Срок сдачи до 02.04.2020 г

Составить опорный конспект по дисциплине «Деловой этикет». Ответить на контрольные вопросы.

Срок сдачи до 02.04.2020 г.

Глава 3 ЭТИКЕТ ВНЕШНЕГО ОБЛИКА ДЕЛОВОГО ЧЕЛОВЕКА История и принципы делового дресс-кода. Повседневный дело- вой костюм. Летний вариант делового дресс-кода. Дресс-код официальных торжественных мероприятий. Этикет внешнего вида и невербальная коммуникация. О. де Бальзак писал: «Тайна туалета заключается не в платье, а в известной манере носить платье». Не случайно этикет всегда содержал в себе целый раздел правил и требований, относящихся к культуре ношения одежды и украшений. С момента своего возникновения одежда имела не только чисто утилитарную функцию, но и предоставляла человеку возможность изменить свой облик, улучшить его, скрыть недостатки внешности, отражала определенное представление о красоте, выполняла эстетическую и знаковую функции. Не случайно русский историк С. М. Соловьев высказывал мысль, что человек именно одеждой завершает процесс творчества самого себя. Внешний вид делового человека – один из ведущих факторов успеха, поскольку для потенциального партнера именно внешний облик (костюм, прическа, атрибуты) служит своеобразным кодом, свидетельствующим о степени надежности, респектабельности. В основе этикета внешнего вида лежит принцип эстетической привлекательности. Облик человека должен радовать глаз окружаю- щих или по крайней мере не вызывать раздражения. Вместе с тем мало в чем обнаруживается такое несходство взглядов, как в представлениях о красоте. Безусловно, они зависят от национальной традиции, веяний моды, требований конкретной профессиональной отрасли, в которой работает человек, и многих других переменных. Однако в этикете красота чаще всего ассоциируется с отсутствием вычурности, броскости, эпатажа. Это своего рода эстетика скромности. Такое понимание принципа эстетической привлекательности обнаруживается уже в дореволюционных книгах по этикету. Так, в книге «Правила светской жизни и этикета. Хороший тон» (СПб., 1889) читаем: «Порядочный человек всегда должен быть так хорошо и гармонично одет, чтобы ни одна часть его одежды не броса- лась в глаза. Величайшая элегантность заключается в величайшей простоте. Если кто-нибудь из ваших знакомых или приятелей хвалит ваш галстук или жилет ваш, будьте уверены, что этот галстук или жилет красивы более, чем нужно, иначе они не бросались бы в глаза, а если это так, то, стало быть, комплимент вашему галстуку или вашему жилету вовсе не комплимент для вас самих, а напротив, прямое порицание вашему вкусу...»; «Безупречная чистота – первое качество светского человека. Вам скорее простят потертое платье, чем жирное пятнышко на вашем жилете..»; «…не следует думать, что одеваться дорого и вычурно значит одеваться хорошо, напротив, простота, соединенная со вкусом или опрятностью, всегда стоит неизмеримо выше вычурности...». Эти правила этикета, касающиеся культуры одежды, украшений, макияжа, в наше время не только сохраняются, но и дополняются новыми, в особенности в деловой сфере. Австралийский исследователь униформы Дженнифер Крейк относит деловую одежду к разряду так называемой квазиформы – способа одеваться в соответствии с общепринятыми нормами: «Квазиформу носят люди, одевающиеся индивидуально, но похожим образом – например, бизнесмены, члены клубов, спортивные болельщики». Квазиформа призвана одновременно и подчеркнуть статус и профессионализм своего носителя, и нивелировать индивидуальность, обозначив его принадлежность к определенной социально- культурной группе. Это свойство квазиформы приводит к тому, что деловой костюм функционирует по иным законам, нежели другие виды одежды. Он в минимальной степени подчиняется требованиям моды, а зачастую даже оказывается противоположен модным тенденциям. Требования к деловому костюму складывались в европейской культуре на протяжении нескольких веков. Цветовая гамма восхо- дит к принципам протестантской трудовой этики. Темная одежда была характерна для предпринимателей – приверженцев кальвинизма. Темные цвета – черный, темно-синий, темно-зеленый – символизировали надежность, верность долгу и призванию, профессионализм. В XIX в. утвердился новый покрой деловой одежды, с незначительными изменениями дошедший до наших дней, но цветовая гамма осталась прежней, сохранив и свою семантику. В России деловой костюм долгое время сохранял связь с форменной одеждой. Не последнюю роль в этом сыграла Табель о рангах, устанавливавшая соответствия между военными и гражданскими чинами. Подобно тому как каждому военному чину предписывались свои знаки отличия в одежде, гражданские мундиры, получившие название вицмундиров, также различались особенностями отделки. Изначально они шились по образцу фрака – самого популярного предмета мужского гардероба в начале XIX в. С 1830-х гг. основой делового костюма для гражданских чиновников стал сюртук, который носили с панталонами без складок. Хотя фасон повседневных сюртуков часто менялся, сюртуки служащих не зависели от причуд моды, а их ткань и отделка регламентировались указами. К концу XIX в. в мужском деловом обиходе утвердились пиджаки, которые к началу Первой мировой войны почти полностью вытеснили сюртук и из деловой, и из повседневной сферы. Таким образом, история делового костюма демонстрирует устойчивость требований к нему и его вне положенность моде. В на- ши дни в деловой одежде этикетная эстетика скромности реализуется в правилах, которые должны соблюдаться неукоснительно вне зависимости от того, какую должность занимает сотрудник и в какой профессиональной сфере он работает: · Деловой костюм нельзя сочетать со спортивной обувью. · Абсолютным табу на работе являются мини-юбки, глубокие декольте, высокие разрезы. · Колготки или чулки обязательны в любое время года и в любую погоду. · Белые носки несовместимы с деловым дресс-кодом. · Изменение температуры воздуха не повод вносить су- щественные изменения в стиль одежды. · Татуировки и пирсинг в рабочей обстановке неприемлемы. · Изделия крупной вязки не носят на работе даже зимой. · Использование полупрозрачных и прозрачных тканей недопустимо. · Использование в одежде синтетических материалов считается дурным тоном. · Очки с затемненными стеклами можно носить только на улице. · Изделия с драгоценными камнями (особенно бриллиантами) можно надевать только в вечернее время. В последние годы этикет внешнего вида тесно связан с понятием дресс-кода – формы одежды, требуемой при посещении организаций и мероприятий. Хотя в обыденном сознании существует представление о некоем унифицированном дресс-коде, едином для всех профессиональных сфер и любых ситуаций делового общения, в реальной практике требования, предъявляемые к деловой одежде, могут значительно различаться. Основные факторы, которые влияют на выбор той или иной версии делового костюма, – это сфера деятельности и ситуация ношения. То, что является эталоном стиля для сотрудников банковской сферы, может быть неприемлемо для представителей креативных индустрий. Наиболее строгий стиль, использующийся в крупных инвестиционных банках и юридических фирмах. Корпоративный стиль предполагает для мужчин наличие костю- ма, светлой (предпочтительно белой) рубашки и галстука, для женщин – юбки до колен и светлой блузки. – Нестрогий деловой стиль. Это стиль, допускающий отклонения от корпоративного. Например, мужчине возможно обойтись без галстука или надеть вместо костюма пиджак и брюки (для корпоративного стиля подобное сочетание неприемлемо). Женщина может носить деловой костюм с цветной блузкой и добавить акцент в виде яркого аксессуара. – Свободный деловой стиль. Это стиль пятницы. Пиджак не требуется, хотя и желателен. Обязательными остаются рубашка или тонкий пуловер. В женском гардеробе появляются платья, комбинации платья с жакетом, а также брючные костюмы. – Условно-деловой стиль. Строго говоря, этот стиль не вписывается в традицию делового стиля. Он допускает и отсутствие галстука, и даже отсутствие пиджака. В рамках данного стиля возможно скомбинировать костюм с аккуратной футболкой. Также допустимо надеть просто рубашку или свитер без пиджака. Основным критерием такого стиля является не определенный набор предметов гардероба, а общая аккуратность облика: туфли должны быть начищены, а джемпер чист и отглажен. Можно предложить и другую типологию, основанную на ситуационном критерии. В этом случае допустимо выделить три основных типа делового костюма: – Повседневный деловой костюм. Это костюм, предназначенный для ежедневной работы в офисе в привычном кругу сотрудни- ков и клиентов. Он может определяться нормами корпоративной культуры, но чаще следует негласным предписаниям, сложившимся в той или иной профессиональной сфере. Деловой костюм для встреч и переговоров. Данный вид одежды предназначен для встреч с деловыми партнерами. Это своего рода «официальный язык» в одежде, призванный уравнять статусы участников и обеспечить общность требований к одежде безотносительно частных корпоративных требований и индивидуальных предпочтений. – Дресс-код официальных торжественных мероприятий. Требования к одежде, надеваемой по торжественным поводам, наиболее формальны, так как подчиняются соображениям не целесообразности, а традиции и светских ритуалов. Как правило, конкретная разновидность такого дресс-кода указывается в приглашении. Эти варианты дресс-кода различаются как содержанием тре- бований, так и строгостью, с которой они должны соблюдаться. Требования, предъявляемые к повседневному деловому костюму, распространяются лишь на некоторые профессиональные сферы. Это, прежде всего, государственная служба, юриспруденция, банковское дело. Кроме того, этим требованиям обязаны следовать руководители высшего звена большинства учреждений. В большин- стве других отраслей повседневная одежда либо допускает большую свободу, либо вовсе не регламентирована. Также, как правило, до- статочно свободны в выборе одежды сотрудники, не взаимодействующие с клиентами. Наиболее консервативен как для мужчин, так и для женщин деловой костюм для встреч и переговоров, на ко- торый мода оказывает минимальное влияние. Что касается дресс- кода официальных торжественных мероприятий, то его строгость разнится. Мужской костюм представляет собой детально регламентированную традиционную форму одежды, которая с XIX в. претерпевает лишь незначительные изменения. Женский же допускает значительную свободу выбора в пределах, намеченных правила- ми. Наконец, если в повседневной рабочей обстановке чаще всего допустимы небольшие отклонения от требований делового стиля, то на официальных мероприятиях любая ошибка может стать роковой для репутации.

ДЕЛОВОЙ ДРЕСС-КОД МУЖЧИНЫ Основа мужского делового гардероба – костюм-двойка, сшитый из шерстяной ткани средней плотности и состоящий из брюк и однобортного или двубортного пиджака. Цветовая гамма делового костюма очень ограничена: он может быть темно-серым или темно-синим. Хотя исторически в профессиональной одежде активно использовался черный цвет, в современной деловой культуре он сохранил лишь два значения: торжественной утонченности и траура. Ни то ни другое значение не годится для повседневного делового общения, а потому черный костюм в большинстве ситуаций оказывается неуместен. Что касается коричневых оттенков, то они постепенно проникают в одежду представителей деловых кругов, однако до сих пор считаются недопустимыми с точки зрения строгих правил этикета. Костюм может быть дополнен жилетом, сшитым из той же ткани, т. е. трансформироваться в костюм-тройку. Вторым обязательным элементом делового костюма служит рубашка с длинным рукавом. При этом длина рукава должна быть такой, чтобы манжеты примерно на 1 см выглядывали из-под рукава пиджака. Цвет рубашки может варьировать от белого до светло- голубого, розового, синего. Серого следует избегать: этот цвет приличествует лишь костюму. Хотя эталоном делового стиля считается однотонная рубашка, вполне допустим мелкий узор в полоску или клеточку. При этом желательно, чтобы издалека даже рубашка с узором производила впечатление однотонной. Важно помнить, что клетка считается более неформальным рисунком, нежели полоска. Вопрос о нагрудном кармане рубашки остается спорным. По современным меркам наличие такого кармана допустимо при отсутствии жилета (этот карман, по сути, появился как раз взамен жилетных карманов), но он должен быть пуст. Авторучка, мобильный телефон и даже носовой платок в нем неуместны. Европейские эксперты в области этикета уделяют особое внимание воротнику рубашки. По их мнению, для строгого, корпоративного стиля идеален высокий косой воротничок, который плотно прилегает89 к шее, но не сдавливает ее. Свободный деловой стиль включает также воротник на пуговицах, с помощью которых концы воротника пристегиваются к передней части рубашки. В деловой обстановке к костюму обязательно надевают галстук. Хотя галстук выступает в качестве одного из акцентов делового костюма, он должен быть максимально незаметен. Чем крупнее рисунок, тем более экстравагантно выглядят галстук и его обладатель. Поэтому дизайн должен быть простым, а цвет – соответствовать ситуации. Уместны классические узоры: полоска, мелкий горошек, «турецкие огурцы» или абстрактные линии. Вычурные узоры или забавные рисунки, во-первых, отвлекают собеседника от сути разговора, а во-вторых – заставляют задуматься об уме того, кто носит такой аксессуар. Кроме того, если рубашка также с рисун- ком, то узор на галстуке должен гармонировать с ним. Галстук дол- жен быть светлее костюма и темнее сорочки. Однотонный черный галстук в повседневной жизни носят только в ситуации траура. Что касается материалов, то на работу принято надевать галстук, выполненный из шелка. Кожа, шерсть и другие модные материалы в бизнес-среде неуместны. Ширина галстука должна быть соразмер- ной ширине лацканов пиджака. В целом, костюм следует формировать по принципу «два од- нотонных предмета – один предмет с рисунком». Как известно, среди деталей внешнего облика одной из наиболее значимых является обувь. Наиболее уместным дополнением к деловому костюму служат черные полуботинки из гладкой кожи со шнуровкой. Лакированная обувь допустима только в вечернее время, а замша не относится к числу материалов, подходящих для деловой обстановки. Важным, хотя и обычно незаметным элементом мужского костюма являются носки. Опасность заключается в том, что при не- соблюдении правил этикета эта часть одежды может стать чересчур приметной. Правильная длина носков определяется очень просто: носок должен закрывать часть голени, которая может быть видна под брючиной. Если для галстуков этикетом предусматриваются разнообразные узоры, к носкам это не относится, они должны быть однотонными, в тон брюкам или туфлям. Отдельного внимания заслуживают аксессуары, которые при- званы подчеркнуть статус их обладателя, а также служат единственным проявлением индивидуальности в деловой сфере. Аксессуары могут быть обязательными и необязательными. К обязательным относятся часы, портфель (или атташе-кейс), ремень. К необязательным – запонки, булавка для галстука, платок, очки, кольца, брелоки. · Аксессуары должны быть качественными, но не кричаще дорогими. Кроме того, важна уместность. Если на встречу с деловыми партнерами или собеседование в крупной корпорации допустимо надеть дорогие часы или кольцо-печатку, то на встрече с благотворительной организацией они произведут дурное впечатление. · Одновременно мужчина не должен надевать больше трех- четырех украшений. Классический набор аксессуаров включает наручные часы, обручальное или иное кольцо и запонки. · Все аксессуары должны быть выполнены из кожи или ме- талла. Вещи из ткани (за исключением платка), кожзаменителя и пластика – неудачное дополнение делового облика. На кожаных изделиях нежелательно тиснение, особенно имитирующее кожу крокодила или змеи. · Классический аксессуар, дополняющий деловой костюм, – это часы. Даже наличие функции индикатора времени в мобильном телефоне не отменяет необходимости носить часы на запястье. Это одновременно и символ статуса, и знак бережного отношения ко времени и пунктуальности. Предпочтительны часы на кожаном ремешке или металлическом брас- лете. Но в любом случае их не принято выставлять напоказ. Лучше, если они будут полускрыты под манжетой. · Ремень должен сочетаться с обувью и по цвету, и по качеству кожи. С деловым костюмом можно надевать только кожаный ремень. При этом следует обратить внимание на шири- ну и толщину ремня: узкий и тонкий дополняет костюм строгого, корпоративного стиля, широкий и толстый (4 см) подходит только для нестрогого стиля. Цвет пряжки должен совпадать с цветом металла на каком-либо аксессуаре – часах, кольце, запонках, застежках ботинок, металлических элементах портфеля. · Наиболее уместное дополнение к деловому костюму – портфель из черной или темно-коричневой кожи или атташе- кейс тех же цветов. В последнее время все чаще мужчины отдают предпочтение сумкам для ноутбуков, как более необ- ходимым аксессуарам, но в таком случае сумка также должна быть кожаной, а не текстильной. · Хотя швейная индустрия предлагает готовые комплекты, выполненные из одной ткани и включающие галстук и нагрудный платок, правилами этикета не рекомендуется, чтобы рисунок на этих двух аксессуарах совпадал. Достаточно, чтобы они были в одной цветовой гамме. · Особый род аксессуаров – это письменные принадлежности, особенно ручки. Статус канцтоваров должен соответствовать статусу их обладателя. Это не обязательно должен быть Parker с золотым пером, но не стоит использовать на рабочем месте ручку из пластика, да еще с рекламной надписью, выдающей ее происхождение. · Существуют и такие аксессуары, которые всегда должны быть спрятаны. К ним относятся в первую очередь ключи, бумажник и мобильный телефон. Последний, вопреки рас- пространенной практике, не стоит носить на ремне. Лучше всего держать его в портфеле. Допустимый, хотя и менее удачный вариант – носить мобильный телефон в переднем кармане брюк, однако необходимо следить за тем, чтобы там не скапливалось лишнего. Повседневный деловой костюм В ряде профессиональных сфер требования к повседневному деловому костюму почти не отличаются от требований, предъявляемых к деловому костюму для встреч и переговоров. Но все же в большинстве организаций одежда на каждый день регламентируется менее строго. Цветовая гамма повседневного нестрогого делового стиля рас- ширяется. Ее основой служат синий и голубой цвет различных оттенков, а также светло-серый, песочный, хаки и коричневый. Кро- ме однотонных деловых костюмов, допустимы костюмы в тонкую полоску. В качестве дополнительных цветов вполне уместны и более яркие – зеленый, красный, желтый. Важно лишь не злоупотреблять ими. В творческой среде в качестве повседневного делового цвета активно используется черный. Это может быть черный костюм- двойка или черный джемпер-водолазка. В различных сферах деятельности существуют свои негласные правила повседневного дресс-кода, порой допускающие существенное разнообразие фасонов. Так, нестрогий деловой стиль позволяет сменить костюм на сочетание пиджака и брюк или включить в гардероб пиджак спортивного покроя, сшитый из твида или шотланд- ки. Помимо классических брюк из тонкой шерсти повседневный деловой стиль может включать вельветовые брюки в крупный рубчик. В ряде случаев в деловой обстановке оказываются допустимы вещи из качественного трикотажа, комбинируемые, однако, с предметами классического делового стиля. Например, джемпер из тонкой шерсти, предпочтительнее с V-образным вырезом, сочетается с классическим воротником рубашки и галстуком. Отдельного разговора заслуживают джинсы. Непредставимые в официальном дресс-коде, они, тем не менее, прочно утвердились в повседневном гардеробе представителей многих профессий – от специалистов в области IT-технологий до преподавателей уни- верситетов. Но в этом случае важен фасон и цвет джинсов, так как даже небольшая погрешность может перевести их из статуса дело- вой одежды свободного стиля в разряд одежды для отдыха или физической работы. Деловые джинсы должны быть темно-синего цвета, с относительно высокой посадкой; потертости и дыры исключаются. Дополняет такой образ неширокий ремень. В летнее время свободный деловой стиль допускает ношение светлых хлопчатобумажных брюк, которые можно сочетать с блайзером или спортивным пиджаком. Соответственно, меняются и требования к цвету и фасону обуви. Помимо черных туфель, допустимы и иные оттенки. Но следует помнить: обувь может быть темнее костюма, но никогда – светлее и тем более – совсем светлой. Светлая открытая обувь символизирует неуверенность и создает ощущение, что человек нетвердо стоит на ногах. Коричневая обувь может сочетаться только с костю- мом коричневого или синего цвета. Ко многим вариантам костюма подходят кожаные туфли без шнурков. Несмотря на все допустимые отклонения, следует помнить, что «составляя рабочий гардероб, всегда лучше ошибаться в сторону классики»31. В случае сомнений в уместности того или иного стиля правильнее будет предпочесть более строгий вариант дресс-кода. Летний вариант делового дресс-кода Требования этикета внешнего вида обусловлены не только эстетическими принципами, но и соображениями комфорта и практичности, а потому в летнее время повседневный деловой костюм немного корректируется с учетом погодных условий. Однако и в этих коррективах нужно соблюдать меру. · Летом деловой костюм допустимо поменять на более легкий и светлый. К привычным темно-серым и темно-синим тонам добавляются светло-серый, оливковый, хаки, цвет кофе с молоком. Однако белый костюм уместен только на отдыхе, а не на рабочем месте. · Короткий рукав остается источником конфликта между требованиями этикета и соображениями комфорта. Если внутренние требования конкретного учреждения позволяют летом рубашку с короткими рукавами, ее допустимо на- девать. Но следует помнить, что этикетом подобные ру- башки не приветствуются (это летний вариант одежды обслуживающего персонала), а потому для деловых встреч и официальных мероприятий обязателен длинный рукав. Даже в неофициальной обстановке в сильную жару лучше закатать до локтя длинный рукав, нежели надеть рубашку с коротким. · Лето не повод отказываться от носков. Длинные носки в тон костюму обязательны при любой погоде. · Сандалии и шорты недопустимы в деловой обстановке. Эта одежда предполагает, что ее можно носить лишь с обнаженными ступнями. Предел свободы – мокасины, к которым необходимы носки, и брюки из легкой ткани. Дресс-код официальных торжественных мероприятий Деловая жизнь включает в себя не только общение внутри офиса и встречи с партнерами и клиентами, но и ряд окказиональных и церемониальных мероприятий, которые предусматривают как особые формы поведения, так и специфические требования к одежде. Как правило, в приглашениях, рассылаемых участникам подобных мероприятий, указывается форма одежды. Существуют различные градации официального дресс-кода. Но в целом можно выделить три специфических варианта. White tie. Это наиболее формальный и торжественный вариант дресс-кода, использующийся в особо торжественных случаях, на- пример на вручении Нобелевской премии, государственном приеме, балу в Венской опере и т. п. На такие мероприятия традиционно принято надевать парадную военную форму или фрак. Хотя из- начально фрак создавался как одежда для верховой езды (отсюда и вырезы на передних полах, и первоначальный компаньон – бриджи), он уже давно стал своего рода символом торжественности и элегантности. В современной отечественной деловой практике фрак не используется, но он активно функционирует в качестве парадного костюма за рубежом. Современный фрак должен быть черного или темно-синего цвета. К фраку обязательны черные брю- ки без обшлагов с двумя шелковыми галунами по боковым швам; белый пикейный жилет; белая сорочка с накрахмаленной грудью, жестким стоячим воротничком и манжетами под запонки; белый галстук-бабочка (именно он дал название соответствующему дресс- коду); лакированные черные туфли и черные носки. Black tie. Изначально такое обозначение указывало, что с фраком необходимо надеть черный галстук-бабочку. Когда фрак постепенно начал сдавать свои позиции в качестве парадного костюма, на первое место выдвинулся смокинг, который в начале XIX в. стал первым парадным мужским костюмом черного цвета: до этого мужская мода была не менее многоцветна, чем женская. Но «в конце 1810-х годов стало элегантным по вечерам появляться в черном, и с тех пор черный закрепился в вечерней одежде навсегда». Смокинг представляет собой вечерний костюм, состоящий из черного пиджака с открытой грудью и лацканами, обшитыми атласом, и брюк с атласной тесьмой-галуном по боковым швам. К смокингу надевают белую сорочку со стоячим воротником с загнутыми угла- ми и двойными манжетами под запонки, черный галстук-бабочку, черные, желательно лакированные туфли и темные носки. Классическая деталь – белый носовой платок в левом нагрудном кармане. Альтернативой смокингу может стать черный костюм. В некоторых случаях (не в вечернее время) допустим и костюм синего цвета, но тогда он должен быть безупречен как с точки зрения по- шива, так и качества ткани. Галстук подбирается в тон костюма. Come as you are («Приходите как есть»). Такая формулировка широко распространена в англоязычных странах и редко встречается в отечественной практике, что совсем не означает, что соответствующие поводы и форма одежды в России также отсутствуют. Это обозначение подразумевает, что специальный вечерний костюм не требуется и можно приходить в одежде, отвечающей требованиям делового дресс-кода, т. е. мужчина должен быть в костюме и галстуке. Так принято одеваться на различные творческие неофициальные или полуофициальные мероприятия – презентации книг, литературные чтения, модные показы, художественные выставки и пр. Вне зависимости от того, к какому стилевому регистру относится костюм, этикет предписывает определенную манеру его ношения: · Манжеты рубашки должны быть застегнуты на все пуговицы или закреплены запонками. Хотя в современном российском дресс-коде запонки порой воспринимаются как старомодный аксессуар, правила европейского этикета по-прежнему рекомендуют использовать их с классическим костюмом. · Длина брюк должна быть такой, чтобы спереди они свободно лежали на туфлях, а сзади закрывали верхнюю часть каблука. · Галстук должен касаться пряжки ремня. Слишком к роткий галстук выглядит нелепо, но и чересчур длинный счи- тается погрешностью против хорошего вкуса. · В рабочей обстановке пиджак должен быть застегнут, когда человек стоит, и расстегнут, когда человек сидит. Нижняя пуговица пиджака не застегивается никогда. Это же правило относится и к жилету. Единственное исключение – форменная одежда (мундир). · Многие зарубежные эксперты по дресс-коду и этикету замечают, что в России принято носить один и тот же костюм несколько дней подряд. Но в настоящее время эта традиция постепенно уходит, и рекомендуется менять одежду ежедневно. Говоря о внешнем виде делового мужчины, стоит согласиться с лордом Честерфилдом, который в своих знаменитых «Письмах к сыну» (1739–1749) заметил: «...забота о красоте одежды – большая глупость; и вместе с тем не меньшая глупость не уметь одеваться – так, как приличествует твоему званию и образу жизни... хлыщ кичится своим платьем, а человек здравомыслящий потихоньку посмеивается над своей одеждой и вместе с тем знает, что не должен ею пренебрегать».

ДЕЛОВОЙ ДРЕСС-КОД ЖЕНЩИНЫ Женский деловой костюм куда более вариативен, нежели мужской, но и здесь есть свои требования. С одной стороны, стремление следовать моде – естественное желание женщины, которое может реализовываться и в сфере деловых отношений. С другой стороны, как уже было отмечено, в рабочей обстановке гендерные различия не имеют значения. Деловой костюм призван подчеркнуть профессионализм сотрудника, а не женственность своей обладательницы. Он, конечно, должен учитывать особенности фигуры и цветового типа, тем самым позволяя скрыть недостатки и отчасти подчеркнуть достоинства внешности, но дресс-код существует независимо от требований моды, а потому во многом ограничивает разнообразие цветов и фасонов. В официальных случаях дресс-код предписывает женщине надевать костюм из юбки и жакета. Костюм может быть сшит из шерстяной, льняной или хлопчатобумажной ткани, в зависимости от се- зона. Деловой костюм подразумевает прямую юбку длиной до коле- на или немного ниже, со шлицей сзади. Плиссированные или расклешенные юбки не считаются принадлежностью строгого делового стиля, а потому на деловых встречах и переговорах неуместны. Юбку комбинируют с блузкой или топом светлых тонов. Наиболее строгие правила предписывают надевать блузку исключительно белого цвета. В любом случае цвет блузки должен гармонировать с цветом костюма. Фасон блузки может быть любым, но рюшей, чересчур облегающих силуэтов и излишне броских дета- лей все же следует избегать. Самыми подходящими материалами для блузки считаются хлопок и шелк. К деловому костюму надевают туфли-лодочки из черной гладкой кожи без пряжек и других украшений. Высота каблука не может превышать шести сантиметров, а с брюками многие эксперты рекомендуют носить туфли на еще более низком каблуке, чтобы не выглядеть чересчур нарядно. В рабочей обстановке необходимы колготки или чулки, пред- почтительно телесного цвета. Недопустимы колготки с рисунком или швом, а также слишком плотные и цветные. Повседневный деловой костюм Повседневная деловая одежда женщины достаточно разнообразна и может включать следующие варианты костюмов – от наиболее строгого до наименее формального: – юбку и жакет; – юбку и блузку; – платье и жакет; – платье; – юбку и тонкий джемпер; – брючный костюм. К каждому из этих костюмов предъявляются свои правила: · Фасон делового платья должен быть строгим, а мате- риал – плотным. Романтические летящие фасоны не следует надевать на работу даже летом. · С жакетом уместно платье-футляр. · Джемпер и другие вещи из трикотажа (например, двойка из кардигана и топа одного цвета) должны иметь чет- кий силуэт. Бесформенным кофтам свободного кроя не место в деловом гардеробе. · Брюки делового костюма не должны быть слишком облегающими, а жакет должен прикрывать бедра. · Между нижним краем брюк и верхним краем носков не может быть видна голая нога, поэтому длина носков должна соответствующим образом сочетаться с длиной брюк. Это правило перешло из мужской моды в женскую вместе с брюками. Что касается цвета одежды, то сейчас в женской деловой одежде на каждый день допустима большая свобода, нежели в мужском гардеробе. Помимо уже классических деловых цветов – темно-синего, серого, темно-коричневого, бежевого – можно надевать вещи и более ярких оттенков. Вполне уместен и черный цвет. В качестве дополнительных цветов можно использовать даже модные оттенки, если они сочетаются с цветом костюма. Аксессуары в современной моде играют в костюме женщины гораздо большую роль, нежели в мужском. По своей начальной сути украшения служат для того, чтобы произвести впечатление, привлечь к себе внимание, выделиться. Более того, каждая вещь практически выступает в той или иной мере знаком социального престижа. По вещам человека можно с достаточно большой долей вероятности определить его или ее социальный статус. Все эти функции с успехом выполняют и аксессуары, подбираемые к деловому костюму. Однако злоупотреблять этим символическим языком не следует, а потому общее количество аксессуаров не должно превышать пяти. · Неизменным атрибутом облика деловой женщины является черная или темно-коричневая кожаная сумка строгого фасона, без заклепок, золотых цепочек и других декоративных элементов. Сумка может быть заменена кожаным портфелем. · Как и в мужском гардеробе, часы считаются самым необходимым аксессуаром. Следует подбирать часы, соответствующие полноте запястья руки. Слишком маленькие часы зрительно увеличивают руку. Электронные модели считаются не столь элегантными, как механические. Кроме того, женщинам не рекомендуется носить мужские часы. · Канцелярские принадлежности, которые используются в деловой обстановке, особенно на встречах, должны быть высокого класса. Это относится и к блокнотам и ежедневникам, и особенно к ручкам. · Крупные украшения или аксессуары в этническом стиле не сочетаются с деловым костюмом, равно как и излишне блестящие и яркие. · В дневное время не принято носить ювелирные украшения, им следует предпочесть бижутерию. Однако бижутерия должна быть высокого класса. Из ювелирных украшений допустимы лишь тонкие кольца общим числом не более трех (включая обручальное), тонкие серебряные и золотые цепочки и неброские серьги. Ювелирные украшения уместны толь- ко после 18.00 и лишь в торжественной обстановке, как часть соответствующего дресс-кода. Под влиянием моды порой в состав женского гардероба входит галстук. Казалось бы, этот аксессуар призван подчеркнуть деловой характер костюма. Однако, как уже было замечено, деловой женский костюм хоть и исключает женственность, но не должен содержать элементов гендерной неопределенности. Поскольку галстук однозначно прочитывается как деталь мужского костюма, в женском гардеробе он неуместен. С точки зрения повседневного этикета, прическа, макияж и маникюр не относятся к аксессуарам. Однако в деловой среде они рассматриваются в ряду аксессуаров, которые должны выглядеть максимально естественно и аккуратно. Если волосы короткие, необходима укладка. Длинные волосы собираются в аккуратную прическу. Распущенные волосы несовместимы с рабочей обстановкой. Макияж и маникюр подчиняются общему требованию: они должны присутствовать, но не должны быть заметны. Предпочтителен макияж в натуральных тонах и бесцветное покрытие ногтей либо французский маникюр. Насыщенные оттенки лака для ногтей и губ- ной помады, а также интенсивный макияж глаз недопустимы. Летний вариант делового дресс-кода В летнее время камнем преткновения становится мера обнаженности. В целом, обнажать можно лишь те части тела, которые хорошо выглядят. Но даже самые безупречные части тела не обяза- тельно выставлять напоказ. · В повседневной рабочей обстановке можно позволить себе вещи с короткими рукавами, но полное отсутствие рукавов недопустимо. · Сарафаны, топы, открывающие живот, прозрачные блузки и вещи в бельевом стиле нельзя надевать на работу даже в жару. · Даже в жаркую погоду носок рабочей обуви должен быть закрытым, а туфли с открытой пяткой допустимы лишь в неофициальной обстановке. · Летом цветовая гамма делового костюма расширяется за счет использования светлых пастельных тонов. Однако ослепительно белый костюм исключается даже в жаркую погоду. Дресс-код официальных торжественных мероприятий Женский торжественный костюм в современном мире гораздо менее регламентирован, чем мужской. Дресс-код в данном случае лишь задает ориентиры, которым необходимо следовать. Это по- зволяет проявить индивидуальность и оригинальность в одежде, но и усложняет задачу выбора максимально уместного наряда. White tie. Изначально женской версией данного дресс-кода было бальное платье. В настоящее время женщина надевает открытое, обязательно длинное платье, желательно однотонное. Открытые плечи должны быть прикрыты меховым палантином или накидкой. В качестве аксессуаров допускаются маленькая вечерняя сумочка и ювелирные украшения с драгоценными камнями. Длинные перчатки традиционно также были атрибутом данного дресс- кода, но в настоящее время их ношение не является обязательным, хотя и приветствуется. Волосы должны быть уложены в прическу. В закрытом помещении прическа должна быть украшена (напри- мер, диадемой), на открытом воздухе обязательна шляпа. Обувь – туфли-лодочки на высоком каблуке. Black tie. Данный тип женского дресс-кода наиболее вариативен, поскольку его требования меняются в зависимости от того, в какое именно время проводится мероприятие и в каком качестве приглашена на него женщина – как независимый участник или как спутница мужчины. Основой торжественного костюма выступает вечернее платье или платье-коктейль, желательно не черного цвета. Чем позднее начинается мероприятие, тем более длинным и от- крытым может быть платье. Согласно правилам этикета, до 18 часов не принято надевать одежду с декольте. Обнаженные плечи уместны лишь начиная с 19 часов. Декольте допустимо после 20 часов. Глубокое декольте уместно ближе к полуночи (после 22 часов). Длина платья в любом случае не может быть выше колена. Если женщина приходит на мероприятие в качестве самостоятельного делового участника, ее костюм должен выглядеть более строго; если же она сопровождает мужчину, то допустимы более изысканные и сложные наряды. В основе этого правила лежит завуалированный принцип целесообразности: в длинном платье женщине сложнее передвигаться, ей требуется помощь мужчины, в то время как в удобном деловом костюме она вполне способна действовать ак- тивно и самостоятельно. В качестве аксессуара необходим элегантный клатч. Хотя к платью можно надеть высококачественную дорогую бижутерию, ювелирные украшения также приветствуются. Требования к прическе сходны с вариантом White tie, но диадема недопустима. Обувь – туфли на высоком каблуке. Come as you are («Приходите как есть»). Для мероприятий, требующих такого дресс-кода, возможны разные варианты одежды. Идеальным считается деловой костюм, однотонный или цвет- ной, скомбинированный с яркой блузкой. Также не будет нарушением правил однотонное платье или элегантный брючный костюм. Важно, чтобы одежда была выполнена из высококачественных на- туральных материалов. Образ дополняется элегантной сумкой, бижутерией, шелковым шарфом или платком. Обувь – классические туфли-лодочки на каблуке средней высоты. Таким образом, и в деловой обстановке женщина может вы- глядеть элегантно, пусть даже проявления женственности должны быть сведены к минимуму. Следует помнить наставление конца XIX в., не утратившее актуальности до сих пор: «Роскошь туалета заключается не в богатстве его, но в изяществе и вкусе. Изящной женщиной называется не та, которая увешана драгоценностями, наподобие витрины ювелира, но та, костюм которой сообразен с требованием хорошего вкуса и хорошего общества». Именно умение одеваться уместно, гармонично и в меру скромно в немалой степени позволяет выстроить имидж успешного профессионала.

ЭТИКЕТ ВНЕШНЕГО ВИДА И НЕВЕРБАЛЬНАЯ КОММУНИКАЦИЯ Общее впечатление от внешности зависит и от того, как мы ходим, стоим, садимся, от характерных поз и жестов. Походка вразвалку, манера горбиться может испортить впечатление от самой красивой внешности. Более того, изящная осанка и гармоничность телодвижений не только украшают внешний вид человека, но и являются наглядными свидетельствами состояния его здоровья. Люди общаются между собой не только при помощи слов. Позы, взгляды, жесты, прикосновения – все это также призвано передавать информацию. В совокупности все эти каналы передачи значений образуют невербальную систему коммуникации. Среди многих видов невербальной коммуникации для делового этикета наиболее значимы проксемика, кинесика и ольфакция. Проксемика – наука о пространстве коммуникации. Этикетная проксемика определяет расположение участников взаимодействия относительно друг друга. К ней можно отнести базовые оппозиции «впереди – сзади», «справа – слева», «сидя – стоя», которые отра- жают различия социальных статусов и зачастую национально специфичны. Так, «правое» обычно ассоциируется с правдой, правильным, правотой и соотносится с высоким социальным и возрастным статусом, в то время как «левое» – с ложью, неправильным, неправотой и низким общественным положением. Особое место среди требований этикетной проксемики занимает дистанция общения. Американский антрополог Эдвард Холл в начале 1960-х гг. выделил на основе анализа норм североамериканской культуры четыре типа личного пространства, или пространственные зоны: 1. Интимная зона (от 15 до 46 см). Эта зона разделяет людей достаточно близких и не желающих посвящать в свои дела треть- их лиц. В эту зону разрешается проникнуть только тем, кто находится в тесном эмоциональном контакте. Это дети, родители, суп- руги, любовники, близкие друзья и родственники. Из всех зон эта считается самой главной, поскольку именно ее человек охраняет так, как будто это его собственность. В этой зоне имеется еще под- зона радиусом в 15 см, в которую можно проникнуть только посредством физического контакта. Это сверхинтимная зона человека. 2. Личная зона (от 46 см до 1,2 м). Эта зона, которая определяется как дистанция, которую индивид склонен поддерживать между собой и всеми другими в ситуациях повседневного общения, на вечеринках, официальных приемах, встречах, в дружеских компаниях и т. д. 3. Социальная зона (от 1,2 до 3,6 м). На таком расстоянии человек предпочитает держаться от посторонних людей, например водопроводчика или плотника, пришедшего заняться ремонтом в его доме, почтальона, нового служащего на работе и от людей, которых он не очень хорошо знает. 4. Общественная зона (более 3,6 м). Эта зона определяется дис- танцией, сохраняемой при встрече двух и более людей на публичных собраниях, в аудитории, когда человек обращается к большой группе людей. Эти четыре зоны характерны для большинства культур, но конкретные расстояния могут различаться в зависимости от многих факторов. Так, сельские жители, как правило, предпочитают сохранять бóльшую дистанцию по сравнению с городскими. Замечено также, что женщины при общении между собой находятся ближе, нежели мужчины. Существуют и национальные различия. Все это требует особого внимания к поведению собеседника. Если во время разговора он делает шаг назад, отодвигает стул или от- клоняется верхней частью корпуса, это недвусмысленно означает, что общение происходит в той зоне, которую он считает непригод- ной для данной ситуации. В этом случае не следует придвигаться ближе, пытаясь восстановить исходную диспозицию. Нарушение границы, предписанной отношениями собеседников, может быть воспринято как оскорбление или угроза. Объектом кинесики – науки о языке тела – выступают мимические жесты, жесты головы и ног, позы и знаковые телодвижения. Существует целый ряд поз, которые демонстрируют пренебрежение или безразличие к собеседнику или ситуации, а потому их следует избегать. Недопустимо: · стоять, опираясь на спинку стула и выпячивая нижнюю часть корпуса, а также прислонившись к стене или повернувшись спиной к собеседникам; · сидеть широко расставив колени и повернув ступни ног внутрь; · разваливаться на стуле или сидеть на самом краешке сиденья стула; · закидывать ногу на ногу, особенно сидя в низком кресле или на диване. Если для мужчины такая поза неуместна с точки зрения семантики, то для женщины она еще и неэстетична. Сидя в кресле или на диване, ноги следует держать вместе, т. е. прижать их друг к другу, обе голени наклонить в одну сторону. При этом одну ступню следует заложить за другую. Ольфакция, т. е. наука о семантике запахов и их роли в коммуникации, относится к наименее теоретически разработанным час- тям невербальной семиотики, но ее роль в повседневной практике очевидна каждому. Строго говоря, в деловой обстановке любой интенсивный запах неуместен. Это, прежде всего, означает, что необходимо свести к минимуму естественные телесные запахи. Что касается парфюмерии, то главный критерий, которым следует руководствоваться, – это умеренность. Кроме того, следует помнить, что каждое средство для ухода за телом (дезодорант, гель для душа, лосьон для бритья и пр.) также имеет собственный аромат. Чтобы избежать смешения запахов, рекомендуется использовать средства одной марки и линии. Совершенно недопустимы тяжелые, удушливые ароматы. Запах должен ощущаться только на расстоянии вытянутой руки. Многие специалисты по этикету и имиджу рекомендуют регулярно менять парфюмерию, так как постоянное использование одного и того же средства приводит к тому, что человек перестает улавливать его запах и теряет способность правильно его дозировать. Таким образом, при всем многообразии правил этикета, относя- щихся к культуре внешности человека, главный смысл этих требований остается прежним – чувство меры, гигиеничность и здравый смысл. Современный деловой дресс-код очень вариативен, он отражает не только общие ценности профессионализма, точности и надежности, но и частные идеалы отдельных сфер деятельности – творческой, научной, предпринимательской и др. А потому как никогда значимо не просто знание соответствующих правил, но умение выбирать вариант дресс-кода, наиболее уместный в конкретной ситуации.

Контрольные вопросы 1. Какими культурно-историческими причинами обусловлены требования к деловому костюму? 2. Какие типы делового дресс-кода вам известны? Чем они различаются? 3. Перечислите основные элементы мужского делового костюма. 4. Какие требования предъявляются к использованию аксессуаров в деловой обстановке? 5. Какие изменения можно внести в деловой костюм в жаркую погоду? 6. Охарактеризуйте деловой костюм женщины. 7. В чем заключается суть дресс-кода white tie и black tie? 8. Назовите основные дистанции общения. 9. Каковы правила этикетной кинесики? 10. В чем особенности употребления парфюмерии в деловой обстановке?

ПРЕДМЕТЫ СЕРВИРОВКИ СТОЛА И ИХ НАЗНАЧЕНИЕ Тонкости обращения со столовыми приборами стали вопросом этикета довольно поздно. Сам набор инструментов сложился не сразу. Изначальный минимум, которого было достаточно едокам, состоял из тарелок и ножей. Большинство задач с успехом решалось с помощью пальцев. Естественно, что требования к технике поедания были минимальны. Да и как можно было раздавать какие-то серьезные предписания, касающиеся пользования столовыми приборами, если большинство приборов было принято при- носить с собой, поскольку у хозяина их обычно недоставало? Функцию тарелок выполняли большие ломти хлеба. В домах богатых еду приносили обычно с буфетного столика, часто без определен- ной последовательности. Каждый брал то, что ему понравится. Все пользовались одним и тем же блюдом. Долгое время не было особых приборов для различных кушаний. Часто на двух обедающих была одна тарелка (дощечка). Самый ценный столовый при- бор Средневековья – это нож, с помощью которого можно было отрезать куски мяса, хотя не было ничего слишком предосудительного и в том, чтобы разрывать мясо руками. Он же был и первым индивидуальным прибором. Так продолжалось довольно долго, и современный этикетный стандарт складывается лишь в XVIII в. Стимулом для развития этикета стало появление ресторанов. Именно в ресторанах утверждаются единые правила сервировки, набор столовых приборов и принципы обращения с ними. Источники последней четверти века дают нам представление о правилах, в основе своей похожих на современные. В настоящее время куверт состоит из фарфоровой посуды, сто- ловых приборов, бокалов и полотняной салфетки. По самой сервировке (если только она выполнена по всем правилам) можно узнать о меню и порядке подаваемых блюд. Для еды за столом используют разнообразную фарфоровую или фаянсовую посуду: закусочные тарелки – для всех холодных и некоторых горячих закусок; столовые глубокие тарелки – для супов и каш; бульонные чашки – для бульонов и некоторых заправочных супов, которые подают с гарниром, нарезанным небольшими ку- сочками. Чашки бывают с одной или двумя ручками; мелкие столовые тарелки – для всех вторых горячих блюд. В некоторых случаях тарелку подставляют под столовую глубокую тарелку, а на торжественных приемах и банкетах – под закусочную тарелку. Под малую столовую тарелку с супом в качестве подстав- ной используют закусочную тарелку; пирожковые тарелки – для хлеба, булочек и других хлебобулочных изделий, предназначенных каждому участнику застолья; десертные тарелки (мелкие и глубокие) – для сладких блюд; креманки – металлические или стеклянные – для многих слад- ких блюд (киселей, компотов, фруктов или ягод в сиропе, мороженого и др.); однопорционные сковороды, кокильницы, кокотницы – посуда, в которой готовят, подают блюдо и из которой едят горячие закуски. Особое внимание следует обратить на так называемые подстановочные тарелки, которые, в соответствии со своим названием, используются только в качестве подставки для основных тарелок. Накладывать еду на эти тарелки не принято. Столовые приборы. Как уже было отмечено, набор столовых приборов формировался достаточно долго. Лишь в XVI в., по данным Ф. Броделя, обязательными предметами сервировки становятся индивидуальные нож и ложка37. При этом современная форма сто- лового ножа появилась еще позднее: только в 1637 г. по указанию кардинала Ришелье обедающим начали подавать ножи с закругленным лезвием. История вилки еще более сложна. Прообразами вилки уже в XIV в. пользовались многие итальянские горожане для того, чтобы есть пасту. Но еще несколько столетий двузубая вилка считалась бессмысленной роскошью, а использовавшие ее подвергались осуждению и насмешкам вне зависимости от своего статуса, ведь правила хорошего тона предписывали брать еду руками. Лишь в последней четверти XVIII в. вилка приобрела современный вид и закрепилась в сервировке.  В настоящее время к основным столовым приборам относятся ножи, вилки и ложки. Каждому ножу соответствует определенная вилка. При помощи закусочных ножа и вилки едят различные закуски – мясные, рыбные, овощные и др. Рыбные нож и вилка необходимы для употребления блюд из рыбы. При отсутствии специальных приборов для рыбы пользуются двумя вилками. Нож и вилка для рыбы несколько меньше столовых. Нож для рыбы тупой, похож на удлиненную лопатку, а вилка имеет три-четыре укороченных и широких зубчика. Столовый нож по размеру соответствует диаметру мелкой столовой тарелки, вилка же по размеру соответствует ножу или может быть немного меньше. При помощи столовых ножа и вилки едят блюда из мяса и мясных продуктов, изделия из теста (кроме слад- ких), пироги, кулебяки, блины и др. Десертными ножом и вилкой пользуются для сладких пирогов, некоторых пирожных и тортов, арбуза, дыни и др. Ложки различают: столовую – для супов, подаваемых в глубоких тарелках; десертную – для сладких блюд, подаваемых в креманках или в глубоких десертных тарелках, а также для супов, подаваемых в бульонных чашках; чайную – для горячих напитков (чая, кофе с молоком или сливками, какао); кофейную – для черного кофе, подаваемого в кофейной чашке. Все перечисленные приборы являются персональными, и при сервировке стола их кладут перед каждым участником застолья. · Ножи раскладывают справа от тарелок (закусочных или мелких столовых) в следующем порядке: ближе к тарелке – столовый нож, рядом с ним – рыбный и последним – закусочный нож. Все ножи должны быть обращены лезвием к тарелке. Это связано с историческими традициями. В эпоху феодализма оружие пускалось в ход легко и часто. Поэтому, чтобы не омрачать атмосферу застолий и в качестве напоминания о необходимости сдерживать эмоции, лезвия ножей были повернуты в сторону не соседа, а тарелки. · Если за обедом подается суп, то между закусочным и рыбным ножами кладется ложка выпуклой поверхностью вниз. · Слева от тарелок раскладывают соответствующие ножам вилки, причем зубцами вверх, – столовую, рыбную и закусочную. · Десертные приборы раскладывают за тарелкой параллельно краю стола в следующем порядке от тарелки к центру стола: нож, вилка, ложка. При этом нож и ложку кладут ручками вправо, а вилку – влево. · Ножей и вилок никогда не кладут на стол более трех пар. В случае необходимости к некоторым блюдам дополнительно подаются ножи, вилки и другие предметы сервировки. · Если подается масло, то нож для него лежит на пи- рожковой тарелке для хлеба. К столу кроме еды традиционно подают различные напитки. Пьют их, как правило, из стеклянной (хрустальной) посуды – рюмок, фужеров, бокалов и стопок. Каждому напитку соответствует своя посуда, которая располагается за тарелкой – справа или по центру. · Емкость бокала напрямую связана с крепостью напит- ка: чем крепче алкогольный напиток, тем меньше рюмка. · Ни один гость не обязан пить все, что предложено за сто- лом: каждый должен знать, сколько он может выпить, не выходя за рамки приличия и не ставя себя в неудобное положение. · Если к столу не подают алкогольных напитков, то ставят только фужеры и коническую или цилиндрическую стоп- ку для безалкогольных напитков. · Все безалкогольные напитки подают к столу охлажденными до 8–12 °С. Температура подачи алкогольных напитков варьирует в зависимости от конкретного вида от 4 до 20 °С. Непременная деталь при сервировке стола – салфетки. Изначально потребность в них была очень велика, так как во время еды пальцы очень быстро становились жирными и грязными. Поэтому уже в ранних вариантах сервировки обнаруживаются разного рода салфетки. Материал для них изменялся на протяжении веков. Так, в Древнем Риме получили распространение асбестовые салфетки, которые после применения бросали в огонь для очищения, а при ту- рецком дворе в этом качестве использовали даже белых кошек, о спины которых можно было вытереть руки. Менее экзотическим способом были чаши для омовения рук, которые до сих пор можно встретить в определенных вариантах сервировки, но уже не в качестве основного элемента, а как указание на то, что блюдо, к кото- рому они подаются, можно есть руками. В современном столовом этикете салфетки в зависимости от назначения подразделяют на столовые (46 ´ 46 см) и чайные (35 ´ 35 см), а также на полотняные и бумажные. Для торжественных застолий предпочтительнее полотняные салфетки. · Свернутые полотняные салфетки кладут каждому гостю на закусочную или пирожковую тарелку. · Садясь за стол, полотняную салфетку необходимо раз- вернуть и положить на колени, где она и должна оставаться до окончания обеда. Не следует закладывать эту салфетку за воротник. Так было принято делать лишь в те времена, когда носили пышные кружевные воротники и жабо. Сегодня так кладут салфетку только маленьким детям или больным людям. · Если возникает необходимость временно выйти из-за сто- ла, салфетку не следует расстилать на спинке или ручке кресла. Ее нужно аккуратно положить слева от тарелки. Вер- нувшись за стол, ее снова кладут на колени. · Полотняными салфетками не принято тщательно вытирать руки и губы во время еды. Для этого используют бу- мажные салфетки. Но если по каким-то причинам бумажных салфеток нет, то полотняной салфеткой можно лишь слегка  Согласно правилам американского этикета, салфетку следует положить не на стол, а на сиденье стула. промокнуть губы перед тем как отпить вина или воды, чтобы не оставлять на стекле жирных следов, и вытереть кончики пальцев, но не делать это слишком тщательно. · Бумажные салфетки обычно ставятся на стол в салфетницах. Если в сервировке отсутствуют полотняные салфетки, можно положить бумажную слева от тарелки. · Бумажной салфеткой можно пользоваться только один раз, после чего ее нужно аккуратно свернуть и положить под бортик тарелки, а после еды – на тарелку вместе с использованными приборами. При сервировке соблюдают обычаи, которые вырабатывались на протяжении многих лет, и их основная цель состоит не в том, чтобы, как полагают некоторые, затруднить многочисленными формальностями процесс еды. Соблюдение этих правил, напротив, позволяет наиболее рационально распределить столовые приборы и придать столу праздничный вид. Правильно и умело пользоваться предметами сервировки сов- сем несложно, главное – использовать их только по назначению. · Прежде всего, нужно запомнить, что все приборы – ножи и ложки, расположенные справа от тарелки, берут и держат во время еды правой рукой, а все те, что расположены слева, – левой рукой. · Десертные приборы, расположенные ручками вправо, берут правой рукой, а ручками влево – левой рукой. · Разумеется, не следует отставлять в сторону мизинец. · Вилку рекомендуется держать в левой руке зубцами вниз так, чтобы конец ее ручки слегка упирался в ладонь. · Когда то или иное блюдо не требует применения ножа, хотя он и входит в столовый прибор, его оставляют лежать неиспользованным на столе, а едят одной вилкой, держа ее в правой руке. · С точки зрения европейской традиции, не рекомендуется сначала разрезать ножом кушанье, а затем пользоваться исключительно вилкой. Этот вариант принят лишь в США. · Одна из наиболее распространенных ошибок – ножом накладывать пищу на вилку. Ножом лишь слегка подправляют то, что берут вилкой. · Когда едят с помощью ножа и вилки, их держат постоянно в руках. · Использованный нож, который больше не понадобится, кладут поперек тарелки. · Когда нужно положить нож и вилку, их кладут по обе стороны тарелки на ее края или складывают крест-накрест на тарелке в том виде, как их держали. При этом лезвие ножа должно быть направлено влево, а зубцы вилки вниз. · После окончания обеда или ужина нож и вилку кладут на тарелку вместе, параллельно друг другу, ручками вправо. Зубцы вилки при этом обращены вверх, а лезвие ножа направлено влево. · Когда суп съеден, ложку кладут в тарелку. Точно так же поступают, прекращая еду на время и добавляя дополни- тельную порцию супа. При правильном обращении приборы предельно облегчают процесс еды. Важно не просто уметь пользоваться приборами, но и свободно и комфортно чувствовать себя за столом. А для этого необходимо владеть определенными навыками застольного поведения и знать ряд правил обслуживания.

ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ И ОБСЛУЖИВАНИЯ ЗА СТОЛОМ Данная группа правил касается общих вопросов взаимодействия хозяев, гостей, а также обслуживающего персонала и распространяется как на банкеты и приемы, так и на повседневные посещения ресторанов и кафе. Следование этим правилам позволяет каждому присутствующему за столом чувствовать себя максимально комфортно, не стесняя других, а хозяевам или устроителям застолья – избегать заминок и неловкостей во время обслуживания. · На прием с рассадкой следует приходить точно в указанное в приглашении время. · Подавать кушанья начинают с дамы, сидящей по правую руку хозяина. При этом сначала обслуживают всех сидящих за столом женщин, а затем – всех мужчин. · Когда кушанья поданы всем присутствующим, хозяйка (хозяин) приступает к еде, показывая тем самым, что можно начинать. Если за столом присутствует много гостей, нет необходимости ждать до тех пор, пока все будут обслужены. В таком случае кушанья остынут и потеряют свои вкусовые качества. Поэтому не будет неправильным, если вы, за- метив, что обслужено пять-шесть человек, приступите к еде. (Однако мужчинам этикет позволяет сделать это только после того, как начали есть сидящие рядом с ними женщины.) · Перекладывать кушанья из общего блюда следует толь- ко прибором – ложкой, вилкой, лопаточкой и др., специально положенным в салатник, блюдо с закуской. Недопустимо пе- рекладывать пищу из общих блюд к себе в тарелку персональными приборами: это и неудобно, и негигиенично. Как и во многих правилах, в этом тоже есть исключения. Не все кушанья перекладываются в тарелку специальным прибором: так, хлеб, пирожки, печенье, целые, а не нарезанные фрукты, помидоры и огурцы, а также сахар (если не поданы щипчики) принято брать руками. Это исключение вполне разумно: эти продукты не нужно отделять друг от друга ножом или вилкой; руками при этом дотрагиваются лишь только до того из них, который берут, и, кроме того, руки при этом не испачкаешь. · Преимущественное внимание за столом мужчина оказывает женщине, сидящей от него справа. Он предлагает подать ей то или иное блюдо, занимает ее беседой. · Руки до еды или в перерывах между едой нужно дер- жать на коленях или на подлокотниках кресел. · В процессе еды во всех случаях не рекомендуется класть локти на стол, и не только потому, что в этом случае придется согнуться над тарелкой, но потому, что широко расставленные руки будут мешать соседям по столу. На столе можно держать лишь кисти рук. · Исключение из этого правила может быть сделано лишь во время беседы с человеком, сидящим напротив, когда из-за громко играющего оркестра или шума невозможно рас- слышать собеседника. В таком случае, наклоняясь вперед, раз- решается опираться на поставленные на стол локти. Однако и это допустимо лишь в том случае, когда блюдо еще не подано. · Правила этикета также предполагают: если человек уронил нож, вилку, салфетку и т. п., то не следует стараться поднять их. Надо попросить другой прибор, не пытаясь при этом объясниться, чтобы не привлекать к себе внимания окружающих. · По окончании обеда, вставая из-за стола, не принято оставлять стул отставленным. Его следует придвинуть обрат- но к столу. Мужчина при этом должен помочь своей соседке встать, отодвигая ее стул, а затем возвратить его к столу. · Положив салфетку на стол или встав из-за стола, хозяйка (или хозяин) показывает, что обед окончен. Только после этого знака гости также могут положить свои салфетки и подняться. · Из-за стола принято вставать одновременно, при этом не следует торопливо доедать остатки с тарелки или допивать оставшиеся в бокале напитки.

Этикетом рекомендуется следующая последовательность подачи блюд: вначале предлагают холодную закуску (или закуски), за ней следует горячая закуска, а после них – первое блюдо, например суп, затем вторые горячие блюда (вначале рыбное, а уж потом мясное) и, наконец, десерт – сладкое блюдо, а за ним фрукты. Разумеется, само меню может меняться, но последовательность подачи блюд должна оставаться неизменной. Если из меню исключить, например, горячую закуску, суп и горячее рыбное блюдо, то после холодной закуски подают второе горячее мясное блюдо, а затем десерт. В некоторых странах, во Франции, например, сыры предлагают перед десертом. Не менее важную роль, чем тонкости обращения со столовыми приборами, играет уважительное и деликатное поведение по отношению к остальным участникам обеда, а потому существует ряд правил, регламентирующих эту сторону застолья: · Чтобы не вызвать неприятных ощущений и раздражения у сидящих рядом, есть и действовать приборами следует бесшумно. · При еде не следует склоняться низко над тарелкой. Необходимо держаться по возможности прямо, лишь слегка на- клоняясь вперед. · При подаче незнакомого блюда рекомендуется посмотреть, как справляется с ним хозяйка (хозяин) застолья. Не будет нарушением этикета обратиться к ним или официанту с вопросом о том, из чего приготовлено это блюдо и как правильно его есть. · Не рекомендуется сразу накладывать на свою тарелку большую порцию незнакомого блюда. Лучше, попробовав не- большой кусочек, взять дополнительную порцию, если блюдо понравилось. В любом случае кусочек, который находится во рту, должен быть съеден. · Положенное на тарелку принято съедать полностью, не оставляя ничего, чтобы не обидеть хозяйку, не показать, что еда не вкусна. Хотя прежде, наоборот, считалось нормой оставлять в тарелке немного пищи, чтобы показать, что вы полностью насытились, или доказать, что вы не обжора. Но времена меняются, и изменяются правила хорошего тона. Однако нельзя здесь и переусердствовать: вылизывать или вымазывать тарелку после съеденного блюда куском хлеба совершенно недопустимо. · Следует избегать подробных объяснений отказа от того или иного блюда. Ведь большинство отказов продиктовано либо личной неприязнью к какому-либо блюду или продукту, либо религиозными предписаниями, либо медицинскими показаниями. Получается, что любые объяснения могут затро- нуть темы религии, болезней или качества подаваемых блюд – темы, которые считаются неприемлемыми и в деловом, и в по- вседневном общении. Чтобы этого избежать, достаточно при отказе просто сказать: «Нет, спасибо». · Если нужно что-нибудь достать со стола, не рекомендуется тянуться через весь стол. Лучше попросить передать это через других сидящих за столом. · При общем застолье стараются не обгонять и не от- ставать от других. Невежливо вставать из-за стола, пока все не закончат трапезу. Трудно представить перечень кушаний, ежедневно готовящихся во всем мире. И конечно, невозможно рассказать о том, как правильно есть каждое из этих блюд. Остановимся лишь на некоторых основных случаях, вызывающих наибольшие затруднения: · Хлеб берут рукой (а не вилкой) с общей тарелки и кладут на свою пирожковую тарелку. Небольшие кусочки хлеба отламываются от ломтика (или булочки) пальцами левой руки и направляют в рот. Хлеб, положенный на пирожковую тарелку или салфетку, всегда находится слева. По правилам этикета не рекомендуется откусывать кусочки хлеба от целого ломтя; не следует крошить хлеб в тарелку с целью подобрать оставшийся там соус. · Доедая суп, тарелку не следует наклонять, лучше не до- едать суп до конца, а оставить немного в тарелке. · Едят суп с края ложки, поднося ее параллельно ко рту. · Рыбные блюда едят с помощью специального рыбного ножа и вилки. При этом рыбу ножом не разрезают. Рыбный нож стал употребляться сравнительно недавно – в эпоху правления в Англии королевы Виктории, и потому некоторые ревнивые хранители традиций предпочитают есть рыбные блюда с помощью двух вилок. Двумя вилками можно воспользоваться и тогда, когда нож для рыбы не подан: правой – для отделения костей, а левой – для отправления кусочков рыбы в рот. · Если подано блюдо из цельного куска мяса, не рекомендуется: сразу же разрезать весь кусок мяса на маленькие ку- сочки, так как оно быстро остынет и станет невкусным и неаппетитным; обмакивать отрезанный кусочек мяса в горчицу (горчица и другие приправы кладутся на мясо при помощи ножа); вначале съесть мясо, а затем гарнир или наоборот. · Бисквитные торты и пирожные, как правило, едят чай- ной ложкой. · Песочные, а также слоеные торты и пирожные едят при помощи ножа и вилки. · Если пирожное лежит на маленькой бумажной салфетке, то его берут на свою тарелку вместе с этой салфеткой и едят с этой салфетки. · Эклер, пончики и тому подобные изделия можно откусывать, держа в руке, или есть вилочкой. · Печенье, сухие пирожные, вафли берут


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: