность знаний интерпретируют сторонники: а) когерентности; б) прагматизма; в) конвенционализма; г) сенсуализма.
9. Истину как соглашение рассматривают: а) сенсуалисты; б) рационалисты; в) марксисты; г) конвенционалисты.
10. Двумя характерными чертами истины являются: а) субъективность; б) эмоциональность; в) догматичность; г) объективность; д) динамичность; е) образность; ж) неизменчивость.
ТЕСТОВАЯ КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ПО ТЕМЕ: «ПОЗНАНИЕ. МЕТОДОЛОГИЯ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ»
Вариант 7
1. Изменчивость, динамичность знаний выражает такая форма истины как: а) относительная; б) абсолютная; в) объективная; г) субъективная.
2. Соответствие мыслей и высказываний действительности отражает форма истины: а) относительная; б) абсолютная; в) объективная; г) субъективная.
3. Суждение о том, что атом представляет собой неделимую материальную частицу, является примером формы истины: а) относительной; б) абсолютной; в) объективной; г) субъективной.
4. Констатация того факта, что человек, как и любой живой организм, есть конечное существо как в пространстве, так и во времени, можно рассматривать в качестве примера формы истины: а) относительной; б) абсолютной; в) объективной; г) субъективной.
5. Полное, исчерпывающее знание о действительности, которое нельзя опровергнуть, составляет сущность: а) относительной истины; б) абсолютной истины; в) объективной истины; г) субъективной истины.
6. Знание, которое приближенно и ограниченно воспроизводит действительность, называется истиной: а) относительной; б) абсолютной; в) объективной; г) субъективной.
7. Правда – это: а) преднамеренное возведение неверных представлений в истину; б) соответствие мыслей и высказываний действительности; в) соединение объективной истины с моральной справедливостью; г) полное, исчерпывающее знание о действительности, которое нельзя опровергнуть.
8. Понятие «истина» и «правда» соотносятся друг с другом следующим образом: а) являются синонимическими понятиями; б) понятие «правда» шире по своему смыслу, чем понятие «истина»; в) выступают по отношению друг другу в качестве антонимов; г) понятие «правда» уже по своему смыслу, чем понятие «истина».
9. Преднамеренное возведение неверных представлений в истину составляет сущность: а) лжи; б) заблуждения; в) правды; г) относительной истины.
10. Непреднамеренное несоответствий суждений действительности можно определить как: а) истину; б) правду; в) ложь; г) заблуждение.