Либеральная, консервативная позиции и умеренных подход к проблеме искусственного аборта

В последние десятилетия аборт превратился в одну из наиболее интенсивно обсуждаемых проблем теории морали. При обсуждении данной проблемы необходимо ответить на два основополагающих вопроса: 1. Должны или нет эмбрионы, иметь право не быть убитыми, как и другие человеческие существа (личностный статус плода)? 2. Можно ли заставить женщину вынашивать нежелательный плод даже ценой собственного здоровья и жизни?

Доводы либеральной позиции. 1. Вопрос об аборте – это часть вопроса о репродуктивном здоровье и репродуктивных правах. Важнейшим из этих прав считается доступность для мужчин и женщин всех современных средств и способов планирования семьи. Женщина рожает то количество, которое соответствует условиям и ситуации, в которой она находится. Как говорила одна из первых активисток движения за права женщин на аборт А.Дэвис: «Какие бы права женщинам ни предоставляли – голосовать на выборах, получать образование и т.д. – все это ничего не стоит, если у вас нет права распоряжаться собственным телом и контролировать то, что с ним происходит, если нашу судьбу могут изменить те, от кого мы можем забеременеть в силу случайности, обмана или применения силы». Т.е. сторонники абортов утверждают право женщины распоряжаться своим телом, т.к. плод, эмбрион – это часть тела, и поэтому женщина самостоятельно решает его судьбу. 2. Следующий довод вытекает из первого – отрицание личностного статуса плода. 3. Еще в 19 веке стало ясно, что аборт по медицинским показаниям с этической точки зрения оправдан, т.к. предпочтительней спасти жизнь женщине, нежели сохранить плод.

Доводы консервативной позиции. Доводы, которые приводят противники абортов, многочисленны и достаточно убедительны. Вот некоторые из них:

1. Последствия абортов являются подлинным социальным злом. Ежегодно в мире от осложнений абортов умирает 70 тыс. женщин. По данным ВОЗ в России на 1000 женщин приходится 30 небезопасных абортов.

2. Плод имеет такое же право на жизнь, как и вообще всякий человек – признание личностного статуса плода. Традиционно считался главным вопросом в проблеме это вопрос о жизнеспособности плода. В настоящее время имеются задокументированные факты выживания детей, родившихся с массой 420,450,360 и 340 гр., если ранее считалось жизнеспособность при массе 1000 гр. и более.

3. Особая тема – чувствует ли плод боль. Если чувствует, значит, жив и аборт убийство

Обсуждая проблему аборта необходимо ответить на следующие вопросы, касаемые статуса плода и абортивного материала:

1. Где, с какого момента в процессе развития и преобразования живой материи мы можем с уверенностью сказать – здесь и только теперь начинается человек? Т.е. с этого момента живое существо ранее бывшее частью природы, частью матери, становиться одним из нас, членом общества, обладающего определенным набором прав, и главным – правом на жизнь.

2. Имеет ли в данном случае заповедь «Не убий» ограничения. Если да то каковы эти ограничения?

3. Одним из факторов здоровья человека является полноценная половая жизнь. Имеется ли грань, если да то где, между полноценной половой жизнью и распутством. Когда считать половую жизнь полноценной – в браке ли или вне его и т.д.

4. Каков моральный и социальный статус тех живых существ, которые еще не признаются в качестве человеческих? Можно ли, например, использовать эти существа для проведения научных экспериментов? Допустимо ли использовать их в качестве сырья для фармакологической промышленности? Можно ли превращать эти существа в товар, если да, то чья это собственность? В интересах, каких лиц следует рассматривать дальнейшее распоряжение этих существ – для спасения жизни больных младенцев используя нежизнеспособные плоды (но живые) для своеобразной заготовки органов для трансплантации, или сохранять жизнь плода для бездетных пар ждущих очереди на усыновление или удочерение?

Очень жесткой позиции придерживается религия. Умеренный подход в основном допускает аборты по медицинским и социальным показаниям.

Тестовые задания для самоконтроля:

Выберите один правильный ответ

1. ЛИБЕРАЛЬНЫЙ ПОДХОД К РЕШЕНИЮ ПРОБЛЕМЫ АБОРТА ОПИРАЕТСЯ НА ПОЗИЦИИ

1) право женщины распоряжаться своим телом, плод не личность

2) эмбрион – это лишь скопление делящихся клеток

3) плод – это чужеродная ткань

4) все перечисленное

 

2 СОЦИАЛЬНЫМИ ПОКАЗАНИЯМИ ПРЕРЫВАНИЯ БЕРЕМЕННОСТИ ЯВЛЯЮТСЯ

1) Изнасилование

2) Чрезмерная нужда

3) Безработные

4) Смерть мужа во время беременности

5) Нахождение женщины в местах лишения свободы

 

3. КРАЙНИЙ СРОК, НА КОТОРОМ ПРАВОМОЧНО ПРЕРЫВАТЬ БЕРЕМЕННОСТЬ В РФ ПО ЖЕЛАНИЮ ЖЕНЩИНЫ

1) 16 нед.

2) 28 нед.

3) 12 нед.

4) 26 нед.

 

4. ЮРИДИЧЕСКОЙ САНКЦИЕЙ ДЛЯ ВРАЧА, ПРОИЗВОДЯЩЕГО ИСКУССТВЕННОЕ ПРЕРЫВАНИЕ БЕРЕМЕННОСТИ ПО ЖЕЛАНИЮ ЖЕНЩИНЫ, ЯВЛЯЕТСЯ

1) желание женщины

2) на основании ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан»

3) Этическая Декларация о медицинских абортах ВМА

4) личные этические убеждения врача

5) медицинские показания

6) моральное право на отказ от производства аборта

 

5. ОСНОВАНИЕМ ДОПУСТИМОСТИ АБОРТА В ЛИБЕРАЛЬНОЙ ИДЕОЛОГИИ ЯВЛЯЕТСЯ

1) отрицание личностного статуса плода

2) права ребенка

3) неприкосновенность частной жизни

4) существование медицинской операции по искусственному прерыванию беременности

5) ничего из перечисленного

 

6. КРИТЕРИЯМИ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИМИ НАЧАЛО ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ЖИЗНИ, ЯВЛЯЮТСЯ: а) формирование нервной ткани плода; б) формирование дыхательной системы плода; в) первое сердцебиение; г) моральный статус человеческого эмбриона, включенного в систему нравственных взаимоотношений между людьми; д) слияние женской и мужской половых клеток. Выберите правильную комбинацию ответов:

1) а,б

2) б,в

3) в,г

4) г,д

 

7. ПРИ ВЫЯВЛЕНИИ НАСЛЕДСТВЕННОГО ЗАБОЛЕВАНИЯ У РАЗВИВАЮЩЕГОСЯ ПЛОДА СУДЬБУ ЭТОГО ПЛОДА (ПРОДОЛЖЕНИЕ БЕРЕМЕННОСТИ ИЛИ АБОРТ) В ПРАВЕ РЕШАТЬ

1) только врачи-профессионалы;

2) только родители;

3) только мать;

4) религиозные объединения;

5) государственные органы здравоохранения.

 

8.МАССОВОЕ ВНЕДРЕНИЕ КОНТРАЦЕПЦИИ НЕ ИМЕЕТ СВОЕЙ ЦЕЛЬЮ

1) утверждение права человека планировать численность своей семьи

2) противостояние религиозным моральным ценностям;

3) выполнение различных государственных заказов и международных проектов по поддержанию определенной численности народонаселения в различных регионах мира

4) поддержку либеральных взглядов на брак и семью

5) сохранение традиционных взглядов на брак и семью

 

9. НЕЗАКОННОЕ ПРОВЕДЕНИЕ ИСКУССТВЕННОГО ПРЕРЫВАНИЯ БЕРЕМЕННОСТИ ВЛЕЧЕТ ЗА СОБОЙ

1) административную ответственность

2) гражданскую ответственность

3) уголовную ответственность

4) моральную ответственность

5) дисциплинарную ответственность

ЗАНЯТИЕ №13


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: