Проблемно-поисковые диалоги

Обращение к проблемно-поисковому диалогу ни в коей мере не предполагает отказа от традиционной формы вузовского занятия – лекции, но существенным образом влияет на ее структурную и содержательную характеристику. Проблемная лекция отличается от обычной тем, что начинается с постановки проблемы, которую студенты решают с опорой на рекомендации педагога

Отличительной чертой проблемно-поискового метода является постановка перед студентами вопроса (проблемы), на который они самостоятельно ищут ответ, как бы сами создают новые знания, “делают открытия”, формулируют теоретические выводы. Проблемно-поисковый метод обусловлен активной мыслительной деятельностью, творческим поиском, анализом полученной научной информации, умением обобщать и делать выводы, принимать обоснованные решения.   

Поиск побуждает слушателей к осмыслению имеющихся знаний, к использованию навыков применительно к новым условиям, к желанию самим ответить на поставленный вопрос. При помощи проблемно-исследовательского метода студенты под руководством преподавателя сами приобретают знания в процессе наблюдений и размышлений над анализируемыми фактами. При этом самостоятельный поиск может корректироваться наводящими вопросами, инструкциями и заданиями различного характера.

Использование проблемно-поискового метода требует от преподавателя как хорошего знания учебного материала, так и широкой эрудиции, наличия коммуникативных и организационных навыков, необходимых для участия в совместном поиске.

Анализ конкретных ситуаций

В основе метода лежит коллективное решение обучающимися проблемной задачи. Задача может быть технической, социальной, управленческой. Она может требовать нахождения конкретного решения или определения совокупности действий, которые приведут к выходу из критической ситуации. Такие задачи, в отличие от традиционных учебных задач, будучи построены на реальном материале, могут не иметь однозначного решения, и могут содержать избыточную информацию или ее недостаток, то есть носят проблемный характер. Специалисты выделяют около 35 модификаций метода (И. Г. Абрамова, 1988). Ситуация-иллюстрация. На конкретном примере из практики демонстрируются закономерности и механизмы тех или иных социальных процессов и поступков, управленческих действий или технических решений, методов работы, поведения, фактов и условий. Наиболее эффектным и продуктивным способом представления ситуации при этом является ее «проигрыш» силами обучающихся

Ситуация-оценка. Предусматривает всестороннюю оценку предлагаемой ситуации обучающимися. Для выработки оценки они могут использовать справочную литературу, конспекты, другие предусмотренные преподавателем источники.

Ситуация-упражнение. В данном случае обучающиеся должны изучить ситуацию по специальным источникам, литературе, справочникам и задавая вопросы преподавателю. После чего они вырабатывают порядок действий.

Подбор ситуаций для использования в этом методе отличается от традиционного, так как они должны отвечать ряду требований:

В основе лежит конкретная реальная профессиональная ситуация;

Описание содержит информацию не соответствующую поставленной задаче. Часть ее является избыточной для решения задачи, а существенно важной может не хватать. Выявление и затребование недостающих данных, игнорирование лишних входит в процесс выработки решения.

Ситуация имеет достаточно много вариантов решения, отличающихся степенью достижения поставленной цели или отдельных ее элементов. Метод имеет множество вариантов реализации, но по основным признакам он относится категории дидактической игры. Он может выступать так же частью деловой или дидактической игры, являясь одним из элементов или этапов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: