Заставляет сочувствовать и Печорину тоже?

Диспут на тему «Печорин герой своего времени».

Тема урока: Печорин как представитель «портрета

Поколения». Загадки образа в главах «Бэла», «Максим

Максимыч».

Вступительное слово учителя.

Единственный завершённый роман М.Ю. Лермонтова не

задумывался первоначально как цельное произведение. В «

Отечественных записках» за 1839 г. были опубликованы «Бэла. Из

записок офицера о Кавказе» и позже «Фаталист» с примечанием,

что М.Ю. Лермонтов в непродолжительном времени издаст

собрание своих повестей, и напечатанных и ненапечатанных»; в

1840 г. Там же печатается «Тамань» и следом выходит двумя

частями - томиками «Герой нашего времени». Проблемное

афористичное название предложил опытный журналист А.А.

Краевский взамен первоначального авторского «Один из героев

нашего века». «Собрание повестей», объединённых образом

главного героя, оказалось первым в русской прозе социально-

психологическим и философским романом.     

«Герой нашего времени» - это «история души человеческой»,

одной личности, воплотившей в своей неповторимой

индивидуальности противоречия целого исторического периода.

Печорин- единственный главный герой, его одиночество в романе

принципиально значимо. Это история тщетных попыток

незаурядного человека реализовать себя, найти хоть какое- то

динственный завершённый роман М.Ю. Лермонтова не

задумывался первоначально как цельное произведение. В «

Отечественных записках» за 1839 г. были опубликованы «Бэла. Из

записок офицера о Кавказе» и позже «Фаталист» с примечанием,

что М.Ю. Лермонтов в непродолжительном времени издаст

собрание своих повестей, и напечатанных и ненапечатанных»; в

1840 г. Там же печатается «Тамань» и следом выходит двумя

частями - томиками «Герой нашего времени». Проблемное

афористичное название предложил опытный журналист А.А.

Краевский взамен первоначального авторского «Один из героев

нашего века». «Собрание повестей», объединённых образом

главного героя, оказалось первым в русской прозе социально-

психологическим и философским романом

 

удовлетворение своим потребностям, попыток, неизменно

оборачивающихся страданиями и потерями для него и

окружающих, история утраты им могучих жизненных сил и

нелепой, неожиданной, но подготовленной всем рассказанным

смерти от нечего делать, от его ненужности кому бы то ни было и

себе самому. Сам Лермонтов несколько поддался общему

настроению и в предисловии ко второму изданию «Героя нашего

времени2 (1841 г.) заявил, что Печорин – «это портрет,

составленный из пороков всего нашего поколения, в полном их

развитии». Но в предисловии к журналу Печорина он был назван

именно героем времени.

2. Работа с сюжетным порядком романа- хронологический

(фабульный порядок).

Фабулой называют совокупность событий в их естественном

хронологическом порядке. Фабуле противостоит сюжет: те же

события, но в том порядке, в котором о них сообщает автор.

«Бэла»     Путешествие по Военно-Грузинской дороге

офицера- повествователя с Максимом Максимычем.

  Первая часть рассказа Максима Максимыча о Бэле.

  Переезд через Крестовый перевал.

  Вторая часть рассказа Максима Максимыча о Бэле.

  Концовка «Бэлы». Заключение от имени офицера-

повествователя.

«Максим Максимыч» Встреча с Максимом Максимычем и

Печориным.

  С включением сообщения о том, что

Печорин умер.

 

«Предисловие к «Журналу Печорина»   История до того, как

Печорин попал на Кавказские минеральные воды.

«Тамань»                  Дневник Печорина, сделанный в ночь перед

дуэлью.

«Княжна Мери»       Окончание повести- запись, сделанная

Печориным по памяти в крепости.

«Фаталист»              История с Вуличем а казачьей станице зимой,

до похищения Бэлы.

Такое построение даёт автору возможность:

- максимальную заинтересованность читателя судьбой Печорина;

- проследить историю его внутренней жизни;

- образ Печорина раскрывается двояко: с точки зрения

постороннего наблюдателя и в плане внутреннего самораскрытия;

- при таком построении, как бы оставляя героя в живых, автору

легче показать свою позицию.

3. Зрительная гимнастика.

4. Реализация домашнего задания:

В ходе проверки учащимся могут быть заданы следующие вопросы

для выявления восприятия:

«Бэла» - Почему рассказ об истории любви Печорина автор

вложил в уста Максима Максимыча?

«Максим Максимыч» - Кто описывает портрет Печорина? Почему?

Почему сцена встречи Печорина с Максимом Максимычем

заставляет сочувствовать и Печорину тоже?

5. Диспут на тему «Печорин герой своего времени».

 

Следует задать ученикам вопрос о том, почему Лермонтов выделил

такую личность на фоне других героев, почему несмотря на

неблаговидные поступки, Печорин лучше всех остальных героев.

6.Итог урока: учитель отмечает о необычности романа,

рассказывает об истории критической литературы о романе.

7.Домашнее задание: подготовиться к комментированному

чтению главы «Княжна Мери».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: