Сведения о значении этого слова посмотрите в «Словаре литературоведческих терминов»

Тема: Ф. Искандер. Слово о писателе. «Тринадцатый подвиг Геракла». Влияние учителя на формирование детского характера

1) Посмотреть видеоролик https://www.youtube.com/watch?time_continue=531&v=IY6LgbNaft4&feature=emb_logo

2) Читать стр. 139 (Слово о писателе)

3) Стр. 140-156 читать «Тринадцатый подвиг Геракла»

4) Выполнить творческое задание на стр.157 вопрос 1 (объём 1 страничка)

 

 

Тема: Обучение ведению дискуссии по произведению Ф.Искандера

Анализ художественного текста.

– Перед нами рассказ Ф. Искандера «Тринадцатый подвиг Геракла»

  • Где происходят события рассказа? (Школа для мальчиков.)
  • Когда происходят действия рассказа? (Во время Великой Отечественной войны».)
  • По каким деталям это определили? (Имя мальчика Адольф, называет себя Аликом, болезни – тиф, малярия…)
  • Что вы можете сказать о героях произведения? (Они учащиеся 5 б класса.)
  • Автор рассказывает о нескольких одноклассниках главного героя. Назовите их. (Это отличник Сахаров, Шурик Авдеенко и Алик Комаров).

Работа над образами ребят

1. Составит цитатный план и сделает вывод по образу Шурика Авдеенко.

2. Проделает такую же работу по образу Сахарова.

3. По образу Адольфа Комарова.

 

Шурик Авдеенко Отличник Сахаров Адольф Комаров
Загорелое угрюмое лицо; Показывая мощные усилия ума и воли; Стоял у доски с яростным и угрюмым лицом; Длинный, нескладный самый мрачный человек в классе. Чёрный лебедь (сравнение) Умное добросовестное лицо; Во время смеха не перестал быть отличником; (ирония) – Опрятный, худой и тихий; Привычка держать руки на промокашке; Считался способным троечником; Волосы светлые; Веснушки. Его редко ругали, но ещё реже хвалили. Адольф стал Аликом.

 

Вывод: Каждый герой рассказа запоминается надолго, потому что автор выделяет главные, основные черты внешности и характера героя, и делает на них акцент, подчёркивая несколько раз угрюмость Авдеенко, благополучие Сахарова и скромность и незаметность Алика.

Чтобы вызвать наш смех, писатель использует особые приёмы, которые называются художественными средствами:

Одним из таких средств в рассказе «Тринадцатый подвиг Геракла» является «ирония».

Сведения о значении этого слова посмотрите в «Словаре литературоведческих терминов»

Возвращаемся к нашему тексту.

Ребята, от чьего лица ведётся повествование? (От первого лица)

Повествование от 1 лица создаёт правдоподобие, поскольку о себе человек рассказывает сам.

1. Почему попал в смешную ситуацию герой рассказа? (Не выполнил домашнее задание)

– К каким ухищрениям пришлось прибегнуть герою, чтобы не быть осмеянным? (Оттягивает время, доктор с медсестрой)

– Смог избежать герой наказания? (Нет.)

Проследим состояние героя:

 

Состояние главного героя Реакция класса
  1. В воздухе запахло какой-то опасностью.
  2. Захлопнулся маленький капканчик.
  3. Сердце моё с размаху влепилось в спину.
  4. Голос мой подымается прямо из живота.
  5. Казнь
  6. От ужаса и отвращения.
Звонок – погребальный колокол. Какой троп помогает ярче описать состояние героя? Троп этот – метафора.
  1. Смотрел на меня и ждал
  2. Ждал, что я буду проваливаться
  3. Хотел, чтобы я проваливался, как можно медленнее и интереснее
  4. Сдерживал хихиканья
  5. Смеялся
  6. Хохотал
Обратите внимание на подчёркнутые слова. Что вы заметили. С каждым разом смех становится сильнее. Автор использует градацию.

 

Вывод: Смех нарастает, а состояние главного героя ухудшается. Его мучает совесть.

– Какой урок извлёк герой?

Цитирую: (Я подумал, что, если бы мы на днях не содрали с наших дверей табличку с обозначением класса, может быть, докторша не зашла бы и ничего бы не случилось. Я смутно начинал догадываться о связи, которая существует между вещами и событиями.

Звонок, как погребальный колокол, продрался сквозь хохот класса.

С тех пор я стал серьёзней относиться к домашним заданиям и с нерешёнными задачами никогда не совался к футболистам. Каждому своё. Я получил по заслугам.)

Значит:  (Герой перестал обманывать, выполняет домашнюю работу.)

– Важную роль в нравственном становлении детей сыграл учитель математики Харлампий Диогенович.

Давайте охарактеризуем образ учителя в нескольких словах.

Запишите ассоциативный ряд. (математик, палач, мудрый, грек, Пифагор)

– Обратите внимание на имя учителя.

– Почему герой с благодарностью говорит об учителе? (Герой с благодарностью говорит об учителе, потому что научился с его помощью относиться к себе и людям критически, с иронией и юмором).

– Какой смысл вкладывает автор в название своего рассказа?

Геракл совершил двенадцать подвигов, тринадцатого не было. Название говорит нам, что герой совершил поступок, который подвигом назвать нельзя.

– Какие нравственные уроки вы вынесли для себя в процессе нашего диалога? (Относиться к жизни с юмором. Ведь юмор позволяет на многие сложные вещи смотреть проще. Юмор несёт радость и отвлекает нас от проблем)

Эту схему перенесите в тетрадь:

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: