Подходы к определению оценки показателей эффективности деятельности социальной сферы

Объективные оценки по тому или иному показателю социальной результативности управления могут быть получены только после сравнения данной величины показателей с той или иной величиной установленного критерия, который выступает своеобразной единицей на шкале оценок. При этом под термином «критерий» понимается признак, основание, правило принятия решения по оценке чего-либо на соответствие предъявленным требованиям. В отличие от задач оценки экономической эффективности (единый исходный критерий – размер прибыли), в социальной сфере приходится иметь дело с несколькими возможными подходами:

1) Критерием оценки служит базисное фактическое значение данного показателя социальной результативности на данном объекте. Примером такого простейшего подхода может служить Методика оценки эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, утвержденная Постановлением Правительства РФ от 15 апреля 2009 г. № 322. Например, рост значений таких показателей, как удовлетворенность населения медицинской помощью (процент от числа опрошенных); удельный вес населения, систематически занимающегося физической культурой и спортом (процентов) и т.п., а также снижение таких показателей, как, например, младенческая смертность; количество обоснованных жалоб на отказ в оказании медицинской помощи, предоставляемой в рамках территориальной программы обязательного медицинского страхования и т.п. отражают, согласно установки Методики, эффективность деятельность органов исполнительной власти субъекта РФ.

2) Критерием оценки выступает средняя арифметическая величина показателя для данной группы объектов (например, субъектов Федерации из данного федерального округа). Для определения индикаторов оценки уровня социально-экономического развития субъектов Федерации рассчитываются показатели уровня и качества жизни населения путем деления фактического уровня позитивного показателя на его значение в среднем по РФ.

3) Критерием оценки выступает среднепрогрессивная величина показателя для данной группы объектов. Для ее расчета в данной группе выделяются «лучшие» объекты по простому правилу:

- для позитивных показателей отбираются те объекты, у которых фактическая величина показателя больше среднеарифметического его значения;

- для негативных показателей отбираются те объекты, у которых фактические значения меньше среднеарифметического уровня;

- в том и другом случае по группе отобранных объектов рассчитывается частное среднее значение социального показателя, которое и является среднепрогрессивным уровнем данного индикатора для данной группы объектов. Результаты оценочных расчетов становится более качественными, если для определения среднепрогрессивной величины принимать в расчет среднюю только по 10-25% лучших объектов. В этом случае говорят о применении метода продвинутых групп.

4) Критерием оценки служат социальные стандарты, нормы и нормативы. Так, известными социальными нормативами являются, например, прожиточный минимум, минимальный размер пенсий по старости, величина «материнского капитала».
В качестве примера нормативов развития социальной сферы приведены показатели в Таблице 1.

Примеры нормативов развития социальной сферы.          Таблица 1.

  Наименование норматива Ед. измерения Значение
1 Число мест в общеобразовательных учреждениях Мест на 100 детей 85 мест в городе, 40 мест в сельской местности.
2 Число коек в соответствии с программой госгарантий по всем профилям. Коек на 1000 чел. 8,89
3 Норматив единовременной пропускной способности объектов физкультуры и спорта. Тыс. чел. На 10000 человек населений 1,9


Разность между нормативной потребностью в социальных услугах и возможностями действующих учреждений социальной сферы всех форм собственности определяет потребность в развитии сети этих учреждений.

4) Критерием оценки служат целевые показатели социально-экономического развития для того или иного объекта. Следует отметить, что целевые показатели в управлении развитием социальной сферы стали получать распространение только в последние 10-15 лет. Для иллюстрации в таблице 2 приведены примеры регионального уровня.

                                                                                                    Таблица 2

Примеры использования целевых показателей в концепции социально-экономического развития Ленинградской области на период до 2025 года. [2]

  Показатель 2015 2020 2025
1 Уровень зарегистрированной безработицы (к экономически активному населению, на конец года), % 0,6 0,6 0,5
2 Реальные располагаемые денежные доходы населения (к предыдущему году), % 104,9 105,6 105,3
3 Ожидаемая продолжительность жизни при рождении, количество лет. 72,5 74,5 75,8

Предложенные процедуры для оценки эффективности деятельности социальной сферы направлены на повышение качества управления социальным развитием и будут способствовать решению актуальных проблем развития в соответствующих отраслях.

 



Заключение

При определении эффективности деятельности социальной сферы необходимо опираться на основополагающие принципы: полученный результат должен соответствовать поставленным задачам развития и степени данного достижения; народнохозяйственные издержки должны минимизироваться; реализация лучшего компромисса между противоречивыми целями административного и политического давления.

Оценивания социально-экономическую эффективность, необходимо не только отличать данную разновидность эффективности от других видов, но и не смешивать ее с иными возможными экономическими характеристиками. Здесь следует учитывать экономичность и результативность.

В качестве подходов используют разные критерии: базисные и фактические значения показателей социальной результативности, социальные стандарты и нормы, средняя арифметическая. Все они будут способствовать решению актуальных проблем развития в соответствующих отраслях.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: