Материал: квадратная рамка размером 30x30 см; к рамке прикреплена ткань, состоящая из двух половинок. Половинки ткани соединены четырьмя английскими булавками, расположенными горизонтально. Для удобства действий с булавками ткань разделена пополам также и в горизонтальном направлении, так что она состоит из двух одинаковых частей — верхней и нижней, на каждой из которых имеется по две булавки.
Цели: прямая — ребенок учится расстегивать и застегивать английские булавки; косвенная — анализ сложных движений, запоминание последовательности действий, контроль и координация движений, развитие самостоятельности.
Презентация: 1. Учитель говорит: «Тебе нравится эта рамка с булавками? Ты можешь взять ее и отнести на стол». Он указывает ребенку нужную рамку.
2. Ребенок приносит рамку на стол. Учитель садится за стол справа, ребенок — слева. Рамку кладут на стол так, чтобы кромка правой поло- винки ткани была обращена к ребенку.
Примечание: во время презентации учитель работает с двумя булавками на верхней части ткани. Каждое действие он повторяет сначала с верхней, а затем с нижней булавкой.
|
|
3. Большим и указательным пальцами правой руки учитель поворачивает булавку вокруг горизонтальной оси так, чтобы ее острие оказалось снизу. Указательным пальцем правой руки учитель легко нажимает на круглый конец булавки справа, так что головка булавки сдвигается влево. Указательным и средним пальцами левой руки он одновременно придерживает ткань ниже булавки.
4. Большим и указательным пальцами левой руки учитель придерживает головку булавки сверху. Указательным пальцем правой руки он берется за верхний стержень булавки, припаянный к ее головке, а большим пальцем — за нижний подвижный стержень булавки.
5. Большим пальцем правой руки учитель нажимает на нижний стержень булавки и освобождает ее острие. Он убирает обе руки и говорит ребенку: «Булавка расстегнута».
6. Большим и указательным пальцами правой руки учитель берется за круглый конец булавки справа и тянет за него вправо, пока острие булавки полностью не выйдет из ткани. Указательным и средним пальцами левой руки он одновременно придерживает ткань внизу под булавкой.
7. Учитель берется за головку булавки большим и указательным пальцами левой руки сверху, указательный палец правой руки кладет на стержень булавки, припаянный к ее головке, а большим пальцем правой руки нажимает на подвижный стержень булавки рядом с острием, пока булавка не застегнется. Он откладывает булавку в сторону.
8. Когда обе булавки расстегнуты, обе половинки верхней части ткани открывают, затем закрывают.
|
|
9. Учитель говорит: «А сейчас мы снова приколем булавки». Он берет булавку тем же способом, что и в п. 7, и проделывает все действия, описанные в этом пункте, пока не расстегнет булавку.
10. Указательный и средний пальцы левой руки учитель подкладывает под ткань у ее верхней кромки посередине и плотно прижимает ткань сверху большим пальцем левой руки. Правой рукой учитель берет булавку за ее круглый конец и вкалывает ее в ткань так, чтобы булавка располагалась горизонтально.
11. Повторяя действия п. 7, учитель застегивает булавку. Указательным пальцем левой руки учитель легко нажимает на головку булавки слева и немного сдвигает ее вправо так, чтобы оба ее конца выступали из-под ткани примерно на одинаковое расстояние. Он говорит ребенку: «Булавка застегнута».
12. Когда обе булавки застегнуты, учитель предлагает ребенку повторить упражнение самостоятельно.
Особый интерес: расстегивание и застегивание булавки; прикалывание булавки к ткани; острие булавки.
Контроль ошибок: булавки расположены криво; ткань натянута недостаточно туго; булавка не застегнута.
Упражнение: расстегивание и застегивание булавок разной величины и формы.
Расширение словарного запаса: «булавка», «головка булавки», «острие», «приколоть», «расстегивать», «застегивать».
В о з р а с т: около 4 лет.