ТЕХНОЛОГИЯ ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ
Технология проблемного обучения берет свое начало от идей, появившихся в педагогике еще в античности, а затем в эпоху Возрождения.
В отечественной педагогической литературе идеи проблемного обучения актуализируются начиная со второй половины 50-х гг. ХХ века. Так, виднейшие дидакты М.А. Данилов и В.П. Есипов формулируют правила активизации процесса обучения, которые отражают принципы организации проблемного обучения:
-вести обучаемых к обобщению, а не давать им готовые определения, понятия;
-эпизодически знакомить обучаемых с методами науки;
-развивать самостоятельность их мысли с помощью творческих заданий.
В педагогической литературе имеется ряд попыток дать определение проблемного обучения. В психолого-педагогической литературе проблемное обучение рассматривают как фору активного обучения, которое базируется на психологических закономерностях; как обучение, в котором обучающиеся систематически включаются в процесс решения проблем и проблемных задач, построенных на содержании программного материала; как тип развивающегося обучения, в котором сочетаются систематическая самостоятельная поисковая деятельность обучающихся с усвоением ими готовых знаний. Приведем некоторые из них.
|
|
Каждое из определений раскрывает одну из сторон проблемного обучения, а в сумме подчёркиваются главные признаки, которые лежат в основе моделирования занятий в режиме технологии проблемного обучения: 1) создание проблемных ситуаций; 2) обучение учащихся в процессе решения проблем; 3) сочетание поисковой деятельности и усвоения знаний в готовом виде.
Проблемное обучение — это тип обучения, при котором преподаватель, систематически создавая проблемные ситуации и организуя деятельность обучаемых по решению учебных проблем, обеспечивает оптимальное сочетание их самостоятельной поисковой деятельности с усвоением готовых выводов науки.
Общие функции проблемного обучения:
- усвоение студентами системы знаний и способов умственной и практической деятельности;
- развитие интеллекта студентов, т. е. их познавательной самостоятельности и творческих способностей;
- формирование критического, творческого мышления студентов;
- формирование всесторонне и гармонично развитой личности.
Специальные функции проблемного обучения:
- воспитание навыков творческого усвоения знаний (применение системы логических приемов или отдельных способов творческой деятельности);
- воспитание навыков творческого применения знаний (применение усвоенных знаний в новой ситуации) и умений решать учебные проблемы;
|
|
- формирование и накопление опыта творческой деятельности (овладение методами научного исследования, решения практических проблем и художественного отображения действительности);
- формирование мотивов учения, социальных, нравственных и познавательных потребностей.
Три вида проблемного обучения:
-научное творчество — теоретическое исследование, т.е. поиск и открытие обучаемым нового правила, закона, доказательства; в основе этого вида проблемного обучения лежит постановка и решение теоретических учебных проблем;
-практическое творчество — поиск практического решения, т.е. способа применения известного знания в новой ситуации, конструирование, изобретение; в основе этого вида проблемного обучения лежит постановка и решение практических учебных проблем;
-художественное творчество — художественное отображение действительности на основе творческого воображения, включающее рисование, игру, музицирование.
Выделяют четыре уровня проблемного обучения:
1. Уровень обычной активности — это восприятие студентами объяснений преподавателя, усвоение образца умственного действия в условиях проблемной ситуации, выполнение самостоятельных работ, упражнений воспроизводящего характера.
2. Уровень полусамостоятельной активности характеризуется применением усвоенных знаний в новой ситуации и участием студентов в совместном с преподавателем поиске способа решения поставленной учебной проблемы.
3. Уровень самостоятельной активности предусматривает выполнение самостоятельных работ репродуктивно-поискового типа, когда обучаемый самостоятельно работает по тексту учебника, применяет усвоенные знания в новой ситуации, конструирует решение задачи среднего уровня сложности, путем логического анализа доказывает гипотезы с незначительной помощью преподавателя.
4. Уровень творческой активности характеризует выполнение самостоятельных работ, требующих творческого воображения, логического анализа, открытия нового способа решения, самостоятельного доказательства. На этом уровне делаются самостоятельные выводы и обобщения, изобретения; здесь же имеет место и художественное творчество.
Виды методов проблемного обучения:
v Метод монологического изложения – предусматривает последовательное пояснение и демонстрацию педагогом опытов, с целью их подтверждения. Речь педагога сопровождается наглядностями (макеты, иллюстрации, схемы и т.д.) и техническими средствами обучения.
v Рассуждающий метод обучения – направлен на показания образца исследования, путем постановки и рассуждений о решении. Проблемный материал делится педагогом на части, к каждой части готовится комплекс риторических вопросов проблемного характера.
v Метод предполагает форму лекции, риторические вопросы призваны привлечь и удержать внимание учащихся к занятию.
v Диалогический метод изложения – направлен на привлечение учащихся к совместному с педагогом решению проблемы. Данный метод способствует развитию таких качеств как познавательная активность и интерес. Особенность метода заключается в том, что он привлекает к уже известному, но поданному в новом виде материалу.
v Эвристический метод изложения – основан на том, что педагог ставит перед учащимися проблему, но она поделена на части, решение каждой из которых предполагает обучение отдельным способам поиска знаний. Каждая выделенная часть может быть дополнена постановкой отдельных познавательных заданий и задач. Основная форма реализации данного метода заключается в сочетании эвристической беседы с решениями проблемных заданий.
v Исследовательский метод – представляет собой сконструированную педагогом методическую системы проблемных заданий, адаптирует ее под конкретную учебную ситуацию и представляет учащимся. Процесс, решения поставленной проблемной ситуации, осуществляется непосредственно учащимися под руководством педагога. В процессе решения проблемы происходит овладение процедурой творчества, усваиваются методы познавания.
|
|
v Метод программированных заданий – представлен постановкой педагогом системы программированных заданий. Программированные задания – это отдельные элементы, каждый из которых содержит какую-то часть изучаемого учебного материала, представленного в виде вопросов и ответов, либо в виде новых упражнений и заданий.