Ирина Ускова, Москва: Каким должно быть учебное задание для школьника в период дистанционного обучения?
| |
Сегодня перед современным учителем стоит сложная задача – задача организации дистанционного обучения в период карантина, причём решать её приходится в достаточно сжатые сроки. Рассмотрим один из самых простых способов организации обучения на дому. |
Ирина Ускова, учитель русского языка и литературы, кандидат педагогических наук
Одни школы уже начали использовать различные образовательные платформы, рекомендованные Министерством просвещения РФ, дополнительные программы и средства связи, которые позволяют вести уроки онлайн, передавать видеолекции школьникам, консультировать их в режиме реального времени. В распоряжении других школ есть только печатные учебники, выданные школьникам в начале учебного года, и электронный журнал, на основе которого организуется дистанционное обучение. И таких немало. Но в обоих случаях следует учитывать, что нагрузка на учащихся при дистанционном обучении значительно возрастает, так как увеличивается объём самостоятельной работы школьников и отсутствует непосредственное педагогическое руководство.
В этой статье мы рассмотрим один из самых простых способов организации обучения на дому, который требует только наличия учебника и электронного журнала у учителя (а значит — и электронного дневника у школьников). В этом случае дистанционное обучение организовывается на основе принципов проектирования домашней учебной работы, однако в существующих условиях учителю необходимо будет внести в неё ряд изменений.
Если раньше, при классно-урочной системе обучения, учитель планировал заранее содержание домашней учебной работы школьников (отбирал домашние учебные задания и дополнительный теоретический материал), мог корректировать её по ходу урока в зависимости от уровня освоения изучаемой темы школьниками, то в условиях дистанционного обучения быстро скорректировать домашнюю работу не получится. Её надо заранее тщательно планировать, особое внимание уделяя входящим в неё домашним учебным заданиям. При этому домашние учебные задания являются организующим ядром домашней работы, и изменения должны коснуться прежде всего их.
Пример организации учителем самостоятельной дистанционной работы школьников на основе электронного дневника на 20 марта
Анализируя работу школ по переходу к дистанционному обучению в марте 2020 года, можно отметить, что в основном оно было организовано в форме выдачи учителями ряда заданий из учебника для самостоятельного выполнения школьниками, например, через электронный дневник или мессенджеры.
Может ли такая работа быть плодотворной и приносить результаты? Ведь, возможно, что в некоторых школах дистанционное обучение будет организованно только по этой модели. Конечно, да, но в этом случае следует понимать, что учебные задания, составляющие самостоятельную домашнюю работу школьников по предмету, должны быть доработаны учителем. Попробуем ответить на самый важный вопрос — как?
Главное не количество, а качество.
В первую неделю дистанционного обучения школьники говорили о том, что им приходится выполнять как задания, предназначенные для классной работы, так и задания, спланированные учителем для домашней работы. Такой подход нам представляется нецелесообразным. Теперь это не классная работа, а полностью домашняя. Проектируется она, как правило, на один день и выполнять её школьник будет в течение одного дня. Также самостоятельная работа должна быть подчинена идеи целостности и решать определённую учебную задачу за одно выполнение.
Вместе с тем, если делить задания на две части, то их окажется больше, чем обычно учащиеся выполняют в классе и дома, а, следовательно, время на выполнение существенно увеличится. С этим связана и проблема перегрузки учащихся домашними заданиями. При определении количества заданий для школьника следует учитывать, что самостоятельно ребёнок работает, как правило, медленнее, выбирает индивидуальный, комфортный ему темп, а также вынужден без непосредственной помощи учителя решать возникающие сопутствующие учебные проблемы.
Поэтому лучше выдавать домашнюю работу по предмету, состоящую из одного или нескольких учебных заданий, подобранных в соответствии с поставленной учебной задачей и «записанных» в электронном дневнике в порядке выполнения, который задумал учитель.
Тщательный отбор домашних учебных заданий.
В условиях дистанционного обучения домашнее учебное задание для школьников должно отбираться с особой тщательностью, так как именно оно становится центральным звеном в достижении школьниками конкретной учебной цели, поставленной учителем на определённый период (например, научиться орфографически верно писать имена существительные с суффиксами -чик и -щик). Основными требованиями к домашнему заданию становятся следующие:
- задание должно быть понятным ученику: включая понимание, что он будет делать, где он будет это делать, как он будет это делать, какие дополнительные средства обучения ему понадобятся, как он передаст работу учителю;
- задание должно быть посильным и доступным для самостоятельного выполнения учениками: зачастую школьнику некому помочь с выполнением домашних заданий, и он просто не делает то, с чем не может справиться сам;
- задание должно быть интересно школьнику: например, упражнение из учебника можно всегда дополнить ссылкой на интересный фильм по изучаемой теме, порекомендовать электронный ресурс или изменить задание учебника, добавив творческий вопрос.
Включение в учебное задание теоретического материала.
Выдавая учебное задание для самостоятельной работы школьникам, даже если его целью является повторение пройденного, в условиях дистанционного обучения необходимо дополнять его теоретическим материалом, который может понадобиться для его выполнения. Сделать это можно, например, так (на примере учебного задания по предмету «Русский язык»):
Пример заданий для организации дистанционного обучения, переданных учителем 19 марта школьникам через родителей в группе WhatsApp
1 вариант (краткий)
Для выполнения упражнения 350 опирайтесь на правило «Правописание Н и НН в суффиксах прилагательных» на странице 164 учебника и на алгоритм выполнения, записанный в синей рамке на стр. 166. При затруднении обращайтесь к орфографическому словарю.
2 вариант (дополненный)
Для выполнения упражнения 410 вам необходимо вспомнить 3 правила: «Правописание безударных гласных в корне слова», «Правописание чередующихся гласных в корне слова», «Правописание непроверяемых гласных в корне слова». Начинайте выполнение задания только после ознакомления с дополнительными материалами. В этом случае учитель дополняет задание файлом (например, электронной презентацией), в котором сформулированы названные правила, ссылкой на интернет-ресурс, где они размещены, видеолекцию и т.п.