Самостоятельная работа по теме «Жанры научного стиля»

 

1. Ознакомьтесь со словарными статьями.

2. Выделите структурно-смысловые блоки текста и их иерархию в статье № 1 – «Жанры научной литературы». Составьте развернутый план статьи.

3. Составьте обзорный конспект всех приведенных статей. В конспекте должна содержаться следующая информация:

а) перечень жанров научного стиля, их классификации;

б) характеристика аннотации, доклада, статьи, тезисов как жанров научного стиля.

4. Исходя из информации, содержащейся в словарных статьях, составьте краткие рекомендации по составлению тезисов.

Стилистический энциклопедический словарь русского языка. — М:. " Флинта ", " Наука ". Под редакцией М. Н. Кожиной. 2003.

Жанры научной литературы – исторически сложившиеся устойчивые типы произведений науч. литературы, обладающие функционально-стилевой спецификой и стереотипной композиционно-смысловой структурой.

Науч. стиль речи реализуется в крупных и малых Ж.н.л. К первым относятся монография (индивидуальная и коллективная), диссертация, энциклопедия, словарь, справочник, учебник, учебное пособие; ко вторым – статья в периодическом или непериодическом издании, реферат, аннотация, тезисы, обзор, рецензия, хроника и др. Малые Ж.н.л. выделяются не только по количественному признаку. Обычно они не обладают отдельностью: статьи, рецензии, хроники, рефераты помещаются в журналах и сборниках. В крупных Ж.н.л., напр. в учебнике, соседние части подчинены целому, даже при разном авторстве, т.е. связаны как логико-смысловой, так и внешней линейной связью.

Известны различные классификации Ж.н.л. В зависимости от степени обобщения науч. сведений выделяются первичные науч. произведения и вторичные. Целевое назначение первичных Ж.н.л. состоит в изложении первичных науч. сведений, получаемых в процессе исследований. В отличие от них, вторичные науч. произведения информируют только о конечных результатах исследований, полученных в процессе аналитико-синтетической переработки первичных науч. текстов. Каждый из данных типов текста реализуется в соответствующей системе Ж.н.л., которые объективируют конкретные коммуникативно-прагматические функции в рамках общей функции науч. стиля – объяснения явлений природы и социальной жизни: собственно научный (академический) тип реализуется в монографиях, статьях, диссертациях, тезисах, докладах, сообщениях, выступлениях, научно-технических отчетах и т.п.; информационно-реферативный – в рефератах, обзорах, аннотациях, резюме; справочно-энциклопедический – в энциклопедиях, словарях, справочниках; научно-оценочный – в рецензиях, отзывах, экспертных заключениях, полемических выступлениях, дискуссиях; научно-учебный – в учебниках, учебных пособиях, курсах лекций; научно-методический (инструктивный) – в методических пособиях, программах, рекомендациях, инструкциях; научно-деловой – в патентах, авторских свидетельствах, описаниях изобретений, стандартах, технических условиях, спецификациях, рекламациях (Брандес М.П., 1983; Ванников Ю.В., 1984; Троянская Е.С., 1989 и др.).

В зависимости от композиционно-смысловой организации Ж.н.л. подразделяются на Ж.н.л. с "открытой", "свободной", "мягкой" структурой – статьи, монографии, рецензии, тезисы и нек. др. и Ж.н.л. с жестко фиксированной структурой – патенты, авторские заявки, стандарты и др.; промежуточные формы – рефераты (в том числе авторефераты диссертаций), аннотации.

Е.С. Троянская вводит полевое представление жанровой структуры науч. стиля, выделяя в нем три зоны: ядерную, периферийную и пограничную, подчеркивая при этом, что "отнесение жанров к различным зонам науч. стиля носит весьма неоднозначный характер" (Троянская Е.С., 1989, с. 91). Ядерную зону образуют ведущие жанровые разновидности, репрезентирующие новое науч. знание, – собственно науч. статья, монография, диссертация, научно-технический отчет, тезисы, в которых находит свое наиболее яркое выражение стандарт стиля. К периферийной области относятся жанровые разновидности, в которых лингвостилистические характеристики, присущие науч. стилю в целом, выражены в меньшей степени, – реферат, аннотация, справочники, рецензия, отзыв, курс лекций, инструкция и др. Пограничную зону составляют Ж.н.л., представляющие собой межжанровые образования (напр., рецензия-рекомендация) и межстилевые Ж.н.л. (рекламная статья, научно-публицистическая статья, комментарий в науч. и публиц. стилях и др.). Пограничная область неоднородна, ей свойственны контрастные лингвостилистические характеристики, идущие от различных стилей. Например, патент, стандарт, договор, акт, заявка и т.д. всегда репрезентируют пограничную зону, сближающуюся с науч. произведениями оф.-дел. стиля. Чем дальше Ж.н.л. от ядра, тем слабее его стилевая выраженность. Кроме того, чем меньшее место в общем объеме публикаций занимает та или иная жанровая разновидность, тем меньше она влияет на языковые особенности Ж.н.л. в целом. На самом краю пограничной области располагается научно-популярная и научно-публицистическая литература.

 

Тезисы – краткая запись содержания науч. исследования в виде основных, сжато сформулированных положений.

По содержанию Т. бывают первичными, т.е. авторскими, и вторичными, созданными на основе чужого текста. Оригинальные Т. предназначаются для научно-делового общения, публикуются в виде сборника и обычно распространяются между участниками форума до его начала. Кроме того, Т. как бы создают аудиторию "заочных" участников форума, для которых важно в предельно экономной форме представить его содержание. Наконец, Т. имеют и более долговременного адресата – массу специалистов, заинтересованных в получении соответствующей информации и в поисковой ориентировке. Публикуемые Т. обычно совмещают все три предназначения, которые должны учитываться в первую очередь автором, а также редактором и читателем.

Т. предполагают определенную и строго нормативную композиционно-смысловую структуру, состоящую из 1) преамбулы (содержащей ввод в проблематику, обоснование ее актуальности, представление предмета исследования), 2) основного тезисного изложения (3–6 тезисов, составляющих предметно-логическое единство), 3) заключительного тезиса (итога изложенному). Заключительный тезис обычно необходим при комбинаторной усложненности основного тезисного изложения или при необходимости целостной подытоживающей экспликации выводного знания.

Строго логическое членение тезисного содержания подчеркивается рубрикацией, а в определенных случаях и выделением абзацев под одной рубрикой. Выделение первой и третьей структурной части под отдельной рубрикой или в отдельный абзац не обязательно – они могут примыкать к последующей или предыдущей части. По стилю изложения различают два типа тезисов: глагольного (с преобладанием глагольных сказуемых) и именного строя (с преобладанием имен существительных). На практике Т. часто имеют вид мини-статьи.

Взаимосвязи отдельных тезисов в рамках основного тезисного изложения могут осуществляться в различных комбинациях: по принципу причинно-следственной последовательности, по принципу индуктивного соподчинения, по принципу дедуктивного соподчинения, а также в различных комбинациях компонентов этих трех типов. В тезисном произведении должна четко просматриваться строгая логическая схема целого, и ему не свойственно затрудняющее мышление многообразие частных комбинаций. Обычно последовательное причинно-следственное соединение комбинируется с индуктивным или (реже) с дедуктивным соподчинением.

К Т. больше, чем ко многим другим Ж.н.л., применимы строгие требования стилистической чистоты и однородности речевой манеры. Здесь в принципе недопустимы эмоционально-экспрессивные метафоры, перифразы, инверсии, эллипсисы, восклицания и иные иностилевые включения, смещения способов речевого оформления, неточности и небрежности в оформлении. Тезисы основного изложения имеют, как правило, характер модально-утверждающего умозаключения, а не характер конкретно-фактологической констатации, что требует определенной речевой формы.

Общей нормой стиля Т. является высокая насыщенность высказывания предметно-логическим содержанием. Эта норма реализуется в оптимальном преодолении противоречия между содержательной концентрацией и коммуникативной доступностью. Нарушения данной нормы находят следующие типичные проявления: 1) чрезмерная усложненность фразы, затрудняющая восприятие и сохранение в памяти ее содержания; 2) содержательная недогруженность фразы (низкий удельный вес научно значимой информации); 3) чрезмерное дробление фраз "ради простоты", приводящее к дроблению самой мысли, затрудняющее установление взаимосвязей между ее фрагментами, а также часто привносящее ложную эмоциональную экспрессию. Трудности содержательного восприятия фразы зависят не только от ее длины, но и от характера построения. Даже длинная фраза может легко восприниматься при логически прозрачном и последовательном движении мысли, а также соответствующем этому движению четком и однозначном языковом оформлении. Напротив, если части словосочетания разбиваются широко распространенной вставкой, если предикативная основа обрастает многочисленными оборотами и "оборотами в оборотах", попутными замечаниями и оговорками, то фраза и при небольшой длине часто становится трудновоспринимаемой, раздражает читателя, запутывает его.

 

Словарь лингвистических терминов: Изд. 5-е, испр-е и дополн. — Назрань: Изд-во "Пилигрим". Т.В. Жеребило. 2010.

 

Статья как жанр собственно научного подстиля ориентирована на раскрытие актуальной проблемы; она может принадлежать одному или нескольким авторам; адресована специалистам в той или иной области науки.

 

Доклад как жанрсобственно научного подстиля включает сообщение об основных результатах исследования, сопровождаемое характеристикой актуальности исследуемой темы, цели исследования, гипотезы, задач исследования. В докладе могут характеризоваться используемые автором методы исследования, материал, обосновывается теоретическая и практическая значимость. Определяется перспектива исследуемой темы.

 

Тезисы

1) Жанр научной литературы, представляющий собой краткую запись содержания научного исследования в виде основных положений, сформулированных в сжатой форме. Они подразделяются:

а) на первичные (авторские) и б) вторичные, созданные на основе чужого текста. Первичные, оригинальные тезисы предназначены для научно-делового общения, публикуются в виде сборника тезисов, распространяются между участниками форума до его начала. Тезисы рассчитаны также на долговременного адресата – специалистов, заинтересованных в получении соответствующей информации и в поисковой ориентировке. Для тезисов характерна строго нормативная композиционно-смысловая структура, включающая:

а) преамбулу, содержащую ввод в проблематику, обоснование ее актуальности, представление предмета исследования;

б) основное тезисное изложение – 3-7 тезисов, составляющих предметно-логическое единство;

в) заключительный тезис, ориентированный на целостную подытоживающую экспликацию выводного знания. К тезисам применяются строгие требования стилистической чистоты и однородности речевой манеры.

2) Один из видов творческих работ учащихся обучающего и контрольного характера. Читая текст предложенной для работы статьи, ученик излагает основную мысль абзаца в форме предложения. Тезисы могут использоваться как опорный материал для пересказа текста.

 

Аннотация – жанр научно-информативного подстиля. Для аннотации как жанра научно-информативного подстиля характерны следующие особенности:

I. Ситуация общения:

1) общение с читателями как получателями информации о новинках в области художественной, научной, публицистической и пр. литературы;

2) основная функция общения - информативная;

3) основная задача – описать существенные признаки предмета речи.

II. Стилевые черты:

1) точность;

2) обобщенность.

III. Языковые средства:

1) выражающие точность речи: однозначные слова; термины; двусоставные предложения с независимым инфинитивом в роли сказуемого;

2) выражающие обобщенность речи: краткие прилагательные для выражения постоянного свойства предметов; глаголы в форме 3-го лица настоящего времени со значением постоянного, вневременного действия.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: