Тема урока: Вывихи, растяжения, переломы, виды переломов. Первая доврачебная помощь при вывихах и переломах.
Тип урока: Комбинированный.
Цель занятия:
1.Образовательная: обеспечить усвоение учащимися знаний об особенностях повреждений опорно - двигательного аппарата(переломах, ушибах, растяжении, вывихах); объяснить алгоритмы оказания первой помощи при возникновении травм (основные приёмы), а также последствия безграмотного оказания или неоказания помощи при подобного рода травмах. Научить различать травмы по внешним признакам, выделять приоритетные проблемы пострадавшего в возникшей ситуации.
2.Развивающая: Развитие у учащихся, навыков оказания первой
доврачебной медицинской помощи при вывихах, растяжении и переломах. Продолжить формирование умений и навыков работы с различными источниками информации, содействовать возникновению познавательной и исследовательской деятельности.
3. Воспитательная: воспитывать у детей ценностное отношение к своему здоровью, здоровью окружающих. Доказать что целостность и полное функционирование опорно- двигательной системы является одним из главных условий физической составляющей здоровья человека и одним из условий активного образа жизни.
|
|
Межпредметные связи: Биология, ОБЖ.
Методы обучения: Словесный, практический, рассказ, беседа, моделирование ситуации,
проблемный метод.
Материально - техническое обеспечение: Плакаты, шины, аптечка, мультимедийная аппаратура.
Ход урока.
І.Вступительная часть.
1) Построение группы и рапорт командира.
2) Приветствие, проверка внешнего вида и наличия учащихся.
II. Актуализация опорных знаний учащихся.
Проверка усвоения пройденного материала по теме «Виды кровотечений. Доврачебная помощь при кровотечениях (карточки – задания. См. приложение №1). Оценивание.
ІІІ. Мотивация обучения.
Как оказать помощь при чрезвычайных ситуациях?
Постановка проблемной ситуации
- Представьте:
Произошла автомобильная авария. Есть двое пострадавших – женщина и мужчина. Мужчина находился за рулём, женщина – пассажирка. После того, как их извлекли из машины, было видно, что у женщины, кричащей и плачущей от боли, перелом бедренной кости. Нарушение кожных и мышечных покровов, видна часть кости + кровотечение. Мужчина же вёл себя спокойно, был в сознании, но вял и бледен, крови на одежде и на видимых участках тела не было, только стопа правой нижней конечности находилась в неестественном положении (вывернута).
- И вот теперь попробуйте ответить на такие вопросы. Кто больше пострадал во время этой аварии? Кому помощь более необходима? Как нужно поступить? (Учащиеся предлагают решение проблемы).
|
|
- Ребята, вы сами видите, что мнения разделились, так вот, чтобы грамотно разобраться в этой нелёгкой проблеме, давайте сначала разберёмся, какие же бывают травмы ОДС, а потом, когда вы станете более «подкованными» после изучения, мы вернёмся к этой задаче и решим её. Вы согласны со мной?
Просмотр 2-минутного социального ролика «Красивая девушка «получила травму в горах».
IV. Формирование новых знаний. Объявление темы и целей урока.
Изложения нового материала
Вопросы рассматриваемые на уроке:
·
o Понятие об ушибе, растяжении, вывихе и оказание первой помощи при них.
o Понятие о переломах костей и их признаки.
o Виды переломов и их осложнения.
o Первая медицинская помощь при переломах. Наложение транспортной шины.
o Травматический шок и его профилактика.
Рассказ учителя сопровождается презентацией, демонстрируются приемы оказания первой помощи при вывихах и переломах с участием учащихся.
Понятие об ушибе, растяжении, вывихе и оказание первой помощи при них.
Ушиб (контузия) – нарушение мягких тканей возникает чаще всего при падении или ударе; при этом повреждаются подкожная клетчатка, другие мягкие ткани, мелкие сосуды; появляются кровоизлияния или скопления крови (гематомы) в тканях. Ушиб приводит к нарушению функции повреждённого органа.
Признаки: боль, припухлость кровоподтеки, небольшое ограничение движений конечности.
Помощь:
· создать покой повреждённой конечности;
· наложить давящую повязку;
· приложить холод к месту ушиба – пузырь со льдом, холодный компресс.
Растяжение и разрыв связок – при резких движениях в области суставов происходит перерастяжение или разрыв связок, чаще в области голеностопного сустава, реже в других областях (коленный, лучезапястный и другие суставы).
Признаки: острая боль у места прикрепления связок, припухлость кровоподтеки, ограничение движений конечности, иногда кровоизлияние в полость сустава (гемартроз).
Помощь:
· создать покой повреждённой конечности;
· наложить давящую повязку;
· приложить холод к месту ушиба – пузырь со льдом, холодный компресс примерно на 2часа;
· дать обезболивающее;
· растереть место растяжения согревающей мазью (апизатрон, фастум гель и т.д.);
· доставить в лечебное учреждение.
Вывих - повреждение сустава, при котором происходит смещение соприкасающихся в его полости костей с выходом одной из них через разрыв капсулы из полости сустава в окружающие ткани. Он может быть полным, когда суставные поверхности костей перестают соприкасаться друг с другом, и не полный – когда между суставными поверхностями имеется частичное соприкосновение.
Признаки – боль в конечности, деформация в области сустава, отсутствие движения в суставе, фиксация конечности в неестественном положении, укорочение конечности.
Помощь:
· холод на область повреждённого сустава;
· обезболивающие (анальгин, амидопирин и т. д.);
· иммобилизация конечности в том положении, которое она приняла после травмы. Верхнюю конечность подвешивают на косынке или перевязке из бинта, нижнюю – иммобилизуют при помощи шин или подручных средств. Вправление вывиха врачебная процедура;
· пострадавшие нуждаются в госпитализации в лечебное учреждение.
Понятие о переломах костей и их признаки.
Переломы костей скелета – нарушение целостности кости, которое вызывается действием механической силы и сопровождается повреждением мягких тканей.
Переломы подразделяются на:
1. закрытые и открытые;
2. полные (нарушение целостности всей толщи кости); неполные (нарушение части поперечника кости).
Признаки переломов:
· боль на месте перелома;
|
|
· нарушение функции;
· укорочение конечности;
· изменение формы конечности;
· наличие ненормальной подвижности в области повреждения;
· иногда хруст или костная крепитация (трение обломков);
· повышения температуры тела (до 38 градусов);
· при переломах костей черепа, ребер, позвоночника и таза определяются признаки повреждения
головного или спинного мозга, легких, мочевого пузыря, прямой кишки и т.д.