Загрязнение природных вод

Урок №43

 «Рациональное использование и охрана водных ресурсов России».

Цель:

формировать знания о причинах дефицита пресной воды, источниках загрязнения природных вод, основных мерах по охране водных ресурсов;

формировать умения приобретать знания самостоятельно, проводить простейшие исследования.

развивать познавательный интерес, логическое мышление; умения делать выводы и обобщения;

воспитывать экологическую грамотность, чувство ответственности за состояние природной среды;

Оборудование: лекция и  видеоурок по экологии 11 класс охрана водных ресурсов https://www.youtube.com/watch?v=piztlCJQiLc

 

Ход урока:

Изучение нового материала

 

Посмотрите видеоурок по экологии охрана водных ресурсов https://www.youtube.com/watch?v=piztlCJQiLc и материал лекции (смотри ниже).

 

Ответьте письменно на вопросы, заполните пропуски, таблицу, закончите составлять схему…:

    1.Вода – основа жизни. Количество воды находится в теле человека до 70%, а тело медузы состоит из

   …%, и даже в сухих семенах сосредоточено- …%.

 2. Составьте схему:

                                                       Состав гидросферы

                                          97,5%            

                Мировой океан (солёная)     ________________

         
   

 


                                                          льды 68,9%

 

 3. Что такое самовозобновление воды. Как происходит этот процесс в природе?

 4. Зачем человек создаёт водохранилища?

 5. По валовому объёму водных ресурсов Россия занимает …. место после ….

 6. В чём различия между понятиями «водоиспользование» и «водопотребление»?

7. В каких водных объектах сегодня сосредоточено огромное количество пресной воды?

 8. Перечислите причины дефицита пресной воды.

  9. Составьте схему «Источники загрязнения воды».

10. Заполните таблицу «Основные загрязнители водных объектов».

11. В чём заключается рациональное использование водных ресурсов?.


Загрязнение природных вод

Под загрязнением водных ресурсов понимают любые изменения физических, химических и биологических свойств воды в водоемах в связи со сбрасыванием в них жидких, твердых и газообразных веществ, которые делают воду водоемов опасной для использования, нанося ущерб хозяйству, здоровью и безопасности населения.

Производственные сточные воды загрязнены в основном отходами и выбросами производства. Количественный и качественный состав их разнообразен и зависит от отрасли промышленности, ее технологических процессов. Сточные воды содовых, сульфатных, азотно-туковых заводов, обогатительных фабрик свинцовых, цинковых, никелевых руд, в которых содержатся кислоты, щелочи, ионы тяжелых металлов, в основном изменяют физические свойства воды. Тяжелые металлы токсичны для животных и человека.

Сточные воды нефтеперерабатывающих заводов, предприятий органического синтеза содержат нефтепродукты, аммиак, альдегиды, смолы, фенолы и др. вещества. Нефть и нефтепродукты, попадая в водоемы, создают разные формы загрязнения: плавающую на поверхности нефтяную пленку, растворенные или эмульгированные нефтепродукты, осевшие на дно тяжелые фракции. При этом изменяется запах, вкус, окраска, поверхностное натяжение, вязкость воды, уменьшается количество кислорода, проявляются вредные органические вещества, вода приобретает токсические свойства и представляет угрозу не только для человека. 12 г нефти делают непригодной для употребления тонну воды. Фенол при попадании в водоемы резко снижает биологические процессы самоочищения, вода приобретает специфический запах карболки.

Сточные воды, содержащие растительные волокна, животные и растительные жиры, отходы кожевенной и целлюлозно-бумажной промышленности, сахарных и пивоваренных заводов, предприятий консервной, мясомолочной промышленности являются причиной органических загрязнений водоемов. Окисление органических веществ сопровождается поглощением значительного количества кислорода, что приводит к гибели водных организмов.

Атомные электростанции загрязняют водоемы радиоактивными отходами. Радиоактивные вещества концентрируются планктонными микроорганизмами, затем по цепи питания передаются рыбам и другим животным.

Рост городов увеличил поступление коммунальных стоков во внутренние водоемы. Эти стоки стали источниками загрязнения рек и озер болезнетворными бактериями и гельминтами. В еще большей степени загрязняют водоемы синтетические моющие средства (СМС), широко используемые в быту. Содержащиеся в них химические вещества оказывают значительное влияние на биологический и физический режим водоемов. В результате снижается способность вод к насыщению кислородом, парализуется деятельность бактерий, минерализующих органические вещества. Концентрация СМС в воде 1-3 мг/л вызывает гибель планктона, 5 мг/л – замор рыбы.

Вызывает серьезное беспокойство загрязнение водоемов пестицидами и минеральными удобрениями, которые попадают с полей вместе с дождевой и талой водой. Попадая в водоемы, пестициды накапливаются в планктоне, донных организмах, рыбе, а по цепочке питания попадают в организм человека, действуя отрицательно как на отдельные органы, так и на организм в целом. Минеральные удобрения вызывают массовое развитие сине-зеленых водорослей – так называемого «цветения воды». В связи с интенсификацией животноводства все долее дают о себе знать стоки данной отрасли сельского хозяйства.

Нагретые сточные воды тепловых электростанций и других производств вызывают «тепловое загрязнение», которое угрожает довольно серьезными последствиями: в нагретой воде может меньше раствориться кислорода, резко изменяющийся термический режим отрицательно влияет на флору и фауну водоемов, вызывает «цветение воды»


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: