Стихотворение. Вс. Рождественский

Тема: «Образы борьбы и победы в искусстве».                                      

Цель урока: раскрыть образный строй одной из самых знаменитых симфоний мировой музыкальной культуры – Симфонии №5 Л. Бетховена, убедиться в развитии замысла композитора: «через борьбу – к победе», «через тернии – к звёздам».

Образовательная задача: проследить за творческим процессом сочинения музыки композитором, особенностями её симфонического развития.

Развивающая задача: развивать умения раскрывать образный строй одной из самых знаменитых симфоний мировой музыкальной культуры – Симфонии №5 Л. Бетховена.

Воспитательная задача: воспитывать сознательное отношение к искусству – как части духовной культуры народа, к искусству, несущему в себе созидательный заряд, его значимости в поиске и выборе юным поколением жизненной позиции.

Музыкальный материал: Л. Бетховен «Симфония №5»

 

                                                                       Ход урока.

 

Ребята,сегодня перед вами будут стоять философские вопросы «Что есть человек?», «Что есть жизнь?»

Речь пойдёт о произведениях искусства, герои которых – люди решительные, отважные, которые не боятся трудностей, смело смотрят «ветру в лицо».В жизни многих людей музыка сыграла важную роль, а для иных стала просто «судьбой».

      Судьба… Что означает это слово? В каких случаях мы обращаемся к нему? Что имеем в виду?

 Жизненные испытания, трудности, преодоление. Судьба может быть счастливой, а может стать горькой долей.

 Сегодня мы будем слушать музыку, которую композитор определил как тему своей судьбы.

 

 Изучение нового материала.

Послушаем небольшой фрагмент. (слушать начало «Симфонии №5» Л.Бетховена.)

 

1.Каковы ваши ощущения?

- Сам Бетховен говорил, что так стучится судьба в дверь.

2.С каким известием так могут постучаться к человеку?

3.Когда у человека происходит одно несчастье за другим, как обычно говорят? (Такая у него судьба!).

 

Судьба многих музыкантов — трагична. Чтобы жить, творить многим из них приходится бороться с жизненными трудностями идти наперекор судьбе

 

Людвиг ван Бетховен родился в 1770 году в немецком городе Боне. Родные Людвига обладали музыкальными способностями: так, его дед играл на скрипке и пел в хоре придворной капеллы князя. Здесь же в качестве певца-тенора работал и отец композитора Иоганн ван Бетховен. Свой музыкальный талант Людвиг стал проявлять очень рано и отец сам занимался развитием таланта маленького музыканта, но делал это очень неумело и жестоко. Часто возвращаясь с веселой вечеринки ночью он поднимал Людвига с постели, заставлял играть, если же сын отказывался – его наказывали. Такие «уроки музыки» должны были подавить желание маленького Бетховена заниматься музыкой, но в музыке он находил своего самого верного друга. Спустя годы он заставил говорить о себе как о замечательном музыканте, но умирает мать и все заботы по воспитанию двух младших братьев ложатся на его плечи… Семья Бетховеных переживает нелёгкие времена безденежья, однако Людвиг сопротивляется судьбе. Новое испытание к нему приходит в тридцатилетнем возрасте – это нарастающая глухота и безответная любовь, но и этими испытаниями он справляется. Единственной отрадой в своей жизни теперь Бетховен видит в музыке. Он ее любит, он ей предан как самой достойной из женщин на земле.

 

«Внезапно разразилась страшная гроза со снежной метелью и градом… Удар грома потряс комнату, освещенную зловещим отблеском молнии на снегу. Бетховен открыл глаза, угрожающим жестом протянул к небу правую руку со сжатым кулаком. Выражение его лица было страшно. Казалось, он кричал: «Я вызываю вас на бой, враждебные силы!..» Хюттенбреннер (молодой музыкант, единственный оставшийся у постели умирающего. — А. К.) сравнивает его с полководцем, который кричит своим войскам: «Мы их победим!.. Вперед!» Рука упала. Глаза закрылись… Он пал в бою».

Похороны состоялись 29 марта 1827 года. В этот день все школы столицы Австрии были закрыты в знак траура. За гробом Бетховена шли 200 тысяч человек — примерно десятая часть населения Вены.

 Сколько раз судьба грозно и трагически стучала в его дверь: обездоленное сиротское детство, одиночество, униженное положение музыканта – слуги… И в молодые годы может быть самый страшный удар судьбы – болезнь и глухота. Понимание того, что до конца дней он будет отгорожен от мира непроницаемой стеной глухоты, совпало ещё с одной драмой: Бетховену было отказано в женитьбе на любимой девушке. Она – Джульетта Гвиччарди, дочь графа, он – всего лишь музыкант, пусть овеян европейской славой, но на жизнь зарабатывает своим трудом…

Людвиг едет в своё небольшое имение в Гейлигенштадт, где пишет завещание… Он решается покончить счёты с жизнью, которая, как ему казалось, никому не нужна; с музыкой, которую он никогда не услышит. Но вот однажды…

 

СТИХОТВОРЕНИЕ. Вс. Рождественский

 

Где брал он эти сумрачные звуки

Сквозь плотную завесу глухоты?

Соединенье нежности и муки,

 Ложащееся в нотные листы!

Касаясь верхних клавиш лапой львиной

И встряхивая гривою густой,

Играл, не слыша ноты не единой,

Глухою ночью в комнате пустой.

Текли часы и оплывали свечи,

Шло мужество наперекор судьбе…

А он всю совесть муки человечьей

Рассказывал лишь самому себе!

И убеждал себя, и верил властно,

Что и для тех, кто в мире одинок,

Есть некий свет, рождённый не напрасно,

А музыка – бессмертия залог!

Большого сада шорохи и скрипы

Вели свой разговор сквозь полусон,

И слышали в окне раскрытом липы

Всё то, чего не слышал он.

Луна над городком встаёт всё выше,

Глух не он, а этот мир вокруг,

Который вещей музыки не слышит,

Рождённой в счастье и в горниле мук.

 

О чём говорит нам стихотворение?

 Музыка заговорила, зазвучала в нём самом!

Действительно в годы написания симфонии Бетховен стал абсолютно глухим, однако композитор преодолевает удары судьбы. В ответ на её вызов он бросается в битву со всей силой своего могучего духа и действительно берёт, по его собственному выражению «судьбу за глотку», создавая одно за другим произведения, полные волевого порыва радости жизни и веры в светлые идеалы.

 

-Симфония №5 посвящена судьбе земли, судьбе человечества. «Почему я пишу? То, ЧТО у меня на сердце, должно найти себе выход. Вот потому-то я и пишу», – говорил Бетховен.

 

-Послушайте, как однажды судьба постучала в двери дома одного из величайших немецких композиторов Людвига Бетховена, жившего более 200 лет тому назад.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: