Практическое проведение учащимися упражнений и игр для развития речевого дыхания, голоса, интонационной выразительности с использованием потешек, загадок, скороговорок

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 8

По дисциплине: Дошкольная лингводидактика с методикой речевого развития детей

Тема занятия: Методика упражнений по развитию моторики артикуляционного аппарата.

 

Цель занятия: Познакомить студентов со строением артикуляционного аппарата, методикой проведения артикуляционной гимнастики. Отработать показ упражнений артикуляционной гимнастики на практике.  

Количество часов: 2

Дата: 08.04.2020

 

!!!Литература к практическим занятиям расположена в конце документа

 

Задания к занятию:

1. Закончите фразу

Особенности овладения звукопроизношением во многом объясняются:

· Деятельностью речедвигательного аппарата.

· Несовершенством речевого дыхания.

· Недостаточно развитым фонематическим слухом.

· Особенностями психики ребенка.

· Все верно.

 

2.Установите соответствие

Таблица 1

Этапы обучения детей дошкольного возраста правильному звукопроизношению Цели каждого этапа обучения детей дошкольного возраста правильному звукопроизношению
подготовительный Научить различать на слух и по артикуляции смешиваемые сходные звуки
Становление звука Подготовить органы артикуляционного аппарата речевого аппарата к произношению отрабатываемого звука
Закрепление и уточнение произношения звука в словах, слогах и фразовой речи Установить в коре головного мозга новые нервные связи и на этой основе формирование динамического стереотипа
Дифференциация звуков Упражнять детей в умении правильно произносить трудный звук в слогах словах и во фразовой речи

 

3. Зарисовать профиль артикуляционного аппарата, подписать его с опорой на книгу М.Ф. Фомичевой «Воспитание у детей правильного произношения».

4. Изучить тему «Указания к проведению артикуляционной гимнастики» (с.144) в книге М.Ф.Фомичевой «Воспитание у детей правильного произношения». Составить рекомендации по проведению артикуляционной гимнастики.

Подобрать по 2-3 упражнения артикуляционной гимнастики, продемонстрировать их.

 

Составление и анализ конспектов занятий по воспитанию ЗКР.

Цель: Закрепить и систематизировать знания студентов по теме «Воспитание звуковой культуры речи». Учить составлять конспекты занятий по воспитанию звуковой культуры речи в детском саду, делать анализ составленных конспектов по предложенным вопросам.

Задания к занятию:

1. Установите соответствие:

Таблица 1

Возраст Структура специального занятия
Младший дошкольный возраст 1.Рассказ воспитателя о звуке, включенный в песенку Веселого Язычка 2.Многократное повторение отрабатываемого звука хором и индивидуально 3. Закрепление и уточнение произношения звука в словах слогах и фразовой речи
Средний дошкольный возраст 1. Уточнение произношения дифференцируемых звуков. 2. Дифференцирование изолированных звуков 3. Дифференцирование звуков в словах, слогах и фразовой речи
Старший дошкольный возраст 1. Подготовка органов артикуляционного аппарата к произношению отрабатываемого звука 2. Рассказ воспитателя о звуке, включенный в песенку Веселого Язычка 2.Многократное повторение отрабатываемого звука хором и индивидуально 3. Закрепление и уточнение произношения звука в словах слогах и фразовой речи

 

2. Составьте конспект занятия по воспитанию звуковой культуры речи для детей одной из возрастных групп, включив в него решение разных задач.

3. Выберите на сайте http://festival.1september.ru/preschool/  конспект занятия по воспитанию звуковой культуры дошкольников и сделайте анализ одного из выбранных конспектов, определив задачи воспитания звуковой культуры речи, методы и приёмы и их выбор в соответствии с возрастом.


 


Практическое проведение учащимися упражнений и игр для развития речевого дыхания, голоса, интонационной выразительности с использованием потешек, загадок, скороговорок.

Цель: Отрабатывать методику проведения упражнений и игр для развития речевого дыхания, голоса, интонационной выразительности с  использованием потешек, загадок, скороговорок на практике в группе студентов.
Задание к занятию:

1. Установить соответствие
Таблица 1

Этапы обучения детей д.в. правильному звукопроизношению Приемы обучения детей д.в. правильному звукопроизношению на каждом этапе
подготовительный Педагог использует вызывание звука по звукоподражанию, по показу, показу с объяснением…
Становление звука Педагогом используется, в основном, речевой материал: чистоговорки, потешки, короткие рассказы, в которых отрабатываемый звук встречается часто и в трех позициях (в начале слова, в конце слова и в середине слова)
Закрепление и уточнение произношения звука в словах слогах и фразовой речи Педагог уточняет артикуляцию дифференцируемых звуков, вводит модели звуков, упражнение на различение звуков на слух и по артикуляции
Дифференциация звуков Педагог использует словесные игры на развитие дыхания, слухового внимания, артикуляционную гимнастику.

 

2. Подобрать упражнения для развития речевого дыхания, потешки, загадки, скороговорки.

3. Изготовить пособие для игры на поддувание с целью развития речевого дыхания. Тема может быть разной: «Осенние листочки», Бабочки», «Чья лодочка уплывет дальше», «Флажки» и т.д. Пособие включает в себя демонстрационный материал для воспитателя, а также 5 штук для индивидуальной работы с детьми. Оформить в отдельных конвертах. На конвертах написать название и цель упражнения.

4. Продемонстрировать подобранные игры, а так же навыки интонационной выразительности речи, используя подобранный материал.

 

Основная литература:

1. Арушанова А.Г., Коренблит С.С., Рычагова Е.С. Речевое развитие дошкольника в аспекте лингводидактики. Парциальная образовательная программа ДО Весёлый день дошкольника ("ВеДеДо"): практико- ориентированная монография / Арушанова А.Г., Коренблит С.С., Рычагова Е.С.. – М.: Издательство "ФЛИНТА", 2019. – 318 с.

[ Электронный ресурс] Режим доступа: https://e.lanbook.com/book/74730

2. Малыхина Е.В. Познавательно-речевое развитие детей дошкольного возраста в специальной образовательной среде: учебно-методическое пособие _ Е.В. Малыхина. - Алтайский государственный педагогический университет, 2017. – 86 с.

[ Электронный ресурс] Режим доступа:

https://e.lanbook.com/book/112211?category=43816

3. От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. – М.: Мозаика-синтез, 2012. – 336 с.

[ Электронный ресурс] Режим доступа:

https://priozernyschool.3dn.ru/2015/PROGRAMMA_OT_ROGDENIYA_DO_SHKOLI.pdf

4. Стерликова В.В. Теория и методика развития речи детей (структурно-логические схемы): учебно-методическое пособие / В.В. Стерликова. – М.: Издательство "ФЛИНТА", 2019. – 203 с.

[ Электронный ресурс] Режим доступа:

https://e.lanbook.com/book/122684

5. Трифонова О.Н. Занятия по развитию речи у дошкольников и младших школьников с применением метода музыкотерапии: Пособие для логопеда / О.Н. Трифонова. – М.: Владос, 2018. – 144 с.

 [ Электронный ресурс] Режим доступа:

 https://e.lanbook.com/book/112126?category=43816

6. Фомичева М.Ф. Воспитание правильного произношения у дошкольников / М.Ф. Фомичева, К.С. Шадиева. – Ташкент: Укитувчи, 1984. – 127 с.

[ Электронный ресурс] Режим доступа:

http://pedlib.ru/Books/1/0460/index.shtml?from_page=267

 

Дополнительная литература:

1. Алексеева, М. М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: учеб. пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений / М. М. Алексеева, В. И. Яшина. - 3-е изд., стер. - М.: Академия, 2000. - 400 с.

2. Стародубова Н. А. Теория и методика развития речи дошкольников: учеб. пособие для студ. вузов, обуч. по спец.: 030900 (050703) - Дошк. педагогика и психология; - Педагогика и методика дошк. образования / Стародубова Н. А. - 3-е изд., стер.- М.: Академия, 2008. - 256 с.

3. Гербова, В. В. Развитие речи 2-4 лет: Учебное наглядное пособие [Текст]: пособие для педагогов дошкольных учреждений / В.В. Гербова. - М.: Владос, 2005. - 32 с.

4. Ушакова, О. С. Методика развития речи детей дошкольного возраста [Текст]: учебно-методическое пособие для воспитателей дошкольных образовательных учреждений / О.С. Ушакова, Е.М. Струнина; Рец.: В.И. Яшина, А.Б. Евдокимова. - М.: Владос, 2004. - 287 с.

5. Яшина, В. И. Теория и методика развития речи детей [Текст]: пособие для самост. работы / В. И. Яшина. - 3-е изд., стереотип. - М.: Академия, 2009. - 192 с.

6. Богуш, А. Методика організації художньо-мовленнєвої діяльності дітей у дошкільних навчальних закладах [Текст]: підручник для студ. ВНЗ / А. Богуш, Н. Гавриш, Т. Котик; М-во освіти і науки України. - К.: Слово, 2006. - 304 с.

7. Яшина, В. И. Теория и методика развития речи детей [Текст]: учебник для студ. вузов, обуч. по напр. "Педагогическое образование" / В. И. Яшина, М. М. Алексеева; рец.: О. С. Ушакова, С. А. Есенина, Е. В. Савушкина; ред. В. И. Яшина. - 5-е изд., стереотип. - М.: Академия, 2014. - 448 с. - (Высш. образование. Бакалавриат). - Библиогр.: с. 437.

8. Хорошковська, О. Н. Дошколярик [Текст]: підручник з навчання грамоти й математики / О. Н. Хорошковська, Н. Д. Мацько. - К.: Артек, 1996. - 232 с.

9. Богуш, А. М. Речевая подготовка детей к школе [Текст]: учебное пособие / А. М. Богуш. - К.: Радянська школа, 1984. - 176 с.

10. Фомичева, М. Ф. Воспитание у детей правильного произношения [Текст]: методический материал / М. Ф. Фомичева. - М.: Просвещение, 1968. - 216 с.

11. Богуш, А. М. Заняття з розвитку мови дітей у дошкільних закладах [Текст]: методические рекомендации / А.М. Богуш. - К.: Радянська школа, 1979. - 149 с.

12. Нечаева, Н. В. Задания по развитию речи: методические рекомендации / Н.В. Нечаева. - М.: Чистые пруды, 2007. - 32 с. - (Б-чка "Первого сентября". Серия "Начальная школа"; Вып 5 (17)). - ISBN 978-5-9667-0358-5

13. Карпова, С. И. Развитие речи и познавательных способностей дошкольников 6-7 лет [Текст]: методические рекомендации / С. И. Карпова, В. В. Мамаева. - СПб.: Речь, 2010. - 180 с.

14. Гербова, В. В. Занятия по развитию речи с детьми 4-6 лет [Текст]: методический материал / В. В. Гербова. - М.: Просвещение, 1987. - 208 с.

15. Развитие речи детей дошкольного возраста [Текст]: пособие для воспитателя детского сада / ред. Ф. А. Сохин. - М.: Просвещение, 1979. - 222 с

16. Манько, Н. В. Діагностика та корекція мовленнєвого розвитку дітей раннього віку [Текст]: науково-методичний посібник / Н. В. Манько. - К.: КНТ, 2008. - 256 с

17. Ушакова, О. С. Развитие речи детей дошкольного возраста [Текст] / О. С. Ушакова. - [Б. м.: б. и.], 1998. - 48 с.

18. Бородич, А. М. Развитие речи детей [Текст]: учебное пособие / А. М. Бородич. - М.: Просвещение, 1981. - 254 с.

19. Развитие речи детей дошкольного возраста [Текст]: учебное пособие. - М.: Просвещение, 1984. - 240 с.

20. Новоторцева, Н. В. Развитие речи детей. Популярное пособие для родителей и педагогов [Текст]: учебное пособие / Н. В. Новоторцева. - Ярославль: Гринго, 1995. - ISBN 5-88723-009-6

21. Жуковская, Р. И. Чтение книги в детском саду [Текст] / Р. И. Жуковская. - М.: Изд-во АПН РСФСР, 1955. - 104 с.

22. Пустовалов, П. С. Пособие по развитию речи [Текст]: учебное пособие / П. С. Пустовалов, М. П. Сенкевич. - М.: Просвещение, 1976. - 288 с.

23. Богуш, А. М. Обучение правильной речи в детском саду [Текст]: учебное пособие / А. М. Богуш. - К.: Радянська шк., 1990. - 216 с.

24. Короткова, Э. П. Обучение детей дошкольного возраста рассказыванию [Текст]: учебное пособие / Э. П. Короткова; ред. Ф. А. Сохин. - М.: Просвещение, 1982. - 128 с.

25. Кольцова, М. Ребенок учится говорить [Текст]: учебное пособие / М. Кольцова. - М.: Сов. Россия, 1979. - 192 с.

26. Гербова, В. В. Занятия по развитию речи в средней группе детского сада [Текст]: учебное пособие / В. В. Гербова. - М.: Просвещение, 1983. - 144 с.

27. Гербова, В. В. Занятия по развитию речи в первой младшей группе детского сада [Текст]: учебное пособие / В. В. Гербова, А. И. Максаков. - М.: Просвещение, 1986. - 128 с.

28. Гербова, В. В. Занятия по развитию речи в старшей группе детского сада [Текст]: учебное пособие / В. В. Гербова. - М.: Просвещение, 1984. - 174 с.

29. Иваненко, А. П. Подготовка к обучению грамоте в детском саду [Текст]: учебное пособие / А. П. Иваненко. - К.: Радянська шк., 1987. - 128 с.

30. Богуш, А. М. Запрошуємо до розмови [Текст]: учебное пособие / А. М. Богуш, Г. М. Григоренко. - К.: Освіта, 1996. - 152 с.

31. Бондаренко, А. К. Словесные игры в детском саду [Текст]: учебное пособие / А. К. Бондаренко. - М.: Просвещение, 1974. - 96 с.

32. Швайка, Г. С. Игры и игровые упражнения для развития речи [Текст]: книга для воспитателя детского сада / Г. С. Швайка; ред. В. В. Гербова. - М.: Просвещение, 1988. - 64 с.

33. Они пойдут в школу [Текст]: учебное пособие. - Архангельск: Сев.-зап. кн. изд-во, 1991. - 96 с.

34. Беженова, М. А. Развитие речи дошкольников [Текст]: монография / М. А. Беженова; М. А. Баженова. - Донецк: Сталкер, 2000. - 320 с.

35. Левин, В. Игры с буквами и слогами [Текст] / В. Левин. - [Б. м.: б. и.], 1998. - 16 с.

36. Тихеева, Е. И. Развитие речи детей (раннего и дошкольного возраста) [Текст]: учебное пособие / Е. И. Тихеева. - М.: Просвещение, 1967. - 216 с. - Библиогр.: С. 213-214.

37. Ушакова, О. С. Развитие речи детей дошкольного возраста [Текст] / О. С. Ушакова. - [Б. м.: б. и.], 1998. - 48 с.

 

 




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: