Тема: Ф. Искандер. Слово о писателе. «Тринадцатый подвиг Геракла». Влияние учителя на формирование детского характера
1) Посмотреть видеоролик https://www.youtube.com/watch?time_continue=531&v=IY6LgbNaft4&feature=emb_logo
2) Читать стр. 139 (Слово о писателе)
3) Стр. 140-156 читать «Тринадцатый подвиг Геракла»
4) Выполнить творческое задание на стр.157 вопрос 1 (объём 1 страничка)
Тема: Обучение ведению дискуссии по произведению Ф.Искандера
Анализ художественного текста.
– Перед нами рассказ Ф. Искандера «Тринадцатый подвиг Геракла»
- Где происходят события рассказа? (Школа для мальчиков.)
- Когда происходят действия рассказа? (Во время Великой Отечественной войны».)
- По каким деталям это определили? (Имя мальчика Адольф, называет себя Аликом, болезни – тиф, малярия…)
- Что вы можете сказать о героях произведения? (Они учащиеся 5 б класса.)
- Автор рассказывает о нескольких одноклассниках главного героя. Назовите их. (Это отличник Сахаров, Шурик Авдеенко и Алик Комаров).
Работа над образами ребят
|
|
1. Составит цитатный план и сделает вывод по образу Шурика Авдеенко.
2. Проделает такую же работу по образу Сахарова.
3. По образу Адольфа Комарова.
Шурик Авдеенко | Отличник Сахаров | Адольф Комаров |
Загорелое угрюмое лицо; Показывая мощные усилия ума и воли; Стоял у доски с яростным и угрюмым лицом; Длинный, нескладный самый мрачный человек в классе. Чёрный лебедь (сравнение) | Умное добросовестное лицо; Во время смеха не перестал быть отличником; (ирония) | – Опрятный, худой и тихий; Привычка держать руки на промокашке; Считался способным троечником; Волосы светлые; Веснушки. Его редко ругали, но ещё реже хвалили. Адольф стал Аликом. |
Вывод: Каждый герой рассказа запоминается надолго, потому что автор выделяет главные, основные черты внешности и характера героя, и делает на них акцент, подчёркивая несколько раз угрюмость Авдеенко, благополучие Сахарова и скромность и незаметность Алика.
Чтобы вызвать наш смех, писатель использует особые приёмы, которые называются художественными средствами:
Одним из таких средств в рассказе «Тринадцатый подвиг Геракла» является «ирония».
Сведения о значении этого слова посмотрите в «Словаре литературоведческих терминов»
Возвращаемся к нашему тексту.
Ребята, от чьего лица ведётся повествование? (От первого лица)
Повествование от 1 лица создаёт правдоподобие, поскольку о себе человек рассказывает сам.
1. Почему попал в смешную ситуацию герой рассказа? (Не выполнил домашнее задание)
– К каким ухищрениям пришлось прибегнуть герою, чтобы не быть осмеянным? (Оттягивает время, доктор с медсестрой)
|
|
– Смог избежать герой наказания? (Нет.)
Проследим состояние героя:
Состояние главного героя | Реакция класса |
|
|
Вывод: Смех нарастает, а состояние главного героя ухудшается. Его мучает совесть.
– Какой урок извлёк герой?
Цитирую: (Я подумал, что, если бы мы на днях не содрали с наших дверей табличку с обозначением класса, может быть, докторша не зашла бы и ничего бы не случилось. Я смутно начинал догадываться о связи, которая существует между вещами и событиями.
Звонок, как погребальный колокол, продрался сквозь хохот класса.
С тех пор я стал серьёзней относиться к домашним заданиям и с нерешёнными задачами никогда не совался к футболистам. Каждому своё. Я получил по заслугам.)
Значит: (Герой перестал обманывать, выполняет домашнюю работу.)
– Важную роль в нравственном становлении детей сыграл учитель математики Харлампий Диогенович.
Давайте охарактеризуем образ учителя в нескольких словах.
Запишите ассоциативный ряд. (математик, палач, мудрый, грек, Пифагор)
– Обратите внимание на имя учителя.
– Почему герой с благодарностью говорит об учителе? (Герой с благодарностью говорит об учителе, потому что научился с его помощью относиться к себе и людям критически, с иронией и юмором).
– Какой смысл вкладывает автор в название своего рассказа?
Геракл совершил двенадцать подвигов, тринадцатого не было. Название говорит нам, что герой совершил поступок, который подвигом назвать нельзя.
– Какие нравственные уроки вы вынесли для себя в процессе нашего диалога? (Относиться к жизни с юмором. Ведь юмор позволяет на многие сложные вещи смотреть проще. Юмор несёт радость и отвлекает нас от проблем)
Эту схему перенесите в тетрадь: