Настя и история с клюквой

М. Пришвин «Кладовая солнца»

Настя в сказке-были "Кладовая солнца" Пришвина: образ, характеристика, описание


Возраст Насти - 12 лет:
"...Митраша был моложе сестры на два года. Ему было всего только десять лет с хвостиком..."
"...Настя постарше брата на два года..."

О внешности Насти известно следующее:

"...Настя была как Золотая Курочка на высоких ножках. Волосы у нее, ни темные, ни светлые, отливали золотом, веснушки по всему лицу были крупные, как золотые монетки, и частые, и тесно им было, и лезли они во все стороны. Только носик один был чистенький и глядел вверх..."
"...носики такие задорные..."
"...девочке, похожей на Золотую Курочку на высоких ножках..."
"...прежняя Золотая Курочка на высоких ножках..."

Настя и ее брат Митраша являются сиротами. Их мать умерла от болезни, а отец погиб на войне:
"...осиротели двое детей. Их мать умерла от болезни, отец погиб на Отечественной войне..."
"...деревенские сироты знали хорошо, что такое осенняя клюква..."

Настя и Митраша живут в селе:
"...В одном селе, возле Блудова болота, в районе города Переславля-Залесского..." (Ярославская область)

Настя с братом сами ведут хозяйство:
"...После родителей все их крестьянское хозяйство досталось детям: изба пятистенная, корова Зорька, телушка Дочка, коза Дереза, безыменные овцы, куры, золотой петух Петя и поросенок Хрен..."

"...Давай-ка вместе полоть, - скажет сестра. И брат тоже начинает полоть огурцы, или свеклу мотыжить, или картошку полоть..."

 


Настя и ее брат Митраша являются простыми детьми:
"...И даже дети, такие простые, как Настя и Митраша, понимали их усилие..."

Настя - милая девочка:
"...Они были очень милые..."

Она является умной девочкой:
"...очень что-то скоро умненькие и дружные ребята сами всему научились и стали жить хорошо..."
"...И какие это были умные детишки!.."

Настя - трудолюбивая девочка:
"...Если только возможно было, они присоединялись к общественной работе. Их носики можно было видеть на колхозных полях, на лугах, на скотном дворе, на собраниях, в противотанковых рвах..."

Настя и ее брат Митраша живут дружно:
"...И теперь можем сказать: не было ни одного дома, где бы жили и работали так дружно, как жили наши любимцы..."
"...друзья пошли по тропе, указанной стрелкой..."
"...Бывало, раньше дома часу не поработает Настенька, чтобы не вспомнился брат, чтобы не захотелось с ним перекликнуться. А вот теперь он ушел один неизвестно куда, а она и не помнит..."
"...друзья стали греться у костра, готовить себе еду и ночлег..."

Трудолюбивая Настя рано встает и поздно ложится, потому что много работает:
"...Еще до свету Настя задала корм всем своим животным..."
"...Точно так же, как и покойная мать, Настя вставала далеко до солнца, в предрассветный час, по трубе пастуха. С хворостиной в руке выгоняла она свое любимое стадо и катилась обратно в избу. Не ложась уже больше спать, она растопляла печь, чистила картошку, заправляла обед и так хлопотала по хозяйству до ночи..."

Настя является ласковой девочкой. Когда ее брат сердится, она гладит его по затылку и тот успокаивается:
"...Так, помучив строптивого брата, Настя оглаживает его по затылку..."
"...Настя, заметив, что брат начинает сердиться, вдруг улыбнулась и погладила его по затылку. Митраша сразу успокоился..."

Настя - осторожная девочка:
"...Нет, - ответила Настя, - мы пойдем вот по этой большой тропе, куда все люди идут. Отец нам рассказывал, помнишь, какое это страшное место..."

Она является благоразумной девочкой:
"...И благоразумная Настя предупреждала его..."
"...все одобряли, и что она благоразумно звала брата на торную тропу, и что так много набрала клюквы..."

 

 































Настя и история с клюквой

 

Однажды на болоте Настя находит много клюквы. Увидев клюкву, она забывает обо всем, даже о любимом брате Митраше, который в то время идет другой тропинкой. Оставшись один, Митраша начинает тонуть в болоте, но, к счастью, ему удается спастись:

 

"...любимый брат там где-то, в темном болоте, голодный идет. Да она и о себе самой забыла и помнит только о клюкве, и ей хочется все больше и больше..."

После этого случая Настя винит себя за жадность, из-за которой она забыла о брате Митраше. Чтобы искупить вину, девочка отдает всю свою клюкву другим детям-сиротам:

 

"...Но когда из детдома эвакуированных ленинградских детей обратились в село за посильной помощью больным детям, Настя отдала им всю свою целебную ягоду. Тут-то вот мы, войдя в доверие девочки, узнали от нее, как мучилась она про себя за свою жадность..."

 

Митраша в сказке-были "Кладовая солнца" Пришвина: образ, характеристика, описание внешности и характера

 

Настоящее имя Митраши - Дмитрий:

"...Видишь, Дмитрий Павлович, - отвечал отец..."

 

Возраст Митраши - 10 лет:

"...Митраша был моложе сестры на два года. Ему было всего только десять лет с хвостиком..."

"...мальчик на одиннадцатом году жизни..."

 

О внешности Митраши известно следующее:

"...Он был коротенький, но очень плотный, лобастый, затылок широкий..."

"..."Мужичок в мешочке", как и Настя, был весь в золотых веснушках, а носик его, чистенький тоже, как у сестры, глядел вверх..."

"...носики такие задорные..."

"...маленькая ручка сестры коснется широкого затылка брата..."

"...Он хорошо, по-отцовски, обернул вокруг ног портянки, вправил в сапоги, картузик надел такой старый, что козырек его разделился надвое: верхняя корочка задралась выше солнца, а нижняя спускалась почти до самого носика. Оделся же Митраша в отцовскую старую куртку, вернее же, в воротник, соединяющий полосы когда-то хорошей домотканой материи. На животике своем мальчик связал эти полосы кушаком, и отцовская куртка села на нем, как пальто, до самой земли..." (одежда Митраши на охоте)

"...мальчика с длинным ружьем, в картузе с двумя козырьками..."

"...Маленький человечек с двойным козырьком..."

"...По его загорелому лицу, по щекам блестящими ручейками потекли слезы..."

 

 

Митраша и его сестра Настя являются сиротами. Их отец погиб на войне, а мать умерла из-за болезни:

"...осиротели двое детей. Их мать умерла от болезни, отец погиб на Отечественной войне..."

"...деревенские сироты..."

 

Митраша и Настя живут в селе в своем доме:

"...В одном селе, возле Блудова болота, в районе города Переславля-Залесского..." (это город в Ярославской области)

 

Они сами ведут хозяйство. У них есть коровы, коза, овцы, куры и поросенок, за которыми они ухаживают. Также они сам выращивают овощи на своем огороде:

"...скоро умненькие и дружные ребята сами всему научились и стали жить хорошо..."

"...После родителей все их крестьянское хозяйство досталось детям: изба пятистенная, корова Зорька, телушка Дочка, коза Дереза, безыменные овцы, куры, золотой петух Петя и поросенок Хрен..."

"...Давай-ка вместе полоть, - скажет сестра. И брат тоже начинает полоть огурцы, или свеклу мотыжить, или картошку полоть..."

 

Митраша и Настя являются простыми детьми:

"...И даже дети, такие простые, как Настя и Митраша..."

 

Митраша и Настя - дружные дети. Они дружно живут и работают:

"...не было ни одного дома, где бы жили и работали так дружно, как жили наши любимцы..."

"...Бывало, раньше дома часу не поработает Настенька, чтобы не вспомнился брат, чтобы не захотелось с ним перекликнуться..."

"...друзья стали греться у костра..."

"...друзья пошли по тропе, указанной стрелкой..."

 

Митраша является милым мальчиком:

"...Они были очень милые..."

 

Он - сильный и упрямый мальчик:

"...Это был мальчик упрямый и сильный..."

"...помучив строптивого брата..."

"...Пусть ходят все люди, - решительно ответил упрямый "Мужичок в мешочке"..."

 

В школе учителя называют Митрашу "мужичком в мешочке", видимо, за его характер:

"...А вот смеялись: дразнили: "Мужичок в мешочке"!.."

"..."Мужичок в мешочке", - улыбаясь, называли его между собой учителя в школе..."

 

Митраша является умным мальчиком:

"...умненькие и дружные ребята..."

"...какие это были умные детишки!.."

"...Он замер в точном расчете движения, как боец в определяющем исход борьбы ударе: жить ему или умереть..."

"...в расчете своем маленький человек не ошибся..."

 

Митраша и Настя - трудолюбивые дети:

"...Если только возможно было, они присоединялись к общественной работе. Их носики можно было видеть на колхозных полях, на лугах, на скотном дворе, на собраниях, в противотанковых рвах..."

 

Митраша является маленьким хозяином в своем доме. Он выполняет все обязанности, которые обычно выполняют мужчины в хозяйстве:

"...на нем лежит и все мужское хозяйство..."

"...отцовский задор покидает хозяина..."

 

Также маленький Митраша умеет делать деревянную посуду - бочонки и проч.:

"...Митраша выучился у отца делать деревянную посуду: бочонки, шайки, лохани. У него есть фуганок*, ладило** длиной больше чем в два его роста. И этим ладилом он подгоняет дощечки одну к одной, складывает и обдерживает железными или деревянными обручами..."

(*фуганок - инструмент для обработки дерева,

**ладило - бондарный инструмент для изготовления бочек)

 

Он изготавливает деревянные изделия также и для жителей своего села:

"...Сделает, и потом ему тоже отплатят добром..."

 

Маленький Митраша ходит на сельские собрания как взрослый мужчина:

"...Но, кроме бондарства, на нем лежит и все мужское хозяйство и общественное дело. Он бывает на всех собраниях, старается понять общественные заботы и, наверно, что-то смекает..."

 

Он является смелым мальчиком:

"...как будто хочет смельчака палкой ударить по голове..."

"...Митраша все это слышал, но ничуть не струсил, - что ему было трусить, если под его ногами тропа человеческая: шел такой же человек, как и он..."

 

В свои 10 лет Митраша уже ходит на охоту:

"...охотник с двойным козырьком..."

 

Однажды, оказавшись в лесу, маленький Митраша убивает старого хитрого волка, которого никто из взрослых не мог убить:

"...Увидев серую морду от себя в пяти каких-то шагах, Митраша забыл о зайце и выстрелил почти в упор..."

"...мальчик на одиннадцатом году жизни мог убить старого хитрого волка..."

 

Иногда Митраша хорохорится и задирает нос:

"...Тогда "Мужичок в мешочке" начинает злиться и хорохориться и всегда говорит, задрав нос..."

"...Да чего ты хорохоришься? - возражает сестра..."

 

Через 2 года маленький Митраша уже становится высоким и стройным парнем:

"...прежний "Мужичок в мешочке", правда, стал переменяться и за следующие два года войны вытянулся, и какой из него парень вышел - высокий, стройный. И стать бы ему непременно героем Отечественной войны, да вот только война-то кончилась..."

Образ и характеристика собаки Травки в сказке-были "Кладовая солнца": описание в цитатах

 

Травка является гончей, охотничьей собакой:

"...про гончую собаку охотники говорят..."

"...его гончая собака Травка..."

"...Она гоняла зверей для Антипыча, своего великого и милостивого хозяина, но не для себя..."

"... Травка - гончая собака, и дело ее - гонять.."

 

О внешности собаки Травки известно следующее:

"...В хату вошла большая рыжая собака с черным ремешком по всей спине. У нее под глазами были черные полоски с загибом вроде очков. И от этого глаза казались очень большими..."

"...смотрела на нее большая рыжая собака с черным ремешком на спине. Собака эта была Травка..."

"...легла на спину и повернула вверх светлый живот..."

 

Кличка "Травка" происходит от слова "Затравка":

"...Антипыч... <...> назвал свою Собаку вначале, конечно, по-охотничьи - от слова травить, и наша Травка вначале у него называлась Затравка; но после охотничья кличка на языке оболталась, и вышло прекрасное имя Травка..."

"...Затравушка, милая Затравушка! - ласкал он ее сладким голосом..."

"...Иди же теперь ко мне, моя Затравка!.."

 

Когда-то хозяином Травки был лесник Антипыч. Он умер 2 года назад:

"...Уже целых два года прошло, как случилось ужасное несчастье в жизни Травки: умер обожаемый ею лесник, старый охотник Антипыч..."

 

После смерти хозяина Травка живет в лесу, как дикое животное:

"...И вот умер Антипыч. Вскоре после этого началась Великая Отечественная война. Другого сторожа на место Антипыча не назначили, и сторожку его бросили <...> А Травка переселилась в картофельную яму и стала жить в лесу, как и всякий зверь..."

"...А теперь, когда умер Антипыч, ей нужно было, как и всякому дикому зверю, жить для себя..."

 

Травка грустит о своем покойном хозяине Антипыче:

"...деревья животному напоминали о его собственном горе..."

"...иногда, услыхав стон деревьев, взбиралась на холм, бывший когда-то избушкой, и выла и выла..."

"...И волк, услыхав эту ненавистную ему собачью "молитву" о человеке..."

"..."помолившись" Антипычу, она почувствовала сильный голод, она перестала звать Антипыча и пошла для себя искать заячий след..."

 

Собака Травка обожала своего хозяина Антипыча:

"...обожаемый ею лесник..."

"...она как вдруг вскочит и лапами на плечи - и чмок и чмок его: и в нос, и в щеки, и в самые губы..."

 

Антипыч тоже любил свою Травку:

"...хозяин любил ее, кормил и берег от волков..."

 

Травка понимала своего хозяина Антипыча без слов:

"...Антипыч как-то особенно поглядел на нее, и собака сразу поняла человека: он звал ее по приятельству, по дружбе, ни для чего, а просто так, пошутить, поиграть..."

"...То-то, ребята, - сказал Антипыч. - Вот Травка, собака гончая, с одного слова все понимает, а вы, глупенькие, спрашиваете..."

 

 

Травка - верная и преданная собака. Она верно служила хозяину Антипычу:

"...будет так же верно служить, как тому..."

"...Много раз случалось ей на гону поймать зайца. Подмяв его под себя, она ложилась и ждала, когда Антипыч придет, и, часто вовсе голодная, не позволяла себе есть зайца..."

"...Так она и работала на Антипыча, но не на себя..."

 

Травка - умная собака:

"...хорошая, умная собака не подходит сразу к человеку..."

"...Травка точно так же, как и мы, охотники, поняла круг пробега зайца..."

"...Ну, ну! - сказал Антипыч. - Иди ко мне, умница!.."

 

Травка - добрая собака. Она любит помогать людям:"...Если бы он мог пересказать ей понятно свой план, с какой радостью бросилась бы она его спасать..."

"...собака, своей чистой душой..."

 

У Травки тонкий нюх. Она находила хозяина по очень тонкому запаху:

"...тончайшие пахучие частицы табачного дыма из трубки Антипыча повисали в неподвижном воздухе с утра и до вечера. Поняв сразу, что по следам найти невозможно Антипыча, сделав круг с высоко поднятой головой, Травка вдруг попала на табачную струю воздуха и по табаку мало-помалу, то теряя воздушный след, то опять встречаясь с ним, добралась-таки до хозяина..."

 

У Травки тонкий слух:

"...Тонким слухом своим она услыхала недоступное человеческому слуху чвяканье заячьей лапы по лужицам..."

 

Травка - внимательная собака:

"...Поглядев еще раз внимательно в сторону прямого следа на Слепую елань,.."

 

Травка - воспитанная собака:

"...Сквозь клюкву Травка явственно чуяла хлеб, и ей ужасно хотелось есть, но позволить себе покопаться лапами в клюкве она никак не могла..."

 

Травка - чуткая собака. Она чувствует, когда с кем-то происходит беда:

"...В это время, почуяв беду человеческую, Травка подошла к рыдающей Насте и лизнула ее в соленую от слез щеку <...> Вместо этого, чуя беду человеческую, она подняла высоко голову и завыла..."

 

Травка - сильная собака:

"...присела и напружинила задние лапы для могучего броска и, когда увидела уши, бросилась..."

"...схватил большую, сильную собаку за левую заднюю ногу..."

...вот почему хорошая, умная собака не подходит сразу к человеку, а остановится и узнает, ее это хозяин или враг его..."

 

Травка - доверчивая собака, но достаточно осторожная:

"...собака, своей чистой душой подозревая что-то не совсем чистое в ясных словах Антипыча, ползла с остановками..."

"...маленький человек звал ее и манил сейчас не совсем от чистого сердца, как думала, наверно, сама Травка. У маленького человека в словах не только дружба и радость была, как думала Травка, а тоже таился и хитрый план своего спасения..."

 

Травка - бойкая, "деловая" собака:

"...деловая Травка сейчас же вспомнила свой первый гон по зайцу..."

 

Когда мальчик Митраша тонет в болоте в лесу, ему на помощь приходит Травка. Собака спасает мальчика из болота. После этого Митраша становится ее новым хозяином:

"..Услыхав такой голос, такие слова, Травка бросила все свои колебания: перед ней стоял прежний, прекрасный Антипыч. С визгом радости, узнав хозяина, кинулась она ему на шею, и человек целовал своего друга и в нос, и в глаза, и в уши..."

Образ и характеристика Антипыча в сказке-были "Кладовая солнца" Пришвина: описание в цитатах

 

Антипыч является лесником и старым охотником:

"...лесник, старый охотник Антипыч..."

"...Антипыч, как большой, настоящий охотник..."

"...Мы с давних лет ездили к этому Антипычу на охоту..."

"...еще при жизни Антипыча. Была у лесника трудная работа в лесу по отпуску дров..."

 

Возраст Антипыча - более 80 лет:

"...и старик, думается, сам позабыл, сколько ему было лет, все жил, жил в своей лесной сторожке, и казалось - он никогда не умрет.

- Сколько тебе лет, Антипыч? - спрашивали мы. - Восемьдесят?

- Мало, - отвечал он.

- Сто?

- Много..."

 

Антипыч жил в сторожке в лесу:

"...полуобвалившейся картофельной ямы возле сторожки Антипыча вылезла его гончая собака Травка..."

"...Антипыч не раз приходил с ней в село..."

 

Старик умер за 2 года до событий, описанных в произведении:

"...Уже целых два года прошло, как случилось ужасное несчастье в жизни Травки: умер обожаемый ею лесник, старый охотник Антипыч..."

"...И вот умер Антипыч. Вскоре после этого началась Великая Отечественная война..."

 

У Антипыча была собака Травка. После его смерти Травка осталась жить одна в лесу:

"...я Травке своей перешепну. Травка! - позвал он..."

 

Старик Антипыч любил Травку:

"...хозяин любил ее, кормил и берег от волков..."

 

 

Антипыч и Травка хорошо понимали друг друга:

"...Антипыч как-то особенно поглядел на нее, и собака сразу поняла человека: он звал ее по приятельству, по дружбе, ни для чего, а просто так, пошутить, поиграть..."

 

Старик Антипыч был добрым человеком:

"...для Антипыча, своего великого и милостивого хозяина, но не для себя..."

 

Он был мудрым стариком:

"...о загадочных словах нашего старого лесника Антипыча <...> Мы думаем, Антипыч <...> перешепнул своему другу - собаке какую-то свою большую человеческую правду, и мы думаем, эта правда есть правда вековечной суровой борьбы людей за любовь..."

 

Антипыч любил шутить:

"...Антипыч, ну брось свои шутки, скажи нам по правде: сколько же тебе лет?.."

"...Дедушка прищурился по-своему, как он всегда щурился, когда хотел посмеяться и пошутить..."

"...А он то-то над нами покатывался. Так мы ничего и не понимали, чему смеялся старик..."

 

После смерти Антипыча собака Травка остается жить одна в лесу. Она тоскует по своему доброму и заботливому хозяину. К счастью, через 2 года Травка обретает новых хозяев - Митрашу и Настю: дети находят Травку в лесу и берут ее к себе жить.

Изображение природы.

В историю русской литературы Пришвин вошел именно как повествователь и певец радостной жизни природы. Вот мы узнаем, насколько полезна, где растет вкусная ягода клюква и когда ее собирают: “Кислая и очень полезная для здоровья ягода клюква растет в болотах летом, а собирают ее поздней осенью”. Рассказывая о природе, автор описывает даже самые мелкие детали: травинку, кочку, ветерок, что создает у читателя эффект

присутствия. Читатель видит всю красоту лесной природы, слышит звуки, которые проносятся по всему лесу, чувствует вязкость болота, в которое попал главный герой Митраша “Мы – разведчики болотных богатств, – говорит Пришвин. – И мы дознались, что торфа в этом болоте хватит для работы большой фабрики лет на сто. Вот какие богатства скрыты в наших болотах!” Эти богатства автор и называет кладовой солнца. Пришвин понимал, что бурное развитие промышленности может нанести природе непоправимый вред, и поэтому встал на защиту всего живого. В его произведениях – мысль о необходимости бережного отношения к природе, о вреда ее бездумной эксплуатации, о ее нравственной ценности, облагораживающей способности действовать на душу человека и формировать его внутренний мир.

Однако природа выступает также в качестве отдельного образа.Наши маленькие герои собрались в далекое путешествие к палестинке, о которой они знают по рассказам отца. Это напоминает присказку: «пойди туда, не знаю куда». Дети попадают в огромную сказочную страну, где каждый кустик, каждая птица обладает способностью говорить и мыслить. Автор помещает нас в чудесный мир природы, при этом он изо всех сил старается показать родство человека с этим природным миром: «бедные птички и зверушки, как мучились все они, стараясь выговорить какое-то общее всем, единое прекрасное слово! И даже дети, такие простые, как Настя и Митраша, понимали их усилие. Им всем хотелось сказать одно только какое-то слово прекрасное. Видно, как птица поет на сучке, и каждое перышко дрожит у нее от усилия. Но все-таки слова, как мы, они сказать не могут, и им приходится выпевать, выкрикивать, выстукивать. — Тэк-тэк! — чуть слышно постукивает огромная птица глухарь в темном лесу. — Шварк-шварк! — дикий селезень в воздухе пролетел над речкой. — Кряк-кряк! — дикая утка кряква на озере. — Гу-гу-гу… — красивая птичка снегирь на березе». Автор предстает здесь как человек с тонким слухом, способный услышать и понять чудесный язык птиц, растений и животных. Пришвин использует самые разнообразные средства худо-жественной выразительности. Но самый главный прием, с помощью которого оживают на страницах произведения герои мира природы, — это олицетворение. Способностью размышлять обладают в сказке-были не только животные, но и птицы, и даже деревья. Это и переговаривающиеся ворон и ворона, и журавли, возвещающие о приходе солнца и о его закате, и стон сросшихся сосны и ели. Природа не бездействует, она активно приходит на помощь человеку. Предупреждают Митрашу о беде и старушки-ели, тщетно пытаются они заслонить ему дорогу к губительной елани. И черный ворон пугает его своим криком. Что и говорить об умной, сообразительной и преданной человеку собаке Травке! Вот интересное описание Блудова болота: “И как там, в настоящем море, бывают острова, как в пустынях – оазисы, так и в болотах бывают холмы. У нас в Блудовом болоте эти холмы песчаные, покрытые высоким бором, называются боринами”. Потом мы читаем необычную историю Блудова болота: о том, как появились в нем деревья, как они росли, переплетясь корнями и судьбами. Писатель рассказывает о них как о живых людях, о том, как близки друг другу растительный и животный миры. Звонкая борина у Пришвина – словно живое существо: она “наполнялась птичьими песнями, воем, стоном и криком зверьков. Не все они были тут, на борине, но с болота, сырого, глухого, все звуки собирались сюда. Борина с лесом, сосновым и звонким на суходоле отзывалась всему”. Чудесен и удивителен рассвет: “И вот первый луч, скользнув по верхушкам ближайших, очень маленьких елочек, наконец-то заиграл на щеках у детей”. Не оторваться от описания пения птиц: тетеревов, петухов, даже ворон. В карканье ворон автор слышит просьбу птиц о помощи перед начинающейся дракой. Мгновенную смену погоды автор передает немногими точными фразами: “Тогда серая хмарь плотно надвинулась и закрыла все солнце с его живительными лучами. Злой ветер очень резко рванул. Сплетенные корнями деревья, прокалывая друг друга сучьями, на все Блудово болото зарычали, завыли, застонали”, заставляя стонать и рычать слышащих. их животных.

Вот история о нелегкой жизни грозы леса – волка по прозванию Серый, вот – хитрая лисица, вот – трусливый русак, вот – старушки елки, не пропускающие Митрашу сквозь свои ветви-руки, вот опять птицы, своим пением подбадривающие и подсказывающие мальчику дорогу. А вот еще ягоды – тоненькая, стройная кровяно-красная брусника, черника, красно-рубиновая костяника, которые умело собирает Настя. А. вот добрый лось, который привык к людям: у людей “все повадки обычных зверей, на каких он смотрит равнодушно…. Природа живет, существует отдельно от человека, но связано с ним. Природные явления либо помогают главным героям рассказа, либо мешают им. Поэтому природа в рассказе является одним из действующих лиц. Все образы олицетворены. Писатель показывает, как деревья, «словно живые существа», ведут себя как люди: ель и сосна, растущие вместе, боролись за свое существование. «Волновались» старушки-елки, а когда деревья тревожил ветер, они «стонали и выли». Лес «наполнялся птичьими песнями, воем, стоном и криком зверьков». Животные пытаются говорить между собой, пытаются донести свои речи до человека: «закрякают в ответ, и зачуфыкают, и зашваркают, и затэтэкают, стараясь всеми голосами этими ответить нам».

Нравственная проблематика.

Эта повесть о связи человека и природы, об истинной человечности, которая и делает человека царем природы, покровительствующим всему живому на земле, другом всему живому. Основная мысль – прославление дружбы и коллективизма. Конечно же, идея связана с победой в войне, которая в момент действия повести, в 1942 г., была только надеждой. Пришвин вводит образ друга и врага, это собака, «вернейший друг человека», и волк, «злейший враг его, самой злобой своей обречённый на гибель». Это образ фашистов, хотя ни о них, ни о военных действиях в повести не упоминается. Пришвин в своей сказке-были воспитывает в детях эстетическое чувство любования природой, т.к. в его произведении присутствует очень много описания природы. Ребенок, читая «Кладовую солнца», развивает в себе также доброту, потому что, сопоставляя с себя с героями этого произведения, он понимает, что все что не делается, должно быть во имя доброты, не только для себя, но и для других. Еще эта сказка-быль учит быть ребенка не жадным, т.к. качество «жадность» очень ярко осуждается в этом произведении. Кроме этого, «Кладовая солнца» воспитывает в детях то, что прислушиваться к чужому мнению просто необходимо, иначе можно наломать множество дров. Помимо всего, можно определить, что это произведение учит ребенка быть смелым и трудолюбивым. Проблема любви к природе и человеку, важно получать жизненный опыт, каждый человек должен видеть и ценить красоту. Автор доносит до нас понимание значения леса в жизни человека. Ягоды имеют целебные свойства, как нужно вести себя на торфяных болотах. Всё это рассказывается в данном произведении. Человек и природа — одно целое и неделимое, они навсегда неразрывно связаны между собой. Человеку нужно знать лесные приметы, чувствовать лес, все его прелести. И обязательно нужно помогать другим людям, чтобы достичь гармонии.

Словарик.

Ладило — бондарный инструмент Переславского района Ивановской области.

Палестинкой называют в народе какое-нибудь отменно приятное местечко в лесу.

Елань — топкое место в болоте, все равно что прорубь на льду.

К.Паустовский

«Заячьи лапы»
Каковы главные мысли рассказа «Заячьи лапы»? О чем он? Он о том, что нужно беречь природу, относиться к ней с заботой. Она не всегда находится в состоянии гармонии и покоя. В данном рассказе природа выступает как страшная стихия, которой очень трудно дать отпор. Пожар в лесу представляет угрозу растениям, жизни животных и даже человеку. Вот почему столь важно соблюдать правила аккуратного обращения с огнем в лесу, делать это надо очень осторожно. Люди должны приходить на помощь друг к другу и животным. Животные тоже иногда спасают человека, а человек должен за добро отвечать добром. Автор как бы говорит нам: научитесь искренне, от сердца дарить добро, не ожидая при этом какого-либо ответа и не подразумевая расчета. Если мы это сможем, то мы – настоящие люди. Характеристика главных героев рассказа «Заячьи лапы»:

1. Заяц – пострадал от лесного пожара, у него были обожжены задние лапы и брюшко. 2. Дед Ларион Малявин – охотник, чуть не убивший в лесу зайца. Позже он оказался окружен пожаром и побежал за зайцем, надеясь, что тот поможет ему выбраться. В благодарность за свое спасение вылечил зайца. 3. Ваня Малявин - внук деда Лариона, добрый и отзывчивый мальчик. Отнес зайца сначала к ветеринару, а после к детскому врачу. Помог вылечить зайца, заботился о нем. 4. Ветеринар – бессердечный человек. Отказал Ване в просьбе вылечить животное. 5. Бабка Анисья – неравнодушная женщина. Посоветовала Ване, где лучше вылечить обгоревшего зайца. 6. Карл Петрович Корш – детский доктор, уже продолжительное время не занимавшийся врачебной практикой. Пожалел Ваню с дедом, согласился вылечить зайца. Добрый и чуткий человек.
Сюжет:

Однажды Ваня Малявин принес к ветеринару пострадавшего зайца, который «плакал и часто моргал красными от слез глазами». Тот отказался лечить больное животное, и даже посоветовал зажарить его с луком.Выйдя в сени, Ваня заплакал от собственного бессилия – если не вылечить зайца, пострадавшего при пожаре, он умрет. Его утешила «жалостливая бабка Анисья» и посоветовала нести питомца в «город к Карлу Петровичу». Поблагодарив за совет, Ваня что есть силы помчался к деду, Лариону Малявину. Дорога была неблизкой, и нужно было поскорее оказать помощь несчастному животному, который стонал от боли. На следующее утро Ваня с дедушкой отправился в город. Они зашли в аптеку, чтобы узнать, где живет Карл Петрович. Выяснилось, что это педиатр, который уже «три года как перестал принимать пациентов», и аптекарь нехотя дал адрес уважаемого доктора. Отыскав нужную улицу, дедушка обратился к доктору за помощью, на что тот возмущенно ответил, что он «всю жизнь лечил детей, а не зайцев». Но дедушка настаивал, ведь этому зайцу он был обязан жизнью. После его истории Карл Петрович без лишних слов оказал медицинскую помощь страдальцу. Ларион Малявин рассказал, как во время охоты наткнулся на зайчонка с «рваным левым ухом». Он выстрелил, но промахнулся. В ту пору «леса стояли сухие, как порох», и мужчина почувствовал, как с юга сильно потянуло гарью. Поднялся сильный ветер и удушливый дым приближался со стремительной скоростью.Дед сообразил, что начался лесной пожар, который наступал на него со всех сторон. Он был на волосок от смерти, когда заметил знакомого зайчонка. Будучи бывалым охотником, Ванин дед прекрасно знал, что во время пожара звери чутьем выбирают правильный путь. Он побежал вслед за зайцем, и спустя время оба оказались на безопасном расстоянии от разбушевавшегося пламени. Так заяц спас дедушку от верной смерти, а тот, в свою очередь, вылечил его обожженные лапки.

Тема:

В своем рассказе ” Заячьи лапы ” автор описал историю взаимодействия человека и природы, и показал, что эти два явления неразрывно взаимосвязаны между собой. Если страдает природа, то и человек страдает тоже. Это показано на примере погодных условий, неимоверной жары и пожаров, которые случались в результате данных погодных условий. И не только природа страдала от жары – горел лес, стог сена, но и люди изнывали от жары и раскаленного воздуха. Так же показано взаимопомощь и выручка человека и животного, – то как заяц спас деда от пожара, вывел его из горящего леса. И как дед, впоследствии, отблагодарил зайца, забрав его, с обожженными лапами и брюхом, домой и вылечив у доктора. О том, насколько автор любит природу и призывает нас любить мир, который окружает нас вокруг, говорит и тот факт, что автор назвал свой рассказ именно ” Заячьи лапы “, а не – случай в лесу, подвиг зайца, дед и заяц, или как люди зайца спасли и прочее. Именно и поэтому, в рассказе природа описывается как живое явление, сравнивается с человеком и его поведением – гром, как ленивый силач,

потягивающийся и расправляющий плечи; молнии, как бесшумные стремительные стрелы. И именно описания природы и погоды в рассказе дополняет, приукрашивает и делает более интересными описания действий людей и событий, происходящих в рассказе.

«Растрепанный воробей»
У Маши богатое воображение и доброе сердце. Она взяла «на воспитание» Пашку, ухаживала за ним (пригладила ему щеткой перышки), кормила его. Мама работала балериной в огромном театре в Москве. Она очень любила свою дочку и мужа-моряка. Седая ворона жила в заколоченном ларьке. Это скупая, сварливая, хитрая хищница. Забиралась в дом через форточку и воровала что-нибудь.

Маленький воробей Пашка любопытный: он залетел в ларек, где жила ворона. Очень благодарный и отзывчивый: ему понравилась Маша, и он приносил ей гусениц, засохшую пастилу, решил помочь вернуть папин подарок. Сообразительность воробья показана в эпизоде, когда он проследил, где работает мама Маши. Пашка смелый, потому что не побоялся снова пробраться в убежище злой птицы-воровки. Милиционер добрый и веселый. Он пожалел лежащего на снегу воробьишку, которого сильно клюнула ворона. У него есть чувство юмора, например о драке воробьиной стаи с вороной он сказал: «Вот это рукопашный бой по уставу!».

Сюжет

Итак, девочка Маша жила с мамой и няней в Москве. Мама работала балериной и мечтала исполнить роль Золушки. Когда это произойдет, мама должна была приколоть стеклянную брошку в виде веточки. Это был подарок Машиного папы. Рядом с домом в ларьке жила седая ворона, которая забиралась в форточку и воровала все съедобное и блестящее у Машиной семьи. Когда воробей Пашка залетел в убежище хитрой птицы, она больно клюнула его и выбросила на улицу. Оглушенного крохотного воробушка подобрал милиционер и предложил Маше на воспитание. Девочка приняла Пашку, накормила и отпустила. Воробей стал каждый день прилетать в квартиру, и Маша давала ему крошки. Воробей был очень благодарен ей. Он набрался храбрости и стал тайно утаскивать вороньи запасы. Все это Пашка дарил доброй девочке, которая помогала ему в трудную зимнюю пору.

Вскоре была назначена премьера «Золушки». Мама выложила стеклянную брошку на стол. Но нянюшка уснула, а Маша спряталась, чтобы посмотреть на птицу-воровку. Осмелевшая ворона влетела в окно, схватила украшение и улетела. И мама, и Маша, и нянюшка плакали весь вечер. Пашка решил помочь. Он выследил, куда мама ходит на работу, потом собрал всю свою стаю. Руководил операцией Пашкин дедушка Чичкин.

Воробьи ворвались в заколоченный на зиму ларек и устроили смелую потасовку. Пашка сумел схватить веточку и полетел в театр. В это время Маша с нянюшкой смотрели балет. Когда уже звучали последние аккорды, в зал влетел взъерошенный воробей и бросил в руки мамы заветную брошь – подарок ее мужа.

Счастливая, она приколола любимую брошку и заплакала от радости. Маша не могла понять, почему мама плачет, ведь закончилось все хорошо.

Главная мысль произведения

По жанру это сказка, так как в реальной жизни такое вряд ли может случиться. Читать ее очень интересно, особенно описание спасения воробья и его бой с вороной.

Автор в ней хотел сказать, что если человек помогает попавшим в беду, то в итоге он будет обязательно награжден. Маша кормила голодного воробья, а он отблагодарил ее тем, что вернул маме очень дорогой и памятный подарок - брошку.

 





Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: