Ломоносов: «Хрия есть слово, которое изъясняет и доказывает краткую нравоучительную речь».
Хрия – слово или рассуждение, которое изъясняет или доказывает какой-либо тезис. В хрии мы имеем одну мысль (предложение, тезис), которую нужно доказать как справедливую, либо опровергнуть как ложную.
Структура строгой (классической), или прямой, хрии (аристотелевский способ).
Строгая хрия требует, чтобы формулировка основного тезиса предшествовала возможным выводам и частным следствиям из этого тезиса: тезис – доказательство (дедуктивное, аналитическое рассуждение – от общего к частному).
Структура состоит из 8 частей:
1. Приступ – начало речи с целью привлечения внимания (похвала или описание).
2. Парафразис – разъяснение темы, экспозиция.
3. Причина – доказательство тезиса (этот тезис верен, потому что…).
4. Противное – если тезис неверен, то…
5. Подобие – сравнение этого явления со смежными областями.
6. Пример.
7. Свидетельство (ссылка на авторитет)
8. Заключение или вывод (свое отношение к теме).
ПРИМЕР: Берем тему «Корень учения горек, но плоды его сладки»; теперь это тезис («предложение», по Кошанскому), справедливость которого мы должны доказать.
Часть I. Приступ, в котором «похвален или описан быть должен тот, кто речь сказал или дело сделал, что соединяется с темою хрии» (Ломоносов): Изречение это, вошедшее в пословицу, принадлежит Исократу, который много потрудился на пользу науки и образования и сказанное проверил собственным опытом.
Часть II. Парафразис (греч. Paraphrasis – опиисательный оборот, описание), или экспозиция (лат. Expositio – изложение, описание) – «изъяснение темы через распространение» (Ломоносов). Мысль Исократа выражена образно. Он сравнивает учение с плодовым деревом, разумея под корнем начало учения, а под плодами приобретенное знание или искусство. Итак, кто стремится к знанию, должен, по словам Исократа, перенести горечь труда и тягость утомления; превозмогши все это, он приобретает желанные выгоды и преимущества.
Часть III. Причина (Aetiologia или Causa): в этой части «присовокупляется достаточная для доказательства тезиса причина» (Ломоносов). В третьей позиции речи выступает топ «причина и следствие». Причин может указываться несколько. Они должны использоваться для доказательства тезиса-темы. I. Корень, то есть начало умения, сопряжено с некоторыми неприятностями, потому что: способности начинающего еще не развернулись: ум не привык быстро и верно схватывать, а память – крепко и прочноудерживать преподаваемое; воля еще бессильна, чтобы сосредоточивать и останавливать внимание на данном предмете до тех пор, пока он будет схвачен и усвоен; учащийся имеет дело с элементами науки или искусства, которые состоят из мелочей и подробностей, большею частью неинтересных, часто не имеющих приложения к его текущей жизни, и требуют при освоении неослабного прилежания, упорного труда, частых повторений и продолжительных упражнений; учащийся еще не понимает пользы элементарных сведений и относится к учению не со всем прилежанием, не с надлежащей аккуратностью и терпением.
Переход: Кто превозможет эти ничтожные неприятности, тот убедится, что
I. Плоды, т. е. последствия учения, приятны, ибо: 1) знания, умение, образование, сами по себе, без всякого приложения к практической, обыденной жизни, доставляют человеку, владеющему ими, высокое наслаждение: просветляют его взгляд на мир, расширяют его кругозор, ставят его в надлежащее отношение к людям, государству, обществу; 2) доставляют ему. материальные выгоды и преимущества в обществе и государстве.
Часть IV. Противное, или Contrarium: «что предложенному в теме противно» (Ломоносов); в четвертой позиции речи используется топ «сопоставление: противоположное». Кто не хочет подвергаться ограничениям, у кого не хватит терпения преодолеть трудности учения, без которых невозможно приобрести образование и достигнуть прочных знаний, тот не смеет рассчитывать и на преимущества и выгоды, достающиеся учености, искусству и образованию в награду за труд. Эта часть как бы продолжает слова Если нет, то... (или: Если это не так (тезис неверен), го...).
Часть V. Подобие, или Simile (или Comparatio), «которым изъясняется и подтверждается тема» (Ломоносов). В пятой позиции употребляем топ «сопоставление: сходное». Посмотрите на земледельца: сколько упорного труда и усилий тратит он на получение со своего поля урожая! И чем тяжелее его труд, тем с большим удовольствием и радостью собирает он плоды; чем заботливее возделывает он свое поле, тем обильнее будет урожай. Тем же самым условиям подвержены и выгоды образования. Они приобретаются лишь после того, когда рядом непрерывных усилий сознание приводится к убеждению, что честным трудом и неусыпным прилежанием побеждены все повстречавшиеся препятствия».
Часть VI. Пример, или Exemplum: здесь приводится подтверждающий пример из истории. Шестую позицию занимает топ «пример». «Примеров из того, какими последствиями увенчиваются прилежные, добросовестные занятия, в истории находим много. Вот косноязычный, безвестный грек Демосфен, учением приобретший высокий дар ораторского искусства и бессмертную славу; а вот и наш гениальный преобразователь Великий Петр, предварительно сам прошедший ту дорогу, по которой потом повел своих подданных!
Часть VII. Свидетельство, или Testimonium: используем «мнение или учение древних Авторов» (Ломоносов); в седьмой позиции появляется топ «свидетельство» во всем его возможном многообразии, а не только как ссылка на авторитет древних, как того требует Ломоносов. То же самое, что Исократ, говорит и Гесиод, утверждая, что дорога к добродетели вначале утесиста и крута, но когда достигнешь вершины, идти по ней приятно. «Наука сокращает нам опыты быстротекущей Жизни». (Пушкин.)
Часть VIII. Итак, наконец, Заключение – Conclusio – «кратное увещательное заключение всего слова» (Ломоносов). О вы, которых ожидает отечество от недр своих!., дерзайте... «раченьем вашим показать, что может собственных Платонов и быстрых разумов Невтонов российская земля рождать» (Ломоносов).
Структура нестрогой (свободной), или обратной (искусственной), хрии (сократовский способ).
Доказательство – тезис (индуктивное, синтетическое доказательство).
Такой способ рассуждения, когда вначале подбираются частные аргументы, а затем формируется сам тезис, называется индуктивным (сократовским). Лучше применять в негативно настроенной по отношению к вам аудитории.
Структура состоит из 5 частей:
1.Приступ.
2.Доказательство или аргумент.
3.Связь – посредством искусственной связи или логического мостика адресат подводится к той мысли, в которой его необходимо убедить.
4.Формулировка тезиса (основной мысли).
5.Заключение.
Задание 4. Из перечня цитат выберите одну (или возьмите другую цитату) и напишите рассуждение по ней, опираясь на структуру прямой хрии.
Больше всех рискует тот, кто не рискует (И.А.Бунин)
Страдание и боль всегда обязательны для широкого сознания и глубокого сердца (Ф.М.Достоевский)
Только о великом стоит думать, только большие задачи должен ставить себе писатель; ставить смело, не смущаясь своими личными малыми силами (А.А.Блок)
Величие человека заключается в том, что он – единственное из всех творений, способное превратить мгновение в вечность (И.В.Гёте)
Кто двигается вперед в знании, но отстает в нравственности, тот более идет назад, чем вперед (Аристотель)
Будьте внимательны к своим мыслям – они начало поступков (Конфуций)
Неприятности – это не самое плохое, что может с нами произойти. Хуже всего, когда с нами ничего не происходит (Р. Бах)
Вера в идею спасает, а вера в факты губит (В. Белинский)
Мало знать, надо и применять. Мало хотеть, надо и делать (И.В.Гёте)
Ничто так не воодушевляет, как сознание своего безнадежного положения (А. Камю)
Если когда-нибудь, гоняясь за счастьем, вы найдете его, вы подобно старухе, искавшей свои очки, обнаружите, что счастье было все время у вас на носу (Б. Шоу)
Любовь - это бесценный дар. Это единственная вещь, которую мы можем подарить и все же она у тебя остается. Л. Толстой.
Любовь - начало и конец нашего существования. Без любви нет жизни. Поэтому-то любовь есть то, перед чем преклоняется мудрый человек. Конфуций.
Любить – значит видеть человека таким, каким его задумал Бог. Ф.М. Достоевский.
Настоящая любовь — это обретение самого себя в отказе от самого себя и в исчезновении себя в другом. Гегель.
Дети сразу и непринужденно осваиваются со счастьем, ибо они сами по природе своей - радость и счастье (Гюго)
У счастья нет завтрашнего дня, нет у него и вчерашнего... у него есть только настоящее – и то не день, а мгновение. (Тургенев)
Человек создан для счастья, как птица для полета. (Короленко)
Я рожден, и это все, что необходимо, чтобы быть счастливым. (Эйнштейн)
Газета есть самый сильно действующий яд, дающий наибольшие доходы (М. Волошин)
Ни на что не годится тот, кто годится только для себя (Вольтер)
Большинство людей употребляет лучшую пору жизни на то, чтобы сделать худшую еще более печальной (Ж. Лабрюйер)
Заключение
Убедительное и яркое заключение запоминается слушателям, оставляет хорошее впечатление о речи.
Неудачное заключение:
- «скомканное», протараторенное, сказанное кое-как, лишь бы…, в последнюю минуту, второпях…
- извинения за плохую речь, оправдания и т.п., отрицательная самооценка
- шутка, не относящаяся к теме выступления.
- пессимистичное
- состоящее из банальных выражений, шаблонных фраз
В заключении нужно:
- повторить основную мысль, суммировать основные положения (известно, что лучше запоминается то, что дается в начале и в конце сообщения)
- указать перспективы развития темы
- внести эмоциональную разрядку, позитивный настрой
- необычные, яркие, запоминающиеся выражения (сравнения, метафоры)
- побуждение
- может включать в себя прощание.
- виды заключения: обобщение и побуждение.
Обобщение - з аключение, синтезирующее основное содержание речи, выводы.
Ср., напр.: Скажут нам: что же может литература против безжалостного натиска открытого насилия? А не забудем, что насилие не живет одно и не способно жить одно: оно непременно сплетено с ложью. Между ними самая родственная, самая природная глубокая связь: насилию нечем прикрыться, кроме лжи, а лжи нечем удержаться, кроме как насилием. Всякий, кто однажды провозгласил насилие своим методом, неумолимо должен избрать ложь своим принципом. Рождаясь, насилие действует открыто и даже гордится собой. Но едва оно укрепится, утвердится, - оно ощущает разрежение воздуха вокруг себя и не может существовать дальше, иначе как затуманиваясь в ложь, прикрываясь ее её сладкоречием. Оно уже не всегда, но обязательно прямо глушит глотку, чаще оно требует от подданных только присяги лжи, только соучастия во лжи.
И простой шаг простого мужественного человека: не участвовать во лжи, не поддерживать ложных действий! Пусть это приходит в мир и даже царит в мире, - но не через меня. Писателям же и художникам доступно большее: победить ложь! Уж в борьбе-то с ложью искусство всегда побеждало, всегда побеждает! – зримо, неопровержимо для всех! Против многого в мире может выстоять ложь, но только не против искусства. А едва развеяна будет ложь, - отвратительно откроется нагота насилия – и насилие дряхлое падёт.
Вот почему я думая, друзья, что мы способны помочь миру в его раскалённый час. Не отнекиваться безоружностью, не отдаваться беспечной жизни, - но выйти в бой!
В русском языке излюблены пословицы о правде. Они настойчиво выражают немалый тяжелый народный опыт, и иногда поразительно: ОДНО СЛОВО ПРАВДЫ ВЕСЬ МИР ПЕРЕТЯНЕТ. Вот на таком мнимо фантастическом нарушении закона сохранения масс и энергией основана и моя собственная деятельность, и мой призыв к писателям всего мира (А. И. Солженицын. Нобелевская речь).
Побуждение -элемент заключительной части ораторской речи, в котором содержится призыв принять решение и осуществить какие-либо действия, исходя из приведенной в речи аргументации.
Ср., напр.: Итак, братия и сестры, соотечественники, люди русские! Молю вас усердно, вседушно – повинуясь своему архипастырскому долгу и совести своей – воспрянем, опомнимся, одумаемся наконец! Господь милосерд и нелицеприятен: всякую искренюю обратившуюся к нему душу приемлет с радостью и любовию, омывает от грехов и неправд благодатию своею, утешает утешением возвышенным, духовным, о котором суетный мир не имеет даже приблизительного понятия. …Великая судьба России зависит ныне от нашего произволения. Мы и никто иной – можем и должны воссоздать державу Святорусскую (Иоанн, митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский).