ЗАДАНИЕ ДЛЯ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, НАХОДЯЩЕГОСЯ НА ДИСТАНЦИОННОМ ОБУЧЕНИИ
Преподаватель (Ф.И.О.) | Пономарев Игорь Сергеевич |
Дата и время занятия: | 11.04 14:00 |
Специальность (профессия): | 23.02.07 Техническое обслуживание и ремонт двигателей, систем и агрегатов автомобилей |
Группа: | 2-1арв-18 |
Дисциплина (МДК) | МДК.01.01 Автомобильные эксплуатационные материалы |
Тема урока: | Тормозные жидкости. Эксплуатационные требования к качеству тормозных жидкостей. Марки и применение тормозных жидкостей. |
Цель урока: | 1. Выяснить, зачем нужны жидкости в тормозной системе. 2. Разобраться, какие эксплуатационные требования предъявляют к качеству тормозных жидкостей. |
Краткие теоретические сведения по теме урока
Тормозная система обеспечивает управляемость и замедление автомобиля и является важнейшим элементом безопасности дорожного движения. Тормозные характеристики автомобиля зависят от скорости повышения давления в механизмах торможения, обеспечения их быстродействия с наименьшим запозданием. Гидравлический привод тормозов устанавливают на всех легковых и большинстве грузовых автомобилей.
|
|
Назначение тормозной жидкости состоит в передаче необходимой для торможения энергии от главного цилиндра к колесным цилиндрам, которые прижимают тормозные колодки к тормозным дискам или барабанам.
Давление в гидроприводе тормозов достигает 10 МПа. Рабочая температура тормозной жидкости при движении автомобиля по шоссе колеблется в пределах 60…70°С, на горных трассах и длительном пологом спуске достигает 100…120°С и выше, в дисковых тормозах — 150…190°С. При этом в тормозную систему через резиновые уплотнители и в резервуар с жидкостью проникает влажный воздух.
В результате «увлажнения» тормозной жидкости температура ее кипения понижается. Эксплуатация автомобиля с температурой кипения тормозной жидкости ниже 150°С может привести к ее закипанию и выделению пузырьков газа и пара, перемешиванию с паровыми пузырьками с образованием паровых пробок в системе. С увеличением давления в гидроприводе пузырьки пара дробятся, сжимаются и растворяются. Педаль тормоза начинает «проваливаться», эффективность торможения резко снижается, что может привести к отказам и аварийной ситуации.
Тормозные жидкости должны обладать хорошими вязкостно-температурными и смазывающими свойствами, высокой физической и химической стабильностью, совместимостью с металлами и материалами уплотнений. Основными показателями качества тормозной жидкости являются уровень гигроскопичности (впитывания влаги), температура кипения и морозостойкость.
|
|
Температура кипения тормозной жидкости — важнейший показатель, определяющий предельно допустимую рабочую температуру гидропривода тормозов. Температура кипения зависит от содержания в рабочей тормозной жидкости воды. Поэтому к жидкости для тормозных систем предъявляется требование минимальной гигроскопичности, в том числе для предотвращения коррозии и образования ледяных пробок в зимний период.
Тормозные жидкости используют всесезонно, поэтому важным показателем свойств является их морозостойкость. Критерий морозостойкости определяет стабильную вязкость при низких температурах. С увеличением вязкости пропорционально увеличивается время срабатывания тормозов.
Тормозные жидкости должны иметь хорошие смазывающие и антикоррозийные свойства, быть совместимыми с деталями тормозной системы (с резиновыми манжетами для предотвращения преждевременного их набухания и протечек).
Тормозные жидкости должны соответствовать требованиям стандартов DIN ISO 4925 или FMVSS 116 (США). Современная классификация тормозных жидкостей на гликолевой основе включает в себя классы DOT-3, DOT-4 (наиболее распространенный) и относительно новый класс — DOT-5.1. Эти жидкости полностью совместимы.
В редкой тормозной жидкости DOT-5 в качестве основы применяется силикон. Жидкости не предназначены для работы с антиблокировочными тормозными системами (ABS) автомобилей. Тормозные жидкости DOT-5 не совместимы с жидкостями других классов!
Стандарт ISO 4925 различает тормозные жидкости DOT-4 по классам. Тормозная жидкость DOT4 LV Class 6 обеспечивает работу тормозной системы в широком диапазоне температур и имеет температуру кипения не ниже 265°С.
Для безупречной работы тормозной системы автопроизводители рекомендуют использовать только тормозную жидкость с допуском по своим спецификациям.
Тормозные жидкости класса DOT-3 и DОТ-4 производят на минеральной основе. Температура их кипения находится в пределах 230…250°С.
Тормозная жидкость DOT-5.1 превосходит DОТ-4 по ряду характеристик: температура кипения — в пределах до 275°С, морозоустойчивость, нейтральность к металлам и совместимость со всеми резиновыми уплотнителями.
Срок годности (хранения) тормозной жидкости составляет 3 года.
Тормозные жидкости «Нева», «Томь», «Роса», «Роса-3», «Роса ДОТ-4» готовят на основе двухатомных спиртов — гликолей в смеси с полимерами и присадками. Характеристики тормозных жидкостей приведены в табл. 1.
Тормозная жидкость БСК прозрачная, однородная, красного цвета, без осадков и механических примесей; ранее имела широкое распространение для старых моделей автомобилей (ГАЗ, «Запорожец», «Москвич» и т.д.); непригодна для современных систем с дисковыми тормозами. Жидкость представляет собой смесь равных частей бутилового спирта и растительного касторового масла с добавлением органического красителя.
При температуре ниже -17°С из-за интенсивной кристаллизации жидкость начинает переходить в твердую фазу. Жидкость применяют при температуре окружающего воздуха не ниже -20°С и не выше 30°С. При попадании воды однородность жидкости нарушается. Расслоение жидкости делает ее непригодной к использованию.
|
|
Тормозная жидкость «Нева» на основе гликолей с комплексом присадок (вязкостной, противоизносной, ингибитора коррозии) и красителем имеет цвет от светло-желтого до желтого, прозрачная. Жидкость имеет хорошие вязкостно-температурные свойства (прокачиваемость), противоизносные и защитные характеристики, низкую испаряемость. Эксплуатационные свойства обеспечивают надежную работу тормозных систем автомобилей в интервале температур окружающего воздуха -40…45°С. При поглощении воды расслаивания жидкости не происходит, так как вода хорошо растворима в гликолях. Основной недостаток жидкости — высокая гигроскопичность. Накопление влаги в рабочей тормозной жидкости резко снижает температуру кипения с 180…200 до 120…140°С и безопасность эксплуатации автомобиля.
Рекомендуется для применения в гидроприводе тормозов и сцеплений легковых автомобилей, а также грузовых и легковых автомобилей выпуска до 1985 г. Срок службы ограничен одним годом.
Тормозная жидкость «Томь» разработана взамен жидкости «Нева», совместима с ней при смешивании в любых соотношениях. Представляет собой смесь гликолей (этилкарбитола) и эфиров борной кислоты с добавлением вязкостной (загущающей) и противокоррозионной присадок. По сравнению с тормозной жидкостью «Нева» имеет лучшие эксплуатационные свойства: меньшую гигроскопичность, высокую температуру кипения при обводнении и улучшенные противоизносные и противокоррозионные свойства. Тормозная жидкость «Томь» обеспечивает надежную работу гидропривода тормозов и сцеплений всех моделей легковых и грузовых автомобилей, за исключением моделей ВАЗ с передним приводом. Работоспособна при температуре окружающего воздуха -40…45°С. Срок службы два года.
Тормозные жидкости «Роса», «Роса-3», «Роса ДОТ-4» — представляют собой композиции на основе борсодержащих соединений, антиокислительных и противокоррозионных присадок, имеют хорошие эксплуатационные свойства, в частности высокотемпературную стабильность. Их можно использовать в системах всех типов современных автомобилей при температуре окружающей среды -40…45°С. Совместимы с тормозными жидкостями «Нева», «Томь» в любых соотношениях. Срок службы три года.
|
|
В автомобилях используются только рекомендованные в инструкциях по эксплуатации марки тормозных жидкостей. Все тормозные жидкости огнеопасны, ядовиты и токсичны — попадание на кожу человека приводит к дерматитам.
Жидкости при утечке могут вступать в контакт с кузовом и разъедать лакокрасочное покрытие.
Зарубежными аналогами жидкостей «Нева», «Томь» являются жидкости, соответствующие международной классификации DОТ-3 (температура кипения свыше 205°С), жидкостей «Роса» — DОТ-4 (температура кипения свыше 230°С). Смешение указанных жидкостей с маркой БСК недопустимо. Недопустимо также смешение любой тормозной жидкости с топливом и маслами. Нефтепродукты разрушают резиновые детали тормозной системы и приводят к ее отказу. Запрещается применение в тормозной системе смесей спирта и глицерина и т.д.
Таблица 1 - Характеристики тормозных жидкостей
Задание для самостоятельной работы на уроке:
1.Написать конспект по плану базового учебника.
2.https://forms.gle/C55z9rcqzjE6GBvm7
Отчёт по выполненному 1-му заданию выслать в виде фотографии в ВКонтакт (https://vk.com/id400889738).
Домашнее задание:
Базовый учебник: изучение главы 8.3. (стр. 109-110).
Ответы на вопросы:
1. Перечислите требования к тормозным жидкостям.
2. Назовите марки и дайте краткую характеристику тормозных жидкостей на касторовой основе.
3. Назовите марки и дайте краткую характеристику тормозных жидкостей на гликолевой основе.
4. Назовите особенности маркировки и дайте краткую характеристику тормозных жидкостей на синтетической основе.
Отчёт в виде ответов на контрольные вопросы выслать в виде фотографии в ВКонтакт (https://vk.com/id400889738).
Базовый учебник (другие источники):
Кириченко Н.Б. Автомобильные эксплуатационные материалы: учебник для студ. учреждений сред.проф.образований.
Контактные данные преподавателя для обратной связи: | Уважаемые студенты, выполненные задания для самостоятельной работы на уроке просьба присылать в ВКонтакте (https://vk.com/id400889738) или электронную почту не позднее 15 мин. после проведения занятия по расписанию. Выполненную домашнюю работу присылать не позднее даты проведения следующего учебного занятия. |
Электронная почта преподавателя: | igorponomarev93@gmail.com |