Орфоэпические нормы. Анализ особенностей русского ударения

Расставьте ударение в словах:

       Агент, алкоголь, алфавит, аналог, арахис, бармен, бюрократия, валовой, генезис, грошовый, грушевый, девица, дефис, договор, документ, доцент, дремота, жалюзи, заговор, закупорить, знамение, зубчатый, индустрия, инсульт, искра, каталог, квартал, кетчуп, километр, коклюш, колледж, кулинария, кухонный, магазин, маркетинг, маркировать, менеджмент, мышление, намерение, обеспечение, оптовый, партер, переосмысление, петля, приговор, принудить, портфель, свекла, сливовый, созыв, статуя, творог, туфля, украинский, упрочение, феномен, хвоя, щавель, эксперт.

Задание 3

Определите значения слов, составьте с ними предложения:

       Атлáс – áтлас, брóня – броня, запáсник – запаснúк, крýгом – кругóм, подвúжный – подвижнóй, зáнятый – занятóй, безóбразный – безобрáзный, вúдение – видéние.

Задание 4

Распределите приведенные слова по группам в зависимости от произношения согласного звука перед Е. При выполнении упражнения пользуйтесь словарем.

Мягкое произношение   Вариантное произношение Твердое произношение
[д’]емагог [д’]епо – [дэ]по [дэ]нди

Адекватный, альтернатива, анемия, антенна, антисептика, атеист, ателье, берет, бутерброд, бизнес, гипотеза, гантели, гротеск, дебаты, дебют, дебет, девальвация, декан, декада, декларация, демисезонный, депрессия, диспансер, игротека, интеграция, идентичный, индекс, интервидение, интервью, кодекс, кредо, критерий, компресс, консенсус, консервация, корректный, компьютер, контейнер, купе, лотерея, менеджер, мотель, орхидея, патент, паштет, проект, пресса, претензия, протеже, пюре, современный, соплеменник, текст, темп, тема, тенденция, термин, тезис, теннис, тент, термос, террор, тире, трек, фанера, фланель, форель, шатен, экспресс, энергия, юмореска.

Задание 5

Выполните тестовые задания

1. Ударение поставлено неправильно в одном из слов ряда. 1) дожила', заняла' 2) издала', клала' 3) начала', обмерла' 4) отбыла', солга'ла 5) убрала', кра'лась 2.Ударение поставлено неправильно в одном из слов ряда. 1) дожила', заняла' 2) издала', клала' 3) начала', обмерла' 4) отбыла', солга'ла 5) убрала', кра'лась
3.Ударение поставлено неправильно в одном из слов ряда. 1) измождена', взро'сла 2) де'льна, ввезена' 3) бледна',проли'та 4) засорена', понята' 5) отдана', придана' 4.Ударение поставлено неправильно в одном из слов ряда. 1) пе'реданный, за'дешево 2) по'хороны, красиве'е 3) пле'сневеть, гастроно'мия 4) ме'льком, балова'ть 5) некроло'г, облегчи'ть
5.Ударение поставлено неправильно в одном из слов ряда. 1) агроно'мия, ополо'снутый 2) облегчи'ть, моза'ичный 3) испове'дание, согляда'тай 4) гази'ровать, зу'бчатый 5) э'кскурс, э'ксперт 6.Отметьте слова, в которых вариантные ударения равноправны. 1) звонит 2) кожанка 3) кухонный 4) кета 5) камбала
7.Отметьте слова, орфоэпические варианты которых имеют разные лексические значения. 1) броня 2) масличный 3) характерный 4) электрик 5) квартал 8.Отметьте слова,с ударением на первом слоге. 1) сливовый 2) согнутый 3) гусеничный 4) валовой 5) оптовый
9.Отметьте слова с ударением на последнем слоге. 1) средства 2) дремота 3) ломота 4) некролог 5) щавель 10. Отметьте слова, где в корне произносится ['о] 1) никчемный 2) жернов 3) афера 4) свекла 5) опека

Форма контроля выполнения практического занятия:

Выполненная работа представляется преподавателю в тетради для выполнения практических работ.

 

                                       Практическая работа № 6

Наблюдение над функционированием правил орфографии и пунктуации в образцах письменных тек с тов.

Учебная цель: совершенствовать орфографическую и пунктуационную грамотность.

Учебные задачи:

1. Научиться пользоваться правилами правописания, вариативными и факультативными знаками препинания

2. Пользоваться орфографическими словарями.

Образовательные результаты, заявленные в ФГОС третьего поколения

Студент должен:

уметь:

-пользоваться орфографическими словарями.

- уметь пользоваться правилами правописания, вариативными и факультативными знаками препинания.

знать:

- смыслоразличительную роль орфографии и знаков препинания.

-правила правописания.

Задачи практической работы:

1. Повторить теоретический материал по теме практической работы.

2.Ответить на вопросы для закрепления теоретического материала.

3. Выполнить предложенные задания.

4. Записать выполненные задания в тетради для практических работ.

Обеспеченность занятия (средства обучения)

1. Учебник по русскому языку.

2.Тексты заданий.

3. Тетради для практических работ.

Вопросы для закрепления теоретического материала по теме:

1. Что такое орфография?

2. В чем сущность морфологического принципа русской орфографии и каковы его преимущества?

3. В чем сущность фонематического принципа русской орфографии?

4. Охарактеризуйте сущность фонетических написаний и укажите основные случаи их применения.

5. Какие написания относятся к историческим?

6. Охарактеризуйте сущность дифференцирующих написаний.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: