Практическая работа № 1

Акишева Майя ЗСДОЛ-16

Дисциплина: Логопедический практикум. Постановка голоса и выработка чтения.

Тип занятия: Практическое занятие

Дата и время проведения: 03.04.2020 16:30-18:00

Тема занятия: Введение в предмет, подготовительные упражнения.

Цель: совершенствовать у студентов навыки свободного владения голосом на основе грудобрюшного типа дыхания, способствующего развитию лучших качеств речевого голоса: силы, мощности, легкости, гибкости, хорошего тембрального звучания; формировать умения и навыки, обеспечивающие развитие профессиональных качеств устной речи будущего специалиста: четкой артикуляции, ясной дикции, логичности, образности и выразительности.

Часы: 2

Практические задания:

1. Подобрать упражнения на:

поглаживающий самомассаж:

Упражнение 1. Самомассаж лба. Поглаживать лоб кончиками пальцев обеих рук от середины лба к ушам. Повторить 4-6раз (далее все движения выполняются по 4-6 раз).

Упражнение 2. Самомассаж верхней части лица. Кончиками пальцев обеих рук поглаживать лицо от спинки носа к ушам.

Упражнение 3. Самомассаж средней части лица. Кончиками пальцев обеих рук поглаживать от середины верхнего надгубного пространства к ушам.

Упраднение 4. Самомассаж шеи:

а) поглаживать переднюю часть шеи то правой, то левой рукой сверху вниз, захватывая подбородок (голову не запрокидывать).

б) Поглаживать боковую поверхность шеи, поворачивая голову то влево, то вправо.

Упражнение 5. Самомассаж живота. Поглаживать живот круговыми движениями обеих рук, начиная с нижней части живота, затем вверх.

Упражнение 6. Самомассаж межреберных мышц. Поглаживать обеими руками грудную клетку движением от пояса вперед, затем вверх и кругом.

Упражнение 7. Самомассаж спины. Поглаживать обеими руками (или поочередно) область спины на пояснице вверх (к области лопаток) и обратно.

самомассаж внутренних поверхностей полости рта:

1. Круговые движения по щеке от периферии к центру и наоборот.

2. Спиралевидное растирание и разминание подушечками пальцев по кругу.

3. Разминание круговыми движениями и перетирание в области жева­тельной мышцы.

4. Растирающие движения от скуловой кости вниз к углу рта. Все пальцы при этом, кроме большого, располагаются у края скуловой кости. Большой палец — с внутренней стороны щеки.

5. Растирающие спиралевидные движения. Все пальцы, кроме большого, располагаются в области козелка и мочки уха, постепенно направляясь к углу рта.

6. Спиралевидное растирание области височно-нижнечелюстного (ску­лового) сустава. В положении открытого рта найти «ямку» у мочки уха. Массировать область «ямки» указательным и средним пальцами. Большой палец служит в качестве опоры с внутренней стороны щеки.

Дополнительно для нормализации положения рта можно использовать следующие приемы пассивной гимнастики:

слегка наклонить голову ребенка вперед, что приводит к непроизволь­ному закрыванию рта;

запрокинуть голову назад, что вызывает приоткрывание рта.

логопедический массаж:

1. Классический (ручной, традиционный) массаж – ручные разминания, поглаживания, растирания и вибрации.

2. Точечный массаж – активизирует биологически активные точки.

3. Аппаратный массаж – с использованием вибромассажера и вакуумных приборов.

4. Зондовый массаж – проводится в ротовой полости с помощью специальных зондов.

5. Самомассаж – упражнения, рекомендованные логопедом, выполняется самостоятельно.

вибрационный самомассаж:

Упражнение 1. Постукивать лоб кончиками пальцев обеих рук и одновременно «тянуть» вслух звук «М». Повторить 4-6раз (далее все движения выполняются по 4-6 раз).

Упражнение 2. Постукивать кончиками пальцев обеих рук верхнюю часть лица от спинки носа к ушам и одновременно «тянуть» поочередно звуки «М» и «Н».

Упражнение 3. Постукивать кончиками пальцев одной руки верхнее надгубное пространство и одновременно вслух «тянуть» звук «В».

Упражнение 4. Постукивать кончиками пальцев одной руки нижнее надгубное пространство и одновременно «тянуть» звук «3».

Упражнение 5. Постукивать кончиками пальцев одной или обеих рук по верхней части грудной клетки и одновременно «тянуть» звук «Ж».

Упражнение 6. Постукивать ребрами ладоней обеих рук боковую часть грудной клетки, начиная с нижней части и вверх, и одновременно «тянуть» звук «М».

Упражнение 7. Постукивать кончиками пальцев одной руки область нижнебрюшных мышц одновременно с постукиванием другой рукой области поясницы. Во время постукивания «тянуть» звук «М».

упражнения на воспитание правильного дыхания:

1. «Кораблики» Ребёнку предлагается широкая ёмкость с водой, а в ней—бумажные «кораблики», которыми могут быть просто кусочки бумаги. Ребёнок, медленно вдыхая, направляет воздушную струю на «кораблик», подгоняя его другому «берегу».

2. «Снег и ветер» Из маленьких кусочков ваты скатываются небольшие шарики--«снег»-- и выкладываются на столе. Ребёнку предлагают дуть на «снег», как холодный зимний ветер. При этом «комья снега» должны медленно передвигаться к противоположному краю стола.

3. «Кто спрятался?» На предметную картинку размером с четверть альбомного листа наклеиваем с одного края гофрированную бумагу, изрезанную бахромкой. Получается, что картинка находится под тоненькими полосочками гофрированной бумаги. Ребёнку предлагается дуть на бумажную бахромку, пока она не поднимется, и не станет видно картинку.

4. «Пузырьки» Это игра, которую почти все родители считают баловством, и не разрешают детям в неё играть. На самом деле, она является дыхательным упражнением и очень проста в использовании. Нужна лишь трубочка-соломинка и стакан воды. Обращаем внимание ребёнка на то, чтобы выдох был длительным, то есть пузырьки должны быть долго.

упражнения на воспитание правильной осанки:

1. Упражнения с гимнастическими палками.

2. Упражнения с мешочком на голове.

 

2. Из пособия А.И. Сергеевой «Практикум по постановке голоса», провести на себе комплекс аутогенной тренировки и навыков общего расслабления мышц, участвующих в голосообразовании. По каждому упражнения заполнить протокол наблюдений за собственными ощущениями.

Упражнения Цель упражнения Ощущения при выполнении
1 Расслабление мышц рук Руки поначалу напрягались, потом расслабились
2 Снятие общего и психологического напряжения, усталости Ощущение резкого напряжения всего тела, затем резкое расслабление
3 Напряжение и расслабление мышц подбородка, улучшение кровообращения в нижней челюсти Ощущается сильное давление и напряжение мышц подбородка, затем его расслабление
4 Расслабление нижней челюсти и мышц лица Ощущается расслабление
5 Расслабление и разработка нижней челюсти Давление пальцев на щеках
6 Расслабление мышц шеи, затылка и нижней челюсти Ощущение легкое болевое, затем медленное расслабление, приятное чувство расслабления
7 Расслабление мышц шеи Расслабление мышц шеи, тяжесть, легкое болевое ощущение, расслабление, прилив крови к голове

3. Изучить дыхательную гимнастику А.Н. Стрельниковой. Описать основные упражнения, которые могут быть применены в деятельности учителя-логопеда.

Упражнения основного комплекса:

1. Ладошки

Стоя, локти согнуть и опустить вниз, ладошки развернуть вперед.

Упражнение выполняется под счет:

Считаем 1 – делаете хватательное движение ладошками, короткий шумный вдох носом. Выдох уходит самостоятельно.

На 2,3,4 – аналогично.

После 4 вдохов делаем 3-4 сек перерыв.

Итак, делаем 4 раза по 4 вдоха движения.

2. Погончики

Стоя, руки слегка согнуть в локтях, кисти рук сжать в кулачки и прижать к животу на уровне пояса.

Считаем 1 – толкаем кулачки вниз к полу, руки выпрямляем, пальцы растопырены, делаем короткий, шумный вдох носом.

Выдох уходит самостоятельно.

На 2,3,4 – аналогично.

После 4 вдохов делаем 3-4 сек перерыв.

Итак делаем 4 раза по 4 вдоха движения

3. Насос

Стоя слегка наклонившись вперед, руки перед собой.

Считаем 1 – чуть наклоняемся вперед, плечи, руки расслаблены, голова опущена, делаем вдох. Выдох уходит абсолютно пассивный. На выдох выпрямляетесь в исходное положение.

На 2,3,4 – аналогично.

После 4 вдохов делаем 3-4 сек перерыв.

Итак, делаем 4 раза по 4 вдоха движения

4. Кошка

Стоя, кисти рук находятся на уровне пояса, локти чуть согнуты.

Считаем 1 и делаем короткие пружинистые приседания, поворачивая туловище то вправо, то влево.

5. Обними плечи

Стоя, локти согнуть на уровне плеч

Упражнение выполняется под счет:

Считаем 1 – заводим руки за плечи, как бы обнимая себя за плечи - делаем короткий шумный вдох носом. Выдох уходит самостоятельно.

На 2,3,4 – аналогично.

После 4 вдохов делаем 3-4 сек перерыв.

Итак делаем 4 раза по 4 вдоха движения

6. Большой маятник

 

Упражнение выполняется под счет:

Считаем 1 – наклоняемся к полу - делаем короткий шумный вдох носом. Перерыв не делаем тут же наклоняемся назад и обнимаем себя за плечи, в момент наклона назад делаем еще один вдох. На выдохе не сосредотачивайтесь, он уходит самостоятельно после каждого вдоха.

На 2,3,4 – аналогично.

После 4 вдохов делаем 3-4 сек перерыв.

Итак делаем 4 раза по 4 вдоха движения

7. Повороты головы

Повернуть голову вправо, сделать короткий шумный вдох. Без остановки повернуть голову влево, снова сделать короткий вдох. Выдох уходит пассивно между вдохами.

После 4 вдохов делаем 3-4 сек перерыв.

Итак, делаем 4 раза по 4 вдоха движения

8. Ушки

Слегка наклонить голову к правому плечу - короткий шумный вдох носом. Затем наклонить голову влево - тоже. Выдох пассивный между вдохами, наклоны делать без перерыва.

После 4 вдохов делаем 3-4 сек перерыв.

Итак делаем 4 раза по 4 вдоха движения

9. Маятник головой

Опустить голову вниз, посмотреть на пол вдох. Откинуть голову в вверх, посмотреть на потолок - тоже вдох. Выдох пассивный между вдохами, движения делаются без остановки. Шею не напрягать.

После 4 вдохов делаем 3-4 сек перерыв.

Итак делаем 4 раза по 4 вдоха движения

10. Перекаты вперед

Правая нога впереди, левая на расстоянии одного шага сзади. Тяжесть тела - на обеих ногах.

Перенести тяжесть тела на впереди стоящую правую ногу. Слегка присесть на ней - вдох. Выпрямиться, перенести тяжесть тела на стоящую сзади левую ногу. Слегка присесть на ней - вдох. Между вдохами - пассивный выдох. Упражнение выполнять 8 раз без остановки. Поменять ногу.

11. Перекаты назад

12. Шаги

Встать прямо, руки опущены вдоль тела. Поднять согнутую в колене правую ногу до уровня живота, слегка приседая на левой ноге, - вдох. Вернутся в исходное положение - пассивный, свободный выдох. Затем присесть на правой ноге, поднимая левую - вдох. Выдох свободный после каждого вдоха.

После 4 вдохов делаем 3-4 сек перерыв.

Итак, делаем 4 раза по 4 вдоха движения

.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: