Расставьте ударение в словах:
Агент, алкоголь, алфавит, аналог, арахис, бармен, бюрократия, валовой, генезис, грошовый, грушевый, девица, дефис, договор, документ, доцент, дремота, жалюзи, заговор, закупорить, знамение, зубчатый, индустрия, инсульт, искра, каталог, квартал, кетчуп, километр, коклюш, колледж, кулинария, кухонный, магазин, маркетинг, маркировать, менеджмент, мышление, намерение, обеспечение, оптовый, партер, переосмысление, петля, приговор, принудить, портфель, свекла, сливовый, созыв, статуя, творог, туфля, украинский, упрочение, феномен, хвоя, щавель, эксперт.
Задание 3
Определите значения слов, составьте с ними предложения:
Атлáс – áтлас, брóня – броня, запáсник – запаснúк, крýгом – кругóм, подвúжный – подвижнóй, зáнятый – занятóй, безóбразный – безобрáзный, вúдение – видéние.
Задание 4
Распределите приведенные слова по группам в зависимости от произношения согласного звука перед Е. При выполнении упражнения пользуйтесь словарем.
|
|
Мягкое произношение | Вариантное произношение | Твердое произношение |
[д’]емагог | [д’]епо – [дэ]по | [дэ]нди |
Адекватный, альтернатива, анемия, антенна, антисептика, атеист, ателье, берет, бутерброд, бизнес, гипотеза, гантели, гротеск, дебаты, дебют, дебет, девальвация, декан, декада, декларация, демисезонный, депрессия, диспансер, игротека, интеграция, идентичный, индекс, интервидение, интервью, кодекс, кредо, критерий, компресс, консенсус, консервация, корректный, компьютер, контейнер, купе, лотерея, менеджер, мотель, орхидея, патент, паштет, проект, пресса, претензия, протеже, пюре, современный, соплеменник, текст, темп, тема, тенденция, термин, тезис, теннис, тент, термос, террор, тире, трек, фанера, фланель, форель, шатен, экспресс, энергия, юмореска.
Задание 5
Выполните тестовые задания
1. Ударение поставлено неправильно в одном из слов ряда. 1) дожила', заняла' 2) издала', клала' 3) начала', обмерла' 4) отбыла', солга'ла 5) убрала', кра'лась | 2.Ударение поставлено неправильно в одном из слов ряда. 1) дожила', заняла' 2) издала', клала' 3) начала', обмерла' 4) отбыла', солга'ла 5) убрала', кра'лась |
3.Ударение поставлено неправильно в одном из слов ряда. 1) измождена', взро'сла 2) де'льна, ввезена' 3) бледна',проли'та 4) засорена', понята' 5) отдана', придана' | 4.Ударение поставлено неправильно в одном из слов ряда. 1) пе'реданный, за'дешево 2) по'хороны, красиве'е 3) пле'сневеть, гастроно'мия 4) ме'льком, балова'ть 5) некроло'г, облегчи'ть |
5.Ударение поставлено неправильно в одном из слов ряда. 1) агроно'мия, ополо'снутый 2) облегчи'ть, моза'ичный 3) испове'дание, согляда'тай 4) гази'ровать, зу'бчатый 5) э'кскурс, э'ксперт | 6.Отметьте слова, в которых вариантные ударения равноправны. 1) звонит 2) кожанка 3) кухонный 4) кета 5) камбала |
7.Отметьте слова, орфоэпические варианты которых имеют разные лексические значения. 1) броня 2) масличный 3) характерный 4) электрик 5) квартал | 8.Отметьте слова,с ударением на первом слоге. 1) сливовый 2) согнутый 3) гусеничный 4) валовой 5) оптовый |
9.Отметьте слова с ударением на последнем слоге. 1) средства 2) дремота 3) ломота 4) некролог 5) щавель | 10. Отметьте слова, где в корне произносится ['о] 1) никчемный 2) жернов 3) афера 4) свекла 5) опека |
Форма контроля выполнения практического занятия:
|
|
Выполненная работа представляется преподавателю в тетради для выполнения практических работ.
Практическая работа № 6
Наблюдение над функционированием правил орфографии и пунктуации в образцах письменных тек с тов.
Учебная цель: совершенствовать орфографическую и пунктуационную грамотность.
Учебные задачи:
1. Научиться пользоваться правилами правописания, вариативными и факультативными знаками препинания
2. Пользоваться орфографическими словарями.
Образовательные результаты, заявленные в ФГОС третьего поколения
Студент должен:
уметь:
-пользоваться орфографическими словарями.
- уметь пользоваться правилами правописания, вариативными и факультативными знаками препинания.
знать:
- смыслоразличительную роль орфографии и знаков препинания.
-правила правописания.
Задачи практической работы:
1. Повторить теоретический материал по теме практической работы.
2.Ответить на вопросы для закрепления теоретического материала.
3. Выполнить предложенные задания.
4. Записать выполненные задания в тетради для практических работ.
Обеспеченность занятия (средства обучения)
1. Учебник по русскому языку.
2.Тексты заданий.
3. Тетради для практических работ.
Вопросы для закрепления теоретического материала по теме:
1. Что такое орфография?
2. В чем сущность морфологического принципа русской орфографии и каковы его преимущества?
3. В чем сущность фонематического принципа русской орфографии?
4. Охарактеризуйте сущность фонетических написаний и укажите основные случаи их применения.
5. Какие написания относятся к историческим?
6. Охарактеризуйте сущность дифференцирующих написаний.