Тема урока «Решение уравнений»
Дата: 11 апреля
КОНСПЕКТ УРОКА
І. Организационный этап.
Здравствуйте, ребята! Сегодня мы с вами познакомимся с правилами решения уравнений. Но перед началом изучения новой темы повторим пройденный материал.
II. Этап актуализация знаний.
Устная работа
1. Как по-другому называют равенство двух отношений? (Пропорция)
2. Как называется результат деления? (Частное)
3. Как называются числа, отличающиеся только знаками? (Противоположные)
4. Как называется число, которое можно записать в виде отношения а/n, где а – целое число, а n – натуральное число? (Рациональное)
5. Как называются числа, которые получаются в результате расширения множества натуральных чисел, за счет добавления к ним нуля и множества отрицательных чисел? (Целые)
6. Арифметическое действие, обратное действию деления? (Умножение)
7. Если выражение является произведением числа и одной или нескольких букв, то это число называют …? (числовым коэффициентом)
|
|
III. Этап изучения нового материала.
Давайте вспомним, что мы уже знаем?
Подготовительный этап | |
– А что значит «решить уравнение»? | Найти все значения неизвестных, при которых оно обращается в верное равенство или установить, что таких значений нет. |
– Итак, уравнение – это равенство. А в жизни мы встречаемся с понятием равенство? | Называют возможные варианты, например, при взвешивании. |
Актуализация и постановка проблемы | |
- Запишем уравнение и решим его: 5(х-3) = 20. Какие существуют способы решения данного уравнения? | |
Давайте сначала решим уравнение, применив распределительное свойство умножения: 1 способ 5*х-5*3=20 5x-15=20 5x=20+15 5x=35 x=35:5 x=7 | Вспоминают распределительное свойство умножения: а(в+с)=ав+ас |
- А сейчас решим это же уравнение по правилу отыскания неизвестных компонентов: 2 способ - Что неизвестно в уравнении?- Как найти неизвестный множитель? x-3=20:5 x-3=4 x=4+3 x=7 | Множитель. Чтобы найти неизвестный множитель, надо произведение разделить на известный множитель. |
-Что мы получили в итоге? | Корень уравнения x=7. |
-Число 7 является корнем уравнения x-3=4 и уравнения 5(x-3) = 20, так как 7-3=4 и 5(7-3)=20. - Как из первого уравнения можно получить второе? | Это уравнение можно получить, разделив обе части данного уравнения на 5 или умножив обе части на 1\5. |
Мы с вами убедились, что корнем этих двух уравнений является одно и то же число. Поэтому: Корни уравнения не изменяются, если обе части уравнения умножить или разделить на одно и то же число, не равное нулю. А почему мы исключаем ноль? | Записывают в тетрадях вывод. |
Теперь рассмотрим другое уравнение: x+8= - 15. Но изучение отрицательных чисел дает возможность решить эти уравнения иначе. | Это уравнение решается с использованием зависимостей между компонентами и результатами математических действий. |
- Вспомним, чему равна сумма противоположных чисел? | Нулю. |
- Как можно получить в левой части уравнения только x? - Рассмотрим решение этого уравнения. x+8-8= -15-8 x=-23 | Прибавить или отнять числа, противоположные числам в левой части. |
- Мы видим, что слагаемые без переменной перешли из левой части уравнения в правую с противоположным знаком. | |
- А сейчас рассмотрим 3 уравнение и решим его: 5х=2х+6 - Чем данное уравнение отличается от предыдущего? | Неизвестное есть и в правой и в левой части уравнения. |
- Как его можно решить? К какому виду мы должны привести это уравнение? | - Нужно получить такое уравнение, чтобы слагаемые с x были только слева. |
Что для этого необходимо сделать, основываясь на предыдущий пример? 5x+ (-2x) = 2х+6+ (-2x) 3x=6 x=6:3 x=2 | Для этого надо к обеим частям уравнения прибавить (-2 x). Решают уравнение. |
IV. Этап первичного осмысления и закрепления знаний.
|
|
Решаем №1145 (1,2).
2)?
-6х-12=4х-17
-6х-4х=-17+12
-10х=-5
х=-5:(-10)
х=0,5
Ответ:0,5.
VI. Этап подведения итогов
VII. Домашнее задание.
§41, №1143(1-5), 1144(4-6)