Записать данные задачи в таблицу

Дата-06.04. 2020

                                                                                                                Класс-10А, Г

Тема урока: Наследственность и изменчивость - свойства организма. Генетика – наука о закономерностях наследственности и изменчивости. Г. Мендель – основоположник генетики. Генетическая терминология и символика.

Доброе утро, ребята!

Прочтите стихотворение, подумайте, о чём пойдёт речь на уроке.

Генетика

Томка Антипова

Генетика - прекрасная наука,
Важна была в любые времена,
Чтобы понять какими будут дети,
И заболеть возможность какова,
Чтоб получать всё больше новых видов
Растений и животных, всё затем
Чтобы улучшить нашу жизнь и чтобы
Нам избежать наследственных проблем.
Наука эта очень интересна,
Хотя возможно не совсем проста,
Но эти знания, поверьте мне, полезны,
Не пожалеете о них вы никогда.
Чтобы родить здорового ребёнка,
Чтобы была счастливая семья,
Генетику учите, без раздумий,
Ведь пригодится вам она всегда.
















Верно, ребята, речь пойдёт о науке генетике.

Познакомьтесь с инструкцией по изучению урока.

План.

1.Прочтите с.136-137 учебника, дайте понятия устно:

Генетика

Наследственность

Ген

Генотип

Фенотип

Просмотрите фильм «Кто, если не он? Грегор Мендель»

https://www.youtube.com/watch?time_continue=7&v=1RAo4WLYloo&feature=emb_logo

Прочитайте с.138-139 учебника, ответьте на вопросы № 3 и 4 на стр.139.

Почему годом рождения генетики стал 1900, а не 1865?

 

3.Просмотрите презентацию «Основные понятия и символы генетики» до 20 слайда «Моногибридное скрещивание». Выполните задания.

https://vk.com/doc382588798_542328554?hash=529034cf847923bcd9&dl=f5312463e4b6cadaad

Установите соответствие, занесите ответ в таблицу:

Понятия  

1. Ген

2. Аллельный ген

3. Неаллельный ген

4. Гомозиготный организм

5. Гетерозиготный организм

6. Доминантный признак

7. Рецессивный признак

8. Генотип

9. Фенотип

10. Генетика

11. Наследственность

12. Наследование

13. Изменчивость

14. Гибридизация

15. Гибрид

О п р е д е л е н и я

1. Состояние признака, который проявляется в первом поколении (господствующий).

2. Совокупность генов и их проявление в среде обитания.

3. Гены, расположенные в одних и тех же местах гомологичных хромосом и определяющие развитие одного и того же признака.

4. Признак, не проявляющийся в первом поколении от гомозиготных родителей.

5. Гены, расположенные в одних и тех же местах гомологичных хромосом, но определяющие развитие разных признаков.

6. Название организма, если в гомологичных хромосомах аллельные гены кодируют одинаковое состояние того или иного признака.

7. Название организма, если в гомологичных хромосомах аллельные гены кодируют различное состояние признака и по нему идет расщепление.

8. Способ передачи наследственной информации от родительских организмов в ряду последующих поколений.

9. Совокупность признаков и их проявление в среде обитания.

10. Способность организма претерпевать изменения, вызываемые мутациями или внешней средой обитания.

11. Совокупность всех наследственных факторов организма (генов) в диплоидном наборе хромосом.

12. Участок ДНК (или хромосомы), определяющий развитие отдельного элементарного признака.

13. Наука о наследственности и изменчивости организмов.

14. Скрещивание организмов, отличающихся друг от друга по одному или нескольким признакам.

15. Потомки от скрещивания.

 

Термин 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15
Определение                              

 

4. Просмотрите презентацию до конца. https://vk.com/doc382588798_542328554?hash=529034cf847923bcd9&dl=f5312463e4b6cadaad

Прочтите с 140-142 учебника. Ответьте на вопросы устно:

 -Какое скрещивание называют моногибридным?

-Сформулируйте закон доминирования.

-В чём сущность закона чистоты гамет?

-Как формулируется закон расщепления?

 

Закрепление. Решите задачу №7 с 146, используя алгоритм (см.ниже)

 

6.Домашнее задание. Выучить § 3. 10; 3.11, записать и выучить все определения, символы генетики, формулировку законов в тетрадь.

Обратная связь с учителем. Прислать заполненную таблицу в №3 и решённую задачу №7 в ВК (фото) личным сообщением.

Алгоритм решения задачи по генетике.

Ген черной масти у крупнорогатого скота доминирует над геном красной масти. Какое потомство F1 получится от скрещивания чистопородного черного быка с красными коровами?  

 

Записать данные задачи в таблицу.

Признак Ген Генотип
ген чёрной масти    
ген красной масти    

 

2. Записать в таблицу обозначения доминантных и рецессивных генов.

По условию задачи,  ген чёрной масти – доминантный,  а красной - рецессивный.  

 

Признак Ген Генотип
ген чёрной масти А  
ген красной масти a  

 

3.Записать в таблицу генотипы признаков. Генотип – совокупность материнских и отцовских генов (один от матери, другой - от отца)

 

Признак Ген Генотип
ген чёрной масти А АA, Аa
ген красной масти a aa

 

У чёрной масти два генотипа, так как доминантный ген у гетерозиготы Аa подавит рецессивный.

 

4.Далее решаем задачу. Записываем символ родителей латинскую букву P

 

Рядом записываются генотипы и фенотипы родителей.

Первой всегда записывается мать ( символ, генотип и фенотип под ним)

 

P ♀aa (по условию задачи мать красной масти)

  к.

Далее косой крест - знак скрещивания, символ, генотип и фенотип отца.

 

P ♀aa  ×♂АА (по условию задачи бык- чистопородный чёрный - гомозигота)

  к.       ч.

 

Под P пишем букву G – гаметы - половые клетки.

 

P ♀aa  ×♂АА   

  к.       ч.

G

(Далее вступает в силу закон чистоты гамет: при образовании половых клеток - гамет, в каждую попадает лишь один аллельный ген из пары). У мамы в каждую яйцеклетку попадёт лишь ген a? А у папы в сперматозоиды А.  Гаметы берутся в кружок.

 

P ♀aa  ×♂АА   

  к.       ч.

G

 

Ниже записываем латинскую букву F1 – дети, гибридное потомство первого поколения и встречаем женскую и мужскую гамету, записываем генотип и фенотип потомства, процент получившихся особей. Доминантный отцовский ген напишем впереди.

 

P ♀aa ×♂АА  

  к.       ч.

 

G

 

F1 Аa    

   ч. 100%

Таким образом, задача решена – всё потомство 100% чистопородно

    


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: