Период обучения | № самостоятельной работы | Содержание внеаудиторной (самостоятельной) работы | Освоение У, З, ПК, ОК | Кол-во часов | |
I семестр | 1 | Содержание: Основные этапы развития зарубежной музыки. Форма выполнения:Составление глоссария Цель:освоить умение работать с литературными источниками и нотным материалом; в письменной или устной форме излагать свои мысли о музыке, жизни и творчестве композиторов или делать общий исторический обзор. Задание: 1.Используя предложенные литературные источники (или иные, по собственному выбору) составить глоссарий в объеме 10 – 15 слов. Литература: Для поиска информации по глоссарию нужно использовать интернет-ресурсы. Методические рекомендации: Перед выполнением задания познакомиться с методическими рекомендациями. | У1,4; З1,2; ОК.12; ПК.1.1,1.3,1.4,2.4,2.8. | 1,5 | |
2 | Содержание: Опера как высший синтетический вид музыкального искусства. Основные жанры инструментальной музыки 17-18 вв. Форма выполнения:Написание конспекта первоисточника по предлагаемой преподавателем литературе. Цель:освоить умение работать с литературными источниками и нотным материалом; в письменной или устной форме излагать свои мысли о музыке, жизни и творчестве композиторов или делать общий исторический обзор. Задание: 1.Познакомьтесь с методическими указаниями по написанию конспекта первоисточника 2.Используя предложенные литературный источник написать конспект на тему: «Опера в Италии», «Инструментальные жанры в 17-18 вв». Литература: 1.Галацкая В. Музыкальная литература зарубежных стран. Учебное пособие для музыкальных училищ. Вып.1. /Под ред. Е. Царевой. — М.: Музыка, 2008. Методические рекомендации: Перед выполнением задания познакомиться с методическими рекомендациями. | У1,4; З1,2; ОК.12; ПК.1.1, 1.3, 1.4, 2.4, 2.8. | 1,5 | ||
3 | Содержание: Г.Ф.Гендель – великий немецкий композитор. Форма выполнения:Составление хронологической таблицы. Прослушивание музыкальных произведений. Цель:освоить умение работать с литературными источниками и нотным материалом; в письменной или устной форме излагать свои мысли о музыке, жизни и творчестве композиторов или делать общий исторический обзор. Задание: 1.Познакомьтесь с методическими указаниями. 2.Составить хронологическую таблицу по творческому пути Г.Ф.Генделя. 3.Прослушать сочинения Г.Ф.Генделя: Оратория «Миссия» (фрагменты), «Музыка на воде». Литература: 1.Галацкая В. Музыкальная литература зарубежных стран. Учебное пособие для музыкальных училищ. Вып.1. /Под ред. Е. Царевой. — М.: Музыка, 2008. Методические рекомендации: Перед выполнением задания познакомиться с методическими рекомендациями. | У.1-4; З.1,2; ОК.12; ПК.1.1-1.5, 2.4, 2.8. | 1,5 | ||
4 | Содержание: И.С.Бах – один из величайших художников в немецкой и мировой музыкальной культуре. Форма выполнения:Игра на фортепиано музыкальных фрагментов. Информационное сообщение. Прослушивание музыкальных произведений. Составление глоссария. Цель:освоить умение работать с литературными источниками и нотным материалом; в письменной или устной форме излагать свои мысли о музыке, жизни и творчестве композиторов или делать общий исторический обзор. Задание: 1.Познакомьтесь с методическими указаниями по подготовке информационного сообщения, составления глоссария, а также игре фрагментов на фортепиано и прослушивания музыкальных фрагментов. 2.Игра на фортепиано музыкальных фрагментов изучаемых произведений по творчеству И.С.Бах; 3.Информационное сообщение: тема «Влияние религиозных и философских идей эпохи барокко на творчество И.С.Баха»; 4.Прослушивание муз. произведений: «Бранденбургские концерты»; 5.Составление глоссария. Литература: 1.Галацкая В. Музыкальная литература зарубежных стран. Учебное пособие для музыкальных училищ. Вып.1. /Под ред. Е. Царевой. — М.: Музыка, 2008. 2.При поиске материалов для информационного сообщения и составления глоссария обратиться к интернет-ресурсам. Методические рекомендации: Перед выполнением задания познакомиться с методическими рекомендациями. | У.1-4; З.1,2; ОК.12; ПК.1.1-1.5, 2.4, 2.8. | 5 | ||
5 | Содержание: Основные положения оперной реформы Глюка. Форма выполнения: Составление сводной (обобщающей) таблицы. Прослушивание музыкальных фрагментов. Цель: освоить умение работать с литературными источниками и нотным материалом; в письменной или устной форме излагать свои мысли о музыке, жизни и творчестве композиторов или делать общий исторический обзор. Задание: 1.По теме «Оперная реформа К.В.Глюка» составить сводную (обобщающую) таблицу; 2.Прослушивание музыкальных произведений: Увертюра к операм «Альцеста», «Ифигения в Авлиде». Методические рекомендации: Перед выполнением задания познакомиться с методическими рекомендациями. Литература: 1.Галацкая В. Музыкальная литература зарубежных стран. Учебное пособие для музыкальных училищ. Вып.1. /Под ред. Е. Царевой. — М.: Музыка, 2008. 2.При поиске материалов можно обратиться к интернет-ресурсам. | У.1,2,4; З.1,2; ОК.12; ПК.1.1-1.5, 2.4, 2.8. | 1,5 | ||
6 | Содержание: Расцвет камерной инструментальной и симфонической музыки в первой половине VIII века. Форма выполнения: Составление схем. Задание: составить схему сонатно-симфонического цикла и сонатной формы на основе одной из ранних симфонии и сонаты венских классиков. Методические рекомендации: Перед выполнением задания познакомиться с методическими рекомендациями. | У1,4; З1,2; ОК.12; ПК.1.1,1.3,1.4,1.7,2.2,2.4,2.8. | 1,5 | ||
7 | Содержание: Й.Гайдн – великий австрийский композитор, основатель венской классической школы. Форма выполнения: Написание конспекта первоисточника. Прослушивание муз.произведения. Задание: написать конспект первоисточника по рекомендуемой литературе.Прослушивание муз.произведений: Соната e-moll №53, Es-dur №59, №52. Методические рекомендации: Перед выполнением задания познакомиться с методическими рекомендациями. | У.1-4; З.1,2,4; ОК.12; ПК.1.1-1.6, 2.4, 2.8. | 1,5 | ||
8 | Содержание: В.А.Моцарт – выдающийся представитель венского классицизма. Форма выполнения: Игра на фортепиано музыкальных фрагментов. Прослушивание муз.произведений. Составление материалов – презентации. Задание:игратьт на ф-но изучаемых произведений по творчеству В.А.Моцар. Прослушивание муз. произведений: Опера «Волшебная флейта» (фрагменты); Соната до минор, концерт ля мажор №23, концерт ре минор №20; Составление материалов-презентации по творчеству В.А.Моцарт | У.1-4; З.1,2,4; ОК.12; ПК.1.1-1.6, 2.4, 2.8. | 4,5 | ||
9 | Содержание: Л.ван Бетховен – величайший представитель мировой музыкальной культуры. Форма выполнения: Игра на фортепиано музыкальных фрагментов изучаемых произведений по творчеству Л.Бетховен; Прослушивание муз. произведений: сонаты №17, 21 (обзорно); Концерт №5 (обзорно, для обучающихся на ОСФ). Симфония №1, 2, 7. Квартет № 4 или 7). Концерт для фортепиано с оркестром №3 или 4. Песни: «Сурок», Песнь о блохе», «Песня свободы»; две-три шотландские и ирландские народные песни. Увертюра к трагедии «Эгмонт»: Победная симфония и две песни Клерхен | У.1-4; З.1,2,4; ОК.12; ПК.1.1-1.6, 2.4, 2.8. | 5 | ||
II семестр | 1 | Содержание: Романтизм – ведущее художественное направление западноевропейского искусства 19 столетия. Ф.Шуберт – один из первых представителей музыкального романтизма. Форма выполнения: Информационное сообщение: «Романтическое искусство»; Игра на фортепиано музыкальных фрагментов, изучаемых по творчеству Ф.Шуберта; Прослушивание музыкальных произведений: «Музыкальные моменты» (фа минор и др.). Экспромт Ля-бемоль мажор. Соната Ля мажор | У.1-4; З.1,2,4; ОК.12; ПК.1.1-1.6, 1,8,2.4, 2.8. | 4 | |
2 | Содержание: Просветительская, музыкально-общественная и творческая деятельность – Ф.Мендельсона-Бартольди. Форма выполнения: Написание конспекта первоисточника по рекомендуемой преподавателем литературе (самостоятельное использование Интернет-ресурсов). Игра на фортепиано музыкальных произведений (фрагментарно) изучаемых произведений. | У.1-4; З.1,2,4; ОК.12; ПК.1.1-1.6, 2.2,2.4, 2.8. | 1,5 | ||
3 | Содержание: Значение оперного творчества Россини для расцвета итальянской оперы. Форма выполнения: Игра на фортепиано музыкальных фрагментов по теме: опера «Севильский цирюльни». Составление хронологической таблицы по теме Дж.Россини | У1,4; З1,2; ОК.12; ПК.1.1,1.3,1.4,2.4,2.8. | 1,5 | ||
4 | Содержание: К.М.Вебер – создатель немецкой национальной романтической оперы. Форма выполнения: Составление глоссария Игра на фортепиано музыкальных фрагментов по теме: опера «Вольный стрелок» | У1,4; З1,2; ОК.12; ПК.1.1,1.3,1.4,2.4,2.8. | 1,5 | ||
5 | Содержание: Р.Шуман – великий немецкий композитор-романтик Форма выполнения: Прослушивание музыкальных произведений: Симфонические этюды. Песни: «Орешина», «Лотос», «Два гренадера», «Посвящение»; Составление хронологической таблицы по теме Роберт Шуман, а также поиск высказываний о композиторе, и сказанное самим композитором; Игра на фортепиано музыкальных фрагментов по теме | У.1-4; З.1,2,4; ОК.12; ПК.1.1-1.6, 1,8,2.4, 2.8. | 4,5 | ||
6 | Содержание: Ф. Шопен – великий польский композитор, основоположник польской музыкальной классики Форма выполнения: Составление диаграммы (график, круговая) по творчеству Ф.Шопена; Составление сводной (обобщающей) таблицы по теме; Игра на фортепиано музыкальных фрагментов по теме; Прослушивание музыкальных произведений: Баллада №2, концерт для фортепиано с оркестром по выбору, ноктюрн фа диез мажор. | У.1-4; З.1,2,4; ОК.12; ПК.1.1-1.6, 1,8,2.4, 2.8. | 4,5 | ||
7 | Содержание: Г.Берлиоз – выдающийся французский композитор, создатель программного симфонизма нового типа Форма выполнения: Игра на фортепиано музыкальных фрагментов по Фантастической симфонии. Прослушивание музыкальных произведений: «Траурно-триумфальная симфония», фрагменты из оперы «Троянцы», «Реквием». | У.1-4; З.1,2,4; ОК.12; ПК.1.1-1.6, 1,8,2.4, 2.8. | 1,5 | ||
8 | Содержание: Ф. Лист – великий композитор романтик, классик венгерской музыки Форма выполнения: Слушание музыкальных произведений: Песни: «Лорелея», «Как дух Лауры». Игра на фортепиано музыкальных фрагментов по теме. Составление кроссворда по теме и ответов к нему. Составление диаграммы (график, круговая) по творчеству Ференца Листа | У.1-4; З.1,2,4; ОК.12; ПК.1.1-1.6, 1,8,2.4, 2.8. | 4,5 | ||
9 | Содержание: Р.Вагнер – великий немецкий оперный композитор – реформатор Форма выполнения: Составление сводной (обобщающей) таблицы по оперному творчеству Рихарда Вагнера. Прослушивание (просмотр) музыкальных произведений: Опера «Тристан и Изольда» (фрагментарно). Игра на фортепиано музыкальных фрагментов по теме | У.1-4; З.1,2,4; ОК.12; ПК.1.1-1.6, 1,8,2.4, 2.8. | 4,5 | ||
III семестр | 1 | Содержание: И.Брамс – один из крупнейших немецких композиторов 19 в. Форма выполнения: Игра на фортепиано музыкальных фрагментов по теме. Слушание музыкальных произведений по теме: песни (по выбору преподавателя). «Песня девушки», колыбельная «Глубже все моя дремота». | У.1-4; З.1,2,4; ОК.12; ПК.1.1-1.6, 1,7,2.4, 2.8. | 1,5 | |
2 | Содержание: Дж.Верди – великий итальянский оперный композитор Форма выполнения: Составление хронологической таблицы по творчеству Дж.Верди. Игра на фортепиано музыкальных фрагментов по теме. | У.1-4; З.1,2,4; ОК.12; ПК.1.1-1.6, 1,8,2.4, 2.8. | 4,5 | ||
3 | Содержание: Французская лирическая опера как прогрессивное направление во французской музыке второй половины XIX века. Форма выполнения: Информационное сообщение по теме: Шарль Гуно – оперный композитор. Игра на фортепиано музыкальных фрагментов по теме. | У.1,2,4; З.1,2,4; ОК.12; ПК.1.1-1.6, 1,8,2.4, 2.8. | 1,5 | ||
4 | Содержание: Творчество Ж.Бизе – одна из вершин во французской музыке XIX века. Форма выполнения: Игра на фортепиано музыкальных фрагментов по теме. Прослушивание (просмотр) музыкальных произведений: Песни (по выбору), «Арлезианка»: интермеццо. Опера «Искатели жемчуга»: романс Надира. | У.1-4; З.1,2,4; ОК.12; ПК.1.1-1.6, 1,8,2.4, 2.8. | 1,5 | ||
5 | Содержание: Б.Сметана – выдающийся чешский композитор, музыкально-общественный деятель, классик чешской музыки. Игра на фортепиано музыкальных фрагментов по теме. Прослушивание музыкальных произведений: Симфонические поэмы | У.1-4; З.1,2,4; ОК.12; ПК.1.1-1.6, 1,8,2.4, 2.8. | 1,5 | ||
6 | Содержание: А.Дворжак – великий чешский национальный композитор-классик – основатель современной чешской композиторской школы. Форма выполнения: Игра на фортепиано музыкальных фрагментов. Информационное сообщение по теме Антонин Дворжак – симфонист. | У.1,2,4; З.1,2,4; ОК.12; ПК.1.1-1.6, 1,8,2.4, 2.8. | 1,5 | ||
7 | Содежрание: Э.Григ – великий норвежский композитор, основатель национальной композиторской школы. Форма выполнения: Игра на фортепиано музыкальных фрагментов по теме. Прослушивание музыкальных произведений: романсы: «Сон», «Лебедь», «В лесу» «Сердце поэта», «Избушка», «Колыбельная отца», «Колыбельная Сольвейг», «За добрый совет», «Принцесса», «Детская песенка», «Осенью», «Сводяной лилией», «Видение», «К Норвегии». Составление глоссария, кроссворда | У.1-4; З.1,2,4; ОК.12; ПК.1.1-1.6, 1,8,2.4, 2.8. | 3 | ||
8 | Содержание: Импрессионизм – одно из значительных направлений в живописи, литературе и музыке конца XIX – начала ХХ в. Форма выполнения: Информационное сообщение. Задание: подготовить информационное сообщение по теме: Импрессионизм в различных видах искусства. | У1,4; З1,2; ОК.12; ПК.1.1,1.3,1.4,2.4,2.8. | 1,5 | ||
9 | Содержание: К.Дебюсси – яркий представитель французской музыкальной культуры. Форма контроля: Прослушивание музыкального материала по творчеству К.Дебюсси: «Остров радости», «Кукольный кэк – уок», «Снег танцует» из «Детского уголка». Симфонический ноктюрн «Облака». Романсы: 2-3 по выбору преподавателя. Например: «Мандолина», «Зелень», «Колыбельная детей, оставшихся без крова». | У.1-4; З.1,2,4; ОК.12; ПК.1.1-1.6, 1,8,2.4, 2.8. | 1,5 | ||
10 | Содержание: М.Равель – крупнейший французский композитор конца XIX и первой половины ХХ в. Форма выполнения: Игра на фортепиано музыкальных фрагментов. Составление материалов-презентации. Задание: 1.Играть музыкальные фрагменты по теме: «Болеро». 2.Подобрать материалы к презентации по теме: «Морис Равель». | У1,2,4; З1,2; ОК.12; ПК.1.1,1.3,1.4,2.4,2.8. | 1,5 | ||
11 | Содержание: Европейское музыкальное искусство рубежа XIX – XX вв, начала XXв. Форма выполнения: Составление глоссария. | У1,4; З1,2; ОК.12; ПК.1.1,1.3,1.4,2.4,2.8. | 1,5 | ||
12 | Содержание: Г.Малер – великий австрийский симфонист рубежа XIX и ХХ вв. Форма выполнения: Составить хронологическую таблицу по творчеству Густава Малера. Прослушивание музыкальных произведений: вокальные сочинения. | У1,2,4; З1,2; ОК.12; ПК.1.1,1.3,1.4,2.4,2.8. | 3 | ||
IV семестр | 1 | Р.Шраус – крупнейший немецкий композитор рубежа веков. Прослушивание музыкальных произведений: симфоническая поэма «Дон Жуан», «Так сказал Заратустра», оперы «Саломея», «Электра» (фрагменты). | У1-4; З1,2; ОК.12; ПК.1.1-1.6, 2.4,2.8. | 1,5 | |
2 | А.Шёнберг – глава «Нововенской» школы. А.Берг – самобытный художник, философ, музыковед. Сложность творческой личности Веберна. Чтение текстов: А. Жиро «Лунный, Пьеро». Написание конспекта первоисточника по темам: А.Шёнберг, А.Берг. Игра на фортепиано музыкальных фрагментов. Информационное сообщение по теме Нововенская школа: основатель и ученики. | У1,4; З1,2,4; ОК.12; ПК.1.1,1.3,1.4,2.4,2.8. | 7 | ||
3 | П.Хиндемит – один из крупнейших немецких композиторов ХХ века, педагог, музыкально-общественный деятель. К.Орф – западногерманский композитор и педагог. «Кармина Бурана». Информационное сообщение по теме: «Неоклассические тенденции в творчестве Хиндемита». К. Орф. Опера-сказка «Умница». Игра на фортепиано музыкальных фрагментов по теме. | У1-4; З1,2; ОК.12; ПК.1.1-1.8, 2.2,2.4,2.8. | 3 | ||
4 | И.Ф.Стравинский – крупнейший композитор ХХ в., оказавший большое влияние на современное музыкальное творчество. Игра на фортепиано музыкальных фрагментов. Составление материала-презентации по теме: Игорь Стравинский – зарубежный период творчества. | У.1-4; З.1,2,4; ОК.12; ПК.1.1-1.6, 1,8,2.4, 2.8. | 3 | ||
5 | «Шестерка» - группа ведущих композиторов Франции первой половины ХХ в. О.Мессиан – крупнейший современный французский композитор и органист. Информационное сообщение по теме «А. Онеггер – крупнейший представитель группы «Шести». Составить хронологическую таблицу по теме «Жизнь и творчество Ф. Пуленка». Составить глоссарий. Прослушивание музыкальных произведений: Мессиан О. «Турангалила, квартет «На конец времени». | У.1-4; З.1,2,4; ОК.12; ПК.1.1-1.6, 1,8,2., 2.4, 2.8. | 8 | ||
6 | Б.Бриттен – выдающийся английский композитор ХХ в. Проследить развитие народных жанров (песни и танца) в изучаемых сочинениях Б.Бриттена. Прослушивание (просмотр) музыкальных произведений: опера «Поворот винта». | У.1-4; З.1,2,4; ОК.12; ПК.1.1-1.6, 1,8,2.4, 2.8. | 2 | ||
7 | Дж.Гершвин - выдающийся американский композитор. Основные истоки его творчества. Составление конспекта по теме «Д. Гершвин. Основные этапы творчества». Прослушивание музыкальных произведений: фортепианный концерт. | У.1-4; З.1,2,4; ОК.12; ПК.1.1-1.6, 1,8,2.4, 2.8. | 2 | ||
8 | Б.Барток – крупнейший венгерский национальный композитор-новатор. Составить кроссворд и ответы к нему. Прослушивание музыкальных произведений: «Микрокосмос». | У.1-4; З.1,2,4; ОК.12; ПК.1.1-1.6, 1,8,2.4, 2.8. | 2 | ||
9 | Алеаторика. Сонористика. Прослушивание музыкальных произведений: Лютославский В. «Книга для оркестра», Пендерецкий К. «Diesirae». Составить хронологическую таблицу по теме «К. Пендерецкий. Основные этапы творческого пути». | У.1-4; З.1,2,4; ОК.12; ПК.1.1-1.7,2.4, 2.8. | 3 | ||
Общее количество часов | 108 |