Микенская цивилизация

Культура микенской цивилизации. 16 — 12 века. Расцвет приходиться на 14 — 13 века. Центры были в Фивах, Пилосе, Микенах, Афинах. Микенская цивилизация также унаследовала культуру пелазгов и критян. В 1871 году Шлимман открыл Микенскую цивилизацию. Архитектура микенской цивилизации: Оборонительные сооружения, дворцовые комплексы, погребальные постройки. Лучше всего сохранились оборонительные сооружения в Тиринфе, Тиринфский акрополь, 1600 — 1100. Акрополь переводиться как «Верхний город». Хорошо укрепленная, находящаяся на возвышенности часть греческого города. Акрополь Тиринфа располагается в Арголиде. Крепостная стена имеет в основном от 4,5 — 8, а в отдельных местах достигает толщины в 17 метров. Высота до 8 метров в сохранившейся части. Крепостная стена состояла из 2-х панцирей, сложенных из двух огромных часто необработанных, каменей без использования соединительного раствора. Павсаний «Описание Эллады» называет эту технику кладки стен «циклопической». Вес отдельных блоков составлял 12 тонн. Пространство между двумя панцирями заложено бутом. Бут — крупные обломки горных пород (в поперечнике 15 — 20 см) получаемые при разработке. Система оборонительных сооружений. Пропелей — парадных проход, часто образованный портиками или колоннами, расположенными по оси движения. Знаменитые афинские пропелеи. За всю история существования Тиринфский акрополь так и не был захвачен. В верхней часто акрополя располагался источник воды. Дворцовые сооружения на территории сохраняются лучше всего в пилосском акрополе. Центральный вход на микенский акрополь назывался «Львиные ворота». Львиные ворота были построены из 3-х каменных блока, два из них расположены вертикально. Ригель — верхняя плита, служившая перекрытием, длина 5 м, толщина 1м, масса 20 тонн. Для облечения нагрузки на ригель в кладке крепостной стены сверху него было оставлено треугольное отверстие. Отверстие было закрыто треугольной плитой с изображением львиц из известняка. Дворцовые постройки. Строили эти сооружения сырцовым кирпичом с деревянными прокладками, возводилось на каменном основании. Оштукатурены и иногда расписывались. Дворец старца Нестора в Пилос, территория области Мессения. Отличия критских и микенских дворцовых сооружений: критские дворцы небольшие по занимаемой площади; не ориентированы по сторонам света; ограничивается доступ света и воздуха во внутренние помещения; отсутствуют световые колодцы и шахты; больше оконных проемов; все помещения группируются вокруг мегарона. Мегарон — тип древнейшего греческого жилища, характерный для третьего, второго тысячелетия до нашей эры. Строение мегарона: собственно, мегарон — прямоугольный зал с очагом в центре, с четырьмя колоннами, поддерживающими крышу. За мегароном располагается помещение продромос, проходное помещение между мегароном и портиком. Он отгораживает внутренние помещения от внешних. Мегарон — основа, на которой в следующий период развития зародиться храмовая архитектура. Погребальная архитектура: шахтовые гробницы, купольные гробницы («толосы»). Самый яркий пример шахтовых гробниц могильный круг А — комплекс захоронений шести. В 13 веке был включен в систему оборонительных сооружений микенского акрополя. Он и сам был обнесен оградой из каменных блоков. Шахтовые могилы ­— очень глубокие погребения, глубина могил могла доходить до 14 метров. Снизу шахта засыпалась галькой. Стены обкладывались каменными плитами. На гальку накладывали настил, клали тело покойного и погребальные дары. Толосы — монументальное, круглое сооружение, перекрытое ложным сводом или куполом. Ложный свод или купол получается в результате того, что каждый последующий ряд каменной кладки слегка выступает над предыдущим. Сверху кладется замковый камень, полностью закрывая пространство. Толосы располагались внутри холма под землей. К толосу ведет длинный выложенный каменной кладкой коридор, который ведет к внутреннему помещению и называется дромос. «Сокровищница Атрея», 13 век до нашей эры. Атрей, царь Микен, отец Агамемнона и Менелая. Толос Атрея за богатые погребальные дары Павсаний назвал. Ширина 6 м, 36 м длина. Купольные сооружения появляются в 15 веке. Дромос с двух сторон выложен каменными блоками. Дромос — коридор, ведущий в саму гробницу. Вход в гробницу: высота ­— более 5-ти метров; ригель 3,5 и 2,1 метр; вес ригеля 120 тонн. И над ригелем было оставлено треугольное отверстие для облегчения нагрузки на ригель. И плиту закрыли это отверстие, покрыли его орнаментом. Центральная камера: диаметр — 14,5; высота — 13,5 метров; перекрыта ложным куполом из 34-х концентрических (сходящихся к центру) кругов каменной кладки. Купол был украшен розетками, изображающими звездное небо. Розетка — орнаментальный мотив в виде круглого стилизованного цветка с одинаковыми лепестками. Купол являлся символом вселенной.

Изобразительное искусство микенской цивилизации. Появляется монументальная скульптура. Фресковая живопись. Фрески представлены в первую очередь находками в Микенах. Фрески представлены фрагментарно. Щит был также и сакральным символом. «Микенская дама»/ «Дама с ожерельем», фрагмент росписи «Дома верховного жреца», 13 век. Египетская манера изображения человеческого. Фреска с грифоном, изображен критский воин и фигура грифона. Фриз тиринфского мегарона. «Женщина, несущая дары», почти не сохранилась, имеет типично критский костюм. «Дамы на колеснице», национальный музей в афинах, 13 век до нашей эры, сохранилась фрагментарно. «Акробат на быке», бык изображен в позе летящего галопа, трюк выполняет женщина. «Охота на кабана», 13 век. Фрески из Пилоса. «Летящие птицы», 13 век. Фреска с изображением боевой колесницы и двумя воинами. Фреска с изображением сцен сражения. «Охотник и олень», дворец Нестора, 13 век, изображается охотник с добычей. Фреска с изображением всадников. Фреска с изображением музыканта (возможно Орфея). Орфей изображен сидящим на скале и с лирой в руках. Своеобразие фресок позволяет говорить исследователям о существовании самостоятельной художественной школы. Наличие изображение охотничьих и особенно военных сцен — это отличие микенской фресковой живописи от критской. Вазопись. Можно выделить несколько стилей, которые сменяли друг друга. В 15 веке вазопись представлена эфирейскими кубками. Двуручные сосуды с изображением представителей растительного и животного мира, изображенные в крайне упрощенном виде. Эфирейские сосуды относятся к типу кратеров. Прообразом эфирейских кубков являлись критские вазы морского и флорального стилей. Период 14 — 13 веков ­период микенского керамического койне. Продолжается традиция создания эфирейских кубков. Изображения становятся все более стилизованными. Появляются вазы «картинного стиля», преимущественно кратеры. Они были обнаружены на Кипре и в современной Сирии. Они украшены сложными многофигурными композициями. Некоторые вазы картинного стиля украшены изображением людей на колесницах и рядом с ними. А также осьминогов, рыб, морских звезд и растений. «Кратер Зевса», обнаруженный на Кирпе, высотой 38 см, 13 век до нашей эры. Появляются изображения людей. Сосуды с анималистическими сюжетами. Чаще всего встречаются изображения мирно пасущихся быков и птиц. «Ваза воинов», замыкает фигурные композиции микенской вазовой живописи 14 ­— 13 веков. Начинается изображение слева. Для изображения характерна типизация. На нем изображены воины. Ручка вазы оформлена с анималистическим сюжетом. В микенской керамике впервые появляется изображение человека. В микенской керамике появляются изображения коней, быков в большом количестве. С 12 века появляются вазы «тесного стиля». Основа композиции — фигура огромного осьминога. Все пространство заполнено изображением осьминога. Конец 12 — 11 века до нашей эры, период субмикенской керамики, декорирована примитивным геометрическим узором. Используется мотив концентрических кругов. Это прообраз новой керамики, которая придет на смену микенской геометрического стиля. Скульптура представлена мелкой пластикой. Изделия из слоновой кости. Голова воина, слоновая кость, 14 век, национальный музей в Афинах. Шлем из бычьих кликов. Божественный младенец и кормилицы, высота около 10 см, скульптурный комплекс, одеты в критский образец одежды. Позднемикенские идолы, 14 — 13 века до нашей эры. Женщины-птицы, изображение сильно стилизовано, центральная часть тела покрыта волнистым орнаментам. Черты лица не вылеплены, кроме защипа на месте носа, что позволяет сравнивать его с птичьим клювом. Часто изображен пышный головной убор. Небольшие размеры, до 10 см во все стороны. Основные типы женщин птиц: классифицируются по буквам греческого алфавита в соответствии с формой: пси, фи, тау. Женщины птиц происходят из микенских захоронений и святилищ. Изображают душу покойного, богиню мать.

Коры (с древнегреческого «девушки») — статуи, изображающие юных девушек в нарядных одеждах и украшениях. Тип сложился в 7 веке до нашей эры. Женская фигура всегда задрапирована в складках одежды. «Дама из Оксера» 7 век до нашей эры, высота — 75 см, самая древняя статуя типа кор. В корах есть египетское влияние. Статичное положение, аналогичное куросам. Волосы переданы в виде геометрического орнамента, что указывает на влияние египетской скульптуры. Статуи ярко расписывали. Одежда похожа на критскую, через узкую талию. Для этого типа скульптура характерна фронтальность. Фронтальность, у объемной скульптуры есть только одна заранее предусмотренная точка обзора. Найдено около 200 статуй кор. Многие обнаружены в Акрополе Афин, и названные «Афинские коры». В процессе восстановительных работ в Афинах пострадавшие скульптуры аккуратно складывались в специально вырытые траншеи. После вторжения Ксеркса появился персидский мусор вокруг афинского акрополя. Коры различаются: размером, чертами лица, особенностями прически и одежды. Коры все следуют одному статуарному типу: строго фронтальная постановка фигуры; с выдвинутой ногой и вытянутой рукой; как правило коры протягивают подношение богине (плот граната, венок или птицу); другой рукой они держат край одежды; «архаическая улыбка». Женщины вели затворнический образ жизни. Они находились в геникее, женской половине дома. Были также гетеры, ведшие другой образ жизни. Точно неизвестно кого изображали коры. Есть несколько версий: богиня Афина, жрицы богини Афины, вотивные статуи, посвященные богине знатными афинянками. В последнее время появляется версия о том, что коры не изображают никого конкретного и предназначены для услаждения обитателей загробного мира. Она основывается на том, что все коры отличаются декоративность. Все коры имеют украшения, сложные прически. На них изображены хитон, пеплос, гиматий. Гиматий и хитон имеют богатую драпировку. Выделяют два типа статуй: ионийский/восточный, аттический/западный. Они выделяются этническими особенностями по месту проживания в античной Греции. У ионийских статуй более сложные одежды. Коры зародились в Ионии, лишь потом распространившись на материковую Грецию. Ионийские отличаются от аттического: изящной фигурой; большей декоративностью. Кора «675» около 510 года д нашей эры, музей акрополя. Кора 674/ задумчивая кора/кора с миндалевидными глазами. Кора 670, 520 — 510, высота 110 см. Кора в пеплосе, 679, около 530 года, музей афинского акрополя. В пеплосе нет складок. Для скульптуры была характерна: статичность, орнаментальность, детализация.

Скульптура ранней классики (первая половина 5 века до нашей эры) 5 век делиться на два подпериода. Первый период ранней классики. Ведущие образы: боги-покровители, идеальный гражданин полиса. Дельфийский возничий, 70-е года 5 века, высота 1,8 метров, делается из бронзв.  Посейдон (Зевс) Артемийский. Обнаружен был на морском дне неподалеку от острова Артемисия. 460-е — 450-е года. Высота 209 см, размах рук 210 см. Точная копия украшает вестибюль здания ООН в Нью-Йорке. Бронзовая скульптура прекрасно читалась на любом фоне. Бронза имела цвет загорелого тела человека. Изображение в сложном повороте. Пластическая красота тела, соблюдены пропорции. Всей греческой скульптуре до 4 века характерно отсутствие выражения лица. «Олимпийское спокойствие».

«Тираноубийцы» на политическую тему попытки устранения Писистратидов от власти. Армодий и Аристогитон в 514 устроили заговор. Гиппий и Гиппарх. Память о двух знатных юношах сохранили. Они стали символом борьбы с тиранией. Высота статуй — 1,83 и 1,85 метров. В оригинале была отлита из бронзы. В 480 году до нашей эры Ксеркс увез скульптуру в качестве трофея и при дворе персидского царя находилось до завоевания эпохи эллинизма. Скульптор Антенов в 6 веке до нашей эры сделал копию по заказу афинян, которая также была отлита из бронзы. Стала первым произведением на общественно-политическую тематику. Первая подлинно групповая скульптура, объединенная единым действием.

Вторая половина 5 века ­— период высокой (зрелой) классики. Три скульптора новатора. Преобладающей тенденцией в скульптуре оставалось изображение человеческой фигуры в сложном движении. Первый скульптор, который открывает эпоху, М и рон «Дискобол». Ни одного подлинное его произведение не сохранилось. И его скульптуры известны только по римским репликам. Письменные произведения античных авторов, которые оставляют точные описания произведений античных мастеров. Среди таковых был Павсаний с его «Описанием Эллады». Также источником могут служить изображения на монетах. Излюбленный материал Мирона — бронза. Но римские реплики были мраморными. Главный образ — образ атлета. Наиболее известное произведение Мирона — «Дискобол». Сохранилось 15 мраморных копий, 2 изображение на геммах, 1 бронзовая статуэтка. Павсаний также описал эту скульптуру. Римские авторы также оставили описание этого произведения. Статуя изображает атлета победителя в состязании по метанию диска. Дискометание входило в пять олимпийских дисциплин. Дискометание, метание копья, бег, прыжки в длину, борьба. Изначально на таких дисках при осадах писали условия мира и метали за стену. Вес диска колеблется на уровне 2 — 3 килограмм. У греков существовала традиция почетной статуи для Олимпионика. «Дискобол Ланчелотти» — лучшая из копий, названная по фамилии коллекционеров. Самой выигрышной точки обзора является левая профильная часть. Точно передана мускулатура. На руках четко видны вены. Мирон изобразил остановку между двумя фазами движения: замахом назад и выбросом всего тела и руки с диском вперед. Статуе характерно олимпийское спокойствие. Преодолена симметричность в изображении фигуры. С 1938 по 1948 году правительство Германии выделило деньги на покупку статуи у Ланчелотти и выставлялась в Мюнхене. Мирон также создал «Афина и Марсий», используя — изобретение Афиной флейты. Создано в 460 — 445 года до нашей эры. Долгое время Афина и Марсий хранились отдельно. Впервые в истории скульптуры в работе показано столкновение разных характеров. Афина и Марсий представлены антиподы. Афина и Марсий утверждает идею превосходства разума человеческого начала над противостоящими ему стихийными, инстинктивными символами. Второй мастер новатор, Поликлет. Также предпочитал работать с бронзой. Ни одна скульптура не сохранилась. Также поставил образ атлета. Поликлет оставил после себя «Канон». В этом произведении Поликлет изложил систему пропорционального человеческого дела. За это он получил прозвище Пифагор Скульптуры. В профиль голова похожа на квадрат по поликлетовскую канону. «Дорифор» был создан уже в соответствии со своей теорией. Его скульптура также называется «Ахилл», за совершенство пропорций. Принцип Хиазма («крестообразное расположение». Хиазм — тип изображения с греческой фигурой с опоры ноги. Свобдная расслаблена и слегка отставлена в сторону. Бедро опорной ноги выше другого. В сторону ноги повернута и голова. Нет абсолютно параллельных линий. Преодолено ощущение статичности человеческой фигуры в состоянии покоя, свойственное древнегреческим куросам. «Дискофор», дошла в римских мраморных копиях. Также создал «Раненая амазонка». Фидий — эпоха высокой классики. Известен прежде всего руководитель сроительсво архитектурного ансамбля афинского акрополя после нашествия Ксеркса в Аттику. Создал статую Афины Промахос (Афина, сражающаяся впереди). Используя богиню воительницу. Она была отлита из бронзы на средства, полученные после марафонского сражения. Фидий был известным скульптором, известные изображениями богов. После персидского вторжения Афинским правительством было принято решение о восстановлении архитектурного ансамбля афинского акрополя. Он создал скульптуру Афины Лемнии высотой в 2 метра. Афина изображается в отдыхающей позе. Скульптура была заказана клерухами острова Лемнос, от чего и была названа Лемнией. Одна из зрелых работ Фидия — статуя Афины Парфенос, высотой в 12 метров. Она была выполнена для главного храма Афинского государства — Парфенон. Статуя располагалась в наосе (целле). Статуя располагалась на постаменте между двойной коллонадой. Выполнена скульптура в хризоэлефантинной технике. Основа статуи была выполнена из дерева. На нее наложены пластины из золота и слоновой кости. Римская копия — мраморная уменьшенная скульптура Афины Варвакион. Щит Афины Парфенос был украшен барельефами. На внешней стороне — битва греков с амазонами. На внутренней — битва богов с гигантами. Фидий также изобразил Зевса на троне. Статуя была выполнена для храма Зевса в Алиде. Храм был выполнен в дорическом ордере. Скульптура Зевса не сохранилась. Считается, что могла быть вывезена в Константинополь. Во дворе Нии не получали казенное обеспечении. Ученики Фидия. Фидия обвинили в хищении золота, предоставленного на строительство. Пластины были сломанными. У него были ученики: Кресилай. Пэоний положил начало трактовке одетых женских статуй в стиле «влажной одежды». Статуя Ники Пэония изображена на медалях олимпийских игр. Поздняя классика, 4-й век до нашей эры. Мастера поздней классики начинают изображать эмоции. Образ богов меняется в сторону очеловечивания. Скульптор Скопос придерживался патетического стиля, им же и созданного. Создал скульптуру головы раненого воины, расположенной на западном фронтоне храма Афины в Тегее. Также его работа «Менада» («Вакханка» по-римски). Изображает Менады из-за присущих ей сильных эмоций. Сохранилась римская копия, где менада изображена в состоянии танца. Числу оригинальных работ Скопоса принадлежит и скульптура Галикарнасского Мавзолея. Для восточной стороны галикарнасского мавзолея создавал рельефный фриз восточной стены. В качестве сюжета использовал амазономахию. Пракситель. Он прославился созданием образов богини Афродиты. Он выполнил пять статуй разных образов Афродиты. Одна из ранних работ — «Афродита Арльская». «Афродита Книдская» — одна из самых известных работ Праксидия. Праксидий сделал две статуи. Кноссцы купили одну статую, а Книдяне купили более известную. Статуя не сохранилась, римские копии дошли в двух вариантах. О статуе известно из изображений с монет. Одна из самых копируемых в древности статуй. Сохранилось несколько скульптурных изображений головы Афродиты.

Архаический период

История развития Греции в архаический период. 8 (776) — 6 века до нашей эры. Предполагается из названия, что архаический период был самым древним, однако это не так. Началом архаической эпохи стало первая документальная фиксация олимпийских игр. Традиционно в историографии архаический период называют периодом архаической революции. В это время в Греции второй раз в ее истории, возникает государство. В эпоху государства уже появляются государства в форме полиса. Полис — независимая городская гражданская община. 8 — 6 века до нашей эры отмечен в истории древней Греции мощным экономическим подъемом. Он был обусловлен: внедрение в производство железных орудий труда; Великая греческая колонизация (ВГК). ВГК — основание греками новых поселений на чужих территориях, которое датируется 8 — 6 веком до нашей эры. Колонизация происходит от латинского слова «коло», обозначающего «живу», «населяю». Греки называли вновь основанные поселения, как «апойкия». Что с греческого обозначало «выселяюсь». Полис с территории, которого выводилась колония, назывался метрополия. Первоначально любая попытка полностью подчинить колонию оканчивалась обострением, в отличие от финикийской колонизации, при полной зависимости колониальной территории. Первым делом город обносился укреплениями, и земля делилась на участки. Изначально в колонию вызывали человека для составления законов, по которым будет существовать колония. Термин «Великая» употребляется по отношению к колонизационному движению 8 — 6 веком до нашей эры, для того чтобы отделить этот этап миграции греков, от предшествовавшему периода миграционного процесса 9 — 11 веком до нашей эры. Зона расселения греков 11 — 10 веков ограничивалась современными греческими территориями. От Пиренейского полуострова на западе до черноморского побережья на севере. Были даже атлантические колонии. Тогда Дон назывался Танаис, как было названо и поселение. Самый активный поток колоний направлялся на запад, в сторону Южной Италии и Сицилии. Юг Италии и Сицилии, за которым закрепилось название Великая Греция, потому что в этом регионе укрепился греческий язык и получила распространения древнегреческая культура. Вторым значительным направлением колонизации было Черное море. На севере Апеннинского полуострова мешали продвижению греков этруски. А далее на запад проход грекам блокировали карфагеняне.  

1. Распространение на территории Греции железных орудий труда. 11 — 9 века до нашей эры. В этот период встречаются украшения из железа (11 век). В основном среди представителей родовой знати. С 10 века железо начинает вытеснять бронзу в качестве основного производственного металла, в полной мере этот процесс завершиться только в архаический период. Железо более прочный и более практичный металл. Железо более доступный металл и более дешевый.

Следствия внедрения железа. Внедрение в производство железных орудий труда повлекло за собой интенсификацию производства, уменьшение физических затрат труда. Это способствовало дальнейшему углублению процесса отделения ремесла от сельского хозяйства. Технология плавки железа требовала владения сложными техническими навыками, а также больших объемов времени. Процессу отделения ремесла от сельского хозяйства способствовала и великая греческая колонизация. По мере основания новых колоний они превращались в центры так называемой посреднической торговли между Грецией и районами колонизации. Первое время после основания колонии многие товары поставлялись в колонию из метрополии. Со временем соседние варварские племена втягиваются в существующие экономические связи и участвуют в товарообороте. Повышение спроса на греческие товары, в районах колонизации способствует увеличению производства этих товаров в самой Греции. В процессе колонизации греческая цивилизация получила мощный импульс для развития. В условиях натурального хозяйства уже было невозможно, потому был совершен переход к разделению труда. В результате ремесло в архаический период окончательно отделяется от сельского хозяйства и становиться самостоятельной отраслью производства. В связи с чем меняется и статус ремесленниками. В гомеровский период ремесленники — это немногочисленный слой населения, стоявший вне общины, не подпадали под защиту общины. Люди, которые как правило не имели постоянного места жительства. В гомеровский период ремесленники были одиночками. В архаический период представляют достаточно многочисленный слой населения ведущий преимущественно оседлый жизни. О чем свидетельствует качественный и количественный состав ремесленных изделий, найденных в результате археологических раскопок. Практически во всех городах проживают ремесленники одной из специальностей, где живут и работают представители одной ремесленной профессии. Часто встречались так называемые «керамики», районы глиняного производства. В связи с появлением ремесла, как самостоятельной отрасли производства, возрастает рост городов, как центров торгово-ремесленной деятельности. Где происходит обмен с/х продукции на товары ремесла. В архаический период в самостоятельную отрасль производства выделяется также торговля. Появляется социальный слой людей, занимающихся исключительно торговлей. В гомеровский период, при натуральном хозяйстве, преобладала примитивная меновая торговля. Как итог, в архаический период меняется характер греческой экономики в целом. На смену натуральной экономике гомеровской эпохи приходит рыночная или товарная экономика эпохи архаики. Торговля становиться одной из основных отраслей. В связи с развитием торговли, возникают в Древней Греции деньги. Первые деньги имели вид металлических монет. Юнона Монета, распространение прозвища на деньги. Право чеканки монеты было закреплено за государством, которое своей эмблемой гарантировало потребителю качество металла и вес монеты. Каждый греческий полис чеканил собственную монету. На афинских монетах чеканилась сова, поскольку была символом покровительницы Афин. Носить сов в Афины — фразеологизм обозначавший занятие бесполезным делом. Первые монеты появились в малоазийской Лидии. В первой половине 7-го века до нашей эры технология чеканки монеты начала распространяться в малоазийских полисах. Монеты чеканили из электрона, природного сплава золота и серебра. С середины 7-го века до нашей эры монету начинают чеканить и в полисах балканской Греции. В балканской Греции монеты чеканили в основном из серебра. В архаический период сущестовало два основных чеканных стандарта: эгинский (Эгина), эвбейский (Эвбея). Эгинский стандарт отличался от другого только весом. В основу обоих стандартов был положен талант. Эгинский талант весил 37, эвбейский — 26 кг серебра. Эгинский монетный стандарт распространился почти по всей балканской Греции и эгейскому региону. Эвбейский монетный стандарт был распространен в крупных ремесленных центрах вроде Афин, Коринфа, однако в большинстве своем использовался в Великой Греции, Сицилии, а также многих других греческих колониях. Халкида и Эретрия, основные города Эвбеи, первыми вступили на путь колонизации, распространив свой монетный стандарт среди колоний. С развитием торговли развиваются мореплавание и судоходства. В начале архаический период сезон мореходства длился всего три месяца. Было распространено каботажное плавание. Это было спровоцировано развитой островной системой. К концу архаики период мореходства увеличился до восьми месяцев, распространился свободный выход в открытое море. Это было сделано благодаря совершенствованию средств навигации и судостроения. Греки массово начали строить триеры, он приводился в движение 170-ю гребцами, которые располагались по три ряда по каждому борту. Оно могло развивать скорость 18 км/ч. В эпоху архаики корабли становятся более вместительными, что делается за счет увеличения объема трюмов. Это спровоцировано в том числе и увеличением численности экипажа. В период архаики появляются якоря современного типа, с двумя лапами. В гомеровский период были распространены легкие суда. В связи с экономическим подъемом, в эпоху архаики происходит изменение в области военного дела. Появление большого количества состоятельных граждан, привело к тому, что основной силой на полях сражений становиться тяжеловооруженные пехотинцы гоплиты. В сравнении с гомеровским периодом основной ударной силы являлась аристократическая конница. Гоплиты — в основном воины, которые формируются из категории средних по уровню имущественного состояния граждан, он имеет набор наступательного и оборонительного вооружения. В гомеровский период только у знати была возможность заниматься военным делом. В процессе архаической революции растут доходы основной массы населения. Это сделало возможным приобретение вооружения и представителями средних слоев населения. Происходит изменение и в структуре самой греческой армии. Именно в эпоху архаики появляется фаланга. Фаланга — тесно сомкнутое действующее, как единое целое, боевое построение греческих воинов. Следствием единых действий было увеличение боевой мощи. Фаланга была очень сильна растянута по фронту. При передвижении по пересеченной местности происходило разрушение фаланги. Так называемый технико-экономический прогресс архаического периода привел к положительным последствиям: утверждение жизнеспособного индивидуального хозяйства (парцеллярного, от слова «парцелла», что означает «надел») земледельцев и ремесленников. Ранее хозяйство велось только в рамках общины. В связи с этим утверждаются принципы частной собственности, в том числе утверждается частновладельческое рабство. Высвобождение личности из-под общинной опеки и как следствие рост индивидуализма. Практически во всех сферах жизнедеятельности общества. Это способствовало появлению многочисленных деятелей культуры. У людей освобождается время для творческого развития. Из отрицательных последствий: усиление социальной дифференциации общества, часть граждан попадает под долговую каббалу, усиление социальной напряженности в обществе, которая рана или поздно выливается в внутри гражданский конфликт, что приводит к военным столкновениям. К первой половине 7-го века до нашей эры начинает остро проявляться, а со второй половины начинается борьба демоса с эвпатридами («благородно рождённые», родовой знатью). В ряде полисов длиться десятилетиями и в конечном итоге завершается установлением тирании. По представлению греков, это единоличная форма правления, при этом такая власть является незаконной, захваченная силой в результате общественных волнений. Тиран в понимании древних греков — единоличный правитель, который незаконно захватил власть в государстве. Греки делили тиранов на умеренных и жестоких. Жестокие действовали репрессивными методами. Умеренные правили жестко, но не переходили определенную черту. К умеренным тиранам относился Писистрат, установивший тиранию в 560 — 527 год до нашей эры. После смерти передал власть своим сыновьям, которые управляли Афинами до 510 года до нашей эры. Это называется эпохой правления Писистратидов. Архаическую тиранию называют ранней или старшей. Есть также поздняя или младшая тирания. Ранняя или старшая тирания имела прогрессивный характер. Прогрессивность состоит в том, что тиран старался узаконить власть и придать ей наследственный характер, тираны с одной стороны вели борьбу со своими основными противниками в лице родовой знати с другой стороны проводили реформы в интересах демоса. Среди способов борьбы было и физическое истребление. В результате этих действий тираны, не ставя перед собой такой цели, способствовали подготовке почвы для установления полисного строя, поскольку они уничтожали пережитки родового строя. Когда демос рос экономически, он требовал политической власти. При этом единственной помехой на пути к власти демоса был тиран, в результате чего происходило смещение. В результате чего тиранические режимы пришли в упадок и постепенно исчезали. Сначала тираны ведут борьбу с аристократами, опираясь на демос. Далее демос тяготиться властью одного человека и свергает его. Эпоху архаики часто называют эпохой становления греческого чуда. Полисная система способствовало появлению новой системы ценностей. Это было осознание ценности отдельно взятой личности. В гомеровский период человек не рассматривался в отдельности от общины. При этом данная личность не мыслит себя вне полиса («сополис»). Связь личности и полиса неразрывна. Воспевание мощи человеческого духа в его борьбе с окружающим миром и его природой. Рационализм мышления. Ранее способ понимания был мифологический, а в архаический период появился рационализм. Рассмотрение мира с точки зрения человеческого разума. Высшей ценностью греки считали полис, они особо лелеяли состояние свободы. Полис и свобода пришли на смену ценности предыдущего времени. Покидая полис и попадая в плен человек полностью утрачивал свою ценность. Сложилась новая отвечавшая условиям архаического периода культура. Возникли философия, литература, были заложены основы классической греческой архитектуры. 5 — 4-й века были периодом расцвета классической культуры. Эпоха «Греческого чуда» — основные характеристики древнегреческой цивилизации возникли на этапе архаики.

Классическая эпоха

Классическая эпоха. 5 — 4 века до нашей эры. Эти два века отличаются сильно друг от друга. Сущность полиса, его основные черты. Термин полис является базисным для понимания классического периода. Классическая греческая является в основе своей полисной. Период классической Греции определяется хронологически с 8 века. В своем развитии классическая греческая цивилизация прошла несколько этапов. Первый период 8 — 6 век до нашей эры, зарождение формирования греческого полиса. 5-й век до нашей эры, расцвет полисной цивилизации. 4-й век до нашей эры, период кризис полисной цивилизации. Три века потребовалось для вызревания цивилизации, один на расцвет, один на упадок. В современной историографии существует два определения понятия полиса: полис — город-государство (основные характеристики: независимость города, небольшая территория, включенная в государство); сегодня более распространенным является определение полиса, как полис — это городская гражданская община конституирующая сама себя, как государство. Такое понимание полиса базируется на представлениях самих греков о полисе. Для греков полис прежде всего коллектив граждан, а только после того это территория, на которой он проживает. Полис следует за гражданской общиной, за людьми. Категория граждан является новаторской. То есть категория граждан появилась в древней Греции. Граждане в совокупности, своей составляющие государство — это исключительно мужчины свободные, совершеннолетние, ведущие свое происхождение, по крайней мере по мужской от предков-граждан. Женщины также были гражданами, но не обладали политическими правами. В Спарте граждане включались в политическую жизнь с 30 лет. Совершеннолетие в 18 лет наступало в Афинах, но в политическую жизнь граждане могли вступать только в 20, то есть после прохождения двухгодичной военной службы. В отдельных полисах, требование происхождение от граждан постоянно ужесточалось. Афины, 451 год до нашей эры, по инициативе Перикла был принят закон согласно которому для получения гражданства необходимо, чтобы оба родителя обладали гражданским статусом. Ужесточение происходило по причине того, что земельный фонд оставался неизменным, а количества граждан увеличивалось. А государство было обязано было обеспечивать всех граждан землей. На территории полиса помимо граждан проживали и другие категории населения: рабы, свободные полноправные жители полиса (Афины — метеки, Спарта — периэки). Чаще всего свободные неграждане были ранее гражданами другого полиса, но по каким-либо причинам покинули свой полис и мигрировали. Лица, занимавшиеся ремеслом и торговлей. За проживание в полисе метеки платили налог («метайкион»). Привилегии граждан: гарантия личной неприкосновенности и свободы, лишить гражданина свободы можно было только судом; право на получение земельного надела, в пределах полисной территории. В 594 году до нашей эры в Афинах в ходе реформ Солона, принят закон о сессахфия. Закон, одно из положений которого был запрет обращать в рабов граждан за долги. Гражданский коллектив — верховный собственник полисной земли. Часть полисной земли передавалась в частное владение отдельных граждан. Специфика заключается в том, что земля полисов выступает, как государственная и частная собственность одновременно. Государство могло вмешаться в любую операцию, проводимую с землей. Ager publicus — общественная земля. А также существовал резервный фонд. Общественной землей граждане владеют сообща, это рощи, речные поймы, луга, болотистые почвы. Резервный фонд — свободные земельные наделы. Из резервного фонда гражданский коллектив своей волей мог наделить гражданина земельным наделом. Свободные земельные наделы из земельного фонда могли сдаваться в аренду, но только гражданам. Срок аренды составлял от 10 лет до пожизненной и даже наследственной. Деньги, полученные от аренды, шли на организацию жертвоприношений и содержание святилищ. В отличие от восточных государств греческие полисы не имели постоянного источника пополнения бюджета страны. Граждане не платили прямых налогов. Существовал только чрезвычайный налог, в Афинах эйсфоры. В мирное время граждане налогов не платили. Финансовая проблема — одна из основных проблем полисного государства. Основные источники пополнения государственной казны: военные кампании, внешняя торговля, метайкион, добровольные пожертвования богатых граждан. Неграждане доступа к земле не имели. В некоторых полисах существовала ситуация, когда граждане лишались своих прав из-за больших городов. Статус гражданина давал ему и политические права. В Афинах граждане обладали еще и правом законодательной инициативы. Даже малоимущий гражданин мог вносить свой вариант в законы. Греческие полисы, в особенности демократические, характеризовались наличием прямой демократии. И в отличие от аристократических полисов, каждый гражданин имел право взять слово. Поэтому все греческие полисы, в которых граждане в идеале обладали политическими правами, высшим органом власти являлось народное собрание в Афинах: «Экклесия», «Апелла». Все греческие полисы являлась республикой, что значит — «общее дело». Политическая организация древнеримская. В различных полисах степень участие широких народных масс в политике была разной. В некоторых полисах власть собрания была формальной. Два типа полисов, по политической роли собрания: демократический полис (Афины в первую очередь), аристократические республики. В аристократических республиках власть собрания было формальной. Ключевое понятие гражданской общины — гражданин. Основной официальный орган правления — народное собрание. Полисы представляли собой государство без бюрократии. Органы власти и народ не отделены друг от друга. Почти все властные институты формируются через выборы. Кандидатами на выборах были только граждане. В демократических была активная смена власть, ежегодные выборы. Чиновники — назначаемые должности. Постоянными были отчеты о проделанной на должности работе, то есть отчет происходил каждый год. Гражданин занимающий какую-либо должность, не имел права покинуть страну и свободно распоряжаться своими финансами до принятия последнего годового отчета. В случае, если были выявлены нарушения, то дело передавалось в суд. Среди демократических полисов получило распространение учение о благозаконии («евномия»). В соответствии с этим учением, граждане должны были полностью и беспрекословно подчиняться законам, также для греков законы являлись естественной защитой и были чем-то вроде городских стен полиса. Первое что делали, когда выселись на новую землю с целью создать колонию, делили землю на наделы, а также приглашали специальных лиц, которые занимались разработкой законов. Закон вступал в силу только после одобрения его народным собранием. Сократ был осужден, суд вынес решение о смертной казни, по которому он должен был выпить яд. Его сторонники и ученики подготовили побег, но он отказался и показывая пример гражданского повиновения закону, принял яд в соответствии с решением суда. Это характерно для 5 века до нашей эры. Граждане — землевладельцы, равные участники политической жизни, воины. Гражданский коллектив — землевладельцы — политическая организация — военная организация (гражданское ополчение). Постоянной регулярной армии не существовало. Военные силы полиса собирались только по мере необходимости. У греков был развит культ тела. Строили полестры и гимнасии. Молодые афиняне по достижению 18 лет призывались на военную службу, проходя институт эфебии. Первое время они проходили специальное обучение под контролем специальных учителей, софронисты, специально избранных для этого граждан на народном собрании. Выбирали человека с военной подготовкой, и которому общество могло доверить воспитание юношей. После этого они несли службу на границах государства. По окончанию службы в эфебии, софронисты демонстрировали то чему научили эфебов. Греческие полисы не могли содержать постоянную армию. Это было связано с тем, что греческое полисы не могли позволить себе значительные финансовые средства на содержание постоянной регулярной армии. Безопасность государства была полностью переложена на плечи граждан. Полис представляет собой особую корпорацию граждан, которая противостоит остальному внешнему миру. Метеки и рабы представляли опасность для корпорации граждан, кроме внешней угрозы. Гражданский коллектив в количественном сравнении с не гражданами был незначителен. Средний типичный полис занимал площадь 100 — 200 км2. Полис — не только городская территория, но и прилегавшая к нему сельскохозяйственная территория («Хора»). Многие граждане жили в городе, но их земельные наделы были в хоре. Население типичного полиса составляло около 10 тысяч человек, включая метеков и рабов. Спартанское государство называлось Лакедемон, включало Лаконику и Мессению, около 8 тысяч км2. Афинский полис не ограничивался Афинами, охватывая всю Аттику, и даже расположенные по соседству государства. Площадь Афинского государства составляло 2 тысячи км квадратных. В лучшие времена в Афинах и Спарте проживало около 100 — 200 тысяч человек. Граждан на территории полисного государства было минимальное количество. В условиях постоянной угрозы, большое значение для выживаемости граждан являлась целость и сплоченность гражданского коллектива, что предполагало отсутствие социальных конфликтов между гражданами. Была разработана специальная система мер, которые сглаживали социальные противоречия. В практику была введена система литургий. Литургия — государственная денежная повинность богатых граждан. То есть на этих граждан возлагалась обязанность использовать свое богатство в интересах государства. Триерархия — одна из форм литургий. Сущность состояла этой литургии в том, что построить и содержать триеру. Литургия Хорегия, то есть содержание хоров, которые являлись неотъемлемой частью греческой трагедии. Греческая комедия пошла от ритуалов поклонения Дионису. Хоры пели ему дифирамбы и из сакральных ритуалов перекочевали в греческую трагедию. Театр был самым излюбленным мероприятием для посещения. Литургия Гимнасиархия, сущность ее состояла в том, чтобы содержать гимнасии. Социальная политика государства, нацеленная на оказании помощи малоимущим гражданам (выплаты денежные; активное строительство, создавая тем самым рабочие места). Теорикон/Феорикон — театральные деньги, то есть выделение денег на посещение театра. Театральные сооружения были очень вместительными. Замкнутость гражданского коллектива. Геродот и Аристотель проживали на территории Афин, но не являлись гражданами. Аристотель даже имел собственную философскую школу, но не имел гражданских прав. Гражданство можно было получить за денежные вложения, и при этом им не давали все права, а только право несения военной службы. Полное гражданство не выдавалось из-за ограниченности земельного фонда. То есть при росте населения возникала проблема нехватки земли. В греческих полисах сложилась своя система ценностей. Ценность — то что греки ценили более всего. Одной из главных ценностей являлся коллективизм. То есть выступление граждан, как единой силы. Среди греческих граждан было множество ярких и разносторонних личностей. Удивительное сочетание коллективизма и индивидуализма. Этому способствовала существовавшая у полиса система образования. Система образования способствовала получению гражданами практики применения методов гражданского развития. Калокагатия — основной принцип, положенный в основу греческой системы образования, присутствовавшей в основном в демократических полисах. Значительную роль в жизни государства играла религия. В Греции не было замкнутого жреческого сословия, все ритуалы исполняли сами граждане. Высшей ценностью была соревновательность. Агональный дух, то есть соревновательный. Это способствовало возникновению спорта и атлетики. Высшей ценностью для греков являлся сам полис. В Греции было очень развито чувство патриотизма, но только полисного. Самопожертвование греков было возможно в этом случае, если их полису угрожает опасность. Военная служба воспринималась как привилегия, но еще и долг. Они гордились тем, что защищают свой полис. Вне полиса граждане не мыслили своего существования. Аристотель писал, что человек — существо полисное. У греков развивалось чувство превосходства над народами, не имевшими полисов. Платон благодарил Зевса за то, что не родился варваром. А позже у греков развилось чувство ксенофобии.

Греко-персидские войны. 500 — 449 года до нашей эры. Серия военных кампаний между Персидской державой и греческими полисами. В этой период были и затишья. Период архаики был периодом относительного спокойствия, то есть греки не испытывали особой угрозы извне. К концу 6-го века до нашей эры, на востоке появилась мировая держава в лице Персидского государства, во главе с державой Ахеменидов. Кир Второй Великий и Дарий Первый Великий по большей части за счет своих завоеваний сформировали Персидскую державу. Первый порог Нила, Юг Киренаики, Юго-запад Азии, Малая Азия, Инд, по этим границам проходили пределы Персидской державы. Малоазийские греческие полисы были завоеваны Киром Вторым Великим. Первая волна миграции в Малую Азию греков появилась после крушения Микенской цивилизации. Были также Кипр и Самос. Причины греко-персидских войн: экономическая и стратегическая. Завоевание Греции давало возможность замкнуть на себя весь Восточно-средиземноморский регион. Источники: «История» Геродота, «Персы» Эсхил, надписи в честь побед, эпитафии павшим воинам, есть упоминания у Плутарха и Павсания в его «Описании Эллады». «История» Геродота — трактат по истории греко-персидских войн (500 — 479 года до нашей эры). «История» издателями была поделена на 9 книг. Первые пять книг: содержат сведения по географии Персидских завоеваний, о жизни и традициях завоеванных народов; в них предпринята попытка объяснить причины расцвета и упадка Персидской империи. В последних 4-х книгах: описывается ход Греко-Персидских войн до 479 года до нашей эры. В 478 году происходит перелом в греко-персидских войнах, когда персы начинают обороняться. 500 — 494 года до нашей эры — первые кампании войн, Ионийское восстание. Центром восстания был Мелет. 492 — 490 года до нашей эры — первые вторжения персов на территорию Балканской Греции. Далее был 10-й перерыв. 480 — 479 года до нашей — третий поход персов в Балканскую Грецию. В 478 — 459 года до нашей эры — стратегическая инициатива переходит к грекам. 459 — 449 года до нашей эры — военная экспедиция Афин и их союзников в Египет и завершение греко-персидских войн.

Ионийское восстание. 500 — 494 года до нашей эры. Началось в Милете. Тиран Милета Аристагор возглавил это восстание, которое поддержали ионийские греки. Причиной восстания стало ужесточение политики по отношению политики к греческим полисам. Дарий Первый ввел практику вмешательства во внутренние дела, города были обложены налогами, предпочтения финикийским торговцев в ущерб интересам ионийским грекам. В 498 году восставшие захватили и сожгли Сарды, один из центров Персидской державы. Восстание распространилось на территории всей Малой Азии. В 494 году восставшие потерпели поражение при острове Лада, был захвачен Милет. Ионийские греки обратились за помощью к Балканской Греции, только Афины направили в Малую Азию 20 кораблей, а также Эретрия направившая 5 кораблей на помощь малоазийским грекам. Фриних, трагедия «Взятие Милета». Позже трагедия была запрещена к постановке.

Вторая часть персидского вторжения. Помощь Афин и Эретрии были использованы Дарием, как предлог для вторжения. Дарий попросил своего раба три раза в день напоминать Дарию о греках. Поход Мардония — 492 год. Поход Датиса и Артаферна — 490 год до нашей эры. Армия Мардония. Армия Мардония насчитывала 600 судов и 30 тысяч человек. Захватала остров Фасос и фракийское побережье. У мыса Афон, персидский флот попал в бурю, потеряв 300 судов и 20 тысяч человек. Персы благодаря этому походу закрепились в северной части северной Греции. В 490 году был организован второй поход. В 491 году на территорию Балканской Греции были направлены послы с требованием «земли и воды». Беотия и Фессалийские полисы подчинились требованиям персов. Но в крупных полисах персидские послы были казнены. Была сформирована армия в 20 тысяч конницы и пехоты. Было принято решение переправиться через Эгейское море на Эвбею, где была Эретрия, а после планировалось идти в Аттику. Корабли были построены для перевозки лошадей. В 510 году участие принимал в походе Гиппий, сын Писистрата, тирана Афин. Эретрия была взята. После этого персы переправляются в Аттику и высаживаются в Марафоне, по совету Гиппия. Это было сделано, поскольку там была возможность для маневра для персидской конницы. В сентябре 490 года — произошло Марафонское сражение. Успел был обусловлен правильно избранной тактикой, которую определил Мильтиад, один из 10 стратегов, командовавший греческими войсками. Мильтиад до этого был тираном в островном полисе и имел опыт сражения с персами. Потери персов — 6400 человек. Греческие потери — 192 гоплита. Морально-политическое значение Марафонской битвы: превосходство греческой военной организации; удар по военно-политическому престижу Персии. Марафон — одно из обязательных состязаний Олимпийских игр. Марафонская дистанция — 42 километра. История про марафонца. В 486 — умирает Дарий Первый. После его смерти трон занимает Ксеркс. Начались восстания в Египте и Вавилонии. Поход в Грецию требовал серьезной подготовки. 480 ­— 479 года до нашей эры — поход Ксеркса, для которого было собрано 150 — 200 тысяч человек армия, 1200 кораблей, как и у Геродота. Был заключен военный союз с Карфагеном, что создало угрозу для колоний в Великой Греции. Ксеркс избрал путь через Геллеспонт. Были созданы склады с продовольствием на Фракийском и Малоазиатском побережье. Возле Афина был прорыт 2 км канал. Были наведены понтонные мосты через Геллеспонт. По инициативе Фемистокла был построен военный флот в составе 200 триер. Тем самым превратив Афины в мощную державу и сделав флот преобладающим в вооруженных силах. В 481 году до нашей эры по инициативе Фемистокла в Коринфе состоялся конгресс, на котором был создан Эллинский союз (31 полис) во главе со Спартой. Самые бедные граждане были привлечены к службе на флоте в качестве гребцов. В 480 началась компания с переправы через Геллеспонт. Понтонные мосты были разрушены. Александр Первый, царь Македонии, был вынужден признать власть Персии. После чего Ксеркс двинулся на территорию Фессалии. Битва при Фермопилах в 480 году до нашей эры. Сводный отряд греков в составе 7200 гоплитов (в числе которых и спартанцы), во главе с царем Леонидом. На протяжении нескольких дней Ксеркс пытался штурмовать Фермопильский проход. Предательство малийца Эпиальта позволило Ксерксу продвинуться в центральную Грецию. Он провел персов в обход Фермопил. И. Суриков в своем исследовании показывает, что предательство Эпиальта не имеет юридической силы, поскольку Мали покорился персам. По мнению Сурикова, это доказывает существование полисного патриотизма. На месте сражения был поставлен памятник. Одновременно происходило сражение у мыса Артемисий. Там на протяжении штурма Фермопил велось морское противостояние. Персы, пройдя через Фермопилы — разграбили Афины. Население Афин было эвакуировано. Мужское население было мобилизовано. В 480 году состоялась битва при Саламине, что стало возможно благодаря деятельности Фемистокла. Следующий бой планировался на Коринфском перешейке, и Эврибиад требовал от греков перебросить все силы к укреплениям на перешейке. Эсхил был участником битвы при Саламине. После битвы Ксеркс переправляется обратно в Малую Азию. Ксеркс оставляет отряд Мардония численностью в 70 тысяч человек. В следующем 479 году до нашей эры произошла битва при Платеях и мысе Микале. В битве при Платеях участвовало в 70 тысяч человек с каждой стороны. Персы были разбиты. После 479 года в военных действиях произошел перелом. Стратегическая инициатива перешла грекам, и война приобретала наступательный характер. С этого момента Спарта вышла из союза, созданного в Коринфе. И выйдя из союза Спарта не принимала участие в войне. В 470-м годе был расформирован Эллинский союз и была создана Лондонская семмахия (Первый афинский морской союз). В состав союза вошли островные и прибрежные государства, которые были заинтересованы в изгнании персидского флота из Эгейского моря. В 70-е — 60-е годов 5 века до нашей эры, руководство военными действиями осуществляет Кимон. Тройная победа при Эвримедонте (река в Памфилии1), разгром персидского флота (150 уничтожено, 200 захвачены), сухопутной армии персов, уничтожена финикийская эскадра в составе 80 кораблей. Греческие города Малой Азии и Кипра перешли под контроль Афин. Персидское господство в Средиземном море было поколеблено. Это спровоцировало рост сепаратистских настроений. В 465 году до нашей эры были убиты Ксеркс и его старший сын. И в том году державу возглавил персидскую державу. Возникло восстание под руководством Инара. Были потеряны Сирия и Египет. Поэтому на помощь восставшим в Египет была направлена персидская эскадра. В 455 — 454 году они перебросили дополнительные силы, которые подавили восстание и разгромили афинскую эскадру. В 454 году опасаясь угрозы со стороны персов казна союза переноситься казны Афинского морского союза в Афины. Это в будущем привело к появлению Архэ, столице афинской державы. После этого Афины сумели восстановиться свой флот, в том числе за счет союзников. Далее боевые действия ведутся за Кипр. В одном из сражений в ходе сражении погибает Кимон, в 449 году вскоре после его гибели был подписан договор между греками персами. Он получил название Каллиева мира. Персы признавали независимость греческих малоазийских полисов. Персидский флот не имел права появляться в Эгейском море. Но за то греки признавали господство Персии в Азии.

Пелопонесская война. Афинский морской союз возник в 478 году до нашей эры. В 480-м — 479-й года — поход Ксеркса на Грецию, в котором персы были изгнаны из Греции. С 478 по 454 года называют периодом Делосской Семархии. Тогда же и проявляется сильная позиция Афин. Пелопонесский союз в 6-м веке до нашей эры сложился. Лидером Пелопонесского союза была Спарта. Выход из Пелопонесского союза был свободным, в отличие от афинского. В афинском союзе выплачивался налог в пользу главы альянса, то есть Афин. В 431 году начинаются военные действия, в которые были вовлечены почти все греческие полисы. Пелопонесская война делиться на несколько этапов: 431 — 421 годов «Архидамова война; 415 — 416 года сицилийская экспедиция Афин; 413 — 404 года до нашей эры «Декелеская война», которая стала завершающим этапом. Иногда сицилийскую экспедицию включают в Декейскую войну. Архидам, спартанский царь, руководил спартанским вторжением в Африку. Спартанцы предпринимали набеги на территорию Аттики. Спарта имела самую сильную сухопутную армию и учитывая это, афинский верховный стратег Перикл принял решение о том, что афиняне не будут вступать в прямое сухопутное сражение. 444 — 429 года Перикл избирался на должность первого стратега, от демократической политической фракции. Должность первого стратега была одной из самых значимых и влиятельных. Тактика спартанцев: набеги сухопутной армии на Аттику. Афины же приняли решение не вступать в сражение. Спартанцы плохо владели тактикой войны. Спартанцы вырубали оливковые рощи и виноградники, что нарушало экономику Афин. Это вызывало недовольство граждан Афин. В 430-м году до нашей эры в Афинах вспыхнула эпидемия в условиях скученности населения. По одной версии это была эпидемия чумы, а по другой тиф, холера. Четвертая часть населения погибла. Одним из заразившихся был и Перикл. Неизбежное недовольство населения привела к тому что 444 году Перикла не избрали на должность первого стратега. В 429 году Перикл скончался. После его смерти сложилась сложная политическая ситуация. Демократы раскололись на умеренную и радикальную часть. К умеренным относились сторонники заключения мира, а радикалы выступали за войну. Умеренных возглавлял Никий, а радикальных Клеон. Победу одержали радикалы. И благодаря этому война продолжилась. В 428 году до нашей эры спартанцы в третий раз подряд вторгаются в Аттику. Обстановка осложнялась тем, то вспыхивает восстание в Митилене на острове Лесбос. А Митилена была одним из союзников Афин по морскому союзу. А в результате восстания это могло привести к распаду морского союза во главе с Афинами. И выход Митилена из союза мог лишить Афины выхода к проливам черного моря в результате положения острова Лесбос. Основная часть зерна привозиться из Черноморских колоний, а сами греческие города в основном отказываются от выращивания зерновых. В 427 году до нашей эры Митилена была взята. С восставшими очень жестоко расправились, 1000 человек была казнена. Митилена была вынуждена срыть все свои укрепления. Афины забрали себе весь флот Лесбоса. 3700 земельных наделов были переданы Афинских клерухов. Клерухи — владельцы клера (земельного надела), надел находился на территории союзников Афин. Поселения клерухов назывались клерухии. Такие поселения позволяли поддерживать и усиливать влияние Афин. Это также позволяло эффективно решить земельный вопрос. 425 год до нашей эры спартанцы в пятый раз вторглись на территорию Аттики, Афины направили во главе со стратегом Демосфеном экспедицию в Мессению, которая захватила гавань Пилоса. И там были возведены укрепления в бухте. Спартанцам пришлось прекратить набеги на Аттику. Был занят остров Сфактерия, закрывавший вход в гавань, это позволило нивелировать преимущество афинян в связи с захватом Пилоса. Впервые в истории древней Греции сражение на Сфактерии завершилось пленением спартанцев. 292 спартанских гоплитов попали в плен. Афиняне неожиданно совершили нападение на остров. Среди которых было 192 знатных спартатиата. Они были использованы для дипломатического давления на Спарту. Афины пригрозили казнью этих спартанцев. В 424 году до нашей эры афиняне захватили остров Кифера, располагавшийся к юго-востоку от Лаконики. Спартанский полководец Брасид предлагает перенести военные действия во Фракию. Это было сделано потому что примыкал вплотную через черноморские проливы, через которые поставлялось продовольствия. Из Фракии Афины получали корабельных лес, из которого Афины строили свой флот. На территории Фракии находились золотые рудники. Амфиполь был центром Афинского влияния во Фракии. В 422 году был осуществлен захват Афмиполь. Обороной Фракии руководил Фукидид. Он не смог защитить Афмиполь он был осужден и изгнан из Афин. Фукидид был автором «Истории», последователем Геродота. В Амфиполь был отправлен отряд под руководством Клеона. Сражение закончилось победой Спарты, во время битвы погиб и Брасид и Клеон. Обе стороны были истощены войной. В 421 году был заключен Никиев мир, на условиях возвращения сторон к довоенной ситуации. Был произведен обмен пленными, все захваченные территории освобождены, отказ предоставления убежища перебежчикам. 415 — 413 года до нашей эры по инициативе племянника Перикла, Алкилиада, была принята экспедиция на Сицилию. Сам Алкилиад участия в экспедиция не принимал. До отправки экспедиции он был обвинен в осквернении герм. А это были священные столбы бога Гермеса, которые устанавливали вдоль дорог. Он был отозван для суда в Афины. И после чего бежал в Спарту. Благодаря ему Спарта помогла Сиракузам уничтожить афинский контингент на Сицилии, благодаря посылке туда спартанского корпуса. Спартанцам удалось получить в лице Сиракуз поставщика продовольствия. Афины потеряли до двух третей флота и треть гоплитского ополчения. Это привело к провалу западной стратегии Афин. Что привело к падению влияния Архэ (афинского государства). Это привело к политическому усилению аристократии. После сицилийской катастрофы, стратегическая инициатива перешла к Спарте. Афинские пленники, захваченные на Сицилии, были использованы в качестве рабов. В 413 году спартанцы захватывают Декелею, что дает плацдарм для нападения на Афины. Декелея была расположена в 22 километрах от Афин. 20 тысяч рабов Афин бежало в Декелею. Спартанские власти понимали, что у Афин достаточно ресурсов чтобы восстановиться, которые получали от союзников. А для победы над Афинами необходимо было создать флот, способный противостоять Афинскому. Спарта для создания флота обратилась за средствами к Персии. Спарта получает финансы на строительство флота, в обмен на контроль над малоазийскими полисами Греции. С 412 года Спарта приступает к строительству флота. Основным театром военных действий является Эгейское море. Второе название Декелейской войны «Ионийская». В 411 году до нашей эры от Афинского морского союза отпала Иония. Афины в результате этого перестали оказывать давление на союзников. Был произведен отказ от фароса (денежного взноса), перейдя на 5-ти процентную пошлину на черноморские товары. Были мобилизованы все возможные корабли, избрав базой флота на острове Самосе от Ионии. Развал Афинского союза был предотвращен. В 411 году вспыхнул переворот в Афинах, олигархи пришли к власти в городе. Этой ситуации воспользовались союзники Афин. Они попытались выйти из состава морского союза. Ситуация складывалась в пользу Спарты, но Персия была заинтересована в ослаблении обеих сторон. Через Алкилиада была передана помощь Афинам. Благодаря чему была одержаны победы в таких морских сражениях, как при Абидосе и Кизике. В 410-м году была восстановлена демократическая власть в Афинах и отстранен от власти олигархический совет четырехсот. При восстановлении демократии в Афинах и их усиления, Персия стала помогать Спарте. Битва при Аргинусских островах в 406 году Афины одержали значительную последнюю победу в Морском сражении над Спартой. Победителей осудили за то, что они не смогли собрать тела погибших афинян. И на суде в их пользу голосовал только Сократ. Морское сражения при Эгоспотамах в 405 году до нашей эры, спартанский флотоводец Лисандр заманил афинский флот в ловушку и многие корабли были захвачены. 180 кораблей афинского флота были захвачены спартанцами. По итогу войны был подписан мирный договор на следующих условиях: роспуск первого морского союза; уничтожение афинского флота; все укрепления вокруг Афин были срыты; был ликвидирован демократический строй; власть перешла к 30 проспартанский правителям.

Кризис греческого полиса в 4-м веке до нашей эры. Кризис в значительной мере был спровоцирован последствиями Пелопонесской войны. В основе конфликта лежало противостояние двух ведущих полисов. Пелопонесская война серьезно отразилась на развитии греческих полисов. В первую очередь негативно сказавшись на экономическом развитии. Военные действия привели к нарушению традиционных торговых контактов, что сузило рынки. Афины получали доходы от внешних торговых операций, это привело к сокращению доходов. Пострадали в том числе и аграрные полисы, с 80-х годов 4-го века наблюдалось некоторое оживление. Происходит развитие кредитно-денежных отношений. К 4-го веку относиться первое обстоятельное упоминание о деятельности банкиров-трапезитов, впрочем, упоминаются они и в архаику. Тогда они были обычными денежными менялами. В 4-м веке трапезиты стали крупными денежными дельцами осущевляющиеся следующие операции: сохранность денег, документов и ценных вещей; выступают в качестве посредников, при различного рода сделках и платежах; выдают займы под проценты. Они оперировали не только собственными средствами, но и деньгами вкладчиков. Как правило трапезитами являлись неграждане. Наряду с банкирами-одиночками упоминаются и целые банковские дома трапезы. Банкирский дом в Афинах, действовавший на протяжении нескольких поколении, их капитал составлял 50 аттическим талантам. Происходит оживление в сфере ремесла, именно к 4-му веку относиться упоминание первых ремесленных мастерских «эргастерий». В них применялся рабский труд. Известна мастерская по изготовлению щитов, где было задействовано 120 рабов. Ситуация в сфере земледелия была значительно хуже. Это произошло потому, что военные действия часто охватывали сельскохозяйственные земли. В период ежегодных набегов Спарта уничтожала виноградники и оливковые рощи и восстановить их было очень сложно. От сельского хозяйства были оторваны рабочие руки. А это приводило к запустению земельного надела. Это привело к укрупнению земельных наделов. Это означало, что стали появляться категория граждан, которые землей не владели. Причем, безземельные были не только среди малообеспеченных, но даже и среди богатых граждан. Даже состоятельные граждане избавлялись от наделов, это делалось для избежания обнаружения видимых богатств. В условиях кризиса литургии становятся обременительной обязанностью. Богатые граждане предпочитали вкладывать деньги не в земли, а в предоставление ссуд под проценты. Доход составлял не более 7 — 8 % в год от ее стоимости. Ссуды морские составляли от 30 до 50%, из-за больших рисков. Появление безземельных граждан является свидетельством нарушения традиционной связи гражданин-землевладелец и есть проявление кризиса полиса. Вовлечение земли в товарооборот, был минимально представлен в условиях 5-гов века. Этот процесс способствует концентрации земли в руках отдельных граждан полиса. Поэтому чаще всего эти земельные наделы сдавались в аренду. В 5 веке только сами граждане арендовали землю. В 4-м веке и не граждане получили возможность арендовать землю, и даже вольноотпущенники, что также является проявлением кризиса полиса. Социально-имущественное расслоение привело к тому, что многие граждане более не могли выполнять свою военную обязанность. Многие


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: