Анна Сергеевна.
Для проверки домашних заданий прошу сбрасывать фотографии на Viber: +380506023831.
Задания по предмету «Сольфеджио»
В период дистанционного обучения
3класс, 8-летнее обучение (преподаватель Вольшакова А.С.)
Понедельник 30.03.2020 14:00-15:10
Тема: Строение и виды минорной гаммы. Мелодический минор
СТРОЕНИЕ МИНОРНОГО ЛАДА (ПОВТОРЕНИЕ)
Минорный лад строится по тем же правилам, что и мажорный, поэтому в данной теме мы периодически будем ссылаться на уже изученный мажорный лад, подчёркивая сходства и различия обоих ладов.
Название ступеней, а также их цифровые обозначения (римскими цифрами) в обоих ладах одинаковые. В минорной гамме лишь другая последовательность тонов и полутонов.
Минорная гамма строится по принципу:
ТОН, ПОЛУТОН, ТОН, ТОН, ПОЛУТОН, ТОН, ТОН.
Рассмотрим в качестве примеров минорные лады на базе натурального Ля-минора. Этот лад удобен для изучения, поскольку не имеет при ключе знаков альтерации. Ниже на рисунке приводим натуральный ля-минор:
Минорная гамма, в отличии от мажорной гаммы, звучит грустно, печально. В миноре такие же главные ступени (T, S, D).
Минорная гамма называется параллельной, так как она строится на малую терцию (на полтора тона ниже) ниже от тоники мажорной гаммы. Поэтому знаки мажорной гаммы совпадают со знаками параллельного минора.
ТРИ ВИДА МИНОРНОГО ЛАДА
В минорном ладу есть три вида: натуральный, гармонический, мелодический.
С натуральным и гармоническим минором мы знакомы. Повторим правила:
НАТУРАЛЬНЫЙ - это вид, в котором ничего не меняется, т.е остаются знаки, построенные по схеме тон, полутон, тон, тон, полутон, тон, тон.
ГАРМОНИЧЕСКИЙ - при движении вверх и вниз повышается седьмая ступень на полтона.
Новый для нас вид минора - МЕЛОДИЧЕСКИЙ
МЕЛОДИЧЕСКИЙ - при движении вверх повышаются шестая и седьмая ступени, зато при движении вниз эти повышения отменяются, и играется (или поётся) фактически натуральный минор.
Что даёт повышение VI и VII ступеней? С одной стороны, более направленное движение к тонике, с другой стороны, это движение смягчается.
Зачем тогда отменять эти повышения (альтерацию) при движении вниз? Тут всё очень просто: если мы будем играть гамму сверху вниз, то при возвращении на повышенную седьмую ступень нам снова захочется вернуться к тонике, при том, что это уже не нужно (мы, преодолев напряжение, уже завоевали эту вершину (тонику) и спускаемся вниз, где можно отдохнуть).
И ещё: мы просто не должны забывать, что находимся в миноре, а эти две подружки (повышенные шестая и седьмая ступени) как-то добавляют весёлости. Этой весёлости в первый раз может быть и в самый раз, но во второй – уже лишнего.
Звучание мелодического минора полностью оправдывает своё название: он действительно звучит как-то по-особому мелодично, мягко, лирично и тепло. Такой лад часто встречается в романсах и песнях (например, о природе или в колыбельных).
В качестве примера напомним вам песню «Подмосковные вечера» (музыка В. Соловьева-Седого, стихи М. Матусовского), где мелодический минор с повышенными ступенями звучит в тот момент, когда певец рассказывает о своих лирических чувствах (Если б знали вы, как мне дороги…): ля-бекар, си-бекар в вокальной партии– это как раз VI и VII повышенные в до-миноре (смотрите ноты ниже)
https://youtu.be/7F4aC2elEp0
Задания:
1. В распечатанной тетради стр. 21- №№ 87-90 петь с дирижированием;
2. № 89 – подписать мелодические интервалы (все изученные);
3. № 90 – «Кукушка» - выучить наизусть;