Тема: «Образы борьбы и победы в искусстве».
Цель урока: раскрыть образный строй одной из самых знаменитых симфоний мировой музыкальной культуры – Симфонии №5 Л. Бетховена, убедиться в развитии замысла композитора: «через борьбу – к победе», «через тернии – к звёздам».
Образовательная задача: проследить за творческим процессом сочинения музыки композитором, особенностями её симфонического развития.
Развивающая задача: развивать умения раскрывать образный строй одной из самых знаменитых симфоний мировой музыкальной культуры – Симфонии №5 Л. Бетховена.
Воспитательная задача: воспитывать сознательное отношение к искусству – как части духовной культуры народа, к искусству, несущему в себе созидательный заряд, его значимости в поиске и выборе юным поколением жизненной позиции.
Музыкальный материал: Л. Бетховен «Симфония №5»
Ход урока.
Ребята,сегодня перед вами будут стоять философские вопросы «Что есть человек?», «Что есть жизнь?»
Речь пойдёт о произведениях искусства, герои которых – люди решительные, отважные, которые не боятся трудностей, смело смотрят «ветру в лицо».В жизни многих людей музыка сыграла важную роль, а для иных стала просто «судьбой».
Судьба… Что означает это слово? В каких случаях мы обращаемся к нему? Что имеем в виду?
Жизненные испытания, трудности, преодоление. Судьба может быть счастливой, а может стать горькой долей.
Сегодня мы будем слушать музыку, которую композитор определил как тему своей судьбы.
Изучение нового материала.
Послушаем небольшой фрагмент. (слушать начало «Симфонии №5» Л.Бетховена.)
1.Каковы ваши ощущения?
- Сам Бетховен говорил, что так стучится судьба в дверь.
2.С каким известием так могут постучаться к человеку?
3.Когда у человека происходит одно несчастье за другим, как обычно говорят? (Такая у него судьба!).
Судьба многих музыкантов — трагична. Чтобы жить, творить многим из них приходится бороться с жизненными трудностями идти наперекор судьбе
Людвиг ван Бетховен родился в 1770 году в немецком городе Боне. Родные Людвига обладали музыкальными способностями: так, его дед играл на скрипке и пел в хоре придворной капеллы князя. Здесь же в качестве певца-тенора работал и отец композитора Иоганн ван Бетховен. Свой музыкальный талант Людвиг стал проявлять очень рано и отец сам занимался развитием таланта маленького музыканта, но делал это очень неумело и жестоко. Часто возвращаясь с веселой вечеринки ночью он поднимал Людвига с постели, заставлял играть, если же сын отказывался – его наказывали. Такие «уроки музыки» должны были подавить желание маленького Бетховена заниматься музыкой, но в музыке он находил своего самого верного друга. Спустя годы он заставил говорить о себе как о замечательном музыканте, но умирает мать и все заботы по воспитанию двух младших братьев ложатся на его плечи… Семья Бетховеных переживает нелёгкие времена безденежья, однако Людвиг сопротивляется судьбе. Новое испытание к нему приходит в тридцатилетнем возрасте – это нарастающая глухота и безответная любовь, но и этими испытаниями он справляется. Единственной отрадой в своей жизни теперь Бетховен видит в музыке. Он ее любит, он ей предан как самой достойной из женщин на земле.
«Внезапно разразилась страшная гроза со снежной метелью и градом… Удар грома потряс комнату, освещенную зловещим отблеском молнии на снегу. Бетховен открыл глаза, угрожающим жестом протянул к небу правую руку со сжатым кулаком. Выражение его лица было страшно. Казалось, он кричал: «Я вызываю вас на бой, враждебные силы!..» Хюттенбреннер (молодой музыкант, единственный оставшийся у постели умирающего. — А. К.) сравнивает его с полководцем, который кричит своим войскам: «Мы их победим!.. Вперед!» Рука упала. Глаза закрылись… Он пал в бою».
Похороны состоялись 29 марта 1827 года. В этот день все школы столицы Австрии были закрыты в знак траура. За гробом Бетховена шли 200 тысяч человек — примерно десятая часть населения Вены.
Сколько раз судьба грозно и трагически стучала в его дверь: обездоленное сиротское детство, одиночество, униженное положение музыканта – слуги… И в молодые годы может быть самый страшный удар судьбы – болезнь и глухота. Понимание того, что до конца дней он будет отгорожен от мира непроницаемой стеной глухоты, совпало ещё с одной драмой: Бетховену было отказано в женитьбе на любимой девушке. Она – Джульетта Гвиччарди, дочь графа, он – всего лишь музыкант, пусть овеян европейской славой, но на жизнь зарабатывает своим трудом…
Людвиг едет в своё небольшое имение в Гейлигенштадт, где пишет завещание… Он решается покончить счёты с жизнью, которая, как ему казалось, никому не нужна; с музыкой, которую он никогда не услышит. Но вот однажды…
СТИХОТВОРЕНИЕ. Вс. Рождественский
Где брал он эти сумрачные звуки
Сквозь плотную завесу глухоты?
Соединенье нежности и муки,
Ложащееся в нотные листы!
Касаясь верхних клавиш лапой львиной
И встряхивая гривою густой,
Играл, не слыша ноты не единой,
Глухою ночью в комнате пустой.
Текли часы и оплывали свечи,
Шло мужество наперекор судьбе…
А он всю совесть муки человечьей
Рассказывал лишь самому себе!
И убеждал себя, и верил властно,
Что и для тех, кто в мире одинок,
Есть некий свет, рождённый не напрасно,
А музыка – бессмертия залог!
Большого сада шорохи и скрипы
Вели свой разговор сквозь полусон,
И слышали в окне раскрытом липы
Всё то, чего не слышал он.
Луна над городком встаёт всё выше,
Глух не он, а этот мир вокруг,
Который вещей музыки не слышит,
Рождённой в счастье и в горниле мук.
О чём говорит нам стихотворение?
Музыка заговорила, зазвучала в нём самом!
Действительно в годы написания симфонии Бетховен стал абсолютно глухим, однако композитор преодолевает удары судьбы. В ответ на её вызов он бросается в битву со всей силой своего могучего духа и действительно берёт, по его собственному выражению «судьбу за глотку», создавая одно за другим произведения, полные волевого порыва радости жизни и веры в светлые идеалы.
-Симфония №5 посвящена судьбе земли, судьбе человечества. «Почему я пишу? То, ЧТО у меня на сердце, должно найти себе выход. Вот потому-то я и пишу», – говорил Бетховен.
-Послушайте, как однажды судьба постучала в двери дома одного из величайших немецких композиторов Людвига Бетховена, жившего более 200 лет тому назад.