Практическая работа № 2,3
по дисциплине
Студентки гр. ЗСДО-16(Л)
Дробот Е.П.
г. Симферополь, 2020
1. Заполнить таблицу: «Компоненты интонации (Е.Н. Российская, Л.А. Гаранина по данным Н.В. Черемисиной-Ениколоповой)»:
Компонент интонации | Характеристика |
Ударение | Языковое явление, в основе которого лежит интенсивность, сила звука. Для интонирования речи значимы словесное ударение (силовая и тональная вершина слова) и ударения смысловые: синтагматическое, фразовое, логическое. |
Мелодика речи | Тональный контур речи – модуляции высоты (повышение и понижение) основного тона голоса при произнесении высказывания. |
Темп речи | Скорость произношения речи, относительное ускорение или замедление отдельных ее отрезков (звуков, слогов, слов, предложений и т.д.). Зависит от стиля произношения, смысла речи, эмоционального состояния говорящего, эмоционального содержания высказывания. |
Тембр | Дополнительная окраска звучания, сообщающая речи различные эмоционально-экспрессивные оттенки голоса. |
Пауза | Интонационное средство, которое по акустическому выражению может быть действительным или мнимым (нулевым). Действительная пауза – это остановка, перерыв в звучании. |
2. Составить комплекс упражнений и провести их на себе или других людях (в условиях домашнего времяпрепровождения):
*Упражнения на разминку речевого аппарата (массаж, гимнастика).
Упражнение «Лошадка - 1».
Щелчок - пауза, щелчок – пауза, щелчок – пауза.
Упражнение «Оскал».
Зубы сомкнуты. Губы в улыбке. Верхние и нижние резцы видны. Вытягиваем губы «рупором» при сомкнутых зубах. Верхние и нижние резцы видны.
Упражнение «Верблюд».
Выполняя круговые вращательные движения нижней челюстью с закрытым ртом, имитируя пережевывание пищи верблюдом.
*Упражнения на развитие контролируемого дыхания.
Упражнение «Спущенная шина».
Плотно сжав губы, сделать глубокий вдох носом. На выдохе усиливаем, а затем ослабляем звук [с], имитируя звук проколотой шины велосипеда.
Упражнение «Самовар».
Сделать глубокий вдох носом. Выдох произвести в несколько приёмов, имитируя звук пыхтящего самовара «пых» - «пых» - «пых»…
*Упражнения на развитие дикции (скороговорки).
Карл у Клары украл кораллы, а Клара у Карла украла кларнет.
Если бы Карл не крал кораллы, то Клара у Карла не крала б кларнет.
На дворе – трава, на траве – дрова.
Не руби дрова на траве двора!
*Упражнения на изменения высоты, громкости и темпа речи в зависимости от ситуации общения и содержания высказывания.
«Гудок паровоза»
Цель: развитие силы голоса
Рекомендуемый возраст: 6-7 лет
Описание: Изобразить голосом гудок паровоза: «Ту-ту-ту-ту». Сначала произнести очень тихо, как будто паровоз еще очень далеко, потом громче, еще громче, очень громко, а затем голос слабеет, как будто паровоз удаляется.
«Произнеси правильно»
Цель: развитие темпа речи
Рекомендованный возраст: 6 лет.
Описание: Детям предлагается произнести следующие предложения в нужном темпе:
Как медленно вертится колесо!
Помогите, человек тонет!
Как долго тянется зима!
Скорей бежим домой!
3. Из пособия А.И. Сергеевой «Практикум по постановке голоса» провести на себе в определенной последовательности артикуляционно-мимическую гимнастику для мышц щёк, лба, губ, языка, активизации мышц шеи и самомассаж. Ответьте на вопросы:
*Сформулируйте цель комплекса упражнений артикуляционно-мимической гимнастики.
Создать нервно-мышечный фон для выработки точных и координированных движений, необходимых для звучания полноценного голоса, ясной и четкой дикции; предотвратить патологическое развитие движений артикуляции, а также снять излишнюю напряженность артикуляционной и мимической мускулатуры; выработать необходимые мышечные движения для свободного владения и управления частями артикуляционного аппарата. Идет тренировка мышц нижней челюсти, губ, языка, мышц глотки и мягкого нёба, мимических мышц.
*Какие рекомендации необходимо соблюдать при выполнении артикуляционно-мимической гимнастики?
• выполнять упражнения только перед зеркалом;
• избегать сопутствующих движений (работает только группа
мышц);
• выполнять упражнение в спокойном темпе, без усилий, стремясь к плавному и ритмическому выполнению движений.
*Укажите, какие процессы активизируются при проведении самомассажа.
Активизируется работа нервных окончаний, заложенных в глубине кожного покрова, расширяются кровеносные сосуды, оказывая благотворное влияние на нервную систему и другие системы организма, улучшая тонус мышц всего тела.