II. Сигналы бедствия, срочности и безопасности

I. Общие положения

1. Настоящие Правила разработаны в соответствии с пунктом 3 статьи 34 Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации1 (далее - КВВТ), определяют порядок осуществления радиосвязи на внутренних водных путях Российской Федерации (далее - ВВП), и распространяются на береговые и судовые радиостанции, а также на юридических и физических лиц, пользующихся услугами подвижной службы и подвижной спутниковой службы на ВВП.

2. Оплата услуг радиосвязи на ВВП осуществляется на договорной основе с учетом требований статьи 54 Федерального закона от 7 июля 2003 г. № 126-ФЗ «О связи»2.

3. Радиосвязь на ВВП обеспечивает:

безопасность судоходства и охрану человеческой жизни;

управление движением судов;

передачу гидрометеорологической и путевой информации для судов внутреннего плавания (далее - суда);

передачу корректурных материалов для электронных навигационных карт ВВП;

обмен информацией;

передачу данных для автоматизированных систем управления (в том числе для информационно-коммуникационных систем обеспечения безопасности судоходства).

4. Процедуры осуществления радиосвязи устанавливаются:

1) Правилами плавания судов по внутренним водным путям, утвержденными приказом Минтранса России от 19 января 2018 г. № 193, и (применительно к отдельным участкам бассейнов ВВП) правилами движения и стоянки судов в бассейнах внутренних водных путей, утверждаемыми в соответствии с пунктом 3 статьи 34 КВВТ, - в целях расхождения судов на ВВП;

2) Правилами пропуска судов через шлюзы внутренних водных путей, утвержденными приказом Минтранса России от 3 марта 2014 г. № 584 и (применительно к отдельным участкам бассейнов ВВП) правилами движения и стоянки судов в бассейнах внутренних водных путей, утверждаемыми в соответствии с пунктом 3 статьи 34 КВВТ, - в целях пропуска судов через шлюзы;

3) правилами диспетчерского регулирования движения судов и управления движением судов на внутренних водных путях, утверждаемыми в соответствии с пунктом 3 статьи 34 КВВТ и (применительно к отдельным участкам бассейнов ВВП) правилами движения и стоянки судов в бассейнах внутренних водных путей, утверждаемыми в соответствии с пунктом 3 статьи 34 КВВТ, - в целях диспетчерского регулирования движения судов и управления движением судов.

5. На ВВП используется:

1) телефонная радиосвязь;

2) телеграфная радиосвязь в режиме узкополосного буквопечатания;

3) радиосвязь для передачи данных.

Радиосвязь на ВВП осуществляется на русском языке.

6. Для радиосвязи на ВВП используются частоты в гектометровом, декаметровом, метровом и дециметровом диапазонах волн. Диапазоны частот и длин волн, используемых для радиосвязи, приведены в приложении № 1 к настоящим Правилам.

7. Радиосвязь в диапазоне дециметровых волн организуется в полосах 300,0125-300,5125 и 336,0125-336,5125 МГц, назначаемых из полос сухопутной подвижной службы с учетом координационного расстояния (100 км от основного судового хода вдоль ВВП в азимутальном направлении). Перечень каналов, режимов работы и номиналов частот в этих полосах, а также рекомендованное назначение для использования каналов приведен в приложении № 2 к настоящим Правилам.

Судовым радиостанциям, оборудованным аппаратурой декаметровых волн, разрешается устанавливать связь с береговыми радиостанциями на частотах морской подвижной службы5 при невозможности обеспечения связи в дециметровом диапазоне волн (в случае, если береговая радиостанция осуществляет наблюдение, передачу и прием на соответствующих частотах).

8. Администрации бассейнов внутренних водных путей Российской Федерации (далее - АБВВП) обеспечивают работу следующих радиосетей:

1) безопасности плавания и вызова;

2) передачи путевой и гидрометеорологической информации;

3) диспетчерского управления (регулирования) движением судов;

4) обработки информации.

АБВВП на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» размещает перечень береговых радиостанций, осуществляющих деятельность в соответствующем бассейне ВВП6, с указанием их местоположения, позывных, соответствующей радиосети, времени работы, радиочастот (каналов) на которых радиостанции осуществляют наблюдение, передачу и прием, расписания их специальных радиопередач и сообщений, адресованных группам судовых радиостанций, с указанием времени, действующего в часовой зоне, которое должно использоваться в соответствующем бассейне ВВП на судовых и береговых радиостанциях для регистрации событий.

9. На судне должны находиться:

1) настоящие Правила;

2) разрешение на судовую радиостанцию (если наличие радиостанции предусмотрено классом судна)7;

3) перечень береговых радиостанций, предусмотренный пунктом 8 настоящих Правил;

4) эксплуатационная документация (техническое описание, инструкция по эксплуатации, формуляр) завода изготовителя на судовые радиостанции.

На судах, осуществляющих деятельность в водных бассейнах с разрядами «О», «М», «О-ПР», «М-ПР» и «М-СП»8, за исключением маломерных, прогулочных, спортивных парусных и несамоходных судов, в дополнение к документам, перечисленным в подпунктах 1-4 настоящего пункта, должны находиться:

вахтенный журнал судовой радиостанции (приложение № 3 к настоящим Правилам);

журнал приема прогнозов погоды, штормовых предупреждений и путевой информации (приложение № 3 к настоящим Правилам).

10. При эксплуатации радиостанций на ВВП запрещается:

использовать частоты, классы и мощности излучения, не указанные в разрешении на судовую радиостанцию;

использовать не присвоенные позывные сигналы, передавать ложные вызовы по бедствию;

устанавливать связь и производить обмен с неразрешенными береговыми корреспондентами, за исключением радиостанций судов, терпящих бедствие;

производить обмен информацией на частотах 2182 кГц, 156,8 МГц и 300,2 МГц, за исключением обмена сигналами бедствия, срочности и безопасности, а также сообщениями по бедствию;

осуществлять радиосвязь в диапазонах гектометровых и декаметровых волн при стоянке судна в порту.

11. К эксплуатации судовых радиостанций допускаются члены экипажа судна, прошедшие обучение в соответствии с Положением о дипломировании членов экипажей судов внутреннего водного транспорта, утвержденным приказом Минтранса России от 12 марта 2018 г. № 879 и имеющие один из дипломов или квалификационных свидетельств по следующим должностям:

1) судоводители:

капитан;

старший помощник капитана;

помощник капитана;

судоводитель маломерного судна, используемого в коммерческих целях;

судоводитель прогулочного судна;

2) судоводители судов со скоростью более 30 км/ч (далее - скоростные суда):

капитан скоростного судна;

старший помощник капитана скоростного судна;

3) судоводители с правом эксплуатации судовой двигательной установки:

капитан-механик;

старший помощник капитана - первый помощник механика;

помощник капитана - помощник механика;

капитан скоростного судна - механик скоростного судна;

старший помощник капитана скоростного судна - первый помощник механика скоростного судна;

4) члены экипажа земснаряда:

командир земснаряда;

первый помощник командира земснаряда;

помощник командира земснаряда;

5) члены экипажа земснаряда с правом эксплуатации судовой двигательной установки:

командир земснаряда - механик;

первый помощник командира земснаряда - первый помощник механика;

помощник командира земснаряда - помощник механика;

6) судовые радиоспециалисты:

начальник радиостанции;

7) радиооператор

Также к эксплуатации судовых радиостанций соответствующих маломерных судов допускаются члены экипажа, прошедшие аттестацию в соответствии с Правилами аттестации на право управления маломерными судами, поднадзорными Государственной инспекции по маломерным судам Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, утвержденными приказом МЧС России от 27 мая 2014 г. № 26210, и имеющие удостоверение на право управления маломерным судном.

12. Члены экипажа судна, допущенные к эксплуатации судовых радиостанций, и работники береговых радиостанций, при возникновении чрезвычайных ситуаций обязаны действовать в соответствии с Положением о приоритетном использовании, а также приостановлении или ограничении использования любых сетей связи и средств связи во время чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2004 г. № 89511.

II. Сигналы бедствия, срочности и безопасности

13. Судовые радиостанции дециметровых волн должны обеспечивать постоянное наблюдение на частоте (канале) вызова бедствия, срочности и безопасности (300,2 МГц, 5 канал).

14. Если на судне установлена только одна радиостанция дециметровых волн, то для осуществления радиосвязи она может кратковременно переключаться на другие частоты (каналы), при этом после окончания радиосвязи эта судовая радиостанция должна быть немедленно переключена на частоту (канал) бедствия, срочности и безопасности. Такую судовую радиостанцию запрещается переключать с частоты (канала) бедствия, срочности и безопасности:

на участках судового хода с визуально ограниченным береговыми объектами обзором в ночное время;

при движении судна в условиях ограниченной видимости;

при расхождении с другими судами;

при стоянке судна в пределах судового хода.

15. Вызов судна, терпящего бедствие, имеет приоритет перед всеми другими радиопередачами. Все радиостанции, принявшие сигнал бедствия, обязаны прекратить любую передачу, которая может создать помехи радиосвязи при бедствии. Подтверждение приема сигнала бедствия осуществляется после приема сигнала бедствия и сообщения о бедствии.

16. Вызовы и сообщения о бедствии, срочности и безопасности передаются только по указанию капитана судна, лица его заменяющего, или судоводителем маломерного судна, в случае, если экипаж такого судна состоит из одного лица, осуществляющего судовождение12.

17. Сигналы бедствия, срочности и безопасности передаются на частотах 300,2 МГц (5 канал), 156,8 МГц (16 канал) и 2182 кГц, а также дублируются на одной из рабочих частот (каналов), на которых береговые радиостанции и радиостанции спасательных судов ведут наблюдение за вызовами судовых радиостанций в соответствии с перечнем береговых радиостанций, предусмотренным пунктом 8 настоящих Правил.

Сигналы бедствия, срочности и безопасности могут передаваться через спутниковые сети связи (раздел VII настоящих Правил), с помощью аварийных радиобуев спутниковой системы поиска и спасания КОСПАС-САРСАТ13 и оборудования автоматической идентификационной системы (далее - АИС).

18. О приеме сигналов бедствия, срочности и безопасности член экипажа судна, несущий радиовахту (судоводитель, начальник радиостанции, радиооператор), обязан немедленно доложить:

на судне - капитану судна или командиру земснаряда;

на береговой радиостанции - лицу, назначенному руководителем береговой радиостанции.

По распоряжению капитана судна, принявшего сигнал бедствия, член экипажа судна, несущий радиовахту, обеспечивает ретрансляцию сигнала бедствия и сообщения о бедствии на береговую радиостанцию.

19. О приеме сигналов бедствия, срочности и безопасности, времени и содержании принятого сообщения член экипажа судна, несущий радиовахту, делает запись в вахтенном журнале судовой радиостанции, или в судовом журнале (при отсутствии вахтенного журнала судовой радиостанции в соответствии с пунктом 9 настоящих Правил).

20. Радиостанция судна, терпящего бедствие, или судна, через которое осуществляется радиосвязь при бедствии, обязана поддерживать непрерывную радиосвязь (спутниковую радиосвязь) с береговой радиостанцией организации, которая осуществляет руководство поиском и спасанием терпящего бедствие судна.

21. Сигнал бедствия применяется судном для извещения о том, что оно находится под угрозой серьезной и неминуемой опасности и просит оказать немедленную помощь.

Вызов при бедствии по телефонной радиосвязи состоит из:

двухтонового сигнала (для радиостанции, оборудованной автоматическим податчиком двухтонового сигнала), передаваемого для привлечения внимания в течение не более 1 минуты;

слова «Бедствие», передаваемого три раза;

слова «Говорит», передаваемого один раз;

названия судна, передаваемого три раза.

После сигнала бедствия передается сообщение о бедствии, которое содержит:

слово «Бедствие»;

название судна, терпящего бедствие и его позывной сигнал (при наличии);

сведения о месторасположении судна, терпящего бедствие;

сведения о характере бедствия и необходимой помощи.

Сигнал бедствия и сообщение о бедствии повторяется до тех пор, пока не будет получено подтверждение о его приеме.

Автоматический податчик двухтонового сигнала должен обеспечивать возможность ручного выключения передачи двухтонового сигнала, а также автоматическое выключение двухтонового сигнала по истечении одной минуты после начала передачи двухтонового сигнала.

Если радиостанция судна, терпящего бедствие, не получит ответ на сигнал бедствия и сообщение о бедствии на одной из частот, на которой ведется наблюдение за сигналами бедствия, срочности и безопасности, это сообщение может повторяться на любой другой доступной частоте (канале), на которой можно привлечь внимание.

22. Радиооператор береговой радиостанции или член экипажа судна, несущий радиовахту, принявший сообщение о бедствии, подтверждает судну прием сигнала бедствия и сообщения о бедствии передачей сообщения, которое содержит:

слово «Бедствие», передаваемое один раз;

название судна, передавшего сообщение о бедствии, и его позывной сигнал (при наличии), передаваемые три раза;

слово «Говорит», передаваемое один раз;

позывной сигнал береговой радиостанции, подтверждающей прием, или название и позывной сигнал (при наличии) судна, подтверждающего прием, передаваемые три раза;

слова «Сообщение принято», передаваемые три раза;

слово «Бедствие», передаваемое один раз.

В дальнейшем слово «Бедствие» при обмене при бедствии по телефонной радиосвязи передается перед каждым вызовом на связь.

23. Руководство радиосвязью при бедствии осуществляется членами экипажа, допущенными к эксплуатации радиостанции судна, терпящего бедствие, или членами экипажа судна, допущенными к эксплуатации судовой радиостанции, передавшей сигнал бедствия и сообщение о бедствии, или работниками береговой радиостанции, передавшей сигнал бедствия и сообщение о бедствии.

Руководство радиосвязью может быть передано другим лицам, эксплуатирующим радиостанции, обеспечивающие связь с судном, терпящим бедствие, или лицам, эксплуатирующим радиостанции, обеспечивающие руководство поиском и спасанием.

Судно, терпящее бедствие, имеет право выбора для радиосвязи радиостанции, с которой обеспечивается связь. Остальным радиостанциям запрещается вызывать судно, терпящее бедствие.

24. Членам экипажа, допущенным к эксплуатации радиостанции судна, терпящего бедствие, или членам экипажа судна, допущенным к эксплуатации судовой радиостанции, руководящей радиосвязью в случае бедствия, или работникам береговой радиостанции, руководящим радиосвязью в случае бедствия, предоставляется право передавать команды всем станциям о прекращении передач на частоте (канале) бедствия, срочности и безопасности (аварийной радиосвязи) или только радиостанции, мешающей радиосвязи.

В этом случае по телефонной радиосвязи передаются:

позывной сигнал соответствующей береговой радиостанции, или название и позывной сигнал (при наличии) соответствующего судна;

слова «Прекратите передачу»;

слово «Бедствие».

25. По окончании радиосвязи при бедствии лицо, эксплуатирующее радиостанцию, руководившую радиосвязью, передает сообщение, адресованное всем радиостанциям, об окончании радиосвязи при бедствии, которое содержит:

слово «Бедствие», передаваемое один раз;

слово «Говорит», передаваемое один раз;

позывной сигнал соответствующей береговой радиостанции, или название и позывной сигнал (при наличии) соответствующего судна, передаваемые три раза;

московское время сообщения, передаваемое один раз;

название судна, терпящего бедствие, передаваемое один раз;

слова «Обмен при бедствии окончен», передаваемые один раз.

26. Сигнал срочности означает, что вызывающая радиостанция имеет для передачи срочное сообщение, касающееся безопасности судна, лица, находящегося на судне или видимого с судна.

Сигнал срочности передается на тех же частотах (канале), на которых передается вызов и сообщение о бедствии и имеет приоритет над всеми другими радиосообщениями, кроме сообщения о бедствии.

Все станции, которые его слышат, не должны создавать помех передаче сообщения, следующего за сигналом срочности.

Сигнал срочности при телефонной радиосвязи состоит из трехкратного повторения группы слов «Срочное», передаваемых перед вызовом, который может быть адресован как одной определенной станции, так и группам судовых радиостанций, с передачей слова «Всем».

27. Радиооператоры береговой радиостанции или члены экипажа судна, несущие радиовахту, принявшие сигнал срочности, должны продолжать наблюдение за его передачей в течение трех минут.

28. Члены экипажа судна, допущенные к эксплуатации судовой радиостанции, или работники береговой радиостанции, передавшей сигнал срочности и следуемое за ним сообщение, должны немедленно сообщить об отмене сигнала срочности, как только станет известно, что надобность в этом сообщении отпала.

29. Сигнал безопасности означает, что радиостанция намерена передавать сообщение, касающееся обеспечения безопасности судоходства:

гидрометеорологические предупреждения;

извещения об изменении навигационной и путевой обстановки.

Сигнал и сообщение безопасности передается на тех же частотах, на которых передается и сообщения о бедствии и срочности.

Сигнал безопасности состоит из трехкратного повторения слов «Безопасность» и слова «Всем».

Радиостанции, принявшие сигнал безопасности, должны принимать сообщение о безопасности до окончания его передачи.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: