Основное положение модели Джесси Норман

Более радикальных представлений придерживаются Д. Норман и Д. Боброу, предлагающие вообще отказаться от структурных механизмов и рассматривать любое ухудшение в решении некоторой задачи как влияние двух типов ограничений познавательных возможностей человека: ограничения по ресурсам и ограничения по данным. Данный подход позволяет дать интерпретацию многим фактам, однако есть большие сомнения по поводу существования единой для разных задач шкалы усилий и единого резервуара ресурсов внимания.

В модели Нормана активация единиц словаря предшествует акту восприятия. Система, таким образом, предвосхищает то, что будет воспринято. "Блок уместности" определяет уровень совпадения стимуляции и ожиданий субъекта и усиливает адекватную информацию. Модель Нормана наследует идею преперцепции В. Джеймса и концепцию эффекта волевого внимания Η. Н. Ланге. С помощью введения "блока уместности" Норман в первую очередь дает рациональное объяснение проблемы иллюзорного восприятия, когда слишком высокий уровень активации фильтра выхода позволяет системе принять ошибочное решение на основе недостаточной сенсорной информации.

Таким образом, основные отличия между моделями ранней и поздней селекции заключаются в следующем.

1. Ранняя селекция: отбор на основе физических признаков и торможение нерелевантного канала на входе в систему.

2. Поздняя селекция: отбор на основе значимости и уместности для субъекта и усиление релевантного канала на выходе в сознание.

10.   Модель Д. Канемана, основные положения, пример

Другой альтернативой структурным моделям является теория Д. Канемана, в соответствии с которой количество когнитивных ресурсов, лимитирующих внутреннее усилие (или внимание), является в каждый момент времени постоянной величиной, хотя и может меняться под влиянием состояния активации. Умственное усилие (акт внимания) определяется не желанием и сознательными интенциями, а объективной сложностью задачи. По мере роста сложности задачи происходит некоторый рост активации и соответственно несколько повышается количество ресурсов внимания. Однако количество выделяемых ресурсов постепенно отстает от растущей сложности задачи, поэтому возникают ошибки. При всех условиях часть ресурсов остается на решение экстренных задач. Количество ресурсов, выделяемых для решения основной задачи, можно тестировать с помощью простой двигательной реакции на неожиданный сигнал другой модальности.

Обзор экспериментальных исследований такого рода проведен М. Познер. В задаче сравнения физической идентичности двух последовательно предъявляемых букв время реакции на неожиданный акустический сигнал резко возрастает, если он предъявляется чуть ранее или одновременно со второй буквой, совпадая таким образом с процессом принятия решения в основной задаче. При совпадении акустической пробы с первой буквой или при ее попадании в интервал между буквами, когда предположительно происходят процессы «кодирования» информации, заметного увеличения времени реакции не было. Эти и многие другие данные считаются подтверждением того, что два или несколько процессов могут интерферировать, предъявляя требования к ресурсам из одного и того же ограниченного резервуара.

Не менее важный вклад в развитие описанной выше модели внесли эксперименты по изучению стратегий распределения ресурсов внимания. Исследования Д. Канемана и А. Хеник показывают, что объем полного воспроизведения по позициям при тахистоскопическом предъявлении матриц определяется не столько факторами разрешающей способности зрения и латеральным торможением, сколько перцептивной организацией материала и стратегиями распределения внимания. Перцептивное поле подвергается группировке, и на образовавшиеся группы символов последовательно выделяется все меньшая доля общих ресурсов внимания. Распределение внимания внутри группы оказывается примерно равномерным. Перцептивная организация при этом навязывается цветовым кодированием или пространственной группировкой.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: